Анализ прибыли. Система показателей доходности (рентабельности) и их значение для оценки финансового состояния предприятия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функционирование предприятия независимо от видов деятельности и форм собственности в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль.

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важным фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед кредиторами и инвесторами. Прибыль – важнейший обобщающий показатель в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.

Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать прибыль (убыток) от основной деятельности: продажи товара, продукции, работ, услуг; прочие доходы и расходы: проценты к получению (к уплате), доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и расходы, финансовые результаты от внереализационных операций; прибыль (убыток) дол налогообложения и чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

Прибыль (убыток) от основной деятельности включает в себя прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и определяется как разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Прочие доходы и расходы включают проценты к получению (к уплате), прочие операционные доходы (расходы), финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) до налогообложения представляет алгебраическую сумму прибыли (убытка) от основной деятельности и прочих доходов и расходов.

Чистая прибыль (убыток) определяется как разность между суммой прибыли (убыток) до налогообложения уменьшенной на сумму текущего налога на прибыль и чрезвычайных расходов, и увеличенной на сумму чрезвычайных доходов

Анализ финансовых результатов следует начинать с общей оценки динамики величины и состава прибыли до налогообложения, установить структуру прибыли.

Обобщенная информация о финансовых результатах представлена в формах бухгалтерской отчетности:

- Форма №1 «бухгалтерский баланс»

- Форма №2 «отчет о прибылях и убытках»

Кроме того, при анализе используются данные бизнес-плана и аналитического бух. Учета к счету 90 «продажи», счету 91 «прочие доходы и расходы» и счету 99 «прибыль и убытки».

Основными задачами анализа финансовых результатов являются:

- Оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности)

- Определение направленности и размера влияния отдельных факторов на динамику прибыли и уровень рентабельности

- Оценка эффективности бизнеса

- Определение оптимальной величины прибыли (предельный анализ)

Рассмотрим методику анализа влияния факторов на прибыль от реализации продукции.

Динамика прибыли от реализации формируется под воздействием следующих факторов:

1.Расчёт влияния на прибыль изменения продажных цен :

Р1 = выручка от фактической реализации продукции в текущих ценах N1(Р1)- выручка от фактической реализации продукции в базисных ценах N1(Р0)

2.Расчёт влияния на прибыль изменения уровня себестоимости продукции:

Р2 = фактическая себестоимость продукции в базисных ценах S1(Р0)- фактическая себестоимость продукции в текущих ценах S1(Р1)

3.Расчёт влияния на прибыль изменения объёма реализации продукции:

Р3 = прибыль прошлого года Р0(Ро) Х рост или снижение К объёма реализации

К роста объёма реализации = фактическая выручка от реализации в базисных ценах N1(Р0) / выручка прошлого года N0(Р0)

4.Расчёт влияния на прибыль изменения структуры реализованной продукции:

Р4= прибыль от фактической реализации в базисных ценах Р1(Р0) – прибыль прошлого года Р0 (Р0) – Р 3

5.Расчёт общего изменения прибыли от реализации продукции:

Р = Р1 – Р0

Где: Р1 – прибыль отчётного года; Р0 – прибыль базисного года.

Р = Р1 – Р0 = Р1 + Р2 + Р3 + Р4

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности. Показатели экономического эффекта характеризуются результатами деятельности предприятия. Это абсолютные показатели объема, их можно сравнивать в пространстве и во времени. В зависимости от уровня организации, отраслевой принадлежности предприятия. К показателям экономического эффекта относят: ВВП, ВНП, НД, валовой доход от реализации продукции, товаров, слуг. Основным результативным показателем характеризующим безубыточность деятельность предприятия является прибыль. Экономическая эффективность характеризуется показателями соизмеряющими экономический эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. В общем виде экономическая эффективность определяется следующей формулой:

Экономическая эффективность = экономический эффект/ ресурсы (затраты).

Чем выше уровень показателя экономической эффективности, тем выше эффективность хозяйствования предприятия как самостоятельных товаропроизводителей.

Показателями, характеризующими относительную доходность, или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или имущества являются показатели рентабельности.

Анализ рентабельности проводится по показателям, экономический смысл которых заключается в том, что они характеризуют прибыль полученную с каждого рубля средств, вложенных в деятельность предприятия.

Основные задачи при анализе рентабельности:

1.сопоставление показателей рентабельности при анализе предприятия.

2.сравнение показателей рентабельности данного предприятия с показателями рентабельности аналогичного предприятия.

3.анализ факторов, повлиявших на изменение уровня рентабельности.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 226.