Понятие рейтинга. Методики рейтинговых оценок. Определение характера кредитных отношений с клиентом на основе результатов анализа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рейтинговая система оценки предусматривает, прежде всего, выбор и обоснование используемой для нее системы показателей и их классификац2ию по группам. Эти группы ранжируются, в зависимости от значимости каждой из них в оценке с позиции банка, предоставляющего ссуду. А при краткосрочном и среднесрочном кредитовании наибольшее значение имеют показатели, характеризующие кредитоспособность и финансовую устойчивость клиента. При долгосрочном кредитовании, проектом финансирования и совместной деятельности приоритетными будут показатели структуры имущества и эффективности деятельности предприятия.

По результатам ранжирования определяются веса этих критериев для оценки полученных фактических показателей. По каждому показателю, включенному в классификационную группу, определяются либо верхние и нижние критериальные границы, либо их оптимальные значения, на основе которых показатели распределяются по классам. В результате сопоставления фактически достигнутого уровня с выбранным критериальным уровнем устанавливается бальная оценка.

В зависимости от количества выбранных баллов предприятие – заемщика относят к определенному классу.

Высший класс образуют заемщики с абсолютно устойчивым финансовым положением, что подтверждается высоким рейтингом, как общим так и по укрупненным группам показателей.

К первому классу относятся заемщики, финансовое состояние которых, в общем, устойчиво, но имеются незначительные отклонения от нормы по отдельным показателям, ко второму классу – заемщики, имеющие признаки финансовой напряженности, для преодоления которой у предприятия есть потенциальные возможности; к третьему классу – заемщики повышенного риска, способные преодолеть напряженность своего финансового состояния лишь за счет каких-либо радикальных преобразований (приватизации, обновления продукции, реконструкции, диверсификации и др.).; к четвертому классу – заемщики с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.

В качестве примера можно привести другую систему оценки кредитоспособности клиента (рейтинговая оценка)

В основе определения класса кредитоспособности клиента лежит материальный уровень показателей и их рейтинг. Особенности организации оборотных средств в нашей стране не позволяют прямо использовать критериальные уровни коэффициентов ликвидности и покрытия, применяемые в мировой практике. Создание шкалы критериальных уровней в стартовой период работы коммерческих банков может опираться на средние величины соответствующих коэффициентов. Они рассчитываются на основе фактических данных однородных предприятий. Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием для отнесения заемщика ко второму классу, выше средних к первому, а ниже средних к третьему. Рейтинг, или значимость, показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссу4дном рынке.

Заключительный этап анализа деятельности организации – составление картотеки кредитоспособности и платежеспособности клиентов коммерческого банка, определение характера кредитных и других отношений.

В картотеке определяется окончательный рейтинг предприятия по классу, вытекающему из основных показателей кредитоспособности, а также по дополнительным показателям.

Основными показателями являются выбранные финансовые коэффициенты или коэффициенты денежного потока ((общий денежный поток) / (долговые обязательства)). Дополнительными показателями могут быть также финансовые коэффициенты кредитоспособности, а также показатели, используемые для общеэкономического анализа и платежеспособности предприятия.

Картотека кредитоспособности клиента – основа построения отношений банка с клиентом, предоставления ему кредитных, инвестиционных и прочих услуг. Первоклассные клиенты могут получать от банка льготные, но самые рискованные для банка виды ссуд – контокоррентные, овердрафт, кредит в оборотные средства (по специальному счету) без жесткого ограничения долга размером кредитной линии (лимита), порядок определения и размер процентной ставки, требования банка ко вторичному источнику погашения долга. В результате анализа кредитоспособности и платежеспособности клиента лежат определенные условия кредитования, которые отражаются в кредитном договоре.

Анализ финансовой устойчивости клиента наряду с изучением рынка определяет, какие услуги можно предлагать ему: вид вклада, консультационные, информационные, инвестиционные, посреднические и др. услуги.

Анализ коэффициентов кредитоспособности и денежного потока позволяет определить слабые звенья в управлении организацией, а на этой основе – условия кредитования.

В качестве таких условий на срок кредитования могут быть названы в кредитном договоре следующие:

- Поддержание оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности на определенном уровне

- Доведение коэффициентов ликвидности и автономии до определенного уровня

- Обеспечение прироста собственного капитала и т.д.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 183.