И экономической безопасности государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоги— обязательные сборы, взимаемые государством с экономи­ческих агентов. Налоги выступают неотъемлемым существенным признаком, монопольным правом и необходимым условием существо­вания государства.

Налоги выполняют двеосновные функции:

а) фискальную,означающую, что из налоговых поступлений про­исходит финансирование государственных расходов для созда­ния общественных благ, поставляемых государством;

б) регулирующую,суть которой заключается в фактическом пере­распределении государством национального дохода, посредством которого увеличивается или сокращается платежеспособный спрос отдельных групп экономических агентов, усиливаются или ослабляются стимулы к накоплению капитала, оказывается влия­ние на уровень экономической активности в стране и темпы эко­номического роста.

Налоговая (фискальная) политика— есть совокупность меропри­ятий, выполняемых государством в процессе формирования доходной части государственного бюджета. Использование инструментов осу­ществления фискальной политики принимает название налоговой си­стемы. Выделяют четыре группы инструментов:

• способы определения налогооблагаемой базы (виды налогов);

• налоговые ставки;

• налоговые льготы;

• способы распределения и взимания налогов.
Налоги подразделяются:

а) в федеративных государствах — на федеральные (налоги федерального правительства); региональные (налоги субъектов Фе­дерации); местные (муниципальные налоги);

б) в унитарных государствах — на налоги центрального правительства и налоги местные (муниципальные).

В зависимости от способов определения налогооблагаемой базы налоги делятся на:

прямые— взимаются непосредственно с доходов (подоходные)
и стоимости имущества (поимущественные) экономических аген­тов;


159

· косвенные— рассчитываются как доля от цены продукции или ее различных элементов («налоговый оклад») и включаются в цену или тариф оплачиваемых покупателем товара, работы, услуги.

Основу налоговой системыРоссии составляют:

· налог на прибыль;

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы и таможенные сборы;

· налог на имущество предприятий и организаций;

· подоходный налог с физических лиц;

· плата за землю;

· обязательные платежи во внебюджетные фонды.

Налоги являются важной составляющей экономической и финансовой безопасности, поскольку обеспечивают все уровни экономической системы финансовыми ресурсами. Налоговая компонента охватываетбезопасность общества, государства, регионов, предприятий, семьи, отдельного человека. В нашей стране в настоящее время более половины доходов государственного бюджета обеспечивается за счет налоговых поступлений. Аналогичное положение характерно и для многих других стран мира.

Интересыобщества, государства, личности непосредственно связаны с налоговой системой. Не случайно налоговая политика в современных условиях российской действительности выступает важным объектом осуществления рыночных реформ. Налоговый потенциал страны пред­определяется ее экономическим потенциалом. Это одна связь. Вторая связь состоит в том, что налоги прямым образом влияют на состояние экономики,бюджетной системы, органов местного самоуправления.

Роль налогов и налоговой политики в экономической безопасности определяется общими принципами, показателями и критериями. Налоги одновременно являются и фактором финансовой безопасности, ибо способствуют такому состоянию финансовой системы, при которой создаются условия для социально-экономической стабильности общества, государства, регионов, предприятий и человеческой личности.

Налоги и налоговая политика в системе экономической и финансовой безопасности выступает как:

· ресурс в руках государственной власти;

· инструмент влияния на социально-экономические процессы;

· фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплателыциков и территорий.


 



161


 


Следовательно, налоги и налоговая политика представляет собой с одной стороны, ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности и фактор риска и зависимости — с другой В первом случае они выполняют положительную роль, во втором - отрицательную. Значение налогов и налоговой политики как фактора экономической безопасности или угрозы определяются конкретными условиями, спецификой этапа экономического развития, характера экономической политики, осуществляемой государством, стабильно­стью государственной власти.

Для стимулирования инвестиционной деятельности и, следова­тельно, экономического роста в России введены следующие методы:

• применение механизма ускоренной амортизации малыми и высокотехнологичными предприятиями;

• освобождение от налогообложения прибыли вновь созданных
производств (стоимостью более 20 млн руб.) на период окупае­мости, но не свыше трех лет;

• освобождение от налогообложения прибыли, использованной на
финансирование инвестиций в основные фонды материального
производства;

• инвестиционный налоговый кредит;

• налоговое стимулирование лизинговой деятельности.

Эти методы налогового стимулирования инвестиций должны пози­тивно сказаться на привлечении инвестиций в экономику России, по­скольку они позволят обновить парк машин и оборудования, что край­не необходимо, ибо материальный износ, например, в промышленности РФ составляет свыше 60%.

В системе налогообложения России действуют и негативные тен­денции, в результате чего имеют место большие налоговые потери. Конкретными факторами этих тенденций являются:

• неисполнение налогового законодательства плательщиками;

• неуплата налогов в связи с неустойчивостью финансового состояния налогоплательщиков, вызванного экономической стагнацией;

• уклонение теневого капитала от уплаты налогов в связи с утай­кой прибыли и финансовых оборотов;

• неустойчивость государственной власти, коррумпированность
чиновников, отсутствие ответственности субъектов хозяйствен­ной деятельности перед законом.

Утайка фактической величины прибыли на предприятии создает условия небольшой группе должностных лиц выплачивать подавляю-


щей массе наемных работников низкую заработную плату или задерживать ее выплату, что вызывает социальное недовольство, которое может стать реальной угрозой государственному строю. Речь, следовательно, идет о социальной безопасности государства.

В качестве основных принциповсистемы налогообложения могут быть:

· унифицированность взимания налогов безотносительно к формам собственности, роду деятельности и источнику доходов, кроме незаконных;

· исключение двойного налогообложения одного и того же объекта;

· оптимальное сочетание общепринятого и льготного налогообложения;

· социально справедливое распределение налогового бремени между различными категориями и группами налогоплательщиков;

· стабильность и долговременность налоговых ставок и тарифов.

Налоговая система России.Современная российская налоговая система существует с января 1992 г., когда вступили в действие законы о налогах, принятые в ноябре-декабре 1991 г. Базовым законом является Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Создание новой налоговой системы было вызвано преобразованиями начала 90-х гг. ХХ в., отвечающими требованиям рыночной экономики.

Характерной особенностью налоговой системы РФ 90-х гг. была ее нестабильность при высоких ставках налогов. Вводились и затем отменялись новые налоги (например, специальный налог на поддержание важнейших отраслей экономики, налог на превышение фонда оплаты труда, на покупку иностранных денежных знаков и др.). Многократно менялись ставка налога на прибыль, шкала подоходного налога, ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Крайне запутанным было налоговое законодательство, законы дополнялись и изменялись многочисленными ведомственными инструкциями. Права налогоплателыциков не были в достаточной мере защищены, а политика налоговых органов приобретала все более фискально-карательный характер.

Необходимость осуществления масштабной налоговой реформы стала несомненной после финансового кризиса 1998 г. в России. В основу налоговой системы были положены следующие принципы:

· ослабление общей налоговой нагрузки и облегчение налоговой

нагрузки на фонд оплаты труда;

· усиление справедливости налоговой системы посредством отказа от неэффективных налоговых льгот;


 



 


163


 






2io a

• облегчение налоговой системы, нацеленной на уменьшение чис­ла налогов и сборов;

• гарантия стабильности налоговой системы и четкости объемов
налоговых платежей на долгий период;

• создание условий для прямого действия законодательства о на­логах и сборах;

• значительное повышение уровня уплаты налогов и сборов.

Принципиальное значение в реализации налоговой реформы име­ло вступление в действие с 1 января 1999 г. общей части Налогового кодекса РФ, содержащей важные инструменты качественно новой на­логовой системы. В 2000-2003 гг. были отменены оборотные налоги с выручки от реализации товаров (работ, услуг), на реализацию горю­че-смазочных материалов, упрощена система налогообложения, свя­занная с оплатой труда. С 1 января 2001 г. введена единая «плоская» ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%, единый соци­альный налог. С 2002 г. введен новый режим уплаты налога на при­быль организаций. С 1 января 2003 г. вступили в силу специальные режимы налогообложения при применении упрощенной системы для субъектов малого предпринимательства и единого налога на вменен­ный для отдельных видов деятельности.

Основу налоговой системыРоссии составляют:

• налог на прибыль;

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы и таможенные сборы;

• налог на имущество предприятий и организаций;

• подоходный налог с физических лиц;

• плата за землю;

• обязательные платежи во внебюджетные фонды.

К 2006 г. налоговая система России по перечню применяемых нало­гов и широте налоговой базы по ним практически вышла на один уро­вень с большинством стран ОЭСР и приняла следующую структуру (рис. 6.2).

Государственный долг


























Дата: 2016-10-02, просмотров: 181.