Налоги— обязательные сборы, взимаемые государством с экономических агентов. Налоги выступают неотъемлемым существенным признаком, монопольным правом и необходимым условием существования государства.
Налоги выполняют двеосновные функции:
а) фискальную,означающую, что из налоговых поступлений происходит финансирование государственных расходов для создания общественных благ, поставляемых государством;
б) регулирующую,суть которой заключается в фактическом перераспределении государством национального дохода, посредством которого увеличивается или сокращается платежеспособный спрос отдельных групп экономических агентов, усиливаются или ослабляются стимулы к накоплению капитала, оказывается влияние на уровень экономической активности в стране и темпы экономического роста.
Налоговая (фискальная) политика— есть совокупность мероприятий, выполняемых государством в процессе формирования доходной части государственного бюджета. Использование инструментов осуществления фискальной политики принимает название налоговой системы. Выделяют четыре группы инструментов:
• способы определения налогооблагаемой базы (виды налогов);
• налоговые ставки;
• налоговые льготы;
• способы распределения и взимания налогов.
Налоги подразделяются:
а) в федеративных государствах — на федеральные (налоги федерального правительства); региональные (налоги субъектов Федерации); местные (муниципальные налоги);
б) в унитарных государствах — на налоги центрального правительства и налоги местные (муниципальные).
В зависимости от способов определения налогооблагаемой базы налоги делятся на:
• прямые— взимаются непосредственно с доходов (подоходные)
и стоимости имущества (поимущественные) экономических агентов;
159
· косвенные— рассчитываются как доля от цены продукции или ее различных элементов («налоговый оклад») и включаются в цену или тариф оплачиваемых покупателем товара, работы, услуги.
Основу налоговой системыРоссии составляют:
· налог на прибыль;
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы и таможенные сборы;
· налог на имущество предприятий и организаций;
· подоходный налог с физических лиц;
· плата за землю;
· обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Налоги являются важной составляющей экономической и финансовой безопасности, поскольку обеспечивают все уровни экономической системы финансовыми ресурсами. Налоговая компонента охватываетбезопасность общества, государства, регионов, предприятий, семьи, отдельного человека. В нашей стране в настоящее время более половины доходов государственного бюджета обеспечивается за счет налоговых поступлений. Аналогичное положение характерно и для многих других стран мира.
Интересыобщества, государства, личности непосредственно связаны с налоговой системой. Не случайно налоговая политика в современных условиях российской действительности выступает важным объектом осуществления рыночных реформ. Налоговый потенциал страны предопределяется ее экономическим потенциалом. Это одна связь. Вторая связь состоит в том, что налоги прямым образом влияют на состояние экономики,бюджетной системы, органов местного самоуправления.
Роль налогов и налоговой политики в экономической безопасности определяется общими принципами, показателями и критериями. Налоги одновременно являются и фактором финансовой безопасности, ибо способствуют такому состоянию финансовой системы, при которой создаются условия для социально-экономической стабильности общества, государства, регионов, предприятий и человеческой личности.
Налоги и налоговая политика в системе экономической и финансовой безопасности выступает как:
· ресурс в руках государственной власти;
· инструмент влияния на социально-экономические процессы;
· фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплателыциков и территорий.
161
Следовательно, налоги и налоговая политика представляет собой с одной стороны, ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности и фактор риска и зависимости — с другой В первом случае они выполняют положительную роль, во втором - отрицательную. Значение налогов и налоговой политики как фактора экономической безопасности или угрозы определяются конкретными условиями, спецификой этапа экономического развития, характера экономической политики, осуществляемой государством, стабильностью государственной власти.
Для стимулирования инвестиционной деятельности и, следовательно, экономического роста в России введены следующие методы:
• применение механизма ускоренной амортизации малыми и высокотехнологичными предприятиями;
• освобождение от налогообложения прибыли вновь созданных
производств (стоимостью более 20 млн руб.) на период окупаемости, но не свыше трех лет;
• освобождение от налогообложения прибыли, использованной на
финансирование инвестиций в основные фонды материального
производства;
• инвестиционный налоговый кредит;
• налоговое стимулирование лизинговой деятельности.
Эти методы налогового стимулирования инвестиций должны позитивно сказаться на привлечении инвестиций в экономику России, поскольку они позволят обновить парк машин и оборудования, что крайне необходимо, ибо материальный износ, например, в промышленности РФ составляет свыше 60%.
В системе налогообложения России действуют и негативные тенденции, в результате чего имеют место большие налоговые потери. Конкретными факторами этих тенденций являются:
• неисполнение налогового законодательства плательщиками;
• неуплата налогов в связи с неустойчивостью финансового состояния налогоплательщиков, вызванного экономической стагнацией;
• уклонение теневого капитала от уплаты налогов в связи с утайкой прибыли и финансовых оборотов;
• неустойчивость государственной власти, коррумпированность
чиновников, отсутствие ответственности субъектов хозяйственной деятельности перед законом.
Утайка фактической величины прибыли на предприятии создает условия небольшой группе должностных лиц выплачивать подавляю-
щей массе наемных работников низкую заработную плату или задерживать ее выплату, что вызывает социальное недовольство, которое может стать реальной угрозой государственному строю. Речь, следовательно, идет о социальной безопасности государства.
В качестве основных принциповсистемы налогообложения могут быть:
· унифицированность взимания налогов безотносительно к формам собственности, роду деятельности и источнику доходов, кроме незаконных;
· исключение двойного налогообложения одного и того же объекта;
· оптимальное сочетание общепринятого и льготного налогообложения;
· социально справедливое распределение налогового бремени между различными категориями и группами налогоплательщиков;
· стабильность и долговременность налоговых ставок и тарифов.
Налоговая система России.Современная российская налоговая система существует с января 1992 г., когда вступили в действие законы о налогах, принятые в ноябре-декабре 1991 г. Базовым законом является Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Создание новой налоговой системы было вызвано преобразованиями начала 90-х гг. ХХ в., отвечающими требованиям рыночной экономики.
Характерной особенностью налоговой системы РФ 90-х гг. была ее нестабильность при высоких ставках налогов. Вводились и затем отменялись новые налоги (например, специальный налог на поддержание важнейших отраслей экономики, налог на превышение фонда оплаты труда, на покупку иностранных денежных знаков и др.). Многократно менялись ставка налога на прибыль, шкала подоходного налога, ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Крайне запутанным было налоговое законодательство, законы дополнялись и изменялись многочисленными ведомственными инструкциями. Права налогоплателыциков не были в достаточной мере защищены, а политика налоговых органов приобретала все более фискально-карательный характер.
Необходимость осуществления масштабной налоговой реформы стала несомненной после финансового кризиса 1998 г. в России. В основу налоговой системы были положены следующие принципы:
· ослабление общей налоговой нагрузки и облегчение налоговой
нагрузки на фонд оплаты труда;
· усиление справедливости налоговой системы посредством отказа от неэффективных налоговых льгот;
163
2io a |
• облегчение налоговой системы, нацеленной на уменьшение числа налогов и сборов;
• гарантия стабильности налоговой системы и четкости объемов
налоговых платежей на долгий период;
• создание условий для прямого действия законодательства о налогах и сборах;
• значительное повышение уровня уплаты налогов и сборов.
Принципиальное значение в реализации налоговой реформы имело вступление в действие с 1 января 1999 г. общей части Налогового кодекса РФ, содержащей важные инструменты качественно новой налоговой системы. В 2000-2003 гг. были отменены оборотные налоги с выручки от реализации товаров (работ, услуг), на реализацию горюче-смазочных материалов, упрощена система налогообложения, связанная с оплатой труда. С 1 января 2001 г. введена единая «плоская» ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%, единый социальный налог. С 2002 г. введен новый режим уплаты налога на прибыль организаций. С 1 января 2003 г. вступили в силу специальные режимы налогообложения при применении упрощенной системы для субъектов малого предпринимательства и единого налога на вмененный для отдельных видов деятельности.
Основу налоговой системыРоссии составляют:
• налог на прибыль;
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы и таможенные сборы;
• налог на имущество предприятий и организаций;
• подоходный налог с физических лиц;
• плата за землю;
• обязательные платежи во внебюджетные фонды.
К 2006 г. налоговая система России по перечню применяемых налогов и широте налоговой базы по ним практически вышла на один уровень с большинством стран ОЭСР и приняла следующую структуру (рис. 6.2).
Государственный долг
Дата: 2016-10-02, просмотров: 219.