ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАPCTBA
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

6.1. Финансовая система и экономическая безопасность

Финансовая система— неотъемлемая часть всей экономической системы государства. Она обеспечивает:

• кругооборот доходов и расходов;

• способствует инвестициям;

• способствует рациональному использованию производственных мощностей;

• занятость и доходы населения.

Финансовая система включает весь комплекс финансовых взаимосвязей и потоков финансовых инструментов(денег, валюты, ценных бумаг – акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др.).

Финансовая система состоит из финансовых институтов,осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность, — министерства финансов, центрального банка, комиссии по ценным бумагам, коммерческих банков, инвестиционных, страховых компаний и т.д.

Финансовая система России.

Современная финансовая система России в связи с переходом к экономике рыночного типа претерпела существенные изменения. Усилилось значение финансов в хозяйственной системе. На финансовых рынках функционируют агенты всех секторов экономики страны, что видно из рис. 6.1.

До 1917г. в России функционировал развитый рынок ценных бумаг, включающий:

• государственные бумаги;

• акции, облигации торгово-промышленных и железнодорожных компаний;


 


 

 

 

 

 

 

 

        Финансовая система России        
       
Финансы       Финансы
          домашних хозяйств
             
           
Финансовые корпоративные фирмы Нефинансовые организции Госучреждения Некоммерческие организации
                       

Рис.6.1. Структура финансовой системы России

• займы русских городов;

• внешние займы.

В СССР рынок ценных бумаг не существовал, в 1922-1957 гг. пра­вительство выпускало отдельные ценные бумаги лотерейного типа, но в 1957 г. их выпуск был прекращен, а выплаты по ним заморожены на 20 лет. В 1961 г. был размещен среди населения новый выпуск займа, а в 1982 г. эмитирован 3%-ный выигрышный заем. В Российской им­перии в начале XIX в. большой импульс развития получила банков­ская система, в XX в. ускорилось развитие бирж. Рынок государствен­ных ценных бумаг в России начал формироваться в начале 1990-х гг. прежде всего как рынок долговых инструментов правительства, ресур­сы которого к концу 1995 г. были исчерпаны, и власти России приняли решение об открытии его для иностранных инвесторов. В 1996 г. внеш­ние инвесторы были допущены на первичные аукционы и вторичные торги, в результате чего стал бурно развиваться рынок ГКО-ОФЗ (го­сударственных краткосрочных облигаций — облигаций федерального займа). Для обеспечения привлекательности ГКО по ним установи­лась астрономическая рублевая доходность, достигавшая 150% годо­вых. Объемы внутреннего долга в 1994-1998 гг. увеличились в 6 раз (с 88,1 до 529,9 млрд руб.). В течение 1-й половины 1998 г. расходы по обслуживанию государственного долга «съедали» более половины всех доходов федерального бюджета.


Финансовый кризис (дефолт), разразившийся в августе 1998 г. в России, показал порочность проводившейся бюджетной политики наращиваниягосударственного долга для покрытия дефицита бюджета. В 1998 г. выплаты по ГКО и ОФЗ были прекращены. С 1999 г. государственные расходы были сокращены, дефицит бюджета сведен к минимуму, а с 2000 г. он носит профицитный характер. После 1998 г. основным инструментом внутреннего долга стали облигации федерального займа (ОФЗ) — среднесрочные облигации с фиксированным или плавающим годовым, полугодовым или квартальным купоном. В начале 2002 г. на долю ОФЗ приходилось 89% внутреннего долга. На операции с ОФЗ также приходится основная часть операций с инструментами внутреннего долга на вторичном рынке. В настоящеевремя на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) обращается только 30% внутреннего долга против 80 до финансового кризиса. Облигации для населения (ОГСЗ), выпущенные Министерством финансов РФ в сентябре 1995 г., имели небольшое значение в структуре внутренних заимствований, поскольку их доходность значительно уступала процентным ставкам по банковским депозитам, а реализация их через посредников делала эти бумаги более дорогими для эмитента, нежели ГКО и ОФЗ.

Рынок корпоративных ценных бумаг в РФ возник в 1993 г. с началом массовой приватизации. В 1994-1995 гг. в акции приватизированных предприятий было вложено более $2,7 млрд, в том числе 70-80% — западными инвесторами через брокерские фирмы. Наибольшую популярность имели акции предприятий нефтегазового комплекса, электроэнергетики, цветной металлургии предприятий связи и коммуникаций, портов и пароходств, целлюлозно-бумажной, цементной, горнодобывающей промышленности. Рынок акций приватизированных предприятий оказался весьма доходным. Конец 1995 — начало 1996 гг. войдут в историю фондового рынка России как начало нового периода — после ваучерной приватизации — массового передела собственности путем залоговых аукционов. Однако мировой финансовый кризис (1997 г.) и дефолт по российским государственным обязательствам с последовавшей девальвацией рубля (1998 г.) привели в 1998 г. к упадку на 90% и более акций средних и крупных компаний.

Но с1999г. экономическая ситуация в России постепенно стабилизировалась, что положительно отразилось на динамике фондового рынка. В2000—2002гг. он стал одним из наиболее доходных в мире. Важным фактором поддержки фондового рынка России в последние годы явились высокие мировые цены на нефть и газ.



 

Одним из наиболее популярных финансовых инструментов явля­ются векселя, а из наиболее доходных остается вексельный рынок ежегодный оборот векселей превышает оборот на рынке государствен­ных ценных бумаг и корпоративных облигаций. В числе промышлен­ных компаний крупнейшими векселедержателями являются Газпром, Межрегионгаз, «Норильский никель», Тюменская нефтяная компа­ния, среди банков — Сбербанк России, Внешторгбанк, Банк Москвы.

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в области рынка ценных бумаг, контроль за работой профессиональных участников рынка цен­ных бумаг и защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков, до марта 2004 г. являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бу­маг (ФКЦБ).Затем ее функции были переданы Федеральной служ­бе по финансовым рынкам (ФСФР).

Основными профессиональными участниками на рынке ценных бумаг России являются три фондовые биржи:

Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)— за­крытое акционерное общество (ЗАО), создано в 1992 г. для про­ведения биржевых торгов по иностранной валюте, лидер по тор­говле корпоративными облигациями, рублевой маржинальной и интернет-торговле акциями. Эта биржа также является основной площадкой российского валютного рынка. Биржевая валютная торговля — один из главных рычагов ЦБ РФ в осуществлении курсовой политики. Основными продавцами иностранной валю­ты являются экспортеры, а покупателями — импортеры;

Московская фондовая биржа (МФБ),на которой торгуется один эмитент, ОАО «Газпром». До середины 2001 г. эта биржа была крупнейшим организатором внутренней торговли акциями этого эмитента. Но в настоящее время она уступила первенство Фондовой бирже «Санкт-Петербург» (ФБ «СПб.»);

Фондовая биржа Российской торговой системы (ФБ РТС)- объединенная площадка Фондовой биржи Российской торговой системы (ФБ РТС) и Фондовой биржи «Санкт-Петербург» (ФБ «СПб.»). РТС была создана в середине 1995 г. с целью объединения региональных рынков в единый организованный рынок цен­ных бумаг. На площадке РТС обслуживается значительная часть иностранных и российских портфельных инвестиций в акций российских компаний. РТС является центром ценообразования акций и облигаций большого числа эмитентов. РТС объединяет рынки акций, облигаций, фьючерсов и опционов. По итогам тор-


гов в РТС исчисляется индекс РТС — официальный биржевой показатель, выступающий основным индикатором развития российского фондового рынка.

Динамика объемов торгов на трех группах профессиональных участников на рынках ценных бумаг показана в табл. 6.1.

Во вторую группупрофессиональных участников входят операторы рынка ценных бумаг — брокерско-дилерскиеи управляющие компании.

Брокеры— лица, производящие сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера (т. е. от имени клиента) на основе договора или доверенности. Дилеры — коммерческие организации, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени иза свой счет посредством публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих бумаг по заранее объявленным ценам. Управляющие компании— организации, осуществляющие на возмездной основе доверительное управление денежными средствами и ценными бумагами клиентов.

Таблица 6.1 Динамика объемов торгов на основных фондовых биржах,$ млн

 

Год РТС ММВБ МФБ Всего

Третья группаучастников рынка ценных бумаг призвана обеспечить надежную инфраструктуру рынка ценных бумаг.В эту группу входят три института:

депозитариипредоставляют своим клиентам услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету прав собственности на них;

реестродержателиведут реестр акционеров (сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг);

клиринговые организациизанимаются определением взаимных обязательств сторон по сделкам на рынке; собирают, сверяют,



Глава 6

корректируют информацию по сделкам с ценными бумагами и готовят бухгалтерские документы по ним.

Основной и главной составной частью финансовой системы явля­ется государственный бюджет,который выступает:

• регулятором экономики;

• фактором реализации экономических и социальных преобразо­-
ваний.

Государственный бюджет:

• может значительно изменять существующие народно-хозяйствен­-
ные пропорции;

• может оказывать влияние на отраслевую и территориальную
структуру;

• оказывает помощь государству в осуществлении социально зна-
чимых реформ (здравоохранения, образования, военной, пенси­-
онной и др.);

• сглаживать социальные последствия расслоения населения по
материальному положению.

Государственный бюджет России.Первая государственная смета в царской России была составлена в 1645 г. Регулярное упорядочение государственных финансов привело к учреждению 8 сентября 1802 г. Министерства финансов и сети финансовых органов на местах. Ми­нистр финансов обязан ежегодно составлять детальную роспись госу­дарственных расходов. В 1863 г. был введен (сохранившийся в общих чертах до настоящего времени) перечень основных принципов состав­ления государственной росписи доходов и расходов.

Бюджетная система Россиипо своей структуре включает три уровня:

• первый — федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;

• второй — бюджеты субъектов Федерации;

• третий — местные бюджеты.

Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) утверждаются федераль­ными законами; бюджеты субъектов РФ — законами субъектов РФ; местные бюджеты — нормативными актами представительных орга­нов местного самоуправления.

Бюджеты всех уровней составляются и утверждаются на один фи­нансовый год, который в России соответствует календарному году.


 

Проект федерального бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ и основывается на:

· бюджетном послании президента;

· прогнозе социально-экономического развития;

· основных направлениях бюджетной и налоговой политики;

· прогнозе сводного финансового плана — баланса всех доходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствую­щих субъектов на определенной территории страны.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится Правительством РФ в Государственную думу РФ не позднее 25 августа текущего года. Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. После утверждения проекта закона в четвертом, окончательном чтении он передаетсяв Совет Федерации и после его одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

О динамике основных показателей федерального бюджета России свидетельствует табл. 6.2.

Таблица 6.2

Динамика основных показателей федерального бюджета, млрд руб.

 
Доходы 25,05 233,43 343,0 325,9 615,5
Расходы 35,40 275,25 436,6 472,2 666,9
Дефицит (-)Профицит(+) -10,35 —41,82 -93,6 -146,3 -51,4
 
Доходы 1132,1 1593,98 2204,73 2417,79 2742,85
Расходы 1029,2 1321,90 2054,19 2345,64 2659,45
Дефицит (-)Профицит(+) -102,9 272,08 150,54 72,5 83,40

Пока на свете существуют деньги, вы будете вертеться волчком по вечной колее, проложенной звонкой монетой.

Р. Киплинг

















Дата: 2016-10-02, просмотров: 188.