Государственный долг— общая сумма задолженности государства отечественным и иностранным кредиторам по непогашенным займам
и невыплаченным процентам по ним. Государственный долг возникает вследствие превышения государственных расходов над доходами от налогообложения и других поступлений (бюджетный дефицит). Этот разрыв может возникать как следствие единичного события (например, финансирование ведения войны) или же отражать осуществление правительством стимулирующей (экспансионистской) фискальной политики.
Практически все страны мира прибегают к государственным займам как одному из механизмов осуществления экономической политики, поскольку большинство из них имеют дефицитные бюджеты и испытывают нехватку собственных средств для внутренних инвестиций, проведения социально-экономических реформ, а также погашения долговых обязательств по внешним заимствованиям.
Научные представления о государственном долге во многом связа-ны с учением Дж. М. Кейнса, который, изучая взаимозависимости между бюджетным дефицитом, государственными расходами, совокупным спросом, частными сбережениями и безработицей, предлагал осуществлять политику дефицитного финансирования. Кейнс исходил из двойственной природы государственного долга. С одной стороны, государственный долг ложится дополнительным бременем на экономику, ибо чтобы погасить задолженность, страна вынуждена будет либо увеличить налоговое бремя, либо уменьшить расходную часть бюджета. С другой стороны, государственный долг расширяет внутренний спрос на товары и услуги, тем самым способствует экономическому росту, т. е. он выступает эффективным инструментом государственного регулирования экономики. Аналогичное влияние государственный долг оказывает и на экономическую безопасность страны: с одной стороны, он выступает экономической угрозой, а с другой — наоборот, способствует обеспечению безопасности общества и человека.
Следовательно, государственный долг оказывает как стабилизирующее, так и дестабилизирующее воздействие на уровень и качество жизни человеческой личности и ее развитие, на экономический рост.
С учетом сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. По срокам погашения различают государственный долг капитальный (задолженность, по которой срок платежа не наступил) и текущий (срок уплаты наступает в данном или ближайшем бюджетном году).
Кредиторами государства могут быть отечественные кредиторы, зарубежные государственные и частные организации, а также межгосударственные финансовые организации (МВФ, МБРР, ЕБРР и др.).
165
Государственный долг может быть оформлен в виде государственных бумаг (казначейские векселя, средне- и долгосрочные государственные обязательства, государственные облигации, гарантии федерального казначейства, нерыночные бумаги) или записи на бухгалтерских счетах (кредиты эмиссионного банка, иногда частных кредитных институтов).
В Великобритании государственный долг оформляется в виде краткосрочных казначейских векселей и долгосрочных облигаций, а также национальных сберегательных сертификатов. Процент по государственномудолгу выплачивается из текущих бюджетных поступлений. В США в общей сумме государственного долга преобладают займы центрального правительства. Однако в последние годы опережающими темпамирастут займы местных органов власти, что связано с расширением их хозяйственной самостоятельности.
Увеличение государственной задолженности служит вторым после налогов источником финансирования правительственных расходов. Основными причинами государственного долга являются:
· дефицит финансовых средств в бюджете, обусловленный чрезвычайными обстоятельствами (войны, локальные конфликты, террористические акты, техногенные катастрофы, крупные стихийные бедствия и т. д.);
· следствие экономической политики государства;
· кризисные явления в экономике (неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политики);
· крупные государственные инвестиции в развитие экономики. В этом случае бюджетный дефицит выступает не как кризисное течение общественных процессов, а как государственное регулирование экономической ситуации, желание создать предпосылки для сдвигов в структуре общественного производства.
При обсуждении государственного долга нередко возникают проблемы, когда государства не могут обслуживать свой долг и они начинают вести переговоры с кредиторами о возможных путях урегулирования или реструктуризации (пересмотра условий обслуживания долга - процент, сумма, сроки начала возврата). При реструктуризации могут использоваться следующие схемы.
1. Списание долга, предполагающее, что в данной стране сложилась безнадежная финансовая и долгосрочная экономическая ситуация. Согласно правилам Парижского клуба кредиторов, списание долгов,
в том числе частных, используется лишь применительно к беднейшим странам.
2. Выкуп долга — разрешение заемщику самостоятельно выкупить собственную задолженность на открытом рынке со скидкой с номинальной цены в пользу должника.
3. Конверсия — превращение долга в новые обязательства, учитывающие текущее или будущее положение заемщика, по которым не выплачиваются проценты. Конверсия государственных долговых обязательств осуществляется в следующем виде:
• обмен долга на акции (на собственность);
• обмен долга на долг — превращение существующего долга в новые, уменьшенные суммы долга либо иные сроки его выплаты;
• обмен долга на налога — обмен компаниями — держателями внешнего долга долговых обязательств страны-должника на льготы по уплате налогов на производимые ими инвестиции на ее территории по выгодному для компаний курсу;
• обмен долга на ресурсы на цели развития — обмен на основе выкупа долга или пожертвований. Международные благотворительные организации или правительства развитых стран выкупают со скидкой коммерческие долги на вторичном рынке и затем переводят их в обязательства, подлежащие оплате в местной валюте либо по номиналу, либо со скидкой менее высокой, чем на вторичном рынке;
• обмен долга на экспорт (долг на товар) — погашение страной-должником своей задолженности посредством продажи товара по установленной цене;
• секьюритизация — выпуск новых ценных бумаг (акций или долговых обязательств), подтверждающих право на собственность или обязательства должника. Под секъюритизацией понимается переоформление существующей государственной задолженности в новые рыночные долговые инструменты (ценные бумаги). Секьюритизация считается наиболее рыночной формой урегулирования долга.
Государственный долг России. Структура внешнего государственного долга России следующая: задолженность странам-участницам Парижского клуба; долг странам Лондонского клуба, долг межгосударственным финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР и др.), еврооблигационные займы и др.
167
Внешний государственный долг включает как долг бывшего СССР, так и новый российский долг. До сих пор нет точных данных об объемах долга СССР, поскольку, например, нет системы единого подхода к учету, регистрации и отслеживанию динамики долговых обязательств. Разные ведомства (Минфин, ЦБРФ, Внешэкономбанк) имеют разныесведения об объемах долгов по одним и тем же кредиторам, по видам и общему объему внешнего долга. Отсутствует четкая методика по приведению к общему знаменателю переводных рублей и клиринговых расчетов в иностранной валюте, ибо контракты формировались в разных валютах (форинты, левы, злотые, динары, леи), что не дает возможности навести порядок во взаимоотношениях со странами Восточной Европы. По некоторым данным, юридически правильно оформлены кредиты примерно $37-38 млрд. Поэтому по остальным, прежде чем возвращать, необходимо провести юридическую экспертизу. Это первая проблема управления государственным внешним долгом.
Вторая проблема состоит в оценке объемов в реструктуризации долга, которая, как известно, не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Таким образом, бремя погашения ложится на последующие поколения, а общая сумма платежей еще более нарастает за счет доначисленных процентов.
Третья проблема — обмена долга на акции национальных компаний. Однако конверсия долга в акции может быть успешной только в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам наиболее выгодные местные активы, включая государственные предприятия.
Четвертая проблема - переуступки требований по долгам. Долг развивающихся стран перед Россией равен примерно $ 123 млрд, стран СНГ - около $6 млрд. Здесь возникает вопрос с определением курса валют. Так, Парижский клуб при пересчете долгов СССР взял за основу валютный курс, приравняв доллар к 62 копейкам.
Основным источником обслуживания и погашения задолженности являются бюджетные средства, которые в значительной мере зависят от объема экспорта, увеличение которого ведет к росту налоговых поступлений в государственный бюджет. Но большие объемы оттока капитала из страны за рубеж сокращают возможности торгового баланса погашать задолженность.
Не менее важен и вопрос о том, каким образом распорядиться привлеченными ресурсами, т. е. куда и на что их тратить. Например, их использование на текущее государственное потребление и оплату труда, когда новая добавленная стоимость не создается и, следовательно,
отсутствует база для возврата кредита, — это не эффективный вариант. Другой, эффективный, способ использования кредитов — на высокодоходные инвестиционные проекты. Какова реальная ситуация в России?
В 1998-2001 гг. Россия привлекала внешние ресурсы в межгосударственных финансовых организациях. Так, МБРР, по состоянию на 1 сентября 2001 г. финансировал 41 заем на сумму $11,71 млрд. Куда были направлены эти ресурсы и эффективно ли они были потрачены? Согласно данным Счетной палаты РФ, операционные расходы групп реализации проектов за период с 1995 — первое полугодие 2001 г. составили $65,4 млн, доля фонда оплаты труда в их структуре составила $42,3 млн, или 63%. Заработная плата руководителей групп реализации проектов была выше в сравнении со средней начисленной в сфере управления РФ в 27 раз, а технических секретарей — в 5 раз. Дополнительно к этому на консультационные услуги потрачено $319 млн. Следует отметить, что большинство работ, выполненных высокооплачиваемыми иностранными консультантами, реально остались невостребованными. Помимо всего прочего, отсутствует сама методика оценки эффективности займа. Из сказанного вытекает, что полученные кредиты были использованы крайне неэффективно. В Бюджетном послании Президента РФ на 2002 г. отмечается, что Российская Федерация отказывается от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, от кредитов МВФ на оказание консультативных услуг. Можно предположить, что подобные выводы относятся и ко многим другим видам внешних заимствований.
В 90-е гг. XX в. в России господствовал всеобщий кризис, резко упал ВВП, были разорваны хозяйственные связи, финансово-бюджетная дисциплина практически полностью отсутствовала, денег в казне не хватало даже для финансирования самых необходимых расходов, регионы отказывались перечислять средства в федеральный бюджет, предприятия не платили налоги из-ea кризиса неплатежей. В этих условиях Правительство РФ пыталось решить бюджетные проблемы посредством внешних заимствований, используя кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций (МВФ и МБРР) на покрытие увеличивающегося с каждым годом дефицита бюджета, что привело к значительному росту внешнего долга России, составившему к 1998 г. около $160 млрд (табл. 6.3).
Причем внешний государственный долг России ежегодно нарастал, несмотря на проведенную в начале 90-х гг. XX в. реструктуризации
169
Таблица 6.3 Динамика государственного долга РФ за 1993-2003 гг. (на конец периода)
812,1 |
557,4 |
529,9 |
187,7 |
88,1 |
15,6 |
200
120,4 |
139,3 |
156,6 |
128,0 |
127,5 |
114,5 |
Внутренний долг, млрд руб.
Внешнийдолг, $ млрд
долгов бывшего СССР. Стремясь решить проблему платежей по внешнемудолгу, Правительство РФ перешло к увеличению внутреннего долга посредством эмиссии государственных ценных бумаг ГКО и ОФЗ под чрезмерно высокий процент (до 150-200% годовых). Объемвнутреннего долга в 1994-1998 гг. увеличился с 88 млрд руб. до почти 530 млрд руб. В результате коренного изменения бюджетной политики к концу 2003 г. отношение внешнего долга к ВВП составило около 30% против более 100% в 1998 г., что позволяет ликвидировать одну из основных угроз экономической безопасности России.
Подвнутренним государственным долгом понимается задолженность государства гражданам, фирмам, учреждениям данной страны, которыеявляются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внутренним государственным долгом в России являются также «замороженные» правительством в 1992 г. вклады населения в Сбербанке страны. Общая сумма внутреннего государственного долга составляет 19,5 трлн руб., в то время как кодовой бюджет России равен 2,4 трлн руб. Погашение внутреннего государственного долга составило: в 2000 г. - 2,3 млрд руб., в 2001 г. - 8,2, в 2002 – 16,0, в 2003 - 20, в 2004 г. - 25 млрд руб.
Считается, что без ущерба для российской экономики за счет бюджетных доходов Россия может выплачивать $3-4 млрд в год. В 2003 г. наша страна выплатила $17 млрд внешнего долга и, по словам Президента РФ, даже не заметила (заметили ли бюджетники, пенсионеры, студенты и др.?).
Большинство бывших союзных республик СССР стало выплачивать компенсации. В Литве выдача началась в 1998 г. Вкладчикам восстановили сбережения по 6 тыс. руб. по курсу 1 лит за 1 советский рубль. Казахстан уже полностью расплатился с долгами Сбербанка СССР. Вклад компенсировали по курсу 20 коп. из 1 советского рубля. На Украине выплаты идут с 2002 г. Каждый пострадавший украинец получает компенсацию от 50 до 150 гривен (от 280 до 840 руб.). Молдова расплачивается с 2003 г., в Беларуси, Армении, Азербайджане программы вот-вот должны заработать (из 1 советского рубля будут компенсировать 30 коп.). В России с 2006 г. возвращаются советские
долги тем, кто родился до 1950 г. включительно, по курсу 1 советский рубль за 1 современный рубль. (Хотя, по данным независимых экспертов, советский рубль стоил 61,2 современных российских.)
Вплоть до 2015 г. наша страна должна возвращать $12-15 млрд ежегодно. Изъятие из экономики России огромных денежных ресурсов на погашение внешнего государственного долга сократит на долгие годы возможность крупных инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, строительство, развитие инфраструктуры и научно-технического прогресса, повышение заработной платы наемным работникам, бюджетникам, военным, пенсий и стипендий. Проблема с погашением внешнего государственного долга могла бы быть решена менее болезненно, если бы экономический рост составлял не менее 10% ежегодно. Однако он в России пока ниже этого значения.
Итак, внешний и внутренний долг нашей страны существенно ограничивает возможности обеспечения экономической и социальной безопасности страны, общества и человека. Тем более его объемы продолжают оставаться достаточно крупными. По данным Министерства финансов РФ только государственный внешний долг по состоянию на 1 января 2005 г. составил $110,5 млрд. В 2005 г. Россия досрочно выплатила Парижскому клубу $15 млрд, что позволило сэкономить, по словам министра финансов А. Кудрина, на процентах $400 млн. Директор Института проблем рынка академик РАН Петраков утверждает, что фактически Россия не выиграла. Его аргументы следующие. Во-первых, эти деньги уйдут в Стабилизационный фонд и будут вложены в американские ценные бумаги (под низкий процент). Во-вторых, выплачивать долг в рассрочку выгоднее, чем отдать огромный «кусок» сразу. В-третьих, деньги можно было бы вложить в какие-то проекты, прокрутить и получить прибыль. В-четвертых, он приводит аналогичный факт с досрочной выплатой в начале 2005 г. долга МВФ, когда сэкономили $204 млн, что обернулось для России тем, что она, став .кредитором Фонда, внесла в него $73 млн (будучи же должником, РФ освобождалась от взносов в ВФ).
На экономическую безопасность страны оказывает влияние не только внешний государственный долг данной страны, но и задолженность перед ней других стран. Проиллюстрируем это положение на примере России.
Иностранный долг перед Россией. Суммарный объем обязательств зарубежных стран перед Россией на 1 января 2004 г., поданным ВнеШ" экономбанка, составлял $85 млрд, из них более $76 млрд приходится на страны, не входящие в Парижский клуб кредиторов, и 75% задол-
171
женности - на пять стран: Афганистан, Ирак, КНДР, Кубу, Сирию (табл. 6.4).
В настоящее время общий размер иностранного долга перед Россией соизмерим с размером внешнего долга России. Поэтому Россия могла бы выплачивать свой внешний долг только за счет платежей от погашения и обслуживания долга иностранных государств перед ней. Другими словами, произошел бы обмен российского долга на долг перед Россией. Однако такой вариант на деле невозможен по следующим основаниям. Во-первых, внешний долг России в основном урегулирован, и Россия уже не относится к беднейшим странам, и списание ее внешнего долга нереально. Во-вторых, задолженность иностранных государств перед Россией в существенной части остается не урегулированной и приходится в значительной мере на беднейшие страны.
Таблица 6.4
Задолженность иностранных государств — крупнейших должников России, $ млрд
Страна-заемщик | Сумма задолженности | ||
по основному долгу | по начисленным и неоплаченным процентам | итого | |
Республика Куба | 16,40 | 3,09 | 19,49 |
Сирийская Арабская Республика | 10,96 | 3,29 | 14,05 |
Республика Ирак | 6,43 | 3,68 | 10,11 |
Переходное Исламское государство Афганистан | 7,97 | 2,21 | 10,07 |
Корейская Народно-Демократическая Республика | 4,49 | 2,55 | 7,01 |
Алжирская Народно-Демократическая Республика | 3,16 | 1,38 | 4,58 |
Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия | 2,27 | 1,12 | 3,39 |
Республика Индия | 2,63 | 0,05 | 2,68 |
Йеменская Республика | 1,27 | 0,00 | 1,27 |
Федеративная Демокра-тическая Республика Эфиопия | 1,27 | 0,00 | 1,27 |
КНР | 1,11 | 0,04 | 1,15 |
В-третьих, на Россию как на члена Парижского клуба накладываются обязательства по списанию долгов иностранных государств перед ней, что и происходит фактически. За последние 10 лет, по некоторым данным, Россия списала задолженность своим должникам на сумму более $45 млрд. В 2002 г. федеральный бюджет за счет поступлений по задолженности иностранных государств перед Россией пополнился примерно на $508 млн, а ее платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга составили около $15 млрд.
Несмотря на крупные масштабы финансовых потоков по погашению и обслуживанию Россией своего, внешнего долга и иностранной задолженности перед ней, она продолжает предоставлять кредиты иностранным государствам. Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотрены кредиты иностранным государствам в сумме 19,25 млрд руб., эквивалентной $641,69 млн. Кредиты планируется представлять следующим странам (см. табл. 6.5).
Эти кредиты будут направлены в основном на оплату поставок оборудования и услуг российских организаций, что даст возможность укрепить позиции России на мировом рынке, повысить удельный вес оборудования в структуре экспорта России, увеличить загруженность
Кредиты России | Таблица 6.5 иностранным государствам | ||
Страна-заемщик | Валюта кредита | Общий объем кредита, млн ед. | Всего, расходы Федерального бюджета в 2005 г.,$ млн |
Республика Болгария | доллар США | 80,0 | 12,45 |
Социалистическая Республика Вьетнам | доллар США | 855,0 | 86,97 |
Республика Индия | доллар США | 2600,0 | 437,94 |
Китайская Народная Республика | доллар США | 68,72 | |
Республика Куба | доллар США | 350,0 | 9,81 |
Королевство Марокко | евро | 30,0 | 5,80 |
Украина | доллар США | 44,0 | 20,00 _____ |
Итого | 5674,08* | 641,69 |
*Указан общий объем предоставляемых кредитных ресурсов в том числе по действующим обязательствам Российской Федерации в соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 2005 год».
Источник: Приложение № 34 к «Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год».
173
российских предприятий и обеспечить увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет страны.
К основным объектам оказания технического содействия России относятся:
· в Республике Болгария — модернизация блоков № 5,6 АЭС «Козлодуй»;
· в Социалистической Республике Вьетнам — поставка оборудования для строительства гидростанций «Плейкронг» и «Сесан-3» и финансирование российской доли поставки по проектам ТЭС «Хайфон» и ГЭС «Шонла»;
· в Республике Индия — строительство АЭС «Куданкулап»;
· в Китайской Народной Республике — строительство АЭС «Тяньвань»;
· в Республике Куба — финансирование отдельных контрактов на строительство, модернизацию объектов народного хозяйства;
· на Украине — финансирование достройки Ровенской и Хмельницкой АЭС;
· в Королевстве Марокко — строительство гидроэнергетического комплекса «Аль Вахда».
Россия широко использует следующую практику урегулирования
задолженности иностранных государств перед страной.
Так, согласно кельнским договоренностям, наша страна в 2001-
2003 гг. подписала соглашения о списании 90% долгов с Бенина, Мали, Никарагуа, Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, Танзании, Мозамбика, Чада, Гвинеи,Мадагаскара, Гвинеи-Бисау.
В начале 2005 г. Россия подписала с Сирией соглашение о выверке долга. Срок погашения задолженности — 6 лет.
В 2004 г. продолжались переговоры о реструктуризации долга Ирака перед странами-членами Парижского клуба кредиторов.
В начале 2004 г. Россия провела реструктуризацию долга Монголии, в результате чего 98% ($11,2 млрд) долга этой страны было списано.
В 2004 г. Минфин России провел переговоры с Кубой относительно урегулирования ее долга перед бывшим СССР. Кубинская сторона считает, что у нее нет долговых обязательств перед Россией.
В 2004 г. проведены переговоры с Афганистаном о его долге перед Россией, который составляет около $9 млрд.
Переговоры с некоторыми странами-должниками проходят напряженно. Многие государства не предполагают погашать свои долги перед Россией, поэтому переговоры будут продолжаться.
Глава 6
Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.