Военно-экономическая безопасность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обращение отечественных военных экономистов к проблеме военно-экономической безопасности неслучайно. Россия, обладая мощным интеллектуальным и промышленным потенциалом, не обладает до­статочно развитым военным сектором экономики, что не позволяет ей считаться защищенной от военно-экономической опасности.

Военно-экономическая безопасность представляет собой систе­му отношений, складывающихся в обществе по поводу хозяйственной и военно-экономической деятельности. Состояние государства, обще­ства и личности предопределяет военно-экономическую безопасность. Решающим фактором военно-экономической безопасности является эко­номическая организация страны. Военно-экономическая безопасность динамична, принимая положительное или отрицательное состояние.

Важную роль в системе военно-экономической безопасности игра­ет финансовая составляющая, которая опосредует процесс воспроиз-


153

водства материальных благ и услуг, находясь в основе инвестиционной и инновационной деятельности общества. Это, конечно, не означает первенства финансов, ибо определяющее значение имеет экономика, ее реальный сектор. Поэтому стремление осуществить экономическую реформу нашей страны на базе финансовой стабилизации потерпела фиаско. Действительная экономическая реформа может принести успех лишь при органической взаимосвязи реального сектора экономики и финансов при решающей роли первого.

Экономическая категория «финансы» означает объективные экономическиеотношения, складывающиеся в данной экономической системе. В военно-экономической безопасности немаловажная роль принадлежит финансовой политике государства, которая может быть эффективной, когда осуществляются:

• обеспечение устойчивости экономического роста страны;

• сдерживание безработицы и инфляции;

• поддержание равновесного состояния платежного баланса.

Одной из главных причин превращения России из мощной промышленной державы в сырьевой придаток развитых стран является ошибочнаяфинансовая политика правительства в последние десять лет, воплощающая идеи «шоковой терапии», исходящие из рекомендаций западных советников. В результате резко сократились бюджетные расходы на образование, науку, культуру, здравоохранение, совершенно прекратилась финансовая поддержка государством промышленности и аграрного сектора экономики. Денежная масса России в ценах 1988 г. сократилась в 10 раз. В первые восемь лет цены изменились в 2,8-3,5 тыс. раза, а денежная масса сократилась в 280 раз.

В результате такой финансовой политики правительства основные инвесторы экономики — граждане России — стали банкротами, материальное производство в первую очередь осталось без оборотных средств, вследствие чего экономика остановилась.

Объем финансовых средств должен быть оптимальным, т. е. обеспечивать бесперебойное расширенное воспроизводство материальных благ и услуг. Считается, что коэффициент монетизации ВВП должен быть не ниже 50%. В случае снижения этого индикатора денежная масса деградирует, т. е. процесс реализации будет происходит посредством не «живых» денег, а денежных суррогатов, бартерных сделок.

Условием долгосрочного равновесия денежного рынка монетаристы считают соблюдение денежного закона, устанавливающего связи


 

 


 

между долгосрочным темпом предложения денег и долгосрочным темпом роста реального продукта и темпа ожидаемой инфляции:

ΔМ=ΔК+ΔП,

где ΔМ — долгосрочный темп предложения денег; ΔУ — долгосрочный темп роста реального продукта; ΔП — темп ожидаемой инфляции (контролируе­мый государством темп роста цен).

Коэффициент монетизации в промышленно развитых странах не­редко превышает 100%. Мировой опыт показывает, что денежная мас­са увеличивается в 2 и более раз быстрее роста ВВП и в 4 раза быстрее роста цен. Однако это обстоятельство не приводит к всплеску инфля­ции. Монетарная политика в России привела к тому, что коэффици­ент монетизации составил 15% против 110 — в США.

Современная финансовая политика в России привела к ряду нега­тивных результатов.

1. Возвратился в практику доисторический бартер, денежные сур­-
рогаты.

2. Финансы из реальных превратились в виртуальные, главной сфе­-
рой которых стала спекулятивно-банковская.

Чтобы оздоровить экономику и финансы в России, предлагается:

• коэффициент монетизации ВВП довести до порогового значе­-
ния;

• вместо бартера и денежных суррогатов использовать «живые»
деньги;

• бюджетную политику страны полностью освободить от специа­-
листов-иностранцев;

• устранять несанкционированный вывоз капитала за рубеж, что
подрывает экономическую мощь страны.

Монетаристская финансовая политика привела в 1998 г. к дефол­ту—к отказу от обязательств. Конкретно дефолт имел три источника:

• либеральная нацеленность экономического курса, обусловившая
разрыв между производством, потреблением и инвестициями,
превышение расходов над доходами;

• нарастающее «бегство капитала» за рубеж, наряду с крупным за­-
имствованием у МВФ, МБРР и др.;

• явное казнокрадство узкого круга чиновников посредством непо­-
мерно высоких норм доходности по ценным бумагам (по ГКО -
более 150% годовых).


155

Последефолта 1998 г. были учтены некоторые уроки:

• стали наращивать золотовалютные резервы;

• государственный бюджет стал сбалансированным, появился профицит.

Этопозволило обеспечить относительную устойчивость финансов. Но обеспечивается этот процесс за счет высоких цен на нефть на мировых рынках. Тем не менее сама модель экономики в сущности не изменилась, поскольку основана на экспорте сырья. Следовательно, это благополучие носит конъюнктурный характер.

Опасности для российской экономики не исчезли. Назовем некоторые:

• не обеспечено нормальное воспроизводство основного капитала;

• отсутствует инновационное обновление реальной экономики;

• не достигнут устойчивый экономический рост производительно­сти труда, основывающейся на капиталовложениях;

• сохраняется неэффективное стратегическое управление экономикой;

• не устранена деградация решающих отраслей экономики, особенно в аграрном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Та часть ВВП, которая направляется на поддержание и развитие материально-технической базы военного производства и военно-научной инфраструктуры, на создание и развитие материально-учебной базы; на полноценное содержание и развитие человеческого фактора, в государственном бюджете именуется как военный бюджет,а в научной литературе — военные финансы.

Междуэкономической и военно-экономической безопасностью существуют прямые взаимосвязи, при этом вторая предопределяется первой.Основой военно-экономической безопасности является оборонныйпромышленный комплекс. Российская военно-экономическая безопасность основана на ракетно-ядерных вооружениях.

Существенно изменилась институциональная структура оборонно-промышленного комплекса в России: госпредприятия — 41%, акционерные с участием государства — 31, акционерные без участия государства-29%.

Последствия перестройки в военно-экономической области следующие:

• Россия потеряла статус супердержавы;

• Россия получила статус слаборазвитой страны.



По имеющимся данным, 60% оборонных предприятий можно вос­становить и вывести на должный уровень, остальные безвозвратно исчезли.

Снижение, а во многих случаях прекращение финансирования на­уки, особенно военных НИОКР и технологий, снизили военно-эко­номическую безопасность России. При пороговом значении финан­сирования науки в размере 2% от ВВП, в России этот уровень составляет 0,34-0,5% от ВВП. В настоящее время объемы наукоем­кой продукции на мировом рынке составляют $230 млрд, из которых удельный вес продукции США составляет 39%, Японии — 30%, Гер­мании — 16, России — 0,3%. Известно, что в США установлены кво­ты для приема специалистов из оборонного комплекса России. За годы реформ из страны выехало 80% математиков, половина физи­ков мирового уровня.

«\В управлении финансовыми ресурсами важная роль принадлежит финансовому менеджменту.

Финансовый менеджмент— это система управления финансовы­ми ресурсами, включающая финансовую политику, ее методы и инст­рументы, а также людей, участвующих в принятии управленческих решений и реализующих эти решения на практике для достижения поставленных целей финансовой безопасности.

Основными функциямифинансового менеджмента являются:

• принятие решений;

• реализация принятых решений.

Наибольшее значение имеют нестандартные, творческие решения, которые принимаются в условиях большой неопределенности, когда недостаточно информации, а последствия принятых решений почти непредсказуемы.

Финансовый менеджмент охватывает все компоненты финансовой системы и является важным составным элементом структуры управ­ления в условиях рыночных отношений.

Основойфинансового менеджмента выступает финансовая поли­тика, базирующаяся на анализе факторов эффективного применения финансовых ресурсов в коротком и долгом периодах и определяющая направления деятельности финансовых служб.

Источниками финансового анализа с целью определения соответству­ющей политики являются официальные отчеты государственных финан­совых органов, информация рыночных институциональных струк­тур (банков, инвестиционных компаний, товарных, фондовых и


157

валютных бирж), статистические данные, межотраслевые и межгосударственные сопоставления, финансово-бухгалтерская отчетность компаний, подготовленная для внешнего пользования. На предприятиях с целью определения соответствующей финансовой политики и принятия решений применяется также внутренняя управленческая информация, более полно характеризующая внутрихозяйственные процессы.

Выделяют следующие целифинансового менеджмента:

· оптимизация структуры активов предприятия;

· обеспечение финансовой стабильности и независимости предприятия.

Достижение целей финансового менеджмента обеспечивается посредством использования соответствующих методов управления. Различают следующие основные методыуправления финансами:

· прогнозирование и планирование;

· самофинансирование;

· финансирование и кредитование;

· налогообложение;

· страхование;

· лизинг;

· траст;

· факторинг;

· залог;

· финансовое стимулирование;

· применение санкций.

Финансовый менеджмент осуществляется посредством набора различных финансовых инструментов.Назовем некоторые из них:

· первичные — денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения — акции и облигации;

· вторичные — опционы, фьючерсы, форвардные контракты.

Решающим компонентомфинансового менеджмента является человеческий, ибо предприятия могут успешно развиваться только в условиях высокой творческой активности работников. Причем финансовый менеджмент не выступает системой непосредственного управления трудовым коллективом, а предполагает создание наиболее благоприятной социально-психологической среды для развития творческой инициативы.


 


Глава 6

Налоги — фактор финансовой





















Дата: 2016-10-02, просмотров: 170.