Финансовая и военно-экономическая безопасность страны. Финансовый менеджмент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовая безопасность— важнейшая составная часть экономической безопасности страны, регионов, предприятий, фундаментальная основаэкономически эффективного государства в целом. Она выступает


 

 

 


Глава 6

главной предпосылкой проведения самостоятельной финансово-эко­номической политики, отвечающей национальным интересам страны.

Финансовая безопасность характеризуется прежде всего способно­стью государства обеспечить устойчивость финансово-экономическо­го развития страны. Она предполагает необходимость устранения влияния финансовых кризисов, теневых структур на национальную социально-экономическую систему, предотвращение утечки капита­ла за рубеж и из реального сектора, привлечение иностранного капи­тала на оптимальных условиях для национальной экономики.

В настоящее время воздействие госфинансов, мировых финансо­вых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Итальянские специалисты Карло Жан и Паоло Савоне отмечают, что геофинансы являются главной составной частью гео­экономики, так как именно в этой области ощутимее всего подрывает­ся государственный суверенитет.

Финансовая безопасность государства — важнейшее условие его спо­собности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Фи­нансовая безопасность государства состоит в способности его органов:

• обеспечивать устойчивость экономического развития государ­-
ства;

• обеспечивать устойчивость платежно-расходной системы и ос­-
новных финансово-экономических параметров;

• нейтрализовать воздействие мировых кризисов и преднамерен­-
ных действий мировых факторов (государств, ТНК, субгосудар­-
ственных группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных,
мафиозных и др.) структур на национальную экономику и соци­ально-политическую систему;

• предотвращать крупномасштабную утечку капитала за границу,
«бегство капитала» из реального сектора экономики;

• предотвращать крупномасштабные конфликты между властями
различных уровней по поводу распределения и использования
ресурсов национальной бюджетной системы;

• наиболее оптимально для экономики страны привлекать и ис­пользовать средства иностранных заимствований;

• предотвращать преступления и административные правонару-­
шения в финансовой сфере (в том числе легализацию отмывания
доходов, полученных преступным путем).


149

Угрозы финансовой безопасности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние и внешние угрозы возникают в результате недостаточной способности финансовой системы гарантировать воспроизводство, обслуживать государственный долг.

Внутренние угрозы в основном порождаются:

· неадекватной финансово-экономической политикой;

· элементарными просчетами органов власти и управления;

· ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т. д.) в управлении финансовой системой государства.

В современных условиях особое значение имеют внешние угрозы финансовой безопасности.

Финансовая безопасность России. Основными причинами генезиса внешних угроз финансовой безопасности России являются:

· стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства, называемого глобализацией, интеграции финансовых рынков;

· нарастание огромной массы капиталов, высокая мобильность которых вызывает напряженную обстановку, высокий уровень кон­центрации на макроэкономическом и глобальном уровнях;

· увеличение автономизации субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), обладающих большой финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;

· высокая подвижность и взаимосвязи финансовых рынков на основе новейших информационных технологий;

· многообразие финансовых инструментов и высокий уровень их динамизма;

· взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые зависят от мировых финансов;

· рост конкуренции между государствами в экономической и других областях, использование мощных экономических факторов стратегии завоевания мирового экономического пространства;

· высокая зависимость национальных экономик, в особенности бюджетного сектора, от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала;

· глобальное увеличение неустойчивости мировой финансовой сис­темы, зарождение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов, в том числе международных, эффективно их контролировать;


Глава 6

• расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в ми­ровую экономику развивающихся стран.

В этих условиях проблему финансовой безопасности России пере­оценить невозможно. В связи с этим особое значение приобретает за­дача разработки государственной стратегии финансовой безопасно­сти, которая должна включать в себя:

• фиксацию геофинансовых зон влияния России исходя из эконо­-
мической, климатической, этнонациональной и иной общности
народов России;

• установление критерия и параметров (количественных и каче­-
ственных пороговых значений) финансовой системы России, соот­-
ветствующих требованиям финансовой безопасности, несоблюде­-
ние которых вызывает отрицательные тенденции (возникновение
угроз) в сфере финансовой безопасности;

• разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности России и их носителей;

• характеристику сфер проявления угроз и их локализацию;

• определение основных субъектов угроз, механизмов их функци­-
онирования, критерия их воздействия на национальную эконо­-
мику, включая финансовую и социально-политическую систему;

• разработку методологии прогнозирования, выявления и предотв­-
ращения зарождения факторов, обусловливающих генезис угроз
финансовой безопасности, осуществление исследований по вы­-
явлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

• создание адекватной системы органов государственного финан­-
сового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофи­-
нансовым зонам;

• формирование механизмов и мер финансово-экономической по­-
литики и институциональных преобразований, нейтрализующих
или смягчающих воздействие отрицательных факторов;

• определение объектов, предметов, параметров контроля за обес­-
печением финансовой безопасности России.

Выделяют следующие пути совершенствования системы финансо­вой безопасности России:

• фиксация пределов участия зарубежного капитала в отечествен­-
ных организациях;

• отраслевые ограничения (или запрещения) доступа зарубежных
инвестиций в отрасли, особо значимые для экономического и со­-
циального развития государства;


151

• меры в отношении компаний, проводящих ограничительную деловую практику, нарушающую условия конкуренции;

• требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т. д.;

• разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств зарубежных заимствований.

Существенным направлением обеспечения финансовой безопасности страны является организация привлечения и использования средств займов международных финансово-экономических организаций (МВФ, МБРР и др.).

Следует отметить, что в последние годы резко возросла конкуренция между Россией и другими странами в экономической и других областях, в результате наша страна потеряла некоторые рынки сбыта, происходит дискриминация российских товаропроизводителей на мировых рынках. Ущерб, который наносится экспорту России посредством дискриминационных мер, по оценке специалистов, достигает $2 млрд. В этих условиях исключительное значение приобретает проблема государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности России. Концепция «бездефицитного развития», взятая на вооружение российской властью как своего рода панацея от всех угроз, не­достаточно обоснована, ибо не стимулирует правительство изыскивать пути наращивания доходов и экономического роста.

Важной причиной нестабильности экономики России является разрыв в движении товарных и денежных потоков. Взаимосвязь между натурально-вещественной и стоимостной (денежной) формами движения общественного продукта в российской экономике сменилась феноменом рождения капитала самим капиталом, оттесняя тем самым сферу материального производства.

В финансовой области существенным пороговым значением выступает уровень монетизации экономики, определяемый отношением денежной массы (агрегата М2) к ВВП. В России этот индикатор следует рассматривать по рублевой массе, поскольку обращение в стране иностранной валюты является угрозой экономической безопасности РФ. Какова тенденция этого показателя в России в последнее десятилетие? В 1991 г. уровень (коэффициент) монетизации в СССР составлял свыше 60% ВВП. В 1992-1999 г. он снизился, опустившись до 15-17%. МВФ следит за тем, чтобы коэффициент монетизации в России не превышал 15%. Не это ли обстоятельство является причиной задолженности по заработной плате в нашей стране, составившей на 1 июля 2003 г. 30 млрд руб.?


 

Между тем в развитых странах коэффициент монетизации приближа­ется к 100% и выше. По некоторым данным, внутренняя денежная масса в развитых странах превышает ВВП (ВНП) примерно в 1,7, а международ­ная денежная масса превышает объем товарооборота в 4,5 раза. Последнее обстоятельство является источником нестабильности и частых переме­щений финансовых потоков. В США неофициально на вооружение принят геоэкономический экспансизм: политическая доктрина, ис­пользующая геоэкономические идеи для оправдания внешнеэконо­мической экспансии, нацеленной на захват доли национального до­хода других стран, использование сырьевых, финансовых и иных ресурсов государств без допуска их к формированию и использованию мирового дохода, стремление к полновластному контролю над мировым доходом.

Ключевым фактором обеспечения финансовой безопасности России в осуществлении бюджетного процесса должно быть доверие между фе­деральным центром (правительством) и регионами посредством уста­новления таких финансовых взаимоотношений, которые были бы осно­ваны на принципах законности, целесообразности, эффективности.

Представляется целесообразным, чтобы финансовая безопасность нашей страны была закреплена в Конституции РФ, а Счетная палата РФ должна активнее проверять и контролировать вопросы финансо­вой безопасности России в бюджетном процессе. Необходимо созда­ние мониторинга бюджетного процесса, предусматривающего вы­явление и предвидение внутренних и внешних угроз финансовой безопасности, в частности посредством межбюджетных отношений.




































Дата: 2016-10-02, просмотров: 234.