Финансовая безопасность— важнейшая составная часть экономической безопасности страны, регионов, предприятий, фундаментальная основаэкономически эффективного государства в целом. Она выступает
Глава 6
главной предпосылкой проведения самостоятельной финансово-экономической политики, отвечающей национальным интересам страны.
Финансовая безопасность характеризуется прежде всего способностью государства обеспечить устойчивость финансово-экономического развития страны. Она предполагает необходимость устранения влияния финансовых кризисов, теневых структур на национальную социально-экономическую систему, предотвращение утечки капитала за рубеж и из реального сектора, привлечение иностранного капитала на оптимальных условиях для национальной экономики.
В настоящее время воздействие госфинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Итальянские специалисты Карло Жан и Паоло Савоне отмечают, что геофинансы являются главной составной частью геоэкономики, так как именно в этой области ощутимее всего подрывается государственный суверенитет.
Финансовая безопасность государства — важнейшее условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Финансовая безопасность государства состоит в способности его органов:
• обеспечивать устойчивость экономического развития государ-
ства;
• обеспечивать устойчивость платежно-расходной системы и ос-
новных финансово-экономических параметров;
• нейтрализовать воздействие мировых кризисов и преднамерен-
ных действий мировых факторов (государств, ТНК, субгосудар-
ственных группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных,
мафиозных и др.) структур на национальную экономику и социально-политическую систему;
• предотвращать крупномасштабную утечку капитала за границу,
«бегство капитала» из реального сектора экономики;
• предотвращать крупномасштабные конфликты между властями
различных уровней по поводу распределения и использования
ресурсов национальной бюджетной системы;
• наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;
• предотвращать преступления и административные правонару-
шения в финансовой сфере (в том числе легализацию отмывания
доходов, полученных преступным путем).
149
Угрозы финансовой безопасности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние и внешние угрозы возникают в результате недостаточной способности финансовой системы гарантировать воспроизводство, обслуживать государственный долг.
Внутренние угрозы в основном порождаются:
· неадекватной финансово-экономической политикой;
· элементарными просчетами органов власти и управления;
· ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т. д.) в управлении финансовой системой государства.
В современных условиях особое значение имеют внешние угрозы финансовой безопасности.
Финансовая безопасность России. Основными причинами генезиса внешних угроз финансовой безопасности России являются:
· стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства, называемого глобализацией, интеграции финансовых рынков;
· нарастание огромной массы капиталов, высокая мобильность которых вызывает напряженную обстановку, высокий уровень концентрации на макроэкономическом и глобальном уровнях;
· увеличение автономизации субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), обладающих большой финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
· высокая подвижность и взаимосвязи финансовых рынков на основе новейших информационных технологий;
· многообразие финансовых инструментов и высокий уровень их динамизма;
· взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые зависят от мировых финансов;
· рост конкуренции между государствами в экономической и других областях, использование мощных экономических факторов стратегии завоевания мирового экономического пространства;
· высокая зависимость национальных экономик, в особенности бюджетного сектора, от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала;
· глобальное увеличение неустойчивости мировой финансовой системы, зарождение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов, в том числе международных, эффективно их контролировать;
Глава 6
• расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в мировую экономику развивающихся стран.
В этих условиях проблему финансовой безопасности России переоценить невозможно. В связи с этим особое значение приобретает задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности, которая должна включать в себя:
• фиксацию геофинансовых зон влияния России исходя из эконо-
мической, климатической, этнонациональной и иной общности
народов России;
• установление критерия и параметров (количественных и каче-
ственных пороговых значений) финансовой системы России, соот-
ветствующих требованиям финансовой безопасности, несоблюде-
ние которых вызывает отрицательные тенденции (возникновение
угроз) в сфере финансовой безопасности;
• разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности России и их носителей;
• характеристику сфер проявления угроз и их локализацию;
• определение основных субъектов угроз, механизмов их функци-
онирования, критерия их воздействия на национальную эконо-
мику, включая финансовую и социально-политическую систему;
• разработку методологии прогнозирования, выявления и предотв-
ращения зарождения факторов, обусловливающих генезис угроз
финансовой безопасности, осуществление исследований по вы-
явлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
• создание адекватной системы органов государственного финан-
сового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофи-
нансовым зонам;
• формирование механизмов и мер финансово-экономической по-
литики и институциональных преобразований, нейтрализующих
или смягчающих воздействие отрицательных факторов;
• определение объектов, предметов, параметров контроля за обес-
печением финансовой безопасности России.
Выделяют следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности России:
• фиксация пределов участия зарубежного капитала в отечествен-
ных организациях;
• отраслевые ограничения (или запрещения) доступа зарубежных
инвестиций в отрасли, особо значимые для экономического и со-
циального развития государства;
151
• меры в отношении компаний, проводящих ограничительную деловую практику, нарушающую условия конкуренции;
• требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т. д.;
• разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств зарубежных заимствований.
Существенным направлением обеспечения финансовой безопасности страны является организация привлечения и использования средств займов международных финансово-экономических организаций (МВФ, МБРР и др.).
Следует отметить, что в последние годы резко возросла конкуренция между Россией и другими странами в экономической и других областях, в результате наша страна потеряла некоторые рынки сбыта, происходит дискриминация российских товаропроизводителей на мировых рынках. Ущерб, который наносится экспорту России посредством дискриминационных мер, по оценке специалистов, достигает $2 млрд. В этих условиях исключительное значение приобретает проблема государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности России. Концепция «бездефицитного развития», взятая на вооружение российской властью как своего рода панацея от всех угроз, недостаточно обоснована, ибо не стимулирует правительство изыскивать пути наращивания доходов и экономического роста.
Важной причиной нестабильности экономики России является разрыв в движении товарных и денежных потоков. Взаимосвязь между натурально-вещественной и стоимостной (денежной) формами движения общественного продукта в российской экономике сменилась феноменом рождения капитала самим капиталом, оттесняя тем самым сферу материального производства.
В финансовой области существенным пороговым значением выступает уровень монетизации экономики, определяемый отношением денежной массы (агрегата М2) к ВВП. В России этот индикатор следует рассматривать по рублевой массе, поскольку обращение в стране иностранной валюты является угрозой экономической безопасности РФ. Какова тенденция этого показателя в России в последнее десятилетие? В 1991 г. уровень (коэффициент) монетизации в СССР составлял свыше 60% ВВП. В 1992-1999 г. он снизился, опустившись до 15-17%. МВФ следит за тем, чтобы коэффициент монетизации в России не превышал 15%. Не это ли обстоятельство является причиной задолженности по заработной плате в нашей стране, составившей на 1 июля 2003 г. 30 млрд руб.?
Между тем в развитых странах коэффициент монетизации приближается к 100% и выше. По некоторым данным, внутренняя денежная масса в развитых странах превышает ВВП (ВНП) примерно в 1,7, а международная денежная масса превышает объем товарооборота в 4,5 раза. Последнее обстоятельство является источником нестабильности и частых перемещений финансовых потоков. В США неофициально на вооружение принят геоэкономический экспансизм: политическая доктрина, использующая геоэкономические идеи для оправдания внешнеэкономической экспансии, нацеленной на захват доли национального дохода других стран, использование сырьевых, финансовых и иных ресурсов государств без допуска их к формированию и использованию мирового дохода, стремление к полновластному контролю над мировым доходом.
Ключевым фактором обеспечения финансовой безопасности России в осуществлении бюджетного процесса должно быть доверие между федеральным центром (правительством) и регионами посредством установления таких финансовых взаимоотношений, которые были бы основаны на принципах законности, целесообразности, эффективности.
Представляется целесообразным, чтобы финансовая безопасность нашей страны была закреплена в Конституции РФ, а Счетная палата РФ должна активнее проверять и контролировать вопросы финансовой безопасности России в бюджетном процессе. Необходимо создание мониторинга бюджетного процесса, предусматривающего выявление и предвидение внутренних и внешних угроз финансовой безопасности, в частности посредством межбюджетных отношений.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 234.