Правовой основой функционирования денежной системы в современной России является Закон от 25 сентября 1992 г. «О денежной системе Российской Федерации», в соответствии с которым официальной денежной единицей (валютой) России является рубль. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами официально не определяется. Исключительное право выпуска (эмиссии) наличных денег, а также организация их движения и изъятия из обращения на территории России принадлежит Центральному банку РФ (Банк России, ЦБ РФ). Основными держателями денег являются физические и юридические лица, вместе определяемые как нефинансовые агенты.
Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) в соответствии с Конституцией РФ подотчетен Государственной думе.
Основные задачи Центрального банка следующие:
а) обеспечение стабильности денежного обращения;
б) осуществление государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений.
Основные функции ЦБРФ:
• денежная эмиссия и регулирование денежного обращения;
• разработка и проведение денежно-кредитной политики;
• выполнение роли кредитора последней инстанции;
• организация системы межбанковских платежей и расчетов;
• управление официальными золотовалютными резервами;
• надзор за деятельностью коммерческих банков.
В целях осуществления своих функций Центральный банк использует следующие основные инструменты:
• устанавливает норму обязательных резервов для коммерческих банков (минимальную долю депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов — беспроцентных вкладов — в Центральном банке);
• проводит операции на открытом рынке (купля или продажа государственных ценных бумаг);
• устанавливает учетную ставку (ставку рефинансирования, т. е. ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки).
Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег,ибо коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов, что влияет на норму банковских резервов и соответственно на мультипликатор. Центральный банк не может точно спрогнозировать объем кредитов, который будет выдан коммерческим банкам. Коэффициент депонирования определяется поведением населения и иными причинами, не всегда связанными с действиями Центрального банка.
Законы 1990,1995, 2002 гг. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» закрепили его независимый статус, означающий:
• возможность быть свободным от политической конъюнктуры;
• выбор наиболее эффективных инструментов денежно-кредитного регулирования.
Второйуровень банковской системы составляют кредитные организации, прежде всего коммерческие банки.
Коммерческие банки — кредитные учреждения универсального типа, осуществляющие на договорных условиях кредитно-расчетное и другое банковское обслуживание юридических и физических лиц посредством совершения операций и оказания услуг.
Коммерческие банки выполняют следующие основные функции
а) принимают и размещают денежные вклады;
б) привлекают и предоставляют кредиты;
в) производят расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание.
Осуществляемые коммерческими банками операции подразделяются на пассивные и активные. Пассивные операции— привлечение денежных ресурсов путем приема депозитов, продажи акций, облигаций, других ценных бумаг. Активные операции— размещение денежных ресурсов путем предоставления кредитов, покупки акций и ценных бумаг.
Коммерческие банки различаются:
а) по принадлежности уставного капитала и способу его формирова-
ния в виде акционерных обществ с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала, иностранных банков и т. д.;
б) по видам совершаемых операций — универсальные и специализированные;
в) по территории деятельности — региональные, республиканские и др.;
г) по отраслевой ориентации.
Специализированные кредитно-финансовые учрежденияосуществляют кредитование конкретных сфер и отраслей экономической деятельности.
Они выступают в следующих основных формах:
а) инвестиционные банки,которые проводят операции по эмиссии
и размещению ценных бумаг, привлекают капитал, используют
свой капитал на инвестирование отраслей;
б) сберегательные учреждениясобирают сбережения населения
и используют денежный капитал на инвестиции в жилищное
строительство;
в) страховые компаниипривлекают средства путем продажи страховых полисов, финансируют крупные корпорации промышленности, транспорта, торговли;
г) пенсионные фондыпривлекают средства путем эмиссии долговых обязательств;
д) инвестиционные компанииразмещают среди мелких держателей
свои акции и используют эти средства на покупку ценных бумаг
различных отраслей экономики.
Для макроэкономической стабилизации необходим контроль за темпами роста кредитов и денежной массы. Измерение количества денег в обращении вне банковской системы осуществляется посредством денежных агрегатов, которые в России подразделяются на следующие виды:
• денежный агрегат МО— наличные деньги в обращении (монеты, бумажные деньги, эмитированные Центральным банком) — наиболееликвидный вид активов;
• денежный агрегат Ml(МО и трансакционные депозиты — депозиты до востребования и текущие счета) — следующий после наличности высоколиквидный актив, поскольку наличность может быть снята с этих счетов по требованию без всяких условий, задержек и штрафных санкций;
• денежный агрегат М2(Ml плюс менее ликвидные активы, способные превращаться для совершения платежей в наличные или трансакционные деньги, однако в большинстве непосредственно не могут быть переведены от одного лица к другому (например, сберегательные и срочные вклады);
• денежный агрегат МЗ(депозитные сертификаты с фиксированным сроком погашения, плюс М2).
В России денежный оборот на практике является мультивалютным (наряду срублевыми купюрами обращаются доллары США и в несколько меньших объемах — евро), рублевые объемы денежного рынка целесообразно оценивать в комплексе с иностранной валютой. В связи с этим ЦБ РФ ввел специальный денежный агрегат М2Х — широкую денежную массу, равную сумме рублевой денежной массы М2 и остатков средств на инвалютных счетах (по курсу в рублевом эквиваленте).
Каждый денежный агрегат М более высокого порядка содержит все элементы более низкого уровня, т. е. денежные агрегаты строятся по принципу добавления компонентов с меньшей ликвидностью. Агрегаты денежной массы являются обязательствами всей банковской системы перед нефинансовыми агентами: Центрального банка по наличным деньгам, коммерческих банков — по безналичным.
Настоящими деньгами, или деньгами в узком смысле слова, в макроэкономике являются агрегаты МО и Ml, а агрегаты М2, МЗ характеризуются как «квазиденьги» и «почти деньги». Агрегаты М2 и МЗ содержат дополнительные разновидности финансовых активов, соответствующие более функции средств накопления, чем функции средства обращения: государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации фе-
дерального займа (ОФЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), облигации государственного сберегательного займа.
Динамика денежных агрегатов обусловлена рядом причин, включая движение процентной ставки. Например, при повышении процентной ставки афегаты М2 и МЗ могут опережать Ml, так как их компоненты приносят доход в форме процента. Наличность в обращении и в кассах банков вместе с безналичными обязательствами Центрального банка перед банками называются «деньгами высокой эффективности», которые выступают показателями денежной базы как денежно-кредитных обязательств. Денежная масса РФ характеризуется в табл. 7.1.
Денежная масса | Таблица 7.1 РФ (национальное определение) | |||||
Всего | Денежная масса (М2), млрд руб., в том числе | |||||
наличные (МО) | безналичные средства | |||||
млрд руб. | темпы прироста, в % к началу предыдущего года | млрд руб. | темпы прироста, в % к началу предыдущего года | млрд руб. | темпы прироста, в % к началу предыдущего года | |
1.1.1999 | 448,4 | 19,9 | 187,8 | 44,0 | 260,6 | 6,9 |
1.1.2000 | 704,7 | 57,2 | 266,5 | 41,9 | 438,2 | 68,2 |
1.1.2001 | 1144,3 | 62,4 | 419,3 | 57,3 | 725,0 | 65,4 |
1.1.2002 | 1602,6 | 40,1 | 584,3 | 39,4 | 1018,3 | 40,5 |
1.1.2003 | 2119,6 | 32,3 | 763,3 | 30,6 | 1356,2 | 33,2 |
Для организации на территории РФ наличного денежного обращения ЦБ РФ выполняет следующие основные функции:
прогнозирование и организация производства;
перевозка и хранение банкнот и монет Банка России;
создание резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и индексации налич-
ных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности банкнот и монет
Банка России;
замена поврежденных банкнот и монет Банка России;
определение порядка ведения кассовых операций.
7.2. Денежно-кредитная политика и экономическая безопасность
Денежно-кредитная политика — это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятии в области кредитно-денежной системы. Денежно-кредитная политика осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели.
Выделяют конечные и промежуточные цели.
Конечные цели. К ним относят:
а) быстрый рост реального валового внутреннего продукта;
б) низкую безработицу;
в) стабильные цены;
г) устойчивый платежный баланс.
Конечные цели осуществляются кредитно-денежной политикой, которая наравне с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики является важным направлением экономической политики государства.
Промежуточные цели. К ним относят:
а) денежную массу;
б) ставку процента;
в) обменный курс.
Эти цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и реализуются в рыночной экономике посредством косвенных инструментов. В западной экономической литературе существует мнение, согласно которому промежуточные цели не относятся ни к инструментам кредитно-денежной политики Центрального банка, ни к реальным целям этой политики, но представляют собой промежуточные звенья в передаточном механизме, соединяющем инструменты Центрального банка и его цели.
Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым инструментам относят:
а) лимиты кредитования;
б) прямое регулирование процентной ставки.
К косвенным инструментам относят:
а) операции на открытом рынке;
б) изменение нормы обязательных резервов;
в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).
Операции на открытом рынке - покупка и продажа Центральном банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке Центральный банк регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, Центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, Центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.
Операции на открытом рынке нередко происходят в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Это происходит следующим образом. Центральный банк продает ценные бумаги с условием их обязательного выкупа по более высокой цене по истечении определенного времени.
Изменение норм обязательных резервов - метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.
Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от:
а) вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в сравнении с вкладами до востребования);
б) размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).
Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения.
В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.
Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.
Обязательные резервы хранятся в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Кроме обязательных резервов, коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы - суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряется доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования их в обороте.
Изменение учетной ставки - это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.
В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у Центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще.
Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.
Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже ставки межбанковского рынка.
Денежно-кредитная политика, осуществляемая Центральным банком, производится посредством дешевых или дорогих денег.
Политика дешевых денег присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легко доступным, увеличивает денежное предложение, Понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию.
Используя названные инструменты кредитно- денежной политики, Центральный банк воздействует на промежуточные цели - денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют достижение конечных целей кредитно-денежной политики.
Кредитно-денежная политика приводит к различным результатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде в большей мере влияет на реальный выпуск и в меньшей - на цены. В долгом периоде изменение денежной массы влияет главным образом на уровень цен и в небольшой мере - на реальный объем выпуска.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 114), формирование и осуществление единой финансовой, денежной и кредитной политики возложено на Правительство РФ. Ежегодная подготовка и реализация «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» является объектом деятельности ЦБ РФ. Цели и инструменты денежно-кредитной политики с начала 1990-х гг. до настоящего времени формируются в пределах компетенции ЦБ РФ. Они носят преимущественно монетарный характер - обеспечение устойчивого снижения инфляции и поддержания ее на низком уровне с применением, как правило, инструментария денежной политики, что нередко наносит потери кредитному потенциалу экономики России.
Главная цель единой государственной денежно-кредитной политики - устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Необходимо отметить, что с начала 90-х гг. ХХ в. государственная денежно-кредитная политика российского правительства носит монетарный, односторонний, характер - подавление инфляций посредством ограничения предложения денег, а кредитная политика не получает основы независимо от изменения общеэкономической ситуации - периода спада или подъема.
Антиинфляционный характер денежно-кредитной политики, проявляющийся В ограничении денежной массы в обращении, содержит угрозы национальным интересам, блокируя процессы увеличено кредитных ресурсов. Ограничение предложения денег также уменьшает спрос на товарном, финансовом и кредитном рынках, сокращает занятость и потенциал роста экономики.
Денежно-кредитная политика государства существенно воздействует на такие макроэкономические индикаторы, как валовой внутренний продукт (ВВП), уровень цен, и национальный доход и характеризуется как одно из основных направлений экономической политики государства. С развитием государства интенсивность использования инструментов денежно-кредитной политики возрастала. Главным органом, ответственным за осуществление денежно-кредитной политики, является Центральный банк.
Денежная масса страны есть сумма наличности, т. е. банкнот и монет Центрального банка, и вкладов экономических субъектов в коммерческие банки. Следует различать понятия «денежная масса» и «денежная 6аза». Под денежной' базой понимается наличность и вклады коммерческих банков в Центральный банк. При этом коммерческие банки посредством механизма коммерческого кредитования могут значительно увеличивать объем денежной массы за границы денежной базы. Кредитуя своих клиентов, банки создают депозиты, которые превышают их депозиты в Центральном банке данной страны. Таким образом, при отсутствии механизма банковского кредитования денежная масса и денежная база были бы равны. Но при наличии факта банковского кредитования денежная масса всегда превышает денежную базу. Их соотношение можно выразить следующим образом.
Если денежную базу примем МВ, а денежную массу - М, то тогда можно записать формулу:
М= kMB,
где k - денежный мультипликатор.
Следовательно, денежно-кредитная политика государства состоит
в осуществлении воздействия на эти две величины, определяющие объем денежной массы: МВ - денежную базу и k - денежный мультипликатор. Центральный банк изменяет величину денежной базы посредством операций на открытом рынке, т. е. купли-продажи долговых бумаг своего правительства. Реализуя ценные бумаги, Центральный банк уменьшает денежную базу, что вызывает сокращение объемов, ужесточает условия кредитования населения и предприятий и сокращает темпы экономического роста. Покупая активы, Центральный банк расширяет денежную базу, тем самым, создаются предпосылки увеличения темпов экономического роста.
Переход к рыночной экономике инициирует необходимость в самостоятельной денежной политике и достаточно активном использовании денежно-кредитных регуляторов в целях обеспечения товарноденежной сбалансированности.
В основу денежно-кредитной политики государства должен быть положен критерий экономической безопасности страны. Между тем, как свидетельствует анализ, осуществление этой политики, было подчинено задаче ускоренного перевода российской экономики, на рыночные отношения без учета позитивной динамики развития других областей народного хозяйства, что, В свою очередь, не могло не отразиться на дестабилизации в главных секторах и сегментах российской экономики. Проведение денежно-кредитной политики ,в стране в отрыве от реальных экономических и социальных процессов грозит опасностью в сфере всех, социально-экономических процессов в стране. Единовременная либерализация цен, их масштабное увеличение ,с начала 1992 г., а также необоснованный перевод источников финансирования бюджетного дефицита с централизованных на рыночные выглядело пустой декларацией.
В современной денежно-кредитной политик российского правительства заложена опасность социального характера. Суть ее заключается в отстранение большинства населения страны от перераспределительных процессов, в результате чего капитал сосредоточился в собственности узкого круга олигархических семейств. Ускоренным путем экономика товарного дефицита была превращена в экономику денежного дефицита. К этому процессу причастны международные финансовые организации типа МВФ, который определил и жестко контролирует коэффициент монетизации в России в пределах 15-20%.
Под коэффициентом монетизации понимается отношение широких денег, включающих наряду с денежным агрегатом М2 валютные депозиты национальных банков, номинированные в конвертируемой валюте, к валовому внутреннему продукту (ВВП). Величина коэффициента монетизации предопределяет возможность государства заимствовать деньги на внутреннем финансовом рынке и реализовывать программы социальной поддержки.
Значительное увеличение номинальной денежной массы во время инфляционных процессов ведет к утечке капитала из страны; рост цен, опережающий рост денежных агрегатов, вызывает сокращение реальной денежной массы и коэффициента монетизации. Чем длительнее время высокой инфляции и чем выше сама инфляция, тем ниже коэффициент монетизации. И наоборот, понижение темпов увеличения денежной массы вызывает повышение доверия к национальной валюте и, соответственно, к ремонетизации экономики страны. Коэффициент монетизации ниже в тех странах, где наблюдаются высокие темпы инфляционных процессов. Такая ситуация в середине 90-х гг. XX в. имела место в Грузии, Армении, Азербайджане, Украине. И наиболее высокий коэффициент монетизации имел место в странах, которые осуществляли решительную политику финансовой стабилизации, в частности в Эстонии. Более низкий коэффициент монетизации выступает препятствием для осуществления социальных программ. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в странах, где наблюдалась наиболее высокая и длительная инфляция, наблюдается тяжелый постстабилизационный бюджетный кризис, они вынуждены сокращать свои социальные расходы, а в некоторых странах разрушается вся система социальных гарантий (пенсии, бесплатное здравоохранение и т. п.).
Направленность денежно-кредитной политики на сокращение объемов предложения денег и определение потолка курса национальной валюты ведут к увеличению дефицита денежной массы в межхозяйственном денежно-финансовом обороте, к дезинтеграции народного хозяйства страны.
Действие жесткой монетарной направленности только на уровне макроэкономики может тормозить процесс развития рыночных отношений. Более того, такая политика ведет к дезорганизации системы макрорегулирования, поскольку ориентирует действие денежно-кредитных отношений на увеличение емкости финансового рынка безотносительно к реальной экономике. Дисбаланс финансового рынка, несоблюдение баланса интересов экономических субъектов каждого из сегментов рынка создают экономическую угрозу стране.
До сих пор фактически финансовый рынок и реальный сектор экономики функционируют автономно друг от друга. Например, операции на финансовом рынке реализуют интересы участников этого рынка. Это означает, что финансовые ресурсы обращаются, не достигая реального сектора экономики. Известно, что монетаризм может быть эффективным лишь в развитых рыночных отношениях. Но также известно, что в России таких условий нет. Тем не менее монетаризм, установленный в 1992 г., выступает определяющим направлением в регулировании экономики.
Значительный перелив капитала из сферы реального сектора в финансовый сектор вызвал отрицательный потенциал так называемого реформирования экономики России.
В отечественной экономической литературе высказывается мнение, что денежно-кредитная политика должна быть направлена не по схеме сжатие денежной массы—уменьшение относительного бюджетного дефицита—сокращение спроса—снижение инфляции», а по схеме «накопление капитала—расширение спроса—рост производства и занятости—Рост бюджетных доходов—сокращение бюджетного дефицита—снижение инфляции». Следовательно, экономическая стабилизация предполагает прежде всего оздоровление финансов предприятий и отраслей, целевое использование инвестиционного потенциала производства, возмещение и накопление капитала на новой технологической базе.
Денежно-кредитная политика государства должна исходить из стратегических целей, включающих:
укрепление национальной валюты;
повышение устойчивости банковской системы;
оздоровление финансов предприятий и отраслей;
достижение баланса доходности различных секторов народного хозяйства;
создание условий для экономически эффективного движения капитала.
Чтобы обеспечить финансовую устойчивость и кредитоспособность предприятий реального сектора экономики, следует:
разработать и внедрить в хозяйственную практику меры, нацеленные на восстановление денежных средств предприятий всех отраслей, ибо платежный кризис только в одной отрасли либо регионе распространится на всю экономику страны;
создать условия для роста доходности, обеспечить доходность инвестиций в производство с доходностью операций на финансовом рынке;
обеспечить согласованность материально-вещественной структуры и финансового развития экономики.
Важно добиться таких условий, когда рост кредитоспособности предприятий реального сектора экономики не зависит от форм собственности.
Глава 8
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ
8.1. Сущность, проблемы, объекты и задачи экономической безопасности регионов
Экономическая безопасность регионов — это совокупность текущего состояния, условий и факторов, отражающих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, определенной независимости и интеграции с экономикой страны.
Экономическая безопасность регионов выражается:
в возможности осуществлять собственную экономическую политику в рамках страны;
в способности реагировать на резкие геополитические изменения в стране;
в способности проводить крупные экономические мероприятия по неотложным социально-экономическим взрывным ситуациям на территории;
в возможности оказывать помощь (на договорной основе) определенным областям, республикам и регионам;
в возможности стабильно поддерживать соответствие действующих на территории экономических нормативов общепринятым в мировой практике, что дало бы возможность обеспечить необходимый уровень и качество жизни населения.
Все регионы России испытывают целый ряд сложных и острых проблем: экономических, социальных, этнополитических, экологических и др. В числе региональных аспектов важное место занимают следующие проблемы:
сепаратизм;
депрессивные районы;
образование новых полюсов и региональных центров роста.
Объектами экономической безопасности региона выступают территория и все, расположенное на его территории, относящееся к экономике региона
Приоритетными задачами региональной экономической политика нацеленными на обеспечение экономической безопасности, являются:
реструктуризация экономики с опережающим развитием, во-первых, отраслей, наиболее рентабельных и перспективных в данное время, и, во-вторых, отраслей, обладающих преимуществами в долгосрочном периоде в общей системе территориального разделение труда;
реанимация или активизация собственных источников развития;
создание территориально-производственных комплексов, которые ориентированы на рынок, а также гибко реагирующих на конъюнктурные изменения;
развитие межрегиональных инфраструктурных систем с достойным представительством региона;
локализация и элиминация депрессивного состояния отдельных районов, а в случае необходимости придание им статуса «районов экономического бедствия».
В проблеме экономической безопасности России ключевую роль играет региональный аспект, поскольку исходит из реализации идеи национального единства, недопущения сепаратизма в регионах, интеграционных экономических процессов как внутри страны, так и с ее стратегическими союзниками. В этих условиях важной задачей является разработка новой государственной региональной политики, исходящей из национально-культурных, социально-демографических, природно-климатических, хозяйственных реалий, а также исторических особенностей формирования и развития субъектов России.
Важным фактором экономической безопасности является самодостаточность региона. Эта проблема стала исходной в теоретико-практическом делении регионов России на две группы:
на регионы-реципиенты;
на регионы-доноры.
Из 88 субъектов РФ только 10 регионов считаются регионами-донорами, остальные относятся к регионам-реципиентам, которые нуждаются в помощи Центра, разумеется, за счет регионов-доноров. Последние, в отличие от регионов-реципиентов, не получают от Центра трансфертов и субвенций.
С экономической точки зрения свыше половины субъектов РФ располагают достаточным экономическим потенциалом, чтобы считаться самодостаточными. Деление регионов на регионы-рецепиенты и регионы-доноры в известном смысле условно, поскольку оно связано с механизмом распределения финансовых потоков, в частности налогово-бюджетных, создающих предпосылки для диспропорций в развитии .жономики региона. Одни регионы отчисляют в федеральный бюджет до 70% налоговых поступлений, другие — 40-50, третьи — до 10%. Из этого следует, что необходимо создание механизма выравнивания доли отчислений в центр.
Полагаем целесообразным дать краткую характеристику понятия «депрессивный регион».
Депрессивный регион — субъект РФ или локальное территориальное образование, отличительной особенностью которого выступает сильное и устойчивое отставание от других районов.
Критерием отнесения региона к депрессивным является ситуация, при которой крайне ограничены либо совсем отсутствуют предпосылки для саморазрешения кризиса. Это невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и других регионально опосредованных процессов. В основе депрессивного состояния региона лежат две главные причины:
а) перенос народно-хозяйственных диспропорций производственных структур на территориальные структурные величины. Например, оплата труда в депрессивных регионах является наиболее низкой по причине концентрации в них отраслей, в которых преобладают низкооплачиваемые рабочие места. Сокращение занятости и увеличение безработного населения выступают следствием специализации региона на тех видах деятельности, в которых прежде наблюдалась трудоизбыточность;
б) изначальное наличие отрицательных факторов, затрудняющих социально-экономическое развитие:
низкая конкурентоспособность производства в сравнении с другими регионами;
продолжительный отток активного трудоспособного населения;
удаленность от крупных экономических центров;
утрата прежних преимуществ региона.
Федеральная региональная политика предполагает решение следующих задач:
замедлить расхождение регионов страны по уровню развития;
сдержать увеличение диспропорций в территориальной структуре производства.
Решение этих задач основано на исходной посылке, заключающейся в том, что выгодное разделение труда для страны в целом не должно инициировать отставание отдельных регионов. Государство обязано компенсировать убытки таким регионам, обусловленные специализацией на невыгодных в местных условиях отраслях экономики. В точках наибольшей депрессивности должны быть сконцентрированы необходимые средства, нацеленные на оздоровление экономики этих регионов. Финансовые ресурсы на оздоровление депрессивных регионов могут иметь следующие источники:
ресурсы федерального бюджета, выделенные на поддержку отдельных секторов экономики;
часть бюджетных средств, используемых по каналам реализации федеральных программ;
льготные кредиты населению;
средства благотворительных фондов;
определенная доля средств, полученных за счет приватизации или ликвидации предприятий-банкротов.
Для преодоления проблем депрессивных регионов возможны следующие варианты действий:
капитальные вложения в региональную инфраструктуру;
налоговые льготы предприятиям, создающим в трудоизбыточных регионах новые рабочие места;
прямая помощь отдельным территориям в целях трансформации их экономического потенциала, устранения причин экологических катастроф или социальной напряженности;
установление особых правовых режимов хозяйствования в виде условий наибольшего благоприятствования, приоритетной поддержки крестьянских хозяйств и кооперативов, реализации программ переселения, вывода непрофильных производств — для соответствия численности проживающего в регионе населения с его ресурсными возможностями.
Механизм элиминации депрессивного состояния предполагает целеустремленное взаимодействие федеральных, региональных и местных законодательных и исполнительных органов власти, а именно:
усиление социальной защиты населения;
регулирование миграционных процессов;
отладку процедур банкротства предприятий;
совершенствование государственной поддержки регионов и отраслей по бюджетным каналам и различным программам;
упорядочение отношений собственности, а также бюджетно-налоговой и кредитно-финансовой политики.
Для оценки экономической стабильности региона предлагаются следующие индикаторы:
социальные (уровень дохода на душу населения, степень расслоения населения по доходам, уровень безработицы);
финансово-денежные (приток капитала в регион, инфляция, экспортно-импортный баланс региона);
бюджетные (уровень налогообложения, собираемость налогов, трансферты, отношения с федеральным бюджетом);
состояние банковской системы региона (структура системы, проблемность банков, состояние кредитной базы, капитальная база банков);
состояние народного хозяйства (объем производства):
состояние реального сектора экономики (уровень экономической замкнутости региона, сепаратистские тенденции).
В качестве ослабления снижения уровня стабильности региона могут использоваться следующие основные блоки:
восстановление условий роста реального сектора народного хозяйства на основе финансового оздоровления;
установление сбалансированных финансовых взаимоотношений между федеральным центром и регионами РФ;
нейтрализация давления на финансово-кредитные и денежные отношения со стороны денежно-суррогатного оборота;
элиминация криминализации финансово-денежной сферы.
Повышение уровня стабильности регионов предполагает преодоление финансовых ограничений в обеспечении экономических субъектов капиталом, ибо эти ограничения могут превращаться в угрозы реальному сектору экономики регионов. К ограничениям общего порядка относят:
ресурсные;
инфраструктурные;
ценовые;
внешнеэкономические и др.
Ограничения в области развития народного хозяйства вызывают диспропорции институционального характера, являющиеся угрозами национальным интересам. В современных условиях важными угрозами выступают неравные условия разви
Дата: 2016-10-02, просмотров: 212.