В Конституции РФ (ст. 7) указывается: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого вытекает, что продовольственная безопасность -ключевая в жизнеобеспечении людей, она отражает в первую очередь социальную направленность на осуществление главного права человека — обеспечение его существования.
Продовольственная безопасность является важнейшей частью на- циональной безопасности, поскольку обеспечивает устойчивое произ- водство основных продуктов питания и их доступность населению.
В Федеральном законе «О продовольственной безопасности Рос-сийской Федерации», принятом Госдумой РФ 10 декабря 1997 г., раз-
личаются понятия «продовольственная безопасность»и «продовольственная независимость».
Под первым термином понимается такое состояние экономики России, в том числе в АПК, при котором население обеспечено необходимыми ресурсами, потенциалом и гарантиями и без уменьшения государственного продовольственного резерва независимо от внешних и внутренних условий удовлетворяются его потребности в продуктах питания согласно физиологическим нормам.
Под вторым термином понимается обеспечение продовольственной безопасности, при которой в случае прекращения импорта продуктов питания из-за границы не создается чрезвычайная продовольственная ситуация. Однако продовольственная независимость России признается необеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания составляет менее 80% годовой потребности населения в этих продуктах согласно физиологическим нормам.
Основой обеспечения продовольственной безопасности является АПК. Поэтому аграрная сфера России должна бы стать государственным приоритетом. Однако пока этого нет. Более того, резко сокращена бюджетная поддержка сельского хозяйства, произошел развал сельскохозяйственного машиностроения, что сказалось на снижении доли сельского хозяйства в экономике страны (табл. 5.10).
Таблица 5.10
Удельный вес сельского хозяйства в экономике России, %*
Показатель | |||
Удельный вессельского хозяйства в: | |||
валовом внутреннем продукте | 15,3 | 7,0 | 6,9 |
Основных фондах | 11,5 | 13,9 | 6,0 |
инвестиции в основной капитал | 15,8 | 3,5 | 2,7 |
среднегодовой численности занятых в экономике | 12,9 | 14,7 | 12,3 |
расходной части федерального бюджета | 19,0 | 2,4 | 1,6 |
Отношение среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве к заработной плате в промышленности, % |
*Рассчитано по: Сельское хозяйство России. — 2002: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002. С. 27, 31.
На основании табл. 5.10 можно сделать следующие выводы. 1. Удельный вес сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте в 2001 г. по сравнению с 1990 г. сократился более чем вдвое.
2. За период 1990-2001 гг. особенно резко (почти в 6 раз) уменьшились инвестиции в основной капитал, а также почти в 12 раз сократилась расходная часть федерального бюджета в сельское хозяйство.
3. Оплата труда в аграрном секторе по сравнению с промышленно-
стью понизилась втрое.
Россия обладает весомым природным потенциалом. На ее долю при- ходится 12% мировых пахотных земель и 20% мировых запасов пресной воды, что создает возможности решить все проблемы продовольственной безопасности. Однако непродуманные меры по реформированию экономики страны в 90-е гг. XX в. отбросили аграрное производство на несколько десятилетий назад. В результате чего производство и потребление продуктов существенно снизились (табл. 5.11).
Из данных табл. 5.11 видно, что за 1990-2000 гг. потребление основных продуктов питания существенно снизилось: производство мяса и мясопродуктов уменьшилось в 2,2 раза, а потребление — в 1,7 раза, с учетом импорта; молока и молочных продуктов — с 377 л в год на душу населения до 223 л, или на 154 л (на 40,8%). За десятилетие произошло сокращениене только количестваосновных продуктов питания на душу населения, но и качестваиз-за уменьшения потребления белков животного происхождения и увеличения потребления углеводов. Доля, хлебных продуктов и картофеля достигает 45%, а вместе с сахаром - более 61,6% энергетической ценности суточного рациона (2002 г.).
По данным Института питания РАМН, в 1990 г. в среднем в сутки человеком потреблялось 74 г белка (85% от нормы), в том числе 45 г белков животного происхождения (97,8% нормы), в 2000 г. — 62 г (70,1% нормы), в том числе 32 г белков животного происхождения (69,5% нормы). Рекомендуемый норматив суточного рациона по 6eлку, жирам и углеводам соотносится 1:1,2:4,4. В России поданным выборочного обследования семейных бюджетов в 2000 г. — 1:1,3:5,7. Следовательно, пищевой рацион жителей нашей страны имеет значительный дефицит витаминов С, В,, В2, фолиевой кислоты, бета-каротина, а также кальция и микроэлементов — селена, йода, цинка. Именно с этим связано снижение продолжительности жизни мужчин до 57 лет, женщин — до 72 лет.
По нормативам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) на одного человека в день должно приходиться 3000 ккал, в России, по данным выборочного обследования домашних хозяйств, - 2394 ккал (2000 г.), в Германии - 3340 ккал, во Франции - 3630 ккал, в США — 3780 ккал.
Таблица 5.11 Производство и потребление продуктов питания в России на душу населения, кг/год | Фактическое потребление, в % к норме | 2000 г. | 103,5 | 111,8 | 66,2 | 37,4 | 86,4 | 76,9 | 58,6 | 53,3 | 78,4 | 57,1 | 58,2 | *Без субпродуктов 2-й категории и жиров. Источники: Сельское хозяйство в России. М.:Госкомстат России, 1995, 1998; Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2001; Зельднер А.Г. Приоритеты, институты и механизмы выхода аграрной сферы из кризиса в XXI веке. М.: ИЭ РАН, 2000. |
1990 г. | 103,5 | 96,4 | 68,5 | 38,5 | 117,5 | 78,5 | 98,6 | 95,3 | 101,7 | 111,5 | 83,6 | |||
Научно-обоснованные нормы | 40,5 | 18,2 | 5,5 | |||||||||||
2000 г. | потреб-ление | 10,4 | 3,2 | |||||||||||
произ-водство | 450 (зерно) | 85,9 | 23,3 | 10,7 | 9,4 | 30,6 | 26,1 | 1,8 | ||||||
1990 г. | потреб-ление | 10,2 | 20,3 | 4,6 | ||||||||||
произ-водство | 790 (зерно) | 69,7 | 17,6 | 17,8 | 7,6 | 68,4 | 377,3 | 34,2 | 5,6 | |||||
Хлебопродукты | Картофель | Овощи | Фрукты и ягоды | Сахар | Растительное масло | Мясо и мясопродукты* | Молоко и моло-чные продукты | Яйцо, шт. | Рыба и рыбные продукты | Сливочное масло |
Уменьшение производства и потребления продуктов питания в Рос. сии в 1990-2000 гг. обусловлено влиянием реальной заработной платы и ценовой политики. Решить проблемы продовольственной безопасности можно посредством:
• роста объема производства продуктов питания;
• увеличения их импорта;
• повышения покупательной способности населения (табл. 5.12).
Таблица 5.12
Покупательная способность денежных доходов населения России на душу населения*
Продовольственные товары | Снижение в2001 г. посравнению с 1990 г., разы | ||||
Говядина | 68,0 | 48,5 | 38,1 | 37,1 | 1,8 |
Свинина | 64,0 | 40,1 | 45,1 | 45,1 | 1,4 |
Молоко | 716,7 | 234,7 | 298,1 | 250,7 | 2,8 |
Сахар | 238,9 | 136,1 | 178,2 | 173,2 | 1,4 |
Картофель | 500,0 | 291,7 | 375,6 | 342,0 | 1,9 |
Хлебобулочные изделия | 551,3 | 190,4 | 217,4 | 257,3 | 2,1 |
* Покупательная способность отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов (начисленной заработной платы, пенсии).
В табл. 5.12 приведены сравнительные данные за 1990-2001 гг., из которых следует, что покупательная способность денежных доходов населения России резко (в разы) снизилась, в результате чего уменьшился спрос на продукты питания. Наряду с этим действует устойчивая тенденция повышения цен и тарифов, что ведет к росту себестоимости продукции и снижению конкурентоспособности. Увеличить производство сельскохозяйственной продукции можно на основе материальной заинтересованности работников в высокопроизводительном труде, которая в стране практически отсутствует. Так, среднеме- сячная заработная плата в сельском хозяйстве в 1990 г. составляла 90% от зарплаты в промышленности, а в 2000 г. — только 29%. В сельском хозяйстве самая низкая оплата труда в экономике. Это обстоятельство является одним из важных факторов депопуляции населения и оттока квалифицированной рабочей силы и молодежи.
Снижение покупательной способности и уровня потребления населения России напрямую связано с ростом розничных цен, определяемым естественными монополиями. На этот счет в отечественной экономической литературе приводится следующий пример. Если затраты на стадии производства зерна принять за единицу, то на стадии производствамуки они составляют 3. На стадии выпечки хлебобулочных изделий цена возрастет в 1,8 раза, а на стадии реализации - в 1,5 раза. Это приводит, например, в Москве к девятикратному росту цен на хлеб и хлебобулочные изделия по сравнению с ценами на зерно.
Продовольственная безопасность в известной степени зависит от соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. Согласно пороговым значениям продовольственной безопасности, для импорта продовольственных ресурсов в их общем объеме не должна превышать 25%. В России в 1999 г. этот показатель составил 30%¹, чтосвязано с сокращением производства сельскохозяйственной продукции в стране. Так, за последнее десятилетие производство мяса в убойном весе уменьшилось в 2,3 раза, молока - в 1,7, яиц — в 1,4 раза. Вместе сэтим снизилось потребление основных продуктов питания отечественного производства на душу населения, и выросла доля импортногопродовольствия. Так, при общем объеме производства мяса птицы в 2000 г. 770 тыс. т, объем импорта составил 600 тыс. т, или 89,6%. В 2001 г. произведено 880 тыс. т, импортировано 1309 тыс. т, т. е. на 48,8% больше. Импорт сливочного масла превышает 60%, сыров — 30%. Стабильна импортозависимость по сахару и растительному маслу. Увеличение импорта птицы обусловлено демпинговыми ценами. Если цена 1 кг птицы в 1995 г. составляла 84 цента, то в 2001 г. - 54 цента. В 2001 г. в России себестоимость 1 кг мяса птицы составляла 27,1 руб., цена реализации - 26,9 руб., т. е. производство мяса птицы в 2001 г. было убыточным (в 2001 г. $1 стоил 30,14 руб. Это означает, что 1 кг импортного мяса обходился в 16,27 руб.).
Аналогичная ситуация с импортными ценами на свинину и говядину. Например, цена 1 кг свинины в 1995 г. составляла $1,44, а 2001 г. - $0,86, говядины соответственно $1,34 и $1,12. Стремление ограничить импортмяса всех видов посредством жесткого ветеринарного сертификата значительного влияния на объем импорта не оказывает. На закупку продовольствия Россия тратит до $280 млрд в год.
Качество поставляемой импортной продукции низкое. По данным Госторгинспекции, в прошлые годы по импорту забраковано:
• макаронных изделий — 33%;
• рыбы и рыбопродуктов — 35%;
• маргариновой продукции — 37%;
• консервов плодоовощных и ягодных — 43%;
• круп и бобовых — 50%;
• чая натурального — 51%;
• мяса всех видов — 53%;
• консервов рыбных — 56%;
• колбас и копченостей — 57%;
• мясных консервов — 72%;
• консервов молочных — 81%;
• табака-96%.
Проблема продовольственной безопасности России зависит о того, кто правит рынком. Продовольственный рынок в стране опекают многочисленные лоббисты из исполнительных и законодательных органов власти. Одни отстаивают интересы отдельных стран-импортеров. Другие — интересы компаний. Третьи — интересы криминальных структур.
Поскольку Россия находится за порогом продовольственной безопасности и очень уязвима для давления со стороны других стран, крайне необходимо принять Закон о продовольственной безопасности, который бы узаконил государственную поддержку аграрного сектора. Такой закон принят в 95% стран мира.
Принято называть нашу страну зерновой державой. Эта оценка в какой-то степени была справедлива, когда (1990 г.) она производила 116,7 млн т зерна. В 2001-2002 гг., в самые благоприятные годы последнего десятилетия, Россия собирала по 85 млн т, а в 2003 г. и того меньше. В мировой практике принято считать, что для удовлетворения потребностей необходимо производить зерна не менее 1 т на человека. У нас сейчас в лучшем случае приходится по 450-500 кг на душу населения. Следовательно, Россия отнюдь не зерновая страна, а экспортные амбиции не обоснованы. Тем более за годы так называемых ре- форм выведено из оборота 30 млн га пашни. Действительно зерновой державой являются США, которые производят, включая кукурузу и сою, более 400 млн т ежегодно.
Обеспечение продовольственной безопасности России возможно на основе:
• резкого наращивания материально-технической базы сельской
хозяйства;
• существенного опережения коэффициента обновления (ввода)
производственных основных фондов над коэффициентом его вы-
бытия;
• повышения эффективности сельскохозяйственного производства независимо от форм собственности;
• значительной государственной поддержки аграрного сектора, доведя его финансирования до 15% государственного бюджета;
• резкого повышения оплаты труда в экономике, особенно в сельском хозяйстве;
• обеспечения условий, препятствующих выбытию молодых сельских жителей в городскую местность.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 290.