Переход России к новой общественно-политической формации, смена форм собственности в конце XX в. привела к сложному экономическому, социальному, политическому и экологическому положению страны. Резко сократился научно-производственный потенциал России, существенно уменьшился ВВП, промышленная продукция сократилась вдвое, валовые капитальные вложения в основной капитал понизились более чем вчетверо, объем наукоемкой продукции уменьшился более чем в 6 раз, финансирование науки уменьшилось более чем в 10 раз.Все перечисленное выступает серьезной угрозой экономической безопасности России.
В связи с этим встает актуальнейшая проблема управления социально-экономическим развитием страны, выбора эффективных управленческих решений, за счет которых, по оценке некоторых российских экономистов, можно увеличить их оптимальность и надежность на 5-7%. Сошлемся на примеры.
В середине 90-х гг. XX в. в Москве ежегодно строили свыше 3 млн кв. метров жилой площади. Но слабый учет платежеспособного спроса жителей Москвы привел к тому, что примерно половина (1,2 млн кв. метров) была не продана.
Второй пример. В 1997 г. совокупное предложение телевизоров на
российском рынке было равно 6-7 млн шт., а реализовано было лишь 3,6 млн шт. Тем не менее Минэкономики России к 2000 г. прогнозировало производство 10 млн шт. телевизоров.
Следует заметить, что недостаточно обоснованные управленческие решения принимаются не только в нашей стране. Например, японская
фирма «Яманти секьюритиз», занимающаяся операциями на рынке ценных бумаг, объявила о добровольном прекращении своей деятель-ности, ибо чистые долги составили более $24 млрд, а с учетом дочерних компаний — $50 млрд. Эта фирма не обладала опытом ведения высокорисковых операций, что в конечном счете привело ее к краху.
Указанные примеры — свидетельство неквалифицированных управленческих решений. Несомненно, эти факты были бы невозможны или смягчены, если бы принятие управленческих решений основывалось на современных оптимизационных компьютерных технологиях, которые дают возможность снижать, неопределенность на примере анализа емкости рынка. В передовых развитых странах расчет емкости рынка составляет основу маркетинговых исследований внутрифирменного планирования и экономического обоснования инвестиционных проектов. Неопределенность же создает экономические риски, ибо емкость рынка неизвестна и нельзя исключить, что предложение товара будет очень большим. В этом случае также увеличиваются затраты на хранение, транспортировку, частичную или полную потерю нереализованного товара, т. е. будет завышен риск. В случае, когда поставки будут недостаточны, возникает упущенная прибыль, а риск будет занижен. Оптимизационные компьютерные технологии дают возможность рассчитать емкость рынка с малой погрешностью, опираясь при этом на неточные исходные данные, на экспертные оценки минимального и максимального значения факторов.
Большое значение в совершенствовании управления, нацеленного на обеспечение экономической безопасности, имеет управленческое консультирование (консалтинг) как вид инфраструктурной деятельности по оказанию профессиональной помощи в рационализации управления.
Управленческое консультирование включает в себя:
• разработку систем управления организационных структур;
• • совершенствование конторской работы;
• разработку систем стратегического планирования и маркетинго-
вых систем;
• подготовку кадров;
• подбор и оценку управленческого персонала;
• рационализацию и автоматизацию информационного обеспече-
ния управления и т. д.
Управленческое консультирование осуществляют профессионалы и специализированные консалтинговые фирмы, которые отличаются
объективностью, независимостью, нестандартностью рекомендаций. Консалтинговые организации способствуют обмену новыми управленческимизнаниями и опытом между предприятиями, отраслями, национальными экономиками. Услуги по консультированию управления предоставляются или по всем вопросам управления, или по отдельнымфункциям либо задачам: производство, планирование, финансовый менеджмент, управление качеством, производительностью.
Различают нормальное, предкризисное, кризисное состояние экономической безопасности.
Под нормальным состоянием экономической безопасности понимается такое ее состояние, когда показатели экономической безопасности находятся в пределах пороговых значений.
Предкризисное состояние предполагает ситуацию, при которой превышается пороговое значение хотя бы одного индикатора экономической безопасности.
Кризисное состояние экономической безопасности возникает, когда уровень пороговых значений всех (или почти всех) индикаторов, как основных, так и второстепенных, значительно превышается.
Учитывая различия в уровне экономической безопасности, государство использует различные методы управления социально-экономическим развитием страны и ее структурных подразделений. Но в любом случае важное значение в управлении имеет информация, ибо она служит основой для принятия управленческих решений на различных уровнях экономической системы. Роль информации в государственном управлении вообще и обеспечении экономической безопасности общества, государства, личности неуклонно возрастает.
Высокие требования к информации предъявляются при управлении хозяйствующими субъектами, поскольку она должна обеспечить систему управления достоверными, полными и оперативными данными, учитывая характер деятельности хозяйствующего субъекта, объем и вид производимой продукции, конкурентную среду и т. д.
В управлении экономикой особую роль играет экономическая информация, которая характеризует макроэкономические процессы, движение труда, товаров, услуг, капитала, а также состояние и тенденции рынка, производства и потребления. В экономической информации различают:
• статистическую;
• производственно-экономическую;
• коммерческую;
• деловую;
• конъюнктурную;
• банковскую;
• биржевую;
• справочную;
• научно-экономическую;
• нормативную и др.
Между перечисленными видами экономической информации строгих границ нет, однако каждый из них выполняет свою функцию в принятии управленческих решений, обеспечении экономической безопасности страны и ее структурных подразделений.
Необходимо отметить, что решающую роль в управлении социально-экономическим развитием страны и ее экономической безопасно-сти играет государство. Какова его роль в современной России?
На этот принципиальный вопрос пытаются ответить отечественные ученые. Так, чл.-корр. РАН, директор Института США и Канады РАН С. М. Рогов выделяет две крупные группы функций государства: традиционные и современные.1 К традиционным он относит общегосударственное управление (общее административное управление, поддержание общественного порядка, национальная оборона). К современным государственным функциям — социальное обеспечение, образование, здравоохранение и т. п. Цель государства — не извлечение прибыли, а производство общественных благ, благ коллективного пользования — защита от внешней угрозы, отправление правосудия и др.
Традиционные функции (содержание государственных органов власти, армии, полиции) выполнялись с зарождением государства и являются одним из главных направлений в функционировании современных государств. Но начиная с XX в. у государства появляются новые функции, которые стали приобретать доминирующее значение, -современные функции, связанные с решением социальных проблем и поддержкой прогрессивных тенденций экономического развития.
Современные функции развивают интеллекто-человеческий потенциал общества, по параметрам которого Россия скатилась на 33-е место в мире. И это не случайно. В нашей стране расходы на использование традиционных функций на 25% превышают общемировой индикатор и в 6 раз меньше тратится на социальные функции. Следовательно, в России происходит укрепление силовой составляющей и не
1 Свободная мысль - XXI. 2005. № 7-8.
выполняютсясоциальные функции. Последнее подтверждается неуклонным нарастанием разницы в доходах между богатым и бедным населением. Ограничимся одним примером. Впервые в элитный клуб миллиардеров российские бизнесмены попали в 1997 г. В 2002 г. по количеству миллиардеров Россия разделяла девятое место с Испанией, в 2003 г. занимала уже третье место (после США и Германии), а в 2004 г. вышлана второе место (27 долларовых миллиардеров из 691 в мире). Главная причина острого социального кризиса в России заложена в разрушении социального капитала. Экономистами разрабатываются несколько концепций инвестирования в человеческий капитал, в которых приоритетными являются вложения в образование, здравоохранение и науку. Программа правительства не выдвигает задачу вывести образование в России на уровень развитых стран мира. Напротив, суть реформы образования состоит в том, чтобы уменьшить роль государства в образовательной сфере. Что касается науки, то ее роль в защите человека и общества от угроз была и остается одной из доминирующих функций. Между тем государственная поддержка инноваций продолжает сохраняться на низком уровне. Без сильной науки странане обеспечит надежную защиту национальных интересов в различных областях.
Главу завершим оценкой современного состояния России и ее потенциала в мировом развитии, которую дают крупные отечественные ученые.
На вопрос, каково положение современной России, чл.-корр. РАН С.М. Рогов приводит следующие данные: согласно последним расчетам, Россия оказалась по индексам: экономической свободы — на 112-м месте, конкурентоспособности роста — 70-м, технологического развития — 68-м, государственных институтов — 89-м, человеческого развития — 57-м, устойчивого развития — 61-м, экономической безопасности — на 41 месте. И с каждым годом наша страна опускается в этих списках все ниже и ниже.1
Междутем историческая миссия России в мировом развитии всегда была и остается значимой. Это академик РАН Д. С. Львов объясняет следующими причинами.
«Во первых,Россия является крупнейшей экологической кладовой планеты. Природная экосистема России в 2,2 раза превышает природные экосистемы таких стран, как США, Канада, Австралия, Бразилия…»
¹ Российский экономический журнал. 2005. № 7-8. С. 35.
140___________________________________________________
«Во-вторых,Россия располагает одним из мощнейших энергетических потенциалов планеты. Наши запасы нефти и газа, других важнейших природных источников жизнедеятельности человека крупнейшие в мире...».
«В-третьих,это геостратегическое значение территории России как межконтинентального места между Европой и Азией...».
«В-четвертых,это использование простаивающего, но пока дееспособного производственного аппарата страны...».
«В-седьмых,Россия располагает одним из определяющих мировое развитие научно-техническим потенциалом»1 и др.
«Сегодня власть в качестве критерия роста, — пишет академик РАН Л. И. Абалкин, — берет лишь темпы инфляции»,2 т. е. экономическую политику правительства он характеризует как односторонний подход.
1 ЭКО. 2005. № 2. С. 3-5.
2 Экономист. 2005. № 8. С. б.
Глава 6
Дата: 2016-10-02, просмотров: 236.