Стабилизационный фонд в зарубежных странах возник в 90-е гг. XX в., а в России используется с 2004 г. Стабилизационный фонд — это новый инструмент государственного регулирования национальных финансов. Он формируется за счет «избыточных» средств, возникших в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, главным образом — продажи по более высоким ценам экспортируемых нефти, газа, металлов и т. п.
Выделяют три типа стабилизационного фонда:
• стабилизационные фонды, выполняющие стабилизационные функ-
ции. Этот тип применяется на Аляске, в Венесуэле, Колумбии, Ку-
вейте, Нигерии, Норвегии, Чили;
• стратегические финансовые резервы, обеспечивающие экономические и социальные потребности будущих поколений. Данный вариант используется в канадской провинции Альберта, на Аляске, в Кирибати, Кувейте, Омане, Папуа-Новая Гвинея;
• резервные бюджетные фонды, применяемые в неординарных ситу-
ациях. Они используются в Гонконге, Сингапуре, Эстонии, ЮАР.
Стабилизационные фонды, как правило, связаны с политикой профицита бюджета (превышение доходов над расходами). Основой фондов кроме высоких цен на невоспроизводимые природные ресурсы являются доходы от приватизации государственного имущества. Целью создания стабилизационного фонда выступает стабилизация благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.
Механизмы формирования и использования стабилизационных фондов обладают спецификой. Обратимся к опыту Норвегии. В 1990 г. был создан Норвежский государственный «нефтяной» фонд с учетом отрицательных демографических процессов (низкая рождаемость, старение населения). Этот фонд увеличивался в результате роста профицита государственного бюджета за счет реализации нефти по более высоким ценам. Норвежское правительство с разрешения парламента может использовать средства фонда на компенсацию падения доходов бюджета и долгосрочного выравнивания объема доходов между поколениями. Управление активами фонда осуществляет центральный банк. Общий фонд до начала 2000 г. составлял $26 млрд, или 17,7% ВВП.
В 1985 г. в Чили был создан «медный» стабилизационный фонд, представляющий собой инструмент стабилизации реального валют-
175
ного кypca и реальных расходов государственного бюджета. Фонд основан на оценке динамики цены меди на мировом рынке. Средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются центральным банком. В 1997 г. была достигнут максимальный объем фонда, составляющий около $3,9 млрд, или около 5% ВВП. Однако в начеле XXI в. его величина снизилась примерено на 20%.
Определенные особенности стабилизационного фонда характерны для Венесуэлы, Кувейта, Омана и других стран.
Опыт функционирования стабилизационного фонда в различных странах мира позволяет сделать следующие краткие выводы:
· используется как инструмент среднесрочной, и во многих странах долгосрочной финансовой политики и находится в зависимости от текущих цен на природные ресурсы;
· используется в качестве инструмента формирования стратегии государства в решении вопросов будущих поколений и определяется на постоянной основе исходя из наличия природных ресурсов, приносящих рентный доход;
· создается, как правило, в странах, экспортирующих природные сырьевые ресурсы, для компенсации снижения доходов бюджетов и соответствующего выравнивания доходов и расходов государственных бюджетов или с целью обеспечения будущих поколений доходами в результате истощения запасов невосполняемых полезных ископаемых;
· во многих странах используется в целях формирования внешних активов государства посредством пополнения средств от процентного дохода.
Стабилизационный фонд в России. Идея создания и использования стабилизационного фонда в России заимствована у зарубежных стран. Однако полное копирование иностранного опыта невозможно. Стабилизационный фонд в нашей стране в составе федерального бюджета создан в 2004 г. для снижения зависимости платежеспособности страны от состояния мировых рынков энергоносителей и сырья. Стабилизационный фонд — это новый инструмент финансовой политики государства. Его создание связано к критической позицией Счетной палаты РФ к формированию начиная с 2000 г. профицитного федерального бюджета, который на 2000 г. законом о бюджете не предусматривался, хотя реально формировался вследствие превышения доходов над расходами. Ко времени подведения итогов исполнения бюджета были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ в виде ис-
ключения ст. 88, запрещающей формирования профицита. И начиная с 2001 г. профицит федерального бюджета ежегодно планируется.
Необходимо отметить, что формирование профицита федерального бюджета находится в противоречии с основополагающими принципами функционирования бюджетной системы. Но правительство само распоряжается большим объемом профицита и, разумеется, не намерено отказаться от него. Поэтому возникла идея превратить профицит в Стабилизационный фонд, и были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ.
Стабилизационный фонд формируется за счет следующих источников:
• дополнительные доходы федерального бюджета, определяемые
расчетно за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;
• остатки средств федерального бюджета на начало соответствую-щего года, за исключением остатков, которые согласно установленному в 2002-2003 гг. порядку не зачислялись в финансовый резерв, остатки на покрытие временных кассовых резервов;
• остатки средств федерального бюджета, направленные на использование в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» либо международными договорами РФ.
В остатках средств Федерального бюджета учитываются доходы
от размещения средств стабилизационного фонда РФ.
Федеральный бюджет является прерогативой законодательной власти. Однако в нашей стране за последние годы многие вопросы управления государственными финансами, в том числе Стабилизационный фонд, регулируются подзаконными актами. Так, Постановлением Правительства РФ от 23.01.2004 г. № 31 утверждены правила перечисления в стабилизационный фонд РФ дополнительных доходов федерального бюджета, остатков его средств на начало финансового года и доходов от размещенных средств Стабилизационного фонда. Данные перечисления и регламент их расчета регулируются приказом Минфина России от 28.01.2004 г. № 20. В соответствии с этим приказом до 30.01.2004 г. в РФ был открыт счет для учета средств стабилизационного фонда. До осени 2004 г. в России не было нормативных актов, которые бы регламентировали управление средствами стабилизационного фонда. И только 30.09.2004 г. за № 508 вышло Постановление Правительства РФ «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации», которым утверждались правила управления им, а также определены сроки разработки и утверждения дополнительных нормативных актов, касающихся:
177
· нормативной валютной структуры инвестиционного портфеля и пределов допустимых отклонений от нее, расчетов размера инвестиционного портфеля, показателей риска и доходности нормативных портфелей;
· заключения договоров с ЦБ РФ о передаче ему отдельных полномочий по управлению средствами Стабилизационного фонда, их учету в иностранной валюте, а также заключения депозитарного договора.
Есть основания полагать, что Стабилизационный фонд в России выступает своего рода вторым бюджетом, поскольку существенная его доля находится за пределами публичного финансового менеджмента. Важно заметить, что в других странах подобное не имеет места. Известно, что использование средств Стабилизационного фонда выходитза пределы конкретного бюджетного года и поэтому трактуется в качестве инструмента среднесрочной бюджетной политики. По существу же, таковым он не является, ибо им он может быть только в томслучае, если его средства будут использоваться для инвестиций инновационного характера.
Стабилизационный фонд предназначен для компенсаций снижения доходов федерального бюджета при падении мировых цен на нефть. Но на деле он используется на устранение ошибок и просчетов Правительства РФ. Законом о федеральном бюджете на 2005 г. предусмотрено направить 168 млрд руб. на погашение государственного внешнего долга и 74,7 млрд руб. на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.
Порядок управления средствами Стабилизационного фонда Министерством финансов (с передачей правительством некоторых функций ЦБ РФ) предусматривает возможность размещения средств фонда в долговые обязательства иностранных государств, что противоречит национальным интересам российской экономики и отрицательно влияет на экономическую безопасность России.
Относительно средств Стабилизационного фонда установлены следующие нормы:
· порядок управления;
· перечень государств, в чьих обязательствах могут размещаться средства фонда, и определенные требования к ним;
· раскрытие информации о результатах инвестирования средств фонда.
Инвестиционный портфель включает в себя:
• денежные средства в иностранной валюте (доллары США, евро,
фунт стерлингов);
• долговые обязательства иностранных государств (Австрия, Бельгия, Финляндия, Италия, Великобритания, США и др.).
К долговым обязательствам предъявляются следующие жесткие требования:
• эмитент этих обязательств должен обладать рейтингом Ааа по классификации агентства «Моодис Инвесторе Сервис» или ААА — по классификации агентства «Фитч Рейтинг». Высший рейтинг устанавливается двумя агентствами как минимум;
• долговые краткосрочные обязательства должны погашаться в течение одного года для дисконтных долговых обязательств и в течение 10 лет — для купонных долговых обязательств, по которым ставка должна быть фиксированной;
• определен номинал долговых обязательств в каждой разрешенной валюте не менее $1 млрд; евро и £1 млрд соответственно для номинированных в названных валютах обязательств.
Для совершенствования формирования и использования стабилизационного фонда представляется необходимым:
• сократить срок для разработки нормативной базы по управлению
средствами фонда, ибо продолжительное время ее разработки
(более года) не позволит России, например в 2007 г. получить доходы от размещения средств фонда;
• повысить роль Федерального собрания РФ в управлении средствами фонда, особенно в определении «верхней планки» фонда
и его инвестирования.
Стабилизационный фонд следует рассматривать в качестве инструмента регулирования российской экономики.
Необходимо в законодательном порядке установить «верхнюю границу» формирования стабилизационного фонда, поскольку нынешние темпы его роста в ближайшие годы способны уравнять его с объемом доходной части годового федерального бюджета (в 2006 г. фонд достиг почти половины дохода бюджета).
Представляется целесообразным определить пределы формирования фонда на выполнение стабилизационной функции на инвестирование в реальный сектор экономики.
179
Необходимо передать средства фонда в оперативное управление ЦБ РФ в полном объеме, что позволило бы нивелировать риски управления данными средствами.
Нужно считать продуктивным предложение некоторых отечественныx экономистов об использовании рентных доходов от экспорта природных ресурсов на социальные цели. Это предложение весьма обосновано, поскольку стабилизационный фонд формируется, известно, за счет рентных доходов, и поэтому эти средства должны использоваться на финансирование федеральных и региональных социальных программ под жестким контролем законодательной власти.
Указанное выше предложение корреспондируется с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством России «Общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 2005-2007 гг.», в котором утверждены основные социально-экономические индикаторы качества и уровня жизни населения: валовой внутренний продукт; инвестиции в основнойкапитал; ожидаемая продолжительность жизни; общий коэффициентрождаемости; общий коэффициент смертности; естественный прирост (убыль населения); денежные доходы в среднем на душу населенияи др.
Названные и другие подобные им предложения и их реализация позволят успешнее решить задачи, направленные на обеспечение экономической безопасности личности, общества и государства.
Глава 7
Дата: 2016-10-02, просмотров: 499.