Стабилизационный фонд и его значение в обеспечении экономической безопасности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стабилизационный фонд в зарубежных странах возник в 90-е гг. XX в., а в России используется с 2004 г. Стабилизационный фонд — это но­вый инструмент государственного регулирования национальных фи­нансов. Он формируется за счет «избыточных» средств, возникших в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, глав­ным образом — продажи по более высоким ценам экспортируемых не­фти, газа, металлов и т. п.

Выделяют три типа стабилизационного фонда:

• стабилизационные фонды, выполняющие стабилизационные функ­-
ции. Этот тип применяется на Аляске, в Венесуэле, Колумбии, Ку­-
вейте, Нигерии, Норвегии, Чили;

• стратегические финансовые резервы, обеспечивающие экономи­ческие и социальные потребности будущих поколений. Данный вариант используется в канадской провинции Альберта, на Аля­ске, в Кирибати, Кувейте, Омане, Папуа-Новая Гвинея;

• резервные бюджетные фонды, применяемые в неординарных ситу-­
ациях. Они используются в Гонконге, Сингапуре, Эстонии, ЮАР.

Стабилизационные фонды, как правило, связаны с политикой про­фицита бюджета (превышение доходов над расходами). Основой фон­дов кроме высоких цен на невоспроизводимые природные ресурсы являются доходы от приватизации государственного имущества. Целью создания стабилизационного фонда выступает стабилизация благо­приятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.

Механизмы формирования и использования стабилизационных фондов обладают спецификой. Обратимся к опыту Норвегии. В 1990 г. был создан Норвежский государственный «нефтяной» фонд с учетом отрицательных демографических процессов (низкая рождаемость, старение населения). Этот фонд увеличивался в результате роста про­фицита государственного бюджета за счет реализации нефти по более высоким ценам. Норвежское правительство с разрешения парламента может использовать средства фонда на компенсацию падения доходов бюджета и долгосрочного выравнивания объема доходов между по­колениями. Управление активами фонда осуществляет центральный банк. Общий фонд до начала 2000 г. составлял $26 млрд, или 17,7% ВВП.

В 1985 г. в Чили был создан «медный» стабилизационный фонд, представляющий собой инструмент стабилизации реального валют-


175

ного кypca и реальных расходов государственного бюджета. Фонд основан на оценке динамики цены меди на мировом рынке. Средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются центральным банком. В 1997 г. была достигнут максимальный объем фонда, составляющий около $3,9 млрд, или около 5% ВВП. Однако в начеле XXI в. его величина снизилась примерено на 20%.

Определенные особенности стабилизационного фонда характерны для Венесуэлы, Кувейта, Омана и других стран.

Опыт функционирования стабилизационного фонда в различных странах мира позволяет сделать следующие краткие выводы:

· используется как инструмент среднесрочной, и во многих странах долгосрочной финансовой политики и находится в зависи­мости от текущих цен на природные ресурсы;

· используется в качестве инструмента формирования стратегии государства в решении вопросов будущих поколений и определяется на постоянной основе исходя из наличия природных ресурсов, приносящих рентный доход;

· создается, как правило, в странах, экспортирующих природные сырьевые ресурсы, для компенсации снижения доходов бюджетов и соответствующего выравнивания доходов и расходов государственных бюджетов или с целью обеспечения будущих поколе­ний доходами в результате истощения запасов невосполняемых полезных ископаемых;

· во многих странах используется в целях формирования внешних активов государства посредством пополнения средств от процент­ного дохода.

Стабилизационный фонд в России. Идея создания и использования стабилизационного фонда в России заимствована у зарубежных стран. Однако полное копирование иностранного опыта невозможно. Стабилизационный фонд в нашей стране в составе федерального бюджета создан в 2004 г. для снижения зависимости платежеспособности страны от состояния мировых рынков энергоносителей и сырья. Стабилизационный фонд — это новый инструмент финансовой политики государства. Его создание связано к критической позицией Счетной палаты РФ к формированию начиная с 2000 г. профицитного федерального бюджета, который на 2000 г. законом о бюджете не предусматривался, хотя реально формировался вследствие превышения доходов над расходами. Ко времени подведения итогов исполнения бюджета были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ в виде ис-


ключения ст. 88, запрещающей формирования профицита. И начиная с 2001 г. профицит федерального бюджета ежегодно планируется.

Необходимо отметить, что формирование профицита федерально­го бюджета находится в противоречии с основополагающими принци­пами функционирования бюджетной системы. Но правительство само распоряжается большим объемом профицита и, разумеется, не наме­рено отказаться от него. Поэтому возникла идея превратить профицит в Стабилизационный фонд, и были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ.

Стабилизационный фонд формируется за счет следующих источ­ников:

• дополнительные доходы федерального бюджета, определяемые
расчетно за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

• остатки средств федерального бюджета на начало соответствую-щего года, за исключением остатков, которые согласно установ­ленному в 2002-2003 гг. порядку не зачислялись в финансовый резерв, остатки на покрытие временных кассовых резервов;

• остатки средств федерального бюджета, направленные на исполь­зование в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» либо международными договорами РФ.
В остатках средств Федерального бюджета учитываются доходы
от размещения средств стабилизационного фонда РФ.

Федеральный бюджет является прерогативой законодательной вла­сти. Однако в нашей стране за последние годы многие вопросы управ­ления государственными финансами, в том числе Стабилизационный фонд, регулируются подзаконными актами. Так, Постановлением Пра­вительства РФ от 23.01.2004 г. № 31 утверждены правила перечисления в стабилизационный фонд РФ дополнительных доходов федерального бюджета, остатков его средств на начало финансового года и доходов от размещенных средств Стабилизационного фонда. Данные перечисле­ния и регламент их расчета регулируются приказом Минфина России от 28.01.2004 г. № 20. В соответствии с этим приказом до 30.01.2004 г. в РФ был открыт счет для учета средств стабилизационного фонда. До осени 2004 г. в России не было нормативных актов, которые бы регламентировали управление средствами стабилизационного фон­да. И только 30.09.2004 г. за № 508 вышло Постановление Правитель­ства РФ «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации», которым утверждались правила управления им, а также определены сроки разработки и утверждения дополнитель­ных нормативных актов, касающихся:


177

· нормативной валютной структуры инвестиционного портфеля и пределов допустимых отклонений от нее, расчетов размера ин­вестиционного портфеля, показателей риска и доходности нормативных портфелей;

· заключения договоров с ЦБ РФ о передаче ему отдельных полномочий по управлению средствами Стабилизационного фонда, их учету в иностранной валюте, а также заключения депозитар­ного договора.

Есть основания полагать, что Стабилизационный фонд в России выступает своего рода вторым бюджетом, поскольку существенная его доля находится за пределами публичного финансового менеджмента. Важно заметить, что в других странах подобное не имеет места. Известно, что использование средств Стабилизационного фонда выходитза пределы конкретного бюджетного года и поэтому трактуется в качестве инструмента среднесрочной бюджетной политики. По существу же, таковым он не является, ибо им он может быть только в томслучае, если его средства будут использоваться для инвестиций инновационного характера.

Стабилизационный фонд предназначен для компенсаций снижения доходов федерального бюджета при падении мировых цен на нефть. Но на деле он используется на устранение ошибок и просчетов Правительства РФ. Законом о федеральном бюджете на 2005 г. предусмотрено направить 168 млрд руб. на погашение государственного внешнего долга и 74,7 млрд руб. на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Порядок управления средствами Стабилизационного фонда Министерством финансов (с передачей правительством некоторых функций ЦБ РФ) предусматривает возможность размещения средств фонда в долговые обязательства иностранных государств, что противоречит национальным интересам российской экономики и отрицательно влияет на экономическую безопасность России.

Относительно средств Стабилизационного фонда установлены следующие нормы:

· порядок управления;

· перечень государств, в чьих обязательствах могут размещаться средства фонда, и определенные требования к ним;

· раскрытие информации о результатах инвестирования средств фонда.


 


 

Инвестиционный портфель включает в себя:

• денежные средства в иностранной валюте (доллары США, евро,
фунт стерлингов);

• долговые обязательства иностранных государств (Австрия, Бель­гия, Финляндия, Италия, Великобритания, США и др.).

К долговым обязательствам предъявляются следующие жесткие тре­бования:

• эмитент этих обязательств должен обладать рейтингом Ааа по клас­сификации агентства «Моодис Инвесторе Сервис» или ААА — по классификации агентства «Фитч Рейтинг». Высший рейтинг уста­навливается двумя агентствами как минимум;

• долговые краткосрочные обязательства должны погашаться в те­чение одного года для дисконтных долговых обязательств и в течение 10 лет — для купонных долговых обязательств, по которым ставка должна быть фиксированной;

• определен номинал долговых обязательств в каждой разрешен­ной валюте не менее $1 млрд; евро и £1 млрд соответственно для номинированных в названных валютах обязательств.

Для совершенствования формирования и использования стабили­зационного фонда представляется необходимым:

• сократить срок для разработки нормативной базы по управлению
средствами фонда, ибо продолжительное время ее разработки
(более года) не позволит России, например в 2007 г. получить до­ходы от размещения средств фонда;

• повысить роль Федерального собрания РФ в управлении сред­ствами фонда, особенно в определении «верхней планки» фонда
и его инвестирования.

Стабилизационный фонд следует рассматривать в качестве инстру­мента регулирования российской экономики.

Необходимо в законодательном порядке установить «верхнюю гра­ницу» формирования стабилизационного фонда, поскольку нынеш­ние темпы его роста в ближайшие годы способны уравнять его с объ­емом доходной части годового федерального бюджета (в 2006 г. фонд достиг почти половины дохода бюджета).

Представляется целесообразным определить пределы формирова­ния фонда на выполнение стабилизационной функции на инвестиро­вание в реальный сектор экономики.


179

Необходимо передать средства фонда в оперативное управление ЦБ РФ в полном объеме, что позволило бы нивелировать риски управления данными средствами.

Нужно считать продуктивным предложение некоторых отечественныx экономистов об использовании рентных доходов от экспорта природных ресурсов на социальные цели. Это предложение весьма обосновано, поскольку стабилизационный фонд формируется, известно, за счет рентных доходов, и поэтому эти средства должны использоваться на финансирование федеральных и региональных социальных программ под жестким контролем законодательной власти.

Указанное выше предложение корреспондируется с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством России «Общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 2005-2007 гг.», в котором утверждены основные социально-экономические индикаторы качества и уровня жизни населения: валовой внутренний продукт; инвестиции в основнойкапитал; ожидаемая продолжительность жизни; общий коэффициентрождаемости; общий коэффициент смертности; естественный прирост (убыль населения); денежные доходы в среднем на душу населенияи др.

Названные и другие подобные им предложения и их реализация позволят успешнее решить задачи, направленные на обеспечение экономической безопасности личности, общества и государства.


 



 


Глава 7





















Дата: 2016-10-02, просмотров: 450.