Производство сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 
Зерно (после доработки) млн т 116,7 63,4 54,7 65,5 85,2 86,6 78,1
Льноволокно, тыс. т 71,0 69,0 24,0 51,0 58,0 42,7 58,0
Сахарная свекла (фабричная), млн т 32,3 19,1 15,2 14,1 14,6 14,9 21,8
Подсолнечник, млн т 3,4 4,2 4,1 3,9 2,7 3,9 4,8
Картофель,млн т 30,8 39,8 31,3 34,0 35,0 33,3 35,9
Овощи,млн т 10,3 11,2 12,3 12,5 13,3 12,8 14,6
Мясо (вубойном весе), млн т 10,1 5,6 4,3 4,4 4,4 4,6 5,0
Молоко, млн т 55,7 39,2 32,3 32,3 32,9 33,5 33,2
Яйца, млрд шт. 47,5 33,8 33,1 34,0 35,0 36,2 35,8

 


 
В валовом внутреннем продукте 16,4 7,0 6,5 6,0
В численности занятого населения 12,9 14,7 13,0 11,7
В инвестициях в основной капитал 15,9 3,5 2,7 2,7
В основных фондах 11,4 13,9 7,1 6,0

Из анализа таблицы вытекают следующие выводы:

• доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (ВВП)
имеет устойчивую тенденцию к снижению (в 2002 г. по сравне­-
нию с 1990 г. снижение составило 2,7 раза);

• резко (в 5,9 раза) сократилась доля сельского хозяйства в инвес­-
тициях в основной капитал;

• снижается доля сельского хозяйства в основных фондах, за 1990—
2002 гг. она уменьшилась в 1,8 раза;

• 'происходит снижение доли сельского хозяйства в численности
занятого населения.

Данные табл. 5.9 показывают, что в 2004 г. по сравнению с 1990 г. произошло:

• сокращение производства зерна (на 49%), льноволокна (на 22%).
сахарной свеклы (на 48%), мяса (в 2 раза), молока (на 68%) и я>т
(на 33%);

• увеличение производства подсолнечника (на 41,2%), картофеля
(на 16,6%) и овощей (на 41,8%).


Сокращение основных видов сельскохозяйственной продукции явилось результатом государственной политики в области сельского хозяйства, которая проявляется:

• в углублении диспаритета цен на продукцию промышленности, поступающую сельскому хозяйству, и продукцию сельского хозяйства. По этой причине, по оценкам экономистов, в 2003 г. из сельского хозяйства изъято 37 млрд руб.;

• в деградации социальной сферы на селе;

• в низкой оплате труда сельскохозяйственных работников. Если в 1990 г. она составляла 95% от средней по стране, то сегодня — 33% от общероссийского уровня.

Что необходимо для преодоления аграрного кризиса в России:

• протекционизм аграрной политики федерального центра, активное участие государства в функционировании сельского хозяйства;

• финансовое оздоровление сельского хозяйства;

• государственное регулирование цен как на продукцию сельского хозяйства, так и на продукцию промышленности, поставляемую сельскому хозяйству;

• государственная помощь сельскому хозяйству;

• развитие сельскохозяйственной кооперации (за рубежом фермеры работают в кооперативах, а не в одиночку).



Глава 5


 



 


Продовольственная независимость — важная составляющая нацио­нальной, в том числе экономической, независимости страны. Между тем в России подорваны основы сельскохозяйственного производства прежде всего в животноводстве. Поголовье крупного рогатого скота сократилось за 1991-2004 гг. только в сельскохозяйственных пред­приятиях на 29078 тыс. голов. Деревня вновь вернулась (через 50-60 лет) к тяжелому физическому труду.

В последние годы в АПК России произошли некоторые положи­тельные изменения.

В июле 2000 г. российское правительство одобрило основные на­правления агропродовольственной политики на 2001-2010 гг., пред­усматривающие комплекс мер по государственному регулированию и поддержке агропромышленного производства. За последние 5 лет по сравнению с 1999 г. ассигнования на поддержку сельского хозяйства увеличились в 1,9 раза. За 2001-2004 гг. по сравнению с 2000 г. базо­вые субсидии на элитное семеноводство увеличились в 3,9 раза, а на племенное дело — в 2,5 раза. Возросли ассигнования из федерального бюджета на поддержку лизинговой деятельности АПК. С 2003 г. нача­ла осуществляться Федеральная целевая программа «Социальное раз­витие села на период до 2010 года».

Существенно изменена не только бюджетная, но и кредитная полити­ка. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлечен­ных предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета двух третей учетной ставки Центрального банка. Это дало возможность при­влечь на сезонные потребности товаропроизводителей АПК в 2001 г. 18,4 млрд руб., в 2002 г. - 25,6, в 2003 г. - 39,2, в 2004 г. - 64,8 млрд руб.

Для улучшения финансово-экономического положения в сельском хозяйстве России были приняты: в 2002 г. Федеральный закон «О фи­нансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводите­лей» и с 2003 г. — Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизво­дителей». В результате указанных мер удалось сократить просрочен­ные кредиты сельскохозяйственных организаций (с 1 января 2004 г. по 1 января 2005 г.) на 44,3 млрд руб. Вследствие реализации этих и др)" гих мер в аграрном секторе достигнуты некоторые позитивные ре' зультаты: валовой сбор зерновых в 2004 г. увеличился по сравнению с 2003 г. на 10,9 млн т (на 16%), повысилась молочная продуктивность коров, яйценоскость птицы, увеличился удельный вес прибыльных организаций с 49% в 2003 г. до 63,1% - в 2004 г.


Но необходимо отметить, что коренного перелома в развитии АПК России произошло. Кризис в экономике сельского хозяйства не только не преодолен, но и углубляется. В последние годы в АПК снизились темпыхозяйственного роста, усилился диспаритет цен на промышленную продукцию и услуги, которые в 1992-2004 гг. росли в 3,6 разабыстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию, низким остается уровень оплаты труда.

Выделяемые на поддержку сельского хозяйства бюджетные ассигнования неадекватны его вкладу в валовой внутренний продукт страны. Доля сельского хозяйства в ВВП равна 5,4%, а доля расходов на финансирование этой отрасли — 0,4%. Это в 6 раз меньше, чем было в 1991 г. Вывод однозначен: государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводители должна быть резко усилена. В то же время Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» объем финансирования сельского хозяйства был оставлен на уровне 2004 г. И, наконец, важно отметить, что в стране падают темпы технической оснащенности сельскохозяйственного производства, парк сельскохозяйственной техники к 2010 г. может составить менее 30% уровня 1990 г. В результате посевные площади зерновых культур сократятся до 33-35 млн га, а сбор зерна не превысит 40 млн т (против 78,1 млн т в 2004 г.). Следовательно, проблема удвоения продукции АПК представляется нереальной, несмотря на приоритетный национальныйпроект Президента РФ В. В. Путина, предусмотревшего только в 2006г. увеличить на треть финансирование из государственного бюджета.



















Дата: 2016-10-02, просмотров: 190.