Зерно (после доработки) млн т | 116,7 | 63,4 | 54,7 | 65,5 | 85,2 | 86,6 | 78,1 |
Льноволокно, тыс. т | 71,0 | 69,0 | 24,0 | 51,0 | 58,0 | 42,7 | 58,0 |
Сахарная свекла (фабричная), млн т | 32,3 | 19,1 | 15,2 | 14,1 | 14,6 | 14,9 | 21,8 |
Подсолнечник, млн т | 3,4 | 4,2 | 4,1 | 3,9 | 2,7 | 3,9 | 4,8 |
Картофель,млн т | 30,8 | 39,8 | 31,3 | 34,0 | 35,0 | 33,3 | 35,9 |
Овощи,млн т | 10,3 | 11,2 | 12,3 | 12,5 | 13,3 | 12,8 | 14,6 |
Мясо (вубойном весе), млн т | 10,1 | 5,6 | 4,3 | 4,4 | 4,4 | 4,6 | 5,0 |
Молоко, млн т | 55,7 | 39,2 | 32,3 | 32,3 | 32,9 | 33,5 | 33,2 |
Яйца, млрд шт. | 47,5 | 33,8 | 33,1 | 34,0 | 35,0 | 36,2 | 35,8 |
В валовом внутреннем продукте | 16,4 | 7,0 | 6,5 | 6,0 |
В численности занятого населения | 12,9 | 14,7 | 13,0 | 11,7 |
В инвестициях в основной капитал | 15,9 | 3,5 | 2,7 | 2,7 |
В основных фондах | 11,4 | 13,9 | 7,1 | 6,0 |
Из анализа таблицы вытекают следующие выводы:
• доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (ВВП)
имеет устойчивую тенденцию к снижению (в 2002 г. по сравне-
нию с 1990 г. снижение составило 2,7 раза);
• резко (в 5,9 раза) сократилась доля сельского хозяйства в инвес-
тициях в основной капитал;
• снижается доля сельского хозяйства в основных фондах, за 1990—
2002 гг. она уменьшилась в 1,8 раза;
• 'происходит снижение доли сельского хозяйства в численности
занятого населения.
Данные табл. 5.9 показывают, что в 2004 г. по сравнению с 1990 г. произошло:
• сокращение производства зерна (на 49%), льноволокна (на 22%).
сахарной свеклы (на 48%), мяса (в 2 раза), молока (на 68%) и я>т
(на 33%);
• увеличение производства подсолнечника (на 41,2%), картофеля
(на 16,6%) и овощей (на 41,8%).
Сокращение основных видов сельскохозяйственной продукции явилось результатом государственной политики в области сельского хозяйства, которая проявляется:
• в углублении диспаритета цен на продукцию промышленности, поступающую сельскому хозяйству, и продукцию сельского хозяйства. По этой причине, по оценкам экономистов, в 2003 г. из сельского хозяйства изъято 37 млрд руб.;
• в деградации социальной сферы на селе;
• в низкой оплате труда сельскохозяйственных работников. Если в 1990 г. она составляла 95% от средней по стране, то сегодня — 33% от общероссийского уровня.
Что необходимо для преодоления аграрного кризиса в России:
• протекционизм аграрной политики федерального центра, активное участие государства в функционировании сельского хозяйства;
• финансовое оздоровление сельского хозяйства;
• государственное регулирование цен как на продукцию сельского хозяйства, так и на продукцию промышленности, поставляемую сельскому хозяйству;
• государственная помощь сельскому хозяйству;
• развитие сельскохозяйственной кооперации (за рубежом фермеры работают в кооперативах, а не в одиночку).
Глава 5
Продовольственная независимость — важная составляющая национальной, в том числе экономической, независимости страны. Между тем в России подорваны основы сельскохозяйственного производства прежде всего в животноводстве. Поголовье крупного рогатого скота сократилось за 1991-2004 гг. только в сельскохозяйственных предприятиях на 29078 тыс. голов. Деревня вновь вернулась (через 50-60 лет) к тяжелому физическому труду.
В последние годы в АПК России произошли некоторые положительные изменения.
В июле 2000 г. российское правительство одобрило основные направления агропродовольственной политики на 2001-2010 гг., предусматривающие комплекс мер по государственному регулированию и поддержке агропромышленного производства. За последние 5 лет по сравнению с 1999 г. ассигнования на поддержку сельского хозяйства увеличились в 1,9 раза. За 2001-2004 гг. по сравнению с 2000 г. базовые субсидии на элитное семеноводство увеличились в 3,9 раза, а на племенное дело — в 2,5 раза. Возросли ассигнования из федерального бюджета на поддержку лизинговой деятельности АПК. С 2003 г. начала осуществляться Федеральная целевая программа «Социальное развитие села на период до 2010 года».
Существенно изменена не только бюджетная, но и кредитная политика. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченных предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета двух третей учетной ставки Центрального банка. Это дало возможность привлечь на сезонные потребности товаропроизводителей АПК в 2001 г. 18,4 млрд руб., в 2002 г. - 25,6, в 2003 г. - 39,2, в 2004 г. - 64,8 млрд руб.
Для улучшения финансово-экономического положения в сельском хозяйстве России были приняты: в 2002 г. Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и с 2003 г. — Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей». В результате указанных мер удалось сократить просроченные кредиты сельскохозяйственных организаций (с 1 января 2004 г. по 1 января 2005 г.) на 44,3 млрд руб. Вследствие реализации этих и др)" гих мер в аграрном секторе достигнуты некоторые позитивные ре' зультаты: валовой сбор зерновых в 2004 г. увеличился по сравнению с 2003 г. на 10,9 млн т (на 16%), повысилась молочная продуктивность коров, яйценоскость птицы, увеличился удельный вес прибыльных организаций с 49% в 2003 г. до 63,1% - в 2004 г.
Но необходимо отметить, что коренного перелома в развитии АПК России произошло. Кризис в экономике сельского хозяйства не только не преодолен, но и углубляется. В последние годы в АПК снизились темпыхозяйственного роста, усилился диспаритет цен на промышленную продукцию и услуги, которые в 1992-2004 гг. росли в 3,6 разабыстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию, низким остается уровень оплаты труда.
Выделяемые на поддержку сельского хозяйства бюджетные ассигнования неадекватны его вкладу в валовой внутренний продукт страны. Доля сельского хозяйства в ВВП равна 5,4%, а доля расходов на финансирование этой отрасли — 0,4%. Это в 6 раз меньше, чем было в 1991 г. Вывод однозначен: государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводители должна быть резко усилена. В то же время Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» объем финансирования сельского хозяйства был оставлен на уровне 2004 г. И, наконец, важно отметить, что в стране падают темпы технической оснащенности сельскохозяйственного производства, парк сельскохозяйственной техники к 2010 г. может составить менее 30% уровня 1990 г. В результате посевные площади зерновых культур сократятся до 33-35 млн га, а сбор зерна не превысит 40 млн т (против 78,1 млн т в 2004 г.). Следовательно, проблема удвоения продукции АПК представляется нереальной, несмотря на приоритетный национальныйпроект Президента РФ В. В. Путина, предусмотревшего только в 2006г. увеличить на треть финансирование из государственного бюджета.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 190.