Инновационная политика государства и экономическая безопасность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инновационная политика государствапредставляет собой важный элемент экономической и научно-технической политики, определяю- щий основную направленность базисных инноваций на уровне регио.-нов, страны и межгосударственных отношений, а также механизм осуществления данных приоритетов.

Выработка инновационных приоритетов базируется:

• на долгосрочных экономических и научно-технических прогнозах;

• на фиксации данных приоритетов в инновационных программах
и документах нормативного характера;

• на государственной поддержке приоритетных базисных иннова­-
ций и осуществляющих их государственных инновационных
программ;

• на поддержке малого инновационного бизнеса;

• на создании законодательной базы инновационной деятельности.
Роль и место инновационной политики государства нарастает во

время технологических кризисов, перехода к новому технологическо­му укладу, т. е. во время крайней необходимости в государственной поддержке базисных инноваций и применения законодательства анти­монопольного характера с целью сдерживания воздействия монопо­лий, стремящихся сохранить устаревшую технику, старый технологи­ческий уклад.

Инновационная политика России.Стратегическая инновационная политика России должна быть нацелена на элиминацию технологи­ческой деградации, освоение пятого технологического уклада, повы­шение инновационной активности, формирование единой инноваци­онной политики стран СНГ.

Реформирование экономики в нашей стране повлияло на иннова­ционную политику неоднозначно. .

С одной стороны,возникают стимулы к коммерциализации инно­ваций в связи с хозяйственной самостоятельностью предприятии и институтов, развитием конкуренции, открытостью рынков. Развива­ется новый институциональный механизм в виде системы различных фондов (государственных, частных, венчурных, иностранных), осуществляющих конкурсное финансирование НИОКР.

С другой стороны,еще более обострилась проблема управления инновационным процессом:


• ослабли административные рычаги управления;

• сократилось количество координирующих структур;

• произошло сокращение отраслевой науки, что затруднило внедрение новых научных разработок;

• ухудшился кадровый и материальный потенциал научных институтов вследствие внешней и внутренней «утечки умов»;

• понизился статус работников науки;

• материальный износ парка приборов достиг пороговых значений и т.д.

Таким образом, инновационное развитие российской экономики вызывает потребность в элиминировании административных и ведомственных барьеров и обеспечении хозяйственной самостоятельности субъектов инновационного процесса.

Следует отметить, что на смену этим барьерам пришли другие,которые значительно сдерживают инновационную активность хозяйствующих субъектов. Назовем некоторые из них:

• отсутствие стратегической мотивации у большинства субъектов отечественной экономики;

• возникновение существенных ресурсных ограничений для экономики;

• снижениекреативного компонента в деятельности человека, обусловленное сменой ценностей.

Исходя из этого в настоящее время в нашей стране на первое место выдвигаются следующие проблемыинновационного сектора:

• элиминирование «непрозрачности» рынка инновации, т. е. ликвидация неформальных способов трансферта технологий, а также сложность финансово-правовых отношений;

• развитие коммуникационных каналов, обеспечивающих связь субъектов инновационных процессов;

• создание специализированных инструментов финансирования инновационных проектов.

Перечисленные выше проблемы вбирают в себя термин «инфраструктура инновационного рынка», означающий совокупность хозяйствующих субъектов и механизмов, материально и организационно обеспечивающих эффективное взаимодействие производителей и потребителей наукоемкой продукции в ходе создания инноваций и последующее распространение наукоемкой продукции в экономике.


 



Глава 5


 



 


Выделяют следующие функциональные подсистемы инновацион­ной инфраструктуры:

• финансовая — различные типы фондов (бюджетные, венчурные,
страховые, инвестиционные, а также другие финансовые инсти­-
туты);

• производственно-технологическая (или материальная) — техно­парки, инвестиционно-технологические центры, бизнес-инкуба­торы, центры трансферта, технологий и т. п.;

• информационная — собственные базы данных и знаний и центры
доступа, а также аналитические; статистические, информацион­-
ные и т. п. центры (т. е. организации, оказывающие услуги);

• кадровая — образовательные учреждения по подготовке и пе­-
реподготовке кадров в области научного и инновационного

, менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т. д.;

• экспертно-консалтинговая — организации, занятые оказанием
услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандар­-
тизации, сертификации, а также центры консалтинга, как обще­-
го, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов,
инвестиций, маркетинга, управления и т. д.).

По уровню наукоемкости и инновационного развития Россия зани-мает одно из последних мест среди развитых стран мира:

• по доле расходов на исследования и разработки в ВВП (РФ
1%, США - 2,69, Япония - 2,98, Германия - 2,48, Великобрита-
ния - 1,87);

• по численности ученых и инженеров, занимающихся исследова-
ниями и разработками (на 10 тыс. населения) РФ — 34,8, США
41,0, Япония — 51,0, Германия — 31,6;

• по текущему индексу конкурентного роста РФ на 63 месте в мире, США -на 2;

• по доле высокотехнологичной продукции в товарном экспорте, РФ - 8%, США - 32, Китай - 20, Япония - 26, Германия - 18, Великобритания — 31%;

• по доле в мировом экспорте информационного оборудования,
РФ - 0,04%, США - 13, Китай - 7,1, Япония - 9,7, Германия -
4,8, Великобритания — 5,3, Франция — 8,4;

• по производительности труда, тыс. долл. ВВП на одного занято­-
го: в РФ - 18,0, США - 73,1, Япония - 56,0, Германия - 36,
Франция — 56,5, Великобритания — 54.


По оценкам специалистов, крупные компании в настоящее время финансируют 15-20% осуществляемых в нашей стране научных иссле­дований. Поэтому государственная инновационная политика должна быть нацелена на развитие крупных компаний.

Начиная со второй половины XX в. развитые страны мира переходят от индустриального типа общественного воспроизводства к инновационному типу. В инновационной экономике выделяют три основных момента:

• инновации становятся востребованными как национальной, так и мировой экономикой в целом;

• рыночные «провалы» в инновационной сфере требуют от госу-дарственной власти проводить регулирование инновационного цикла;

• человеческий капитал выступает не только источником приба-вочного продукта, но и субъектом инновационного дохода.

Таким образом, инновационная экономика — это новый тип экономических отношений, и для ее развития, как показывает зарубежная практика, требуются следующие условия:

• интеллектуальный и технологический потенциал, обеспечиваю­щий инновационный процесс;

• увеличение количества участников, вовлеченных в инновацион­ную структуру новых социальных групп;

• институциональная система, направленная на инновационный тип развития;

 

• потребность в инновациях большинства субъектов (хозяйствующих, физических лиц, национальной инновационной системы в целом).

Заметим, что из названных условий в РФ пока еще ни одно не выполняется: в 2003 г. износ основных фондов в экономике в целом составил 49,5%, в промышленности — 52,9%; бизнес использует только 8-10% инновационных идей и проектов (в США — 62%, в Японии — 95%).

Многие отечественные ученые и Правительство РФ считают, что российская экономика невосприимчива к инновационному типу развития. Что тормозит этот процесс? Немаловажным барьером инновационного развития экономики России является плоская шкала (13%) налогообложения доходов. По большому счету, сдерживание инновационного развития объясняется тем, что до сих пор так и не определена стратегия государственной инновационной политики, которая должна


 

 





 


определить роль и место государства в обеспечении инновационною процесса, в развитии нормотворчества в инновационной сфере и т. д.

Организация инновационных процессов в России основана ис­ключительно на государственном финансировании, а бизнес не уча­ствует в инновационных проектах.

На инновационные процессы оказывает влияние государствен­ная политика амортизации основных фондов. Ускоренный возврат средств, вложенных в основной капитал, стимулируют амортизаци­онные льготы, роль которых оценивается по-разному. В развитых странах амортизационный механизм имеет второстепенное значение. Напротив, д развивающихся странах его роль значительно возрастает, поскольку усиливается стимулирующий эффект амортизационных льгот. О настоятельной необходимости в высоком спросе на производ­ственное оборудование, особенно инновационного типа, свидетельству-«^ современное его состояние в промышленности России (табл. 5.6).

Таблица 5.6

Возрастная структура производственного оборудования в промышленности РФ, %

 


Возраст оборудования, лет 1970 2002 2004

До 5 40,8 6,7 8,6

6-10 30,0 5,8 5,1

11-15 14,0 20,0 12,3

16-20 6,9 22,6 22,5

Более 20 8,3 44,9 51,5

Средний возраст оборудования 8,4 20,1 21,2

Данные табл. 5.6 показывают, что современная структура основного капитала в промышленности России неудовлетворительна. Катаст­рофически снижается удельный вес «молодого» (до 5 лет) оборудова­ния: в 2004 г. по сравнению с 1970 г, он снизился почти в 5 раз. Доля оборудования в возрасте 16 и более лет увеличилась в 3,3 раза, в воз­расте более 20 лет — в 6,2 раза. Средний возраст оборудования про­мышленности увеличился в 2,5 раза. Доля затрат на инновации в объ­еме промышленной продукции в России равна 1,06% при пороговом значении в 2,5%, а шведском «стандарте» в 7,08%. В результате не­удовлетворительного технологического оснащения промышленности России производительность труда в стране в 3-5 раз отстает от разви­тых стран, от развивающихся стран — в 1,3-1,7 раза.


Таким образом, существующая в настоящее время ситуация в про-мышленности России вызывает потребность в высокой норме амортизации. Практика ускоренной амортизации широко используется в развитых странах. Так, в Великобритании для информационного оборудования действует система 100%-ного амортизационного списания в первыйже год его функционирования.

Амортизационные льготы являются важным инструментом мак-роэкономического регулирования. Причем важно, чтобы эти льготы имели отраслевую принадлежность и распространялись не на определеннуюгруппу производителей, а на определенные продукты независимо от того, кем, где и когда они произведены. При обсуждении вопроса в отечественной экономической литературе о моделях инновационной политики в России выделяют два механизма системы стимулирования инноваций — амортизационного (или японского) и инновационного (или чилийского). Первая модель делает акцент на формирование институциональных рамок и шаблонов, стимулирую-щих технологические и продуктовые инновации, вторая модель — исходит из «выращивания» государством инновационных производств с последующей передачей этих проектов частному сектору. Отличие между этими моделями состоит в том, что японская модель предполагает влияние на спрос, а чилийская — на предложение. Некоторые российские ученые полагают, что для России предпочтительнее японский опыт. Они предлагают три направления правительственных мероприятий:

• введение специальных, упрощающих производство и потребле­ние инновационных товаров и услуг;

• введение специальных обязательств на определенные категории потребителей товаров и услуг, имеющих важное народнохозяй­ственное значение;

• введение системы стандартизации и контроля качества на товары и услуги, считающиеся приоритетными.

Согласно рейтингу стран, публикуемому ежегодно Всемирным эко-номическим форумом, РФ по уровню конкурентоспособности среди 80 стран занимала в 2001 г. 63-е место, в 2002 г. - 64-е, в 2003 г. - 65-е место. По отдельным показателям инновационного развития позиции России распределились следующим образом:

• по уровню интеграции образования, науки и производства — 45-я;

• по уровню коррупции — 52-я;


 



 


 



 


• по охране индивидуальной собственности — 69-я;

• по уровню развития маркетинга — 76-я.

Система, производящая знания, определяется двумя показателями.

Во-первых, численностью на 1 тыс. человек экономически активного населения страны. Во-вторых, численностью работников в экономике на 1 тыс. человек, занятых исследованиями. В 2002 г. в России первый показатель составлял 12,4 человека, а второй — 13,6 человека. Структу­ра российской науки соответствует мировым стандартам. Однако у российской экономики низкий инновационный потенциал. Так, коли­чество заявок на изобретения на 1 млн человек населения примерно в 3-4 раза ниже, чем в Германии и США, и в 18-19 раз ниже по срав­нению с Японией. Доля организаций, занимающихся инновационной деятельностью, составляет в промышленности всего лишь 7,19%, в це­лом по экономике — 8,5%. В то же время по странам ОЭСР этот индикатор достигает 80%. Только 4% отгруженной российскими предприятия­ми продукции является инновационной. Рынок интеллектуальной собственности в России практически отсутствует. В нашей стране не­обходимо создать инновационную систему. Между тем Правитель­ство РФ минимизирует свое участие в управлении экономикой, сокра­щает удельный вес государственных расходов в ВВП, отказывается от принятия официальной промышленной политики. Правительство со­средоточило внимание на дебюрократизации, продолжении программы приватизации и т. д. Современная практика стран с рыночной экономи­кой свидетельствует, что государство не является «ночным сторо­жем», а активно регулирует экономику. Страны же с переходной эко­номикой должны неуклонно повышать роль государства в выводе их из стагнации. Именно государство, а не «невидимая рука рынка» при­звано определять и задачи национальной экономики. Какой быть эко­номике, определяет не рынок, а государство. Именно оно посредством законодательства и правовых норм определяет правила игры для ры­ночной экономики в интересах всего общества, ибо бизнес самостоя­тельно не способен осуществлять структурные реформы, устранять диспропорции, выравнивать экономические и социальные различия.














































Дата: 2016-10-02, просмотров: 528.