Деятельность Самарской Губернской Думы по проведению анализа реализации законодательства в 2009 году.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 2009 году Самарской Губернской Думой проведена значительная работа
по анализу реализации законодательства (анализу практики применения законодательства).

Для его осуществления в Самарской Губернской Думе разработан стандарт проведения данной деятельности, включающий:

– предварительный анализ реализации законодательства, который предполагает изучение не только самого закона и иных нормативных правовых актов в соответствующей сфере (федерального и областного законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации), но и выявление проблем реализации законодательства;

– опрос правоприменителей и иных участников общественных отношений;

– последующий (итоговый) анализ реализации законодательства;

– подготовка предложений по изменению нормативных правовых актов, обращений в органы государственной власти по результатам проведенного анализа.

В 2009 году Самарской Губернской Думой проведен анализ реализации 15 нормативных правовых актов и состояния правового регулирования в 3 сферах общественных отношений.

1. Проведен анализ реализации Закона Самарской области от 7 ноября 2007 года № 131–ГД «О регулировании лесных отношений на территории Самарской области».

В результате анализа применения данного Закона и его содержания выявлена необходимость активизации работы по приведению договоров аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ, совершенствования процедуры заключения гражданами договоров купли–продажи лесных насаждений для собственных нужд с целью предупреждения случаев самовольных рубок лесных насаждений.

Вместе с тем в ходе мониторинга обнаружено, что отдельные нормы указанного Закона не соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральным нормативным правовым актам, отдельные нормы Закона содержат условия, которые затруднительно выполнить гражданам, реализующим свое законное право свободно пребывать в лесах и осуществлять заготовку и сбор лесных ресурсов, отсутствует статья «Термины и определения», хотя в Законе широко используются специальные понятия, значение которых известно только специалистам. Анализ также показал, что Законом не установлено право граждан на получение необходимой информации для выполнения поставленных условий.

Кроме того, определено, что в действующей редакции Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, осуществляющем государственное управление в сфере лесного хозяйства, отдельные нормы противоречат Лесному кодексу РФ.

По результатам анализа применения данного Закона принято решение рассмотреть вопрос о внесении ряда соответствующих изменений в Закон Самарской области «О регулировании лесных отношений на территории Самарской области».

В результате принят Закон Самарской области от 5 октября 2009 года № 109–ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О регулировании лесных отношений на территории Самарской области», которым учтены все рекомендации, изложенные в материалах мониторинга (в части совершенствования отдельных положений данного Закона, изменений юридико–технического характера, установления дополнительных гарантий граждан на получение информации по вопросам, связанным с применением положений данного Закона и др.).

Отдельные рекомендации по совершенствованию законодательства направлены в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (о приведении норм Положения о министерстве в сфере лесных отношений в соответствие с нормами Лесного кодекса РФ; об активизации работы по приведению договоров аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ; о включении в Положение о министерстве нормы о наделении его полномочиями по предоставлению гражданам информации, необходимой для соблюдения установленных в Законе условий и др.).

2. Было проанализировано применение Закона Самарской области от 7 июля 2005 года № 152–ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В ходе работы, в том числе, изучен опыт субъектов Российской Федерации по оказанию мер социальной поддержки: повышенная ежемесячная денежная выплата за содержание ребенка–инвалида, ребенка с девиантным поведением, различные компенсационные выплаты (на приобретение лекарств, игрушек, проезд и т.д.) и даны рекомендации рассмотреть возможность использования опыта других субъектов РФ по оказанию мер социальной поддержки рассматриваемой категории лиц.

Выявлен ряд проблем: не определены понятия детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудности с обеспечением жильем лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы с оплатой коммунальных услуг жилья, которое закреплено за детьми, оставшимися без попечения родителей, отсутствие резервного жилья для временного помещения выпускников из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до получения субвенций на покупку жилья.

Работа над законопроектом, учитывающим результаты мониторинга, продолжается. Принято решение вернуться к вопросу о реализации рекомендаций, предусматривающих дополнительные средства из областного бюджета, в 2010 году при условии роста доходов областного бюджета.

15 сентября 2009 года проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в части установления общих положений о ежемесячной денежной выплате на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях) направлен на заключение Губернатору Самарской области.

15 декабря 2009 года данный законопроект, доработанный с учетом замечаний, изложенных в заключении Губернатора Самарской области, вновь направлен на его заключение. 5 февраля 2010 года получено заключение Губернатора Самарской области, в котором проект поддерживается (с учетом некоторых замечаний).

Следует также отметить, что отдельные рекомендации по совершенствованию законодательства направлены в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, которые получили положительный отклик указанного министерства. Министерством подготовлен и принят к исполнению план мероприятий по реализации рекомендаций, изложенных в материалах анализа применения указанного Закона.

3. Проведен мониторинг Закона Самарской области от 16 июля 2004 года № 122–ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» в части предоставления ежемесячного пособия на питание ребенка в общеобразовательных учреждениях.

В частности, были выявлены следующие проблемы.

Ежемесячное пособие на питание ребенка в городских округах и в отдельных муниципальных районах фактически компенсирует лишь часть затрат родителей на питание ребенка, индексация размера данного пособия Законом не предусмотрена.

Разработан проект закона Самарской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» в части установления с 1 января 2009 года ежегодной индексации размеров всех видов государственной поддержки граждан, имеющих детей, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей», в том числе пособия на питание ребенка.

Однако в условиях сложившейся кризисной ситуации в финансовой сфере и необходимости оптимизации бюджетных средств для гибкого исполнения бюджета 2010 года, и обеспечения в полном объеме принятых приоритетных социальных расходов, целесообразно вернуться к рассмотрению данного законопроекта в ходе исполнения областного бюджета в 2010 году по мере стабилизации финансового положения.

Изучение правоприменительной практики обнаружило проблему отсутствия механизма контроля за целевым использованием денежных средств, полученных на питание детей из малообеспеченных семей. В целях обеспечения целевого использования ежемесячного пособия на питание ребенка рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности установления иного порядка выплаты ежемесячного пособия на ребенка путем направления данного пособия непосредственно в общеобразовательное учреждение, а не заявителям.

В настоящее время не определено понятие «бесплатное питание», что создает трудности при выдаче руководителем образовательного учреждения справки о неполучении ребенком бесплатного питания. Рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в Закон № 122–ГД в части определения в нем понятия «бесплатное питание», которое будет считаться таковым в том случае, если его полная стоимость финансируется из какого–либо источника, помимо средств родителей. Таким образом, будет обеспечено софинансирование питания детей из малообеспеченных детей за счет средств местных бюджетов без привлечения дополнительных средств со стороны родителей.

По результатам рассмотрения материалов практики применения Закона № 122–ГД 2 апреля 2009 года принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в Закон № 122–ГД. Разработан проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» в части установления возможности софинансирования расходов по оплате питания детей за счет средств местных бюджетов, рассмотрение которого Самарской Губернской Думой запланировано на март 2010 года.

4. Изучена практика применения Закона Самарской области от 10 декабря 2007 года № 144–ГД «Об оказании юридической помощи отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области».

Данный анализ выявил отсутствие положений, устанавливающих возможность анализа деятельности организаций, с которыми заключен государственный контракт на оказание бесплатной юридической помощи, положений, предусматривающих порядок обжалования отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи, а также отсутствие органа, который бы рассматривал жалобы на неоказание либо не надлежащее оказание юридической помощи. Кроме того, установлено, что население недостаточно информировано о возможности получения бесплатной юридической помощи в рамках данного Закона.

По результатам рассмотрения анализа реализации данного Закона принято решение рассмотреть возможность разработки механизма контроля качества оказываемой бесплатной юридической помощи и деятельности организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь в соответствии с данным Законом, а также возможность разработки порядка обжалования отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи и рассмотрения жалоб на неоказание либо не надлежавшее оказание юридической помощи, закрепления в Законе положения, предусматривающего у лиц – сотрудников организаций, оказывающих юридическую помощь, наличие высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, размещения информации о возможности получения бесплатной юридической помощи в социальных средствах массовой информации.

Следует также отметить, что рекомендации мониторинга данного Закона учтены на заседании Координационного совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, проведенного 24 декабря 2009 года в Самарской Губернской Думе, темой которого были вопросы, посвященные оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи населению. По итогам заседания поддержано предложение изучить вопрос об организации экспериментального взаимодействия основных субъектов оказания юридической помощи, в том числе в части проверки обоснованности отказов в оказании юридической помощи населению.

5. Проведен анализ реализации отдельных положений Градостроительного кодекса РФ по вопросам территориального планирования и градостроительного зонирования в муниципальных образованиях Самарской области; и о ходе осуществления в муниципальных образованиях Самарской области отбора проектов по малоэтажной комплексной застройке; по вопросам финансирования за счет средств местных бюджетов мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в муниципальных образованиях Самарской области.

В частности, были выявлены следующие проблемы.

Одной из основных причин, затрудняющих разработку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки является отсутствие в муниципальных образованиях необходимых финансовых средств. Вместе с тем в качестве главной причины отсутствия в муниципальных образованиях Самарской области местных нормативов градостроительного проектирования определено сравнительно недавнее (25 декабря 2008 года) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области. Основной проблемой осуществления отбора проектов по малоэтажной комплексной застройке является отсутствие финансовых средств в муниципальных образованиях и инвестиций, направленных на строительство малоэтажного жилья.

По результатам рассмотрения материалов данного мониторинга 9 июня 2009 года планировалась разработка обращений к Губернатору Самарской области и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Однако проблемы, связанные с необходимостью принятия документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в установленный срок, к настоящему времени решены без разработки данных обращений. Так, в Градостроительный кодекс РФ внесены соответствующие изменения (Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 343–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которые продлили срок для разработки и принятия органами местного самоуправления указанных документов до 2012 года.

Следует также отметить, что органам местного самоуправления муниципальных образований Самарской области направлены отдельные рекомендации (ускорить разработку и принятие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, начать разработку местных нормативов градостроительного проектирования Самарской области, усилить работу по привлечению финансовых средств для проведения мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, усилить работу по привлечению инвестиций направленных на строительство малоэтажного жилья).

6. Изучена практика применения Закона Самарской области от 6 мая 2006 года № 37–ГД «Об административных комиссиях на территории Самарской области».

Данный анализ выявил малое количество протоколов, составленных должностными лицами отдельных административных комиссий, низкие показатели взыскиваемости штрафов в некоторых муниципальных образованиях. Основной причиной отмены постановлений о назначении административных наказаний являются неправильно составленные протоколы и ненадлежащее уведомление лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.

Рекомендации по совершенствованию практики в данной сфере направлены в органы местного самоуправления муниципальных образований. Так, должностным лицам административных комиссий и должностным лицам органов местного самоуправления рекомендовано усилить работу по выявлению административных правонарушений, внедрить в план работы проведение тематических рейдов по выявлению правонарушений, активизировать работу по взаимодействию со службой судебных приставов, составлять обзоры судебной практики по отмененным постановлениям административных комиссий Самарской области с последующим распространением таких обзоров по административным комиссиям и др.

7. Проведен анализ состояния правового регулирования в субъектах Российской Федерации сферы внедрения системы оплаты труда работников образования, отличной от Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений.

В результате данного анализа обнаружены недостаточный уровень финансирования оплаты труда воспитателей групп продленного дня, социальных педагогов, педагогов–психологов, учителей–дефектологов и учителей–логопедов, находящихся в штате общеобразовательных учреждений, а также снижение уровня обеспеченности образовательного процесса психологами и социальными педагогами (подведомственными центру «Региональный социопсихологический центр» – далее РСПЦ).

Так, с 1 сентября 2007 года ставки психологов и социальных педагогов
из штата муниципальных образовательных учреждений были переданы в РСПЦ. В связи с отсутствием в ряде муниципальных образовательных учреждений (далее – МОУ) психологов и социальных педагогов в МОУ не выполняются рекомендации психолого–медико–педагогических консилиумов по психолого–педагогическому сопровождению обучающихся, несвоевременно выявляются дети группы риска, дети, не приступившие к занятиям в МОУ значительно осложнилась (или отсутствует) деятельность по психолого–педагогическому сопровождению профилактики безнадзорности и правонарушений, родители обучающихся не имеют возможности получать консультации по вопросам воспитания, не все дети с ограниченными возможностями здоровья получают необходимую коррекционную помощь и др.

Кроме того, выявлено отсутствие координации взаимоотношений педагогов–психологов, социальных педагогов с администрациями общеобразовательных учреждений и РСПЦ, что становится причиной их ухода с должности по причине неопределенности своего положения.

Актуальную проблему представляет собой низкая обеспеченность образовательных учреждений Самарской области группами продленного дня.

Материалы мониторинга в указанной сфере рассмотрены на заседании «круглого стола» на тему «О проблемах организации психолого–педагогических и медико–социальных услуг в образовательных учреждениях Самарской области» 8 октября 2009 года. 15 октября 2009 года принято решение направить в Правительство Самарской области рекомендации по решению указанных проблем:

– рассмотреть вопрос об увеличении норматива бюджетного финансирования на одного учащегося в общеобразовательных учреждениях на величину расходов, предусмотренных на оказание услуг по психолого–педагогическому и медико–социальному сопровождению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, включающих, в том числе расходы на оплату труда указанных категорий работников, а также об изменении организационной структуры службы психолого–педагогического и медико–социального сопровождения в отдельных общеобразовательных учреждениях (прежде всего в крупных городских округах) с учетом фактической потребности в работниках соответствующих категорий и др.

Следует отметить, что значимость выявленных проблем и рекомендации по их разрешению получили признание со стороны министерства образования и науки Самарской области. Вместе с тем отмечено, что многие поставленные проблемы, связанные с переводом ставок психологов и социальных педагогов из штата муниципальных образовательных учреждений в РСПЦ, их полноценным финансированием, будут со временем решены в ходе оптимизации новой структуры РСПЦ и его непосредственной деятельности. В этой связи изменение организационной структуры службы психолого–педагогического и медико–социального сопровождения в отдельных общеобразовательных учреждениях в настоящее время не является целесообразным.

8. Проанализировано состояние правового регулирования в сфере гражданского образования в субъектах Российской Федерации.

В ходе исследования обнаружено, что федеральное законодательство не содержит легального определения понятия и содержания гражданского образования, в основном уделяя внимание патриотическому воспитанию граждан. Кроме того, нет ясности в вопросе о нормативном определении соотношении гражданского образования (и воспитания) с патриотическим воспитанием. Для развития правового регулирования гражданского образования в субъектах РФ необходима его регламентация в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, а также в федеральных нормативных правовых актах, в том числе в отдельной долгосрочной федеральной целевой программе развития гражданского образования.

Значительную проблему также составляет разделение (в рамках существующего в настоящее время в системе образования Самарской области Базисного учебного плана в основной школе (5–9 классы) уровней преподавания федерального предмета «Обществознание» и регионального компонента – «Граждановедение», которые сейчас объединены в один учебный час, хотя это достаточно разные по содержанию и методике предметы.

8 декабря 2009 года рекомендации по совершенствованию практики регулирования в данной сфере направлены в Правительство Самарской области. Так, рекомендовано рассмотрение вопроса о разработке и принятии отдельной долгосрочной целевой областной программы развития гражданского образования в Самарской области, предусматривающей развитие сложившихся направлений деятельности в сфере гражданского образования в Самарской области, меры по стимулированию педагогов, занимающихся с учащимися реализацией социальных проектов, различных гражданско–патриотических акций, по сохранению и развитию целостной многоступенчатой модели гражданского образования в Самарской области и др. Данные рекомендации получили признание со стороны министерства образования и науки Самарской области, а также Центра гражданского образования Самарской области.

 

9. Изучена практика применения Закона Самарской области от 24 мая 1999 года № 18–ГД «О благотворительной деятельности в Самарской области».

В ходе изучения практики применения данного Закона выявлен ряд проблем, для решения которых 20 ноября 2009 года состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке изменений Закона Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области». По итогам заседания направлены соответствующие запросы для определения согласованной позиции в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области и Управление Министерства юстиции по Самарской области. Следует отметить, что итоги мониторинга данного Закона также рассмотрены на заседании президиума Общественного совета при Самарской Губернской Думе.

Кроме того, в соответствии с планом работы Думы на первое полугодие 2010 года изучена возможность разработки проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 582 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в части расширения понятия «пожертвование», однако, принято решение о нецелесообразности разработки такого проекта федерального закона в связи с тем, что данный проект уже разрабатывается Правительством Российской Федерации в соответствии с поручением Президента РФ от 15 ноября 2009 года. Также решено направить Председателю Правительства Российской Федерации обращение о необходимости распространения категории «пожертвование» на освобождение дарителем одаряемого от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Кроме того, в апреле 2010 года Думой запланирована разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части установления правила, что в случаях приема от клиентов – физических лиц платежей, связанных с благотворительными целями, идентификация клиента – физического лица, установление и идентификация выгодоприбретателя не проводится) для внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

10. Проведен анализ реализации Закона Самарской области от 7 июня 2002 года № 35–ГД «О статусе социального работника».

Установлено, что в настоящее время в Самарской области действует 47 центров социального обслуживания, 39 стационарных учреждений социального обслуживания, 2 социальных приюта, 11 учреждений, оказывающих реабилитационные услуги (3 учреждения – социально–оздоровительные центры граждан пожилого возраста и инвалидов, 8 учреждений – иные организации, предоставляющие социальные услуги). Государственные учреждения – центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов созданы с 1 марта 2007 года. Муниципальных учреждений, предоставляющих социальные услуги, на территории Самарской области нет. Ежегодно более 212 тысяч ветеранов и инвалидов области являются получателями различных видов социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания, из них 56,5 тыс. человек обслуживаются на дому (с учётом 780 клиентов специализированных отделений социально–медицинского обслуживания на дому). В настоящее время средний показатель нагрузки на одного социального работника по области составляет 6,9 человек.

По данному вопросу принято решение об изучении возможности разработки проекта закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О статусе социального работника» в части установления мер социальной поддержки социальным работникам в виде ежемесячной денежной выплаты для социальных работников, непосредственно осуществляющих социальное облуживание на дому, выплаты ежегодной разовой материальной помощи к отпуску, доплаты за разъездной характер работы и др.

11. Проанализирована практика применения Закона Самарской области от 8 декабря 2008 года № 136–ГД «О предельном значении площади арендуемых помещений и сроке рассрочки оплаты приобретаемого арендуемого имущества».

В процессе проведения мониторинга выявлены следующие проблемы:

– несовершенство нормы статьи 3 Федерального закона от 22 июля 2002 года № 159–ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Данная норма не дает ответа на вопрос, имеют ли преимущественное право выкупа предприниматели, в случае если договор аренды был прекращен в одностороннем порядке арендодателем, действовавшим исключительно с целью воспрепятствовать реализации арендатором права на приобретение;

– несовершенство нормы Федерального закона в части определения объекта, в отношении которого возможна реализация права преимущественного выкупа;

– отсутствие в тексте Федерального закона нормы о равномерном распределении суммы выкупной цены имущества на весь период рассрочки, предоставляемый представителям малого и среднего предпринимательства.

– низкая информированность субъектов малого и среднего предпринимательства о потенциальной возможности приобретения ими арендуемых помещений в собственность;

– широкий круг объектов, на которые не распространяются нормы о преимущественном праве выкупа имущества и др.

Материалы мониторинга Закона рассмотрены 13 октября 2009 года на заседании «круглого стола» на тему «О реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Одной из рекомендаций данного «круглого стола» является изучение возможности разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части продления срока его действия до 1 июля 2012 года, а также установления нормы о равномерном распределении суммы выкупной цены имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, на весь период предоставляемой им рассрочки. Разработка данного законопроекта запланирована в феврале 2010 года.

Другой рекомендацией является изучение возможности разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части установления обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления создавать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства и учитывать их мнение при формировании перечней имущества, право утверждения которых регламентировано частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Разработка данного законопроекта запланирована в марте 2010 года.

Кроме того, Правительству Самарской области направлена рекомендация рассмотреть возможность организации и проведения мероприятий в целях повышения уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об их правовом статусе и обусловленных им преимуществах, регламентированных в законодательстве.

 

12. Изучена реализация Закона Самарской области от 15 июля 2008 года № 92–ГД «О музейном деле и музеях в Самарской области».

Так, в процессе проведения мониторинга установлено, что на территориях муниципальных образований активно создаются и действуют «музейные комнаты» и «музейные уголки». Однако в настоящее время действующее законодательство не дает определения указанных терминов. В этой связи высказано предложение о необходимости регламентации их статуса на законодательном уровне.

Кроме того, выявлена проблема отсутствия единообразного понимания терминов «муниципальный музей» и «негосударственный музей». Предложено дополнение текста Закона № 92–ГД нормами о порядке деятельности государственных и негосударственных музеев.

Установлено, что в Самарской области не ведется учет негосударственных музеев, находящихся на территории Самарской области. Высказано предложение о рассмотрении возможности дополнения текста Закона № 92–ГД статьей о реестре музеев Самарской области, включив в нее положение о необходимости учета негосударственных музеев, осуществляющих свою деятельность на территории Самарской области.

Следует отметить также отсутствие в Законе № 92–ГД норм о страховании музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в собственности Самарской области, в случае их временного вывоза за пределы Самарской области для публикации, реставрации и в иных целях, а также норм об их консервации и реставрации. Предложено рассмотрение возможности дополнения текста Закона № 92–ГД нормами о страховании музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в собственности Самарской области, в случае их временного вывоза за пределы Самарской области для публикации, реставрации или в иных целях, а также нормами об их реставрации и консервации.

В итоге проведенной аналитической работы можно сделать общий вывод о том, что нормы Закона № 92–ГД практически не содержат положений, регламентирующих специфические общественные отношения в сфере музейного дела (например, общественные отношения по сохранению музейных предметов и музейных коллекций и т.д.).

Так, например,отсутствует нормативный правовой акт о порядке веденияГосударственного каталога музейных предметов и музейных коллекций, находящихся на территории Самарской области, обязанность принятия которого согласно части 1 статьи 9 Закона № 92–ГД возложена на министерство культуры и молодежной политики Самарской области. Также не проводится работа по ведению динамического учета посещаемости государственных и муниципальных музеев в Самарской области. В этой связи в министерство культуры и молодежной политики Самарской области направлены рекомендации рассмотреть возможность разработки и принятия нормативного правового акта, устанавливающего порядок ведения Государственного каталога музейных предметов и музейных коллекций, находящихся на территории Самарской области, а также ведения соответствующего учета.

 

13. Проанализирована практика применения Закона Самарской области от 10 марта 2009 года № 23–ГД «О противодействии коррупции в Самарской области».

Выявлены следующие проблемы (по состоянию на ноябрь 2009 года):

– порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) установлен в 6 муниципальных образованиях Самарской области. В остальных – данный порядок отсутствует или находится на стадии разработки;

– совещательные и экспертные органы по противодействию коррупции созданы в 12 муниципальных образованиях Самарской области, в 5 – планируется их создание;

только 13 органами исполнительной власти Самарской области (из 26 указанных органов) приняты ведомственные целевые антикоррупционные программы на 2008–2011 годы, принятие которых предусмотрено решениями Совета региональной безопасности при Губернаторе Самарской области от 19 марта 2008 года, в остальных данные программы находятся на стадии разработки и согласования;

нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции, принятие которых предусмотрено законодательством, приняты лишь в нескольких муниципальных образованиях;

– ряд положений данного Закона нуждается в некоторой корректировке, в том числе уточняющей орган, который проводит координацию субъектов антикоррупционной деятельности.

Органам исполнительной власти Самарской области рекомендовано ускорить работу по принятию ведомственных целевых антикоррупционных программ.

Органам местного самоуправления муниципальных образований Самарской области рекомендовано ускорить работу по принятию муниципальных целевых антикоррупционных программ, по разработке и принятию нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, по проведению антикоррупционной пропаганды, по привлечению общественных организаций и населения к участию в реализации антикоррупционных мер и осуществлении общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, а также проводить работу по созданию совещательных и экспертных органов по противодействию коррупции.

Материалы мониторинга Закона и указанные рекомендации направлены органам исполнительной власти Самарской области и органам местного самоуправления муниципальных образований.

 

14. Проведен анализ реализации Закона Самарской области от 9 июля 2002 года № 53–ГД «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области».

В ходе мониторинга данного Закона обнаружены следующие проблемы (по состоянию на ноябрь 2009 года).

Установлено, что порядок оформления, выдачи и изъятия маршрутной карты, принятие которого предусмотрено данным Законом, установлен лишь в нескольких муниципальных образованиях.

Кроме того, выявлено, что порядок организации конкурсов на право заключения договора об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок в ряде муниципальных районов отсутствует или находится на стадии разработки. Это может привести к такой ситуации, когда срок действия старых договоров закончится, необходим

Дата: 2016-10-02, просмотров: 183.