Альтернативными признаются проекты, имеющие одинаковый предмет правового регулирования и различающиеся по концепции и (или) методам правового регулирования. Проекты признаются альтернативными Советом Думы на основании заключения постоянного комитета Думы, назначенного ответственным по проекту. В случае если в Думу внесены альтернативные проекты до рассмотрения проекта по тому же предмету правового регулирования на заседании Думы, то рассмотрение проекта, внесенного в Думу ранее, откладывается. Постоянный комитет Думы, назначенный ответственным по первоначально внесенному проекту, по поручению председателя Думы осуществляет подготовку всех альтернативных проектов к рассмотрению Думой в первом чтении. Постоянный комитет Думы, назначенный ответственным по первоначально внесенному проекту, на основе замечаний и предложений, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на каждый из альтернативных проектов, принимает решение о рекомендации Думе принятия одного из альтернативных проектов. Не допускается внесение альтернативного проекта менее чем за 5 дней до дня заседания Думы, на котором будет рассматриваться первоначально внесенный проект. В случае если в Думу поступит проект, альтернативный проекту, принятому в первом чтении, то такой проект Думой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного проекта в первом чтении.
Условия возвращения внесенного проекта
1. Внесенный проект может быть возвращен председателем Думы субъекту права законодательной инициативы в случае:
а) если форма внесенного проекта не отвечает требованиям федерального и (или) областного законодательства;
б) если не представлены необходимые материалы, указанные в настоящем Законе;
б. 1) если субъект права законодательной инициативы не представляет в течение шести месяцев в постоянный комитет Думы, назначенный ответственным по проекту, документы, предусмотренные абзацем вторым пункта 5 статьи 14 настоящего Закона (пп. б.1) введен Законом Самарской области от 03.12.2009 № 131-ГД).
2. Внесенный проект возвращается председателем Думы субъекту права законодательной инициативы в случае:
а) предусмотренном в пункте 4 статьи 10 настоящего Закона;
б) если принятие данного нормативного правового акта не входит в компетенцию Думы.
2.1. Возвращение внесенного проекта субъекту права законодательной инициативы может осуществляться председателем Думы по собственной инициативе либо по инициативе постоянного комитета Думы, назначенного ответственным по проекту (п. 2.1 введен Законом Самарской области от 03.12.2009 № 131-ГД).
3. В случае устранения оснований для возвращения проекта, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 1 настоящей статьи, субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести проект в Думу. Проект, возвращенный субъекту права законодательной инициативы по основанию, предусмотренному подпунктом "б.1" пункта 1 настоящей статьи, может быть вновь внесен субъектом права законодательной инициативы при условии его доработки с учетом замечаний и предложений, указанных в пункте 5 статьи 14 настоящего Закона, и (или) представления в дополнение к документам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 8 настоящего Закона, мотивированного обоснования отклонения каждого поступившего замечания, предложения в виде таблицы замечаний и предложений (п. 3 в ред. Закона Самарской области от 03.12.2009 № 131-ГД).
Право на отзыв внесенного проекта
До принятия Думой проекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы или его официальный представитель имеет право официально отозвать проект письменным заявлением на имя председателя Думы. Отозванный проект может быть снова внесен в Думу. В этом случае проект рассматривается Думой как новый с соблюдением процедур, предусмотренных настоящим Законом.
Порядок работы с внесенным в Думу проектом
С момента официального внесения проекта в Думу до его рассмотрения на заседании Думы может быть проведено предварительное обсуждение проекта в форме:
а) его вынесения на открытое обсуждение через средства массовой информации;
б) думских слушаний;
в) рассмотрения на заседаниях рабочих групп, постоянных комитетов Думы.
Наиболее важные проекты по решению Думы могут быть вынесены на открытое обсуждение через средства массовой информации. Такие проекты публикуются в средствах массовой информации с указанием срока подачи предложений, замечаний и дополнений (не менее месяца со дня опубликования) и адреса, по которому должны направляться предложения.
Депутаты, депутатские группы вправе проводить обсуждения проектов и поправок к ним на любой стадии их подготовки и рассмотрения.
Подготовка проекта к рассмотрению на заседании Думы
Председатель Думы, а в его отсутствие заместитель председателя Думы направляет поступивший проект и материалы к нему в постоянный комитет Думы в соответствии с вопросами его компетенции, который назначается ответственным по проекту (далее – ответственный комитет).
Порядок подготовки внесенного проекта к рассмотрению на заседании Думы определяется ответственным комитетом самостоятельно на основе областного законодательства, а также Регламента Думы. Для работы над проектами комитеты могут создавать рабочие группы. Состав и порядок деятельности рабочих групп определяется Регламентом Думы.
Проект может быть направлен на заключение Губернатору Самарской области, федеральным органам государственной власти, государственным органам Самарской области, общественным объединениям, правоприменителям. В случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством, проекты направляются в органы местного самоуправления. Ответственным комитетом устанавливается срок представления данных заключений.
Проект может быть направлен на общественную экспертизу в общественную палату Самарской области, а также для обсуждения в Общественный совет при Самарской Губернской Думе. Проект направляется на общественную экспертизу в общественную палату Самарской области субъектами, предусмотренными ч. 1 ст. 12 Закона Самарской области «Об общественной палате Самарской области». Общественная экспертиза проектов проводится общественной палатой Самарской области в соответствии с требованиями федеральных законов, Закона Самарской области «Об общественной палате Самарской области», а также иных нормативных правовых актов Самарской области.
В Думе осуществляется правовая и лингвистическая экспертиза проекта, а также проверка представленных субъектом права законодательной инициативы перечней актов областного законодательства, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с принятием конкретного закона Самарской области.
Замечания и предложения по проекту депутатов Думы, других субъектов права законодательной инициативы, а также замечания и предложения, полученные в ходе открытого обсуждения проекта через средства массовой информации, думских слушаний, направляются в ответственный комитет. Ответственный комитет обобщает поступившие замечания и предложения, сгруппированные по статьям (пунктам, подпунктам статьи), оформляет в виде таблицы и направляет субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект, для его доработки к первому чтению.
Субъект права законодательной инициативы обязан предоставить в ответственный комитет мотивированное обоснование принятия или отклонения им каждого поступившего замечания, предложения в виде таблицы замечаний и предложений, рекомендуемых для внесения в текст проекта, и таблицы замечаний и предложений, рекомендуемых к отклонению, а также доработанный проект.
Доработанный проект вместе с указанными в абзаце 2 настоящего пункта таблицами рассматриваются на заседании ответственного комитета.
Обсуждение проектов в постоянных комитетах Думы проходит открыто и может освещаться средствами массовой информации.
Проект, подготовленный ответственным комитетом к рассмотрению Думой, и материалы к нему направляются председателю Думы для внесения на рассмотрение Думы.
В обсуждении и подготовке к рассмотрению на заседании Думы проекта, затрагивающего права и интересы муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области, вправе участвовать соответствующие органы местного самоуправления.
Научная экспертиза проектов
Научная экспертиза проектов представляет собой специальное исследование, проводимое учеными и специалистами по поручению Думы с целью оценки качества проектов и выявления возможных последствий их принятия и действия. В зависимости от предмета исследования, конкретных задач и применяемых научных познаний научная экспертиза проектов может быть экономической, финансовой, научно-технической, экологической, научно-правовой либо иной. При необходимости могут проводиться комплексные (с привлечением ученых и специалистов из различных областей научного знания) и узкоспециальные научные экспертизы проектов.
Проекты направляются на научную экспертизу на основе мотивированных предложений депутатов или постоянных комитетов Думы по распоряжению председателя Думы. При назначении научной экспертизы формулируются соответствующие вопросы эксперту (экспертам).
Научная экспертиза проектов осуществляется научными учреждениями, экспертами или группами экспертов из числа ученых и специалистов, не принимавших ранее участия в разработке соответствующего проекта. В оценке проектов эксперты независимы.
Организации и лица, участвующие в проведении экспертизы, вправе:
а) получать от постоянных комитетов Думы, субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект, материалы и документы, связанные с подготовкой проекта;
б) участвовать с правом совещательного голоса в обсуждении и принятии соответствующего проекта.
В качестве экспертов не могут выступать депутаты Думы, другие субъекты права законодательной инициативы, сотрудники Думы, аппарата Правительства Самарской области и органов исполнительной власти Самарской области, а также иные лица, принимавшие участие в разработке проекта. Научная экспертиза проектов проводится в 20-дневный срок с момента ее назначения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящей статье. На основании мотивированного представления эксперта (группы экспертов) общий срок проведения научной экспертизы проектов может быть продлен до 1 месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения дополнительных исследований, научная экспертиза проектов может проводиться в 2-месячный срок с момента ее назначения.
После проведения необходимых исследований эксперт (группа экспертов) составляет заключение, в котором должны быть указаны:
а) дата и место подготовки заключения;
б) фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень, звание, занимаемая должность эксперта (группы экспертов) и стаж работы по специальности;
в) основание проведения экспертизы;
г) информация о проведенных экспертных исследованиях (использованная информация и материалы, методика исследования);
д) вопросы, поставленные перед экспертом (группой экспертов), его (их) мотивированные ответы и выводы.
Заключение эксперта (группы экспертов) дается в письменном виде, подписывается экспертом (группой экспертов) и представляется в Думу на имя председателя Думы в 2-х экземплярах. Заключения эксперта (группы экспертов) по проектам, внесенным в Думу, подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях постоянных комитетов Думы и заседаниях Думы.
Рассмотрение проекта и принятие закона Самарской области,
обнародование, отклонение принятых Законов Самарской области
Устав Самарской области, закон Самарской области о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Самарской области во всех чтениях принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Самарской Губернской Думы.
Законы Самарской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
Проект закона Самарской области рассматривается Думой не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона Самарской области, а также о принятии закона Самарской области оформляется постановлением Думы.
При рассмотрении Думой проекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции проекта, определяется соответствие его федеральному и областному законодательству. Рассмотрение проекта начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект, или его официального представителя и содоклада представителя ответственного комитета Думы. Представитель ответственного комитета назначается решением ответственного комитета. Представителем ответственного комитета может быть только депутат Думы. По итогам рассмотрения проекта субъект права законодательной инициативы, внесший проект, или его официальный представитель вправе выступить с заключительным словом.
По результатам рассмотрения проекта в первом чтении Дума принимает одно из следующих решений:
а) принять проект в первом чтении;
б) отклонить проект.
Решение по проекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы. Проект, рассмотренный в первом чтении и не получивший необходимого для его принятия количества голосов депутатов Думы, считается отклоненным без дополнительного голосования.
Альтернативные проекты Дума рассматривает в ходе первого чтения одновременно и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает также отклонение других проектов. Решение об отклонении каждого из таких проектов оформляется постановлением Думы без дополнительного голосования.
Отклоненные проекты не могут быть внесены повторно в Думу до принятия ею окончательного решения по проекту, принятому в первом чтении. В случае принятия проекта в первом чтении Дума устанавливает сроки подачи поправок к проекту и внесения его на второе чтение. Копия постановления Думы и проект направляются субъектам права законодательной инициативы.
В случае принятия проекта в первом чтении и при наличии предложения ответственного комитета о принятии закона Самарской области, исключая определенный настоящим Законом порядок подготовки проекта ко второму чтению, Дума на этом же заседании может рассмотреть данный проект во втором чтении. Обязательным условием рассмотрения предложения ответственного комитета, указанного в пункте 1 настоящей статьи, является решение ответственного комитета о рекомендации Думе принять закон Самарской области. При этом решение ответственного комитета и проект направляются в течение двух дней с момента принятия решения депутатам Думы для внесения поправок к проекту. Депутаты Думы поправки к проекту вносят в ответственный комитет не позднее чем за один день до заседания Думы. В случае поступления на заседании Думы от депутатов Думы возражений против предложения ответственного комитета, указанного в пункте 1 настоящей статьи, каждому из них предоставляется слово для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение данного комитета по каждому возражению либо снять предложение ответственного комитета. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии закона Самарской области, исключая порядок подготовки проекта ко второму чтению, председательствующий на заседании Думы ставит на голосование предложение ответственного комитета.
Решение о принятии закона Самарской области на одном заседании Думы оформляется постановлением Думы, решение о принятии проекта в первом чтении оформляется протокольно. Если решение о принятии закона Самарской области не принято, то работа над проектом продолжается в установленном настоящим Законом порядке.
Подготовка проекта ко второму чтению
Поправки к проекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде текста изменения или дополнения редакции конкретных пунктов, частей, статей, глав, разделов проекта, предложений об их изложении в иной редакции либо их исключении из проекта. Поправки не могут касаться концепции проекта, принятого в первом чтении.
К рассмотрению принимаются поправки только в письменном виде. Поправки, внесенные по истечении установленного срока, к рассмотрению не принимаются. Поправки к проекту, принятому в первом чтении, вправе вносить субъекты права законодательной инициативы.
Лица, внесшие поправки (авторы поправки), вправе уточнять их текст в ходе обсуждения в ответственном комитете, а также вправе снять их на любой стадии обсуждения. Ответственный комитет обобщает поправки, сгруппированные по статьям (пунктам, подпунктам статьи), оформляет в виде таблицы и направляет субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект, для доработки проекта ко второму чтению. Субъект права законодательной инициативы обязан предоставить в ответственный комитет мотивированное обоснование принятия или отклонения им каждой из поправок в виде таблицы поправок, рекомендованных для внесения в текст проекта, и таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению, а также доработанный проект.
Ответственный комитет и субъект права законодательной инициативы, внесший проект, изучают и обобщают поправки с приглашением их авторов и субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект, или его официального представителя (официальных представителей). Думой может быть организовано проведение независимой правовой экспертизы поправок на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству.
Кроме правовой экспертизы Дума обеспечивает лингвистическую экспертизу поправок. Лингвистическая экспертиза заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов.
Сгруппированные по статьям проекта поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета, о времени заседания которого уведомляются субъект права законодательной инициативы, внесший проект, либо его официальный представитель (официальные представители). Ответственный комитет либо соглашается с поправками и включает их в текст проекта, либо вносит в Думу рекомендацию об отклонении поправок. После рассмотрения на заседании ответственного комитета доработанный проект представляется ответственным комитетом председателю Думы для включения его на рассмотрение Думы во втором чтении.
По поручению ответственного комитета и в соответствии с текстом проекта, подготовленного ко второму чтению, правовое управление аппарата Думы проверяет и вносит предложения по уточнению перечня актов областного законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием нормативного правового акта.
Вместе с проектом, подготовленным ко второму чтению, и проектом постановления Думы ответственным комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных для внесения в текст проекта, и таблица поправок, рекомендуемых к отклонению.
Таблица поправок, рекомендуемых для внесения в текст проекта, должна содержать текст проекта, к которому предлагается поправка, данные об авторе поправки, содержание поправки, доработанную редакцию текста проекта с учетом предлагаемой поправки, краткую мотивировку решения комитета.
Таблица поправок, рекомендуемых к отклонению, должна содержать текст проекта, к которому предлагается поправка, данные об авторе поправки, содержание поправки, краткую мотивировку решения комитета.
Председатель Думы принимает решение о включении проекта в проект повестки дня для рассмотрения его во втором чтении и направляет проект вместе с таблицами поправок депутатам Думы и субъекту права законодательной инициативы, внесшему данный проект, не позднее чем за 5 дней до рассмотрения проекта Думой.
Второе чтение проекта
При втором чтении проекта в Думе с докладом выступает субъект права законодательной инициативы или его официальный представитель. С содокладом выступает представитель ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения проекта, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.
По поправкам, рекомендуемым ответственным комитетом для внесения в текст проекта, выступают депутаты Думы, субъекты права законодательной инициативы, иные лица, приглашенные для участия в обсуждении.
Если при рассмотрении поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст проекта, возражений не имеется, то председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии таблицы поправок в целом.
Если имеются возражения против внесения в текст проекта каких-либо поправок, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, против которых не имеется возражений, а затем ставит на голосование отдельно каждую поправку, по которой имеются возражения.
Автор поправки и его оппонент могут обосновать свои позиции в порядке, установленном Регламентом Думы.
По поправкам, рекомендуемым ответственным комитетом для отклонения, выступают депутаты Думы, субъекты права законодательной инициативы, иные лица, приглашенные для участия в обсуждении.
Если при рассмотрении поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, возражений не имеется, то председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии таблицы поправок в целом.
Если имеются возражения против отклонения той или иной поправки, то сначала на голосование ставится вопрос об отклонении поправок, против отклонения которых не имеется возражений, а затем председательствующий ставит на голосование отдельно каждую поправку, по которой имеются возражения. Автор поправки и его оппонент могут обосновать свою позицию в порядке, установленном Регламентом Думы.
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии проекта в целом.
Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в целом не набрало необходимого числа голосов, проект возвращается на доработку в ответственный комитет.
Повторное рассмотрение доработанного проекта во втором чтении проводится в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Если при повторном рассмотрении во втором чтении проект, доработанный ответственным комитетом, также не наберет необходимого для принятия числа голосов, то такой проект считается отклоненным. Указанное решение оформляется постановлением Думы, принимаемым без дополнительного голосования, которым также признается утратившим силу постановление Думы о принятии в первом чтении отклоненного проекта.
Обнародование закона Самарской области.
Отклонение принятого Думой закона Губернатором Самарской области
Закон Самарской области, принятый Думой, в течение 5 дней направляется в официальном порядке Губернатору Самарской области для его обнародования (подписания и опубликования).
Обнародование и вступление в силу законов Самарской области осуществляется в соответствии с Законом Самарской области «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области».
Губернатор Самарской области в течение 14 дней с момента поступления закона Самарской области обнародует либо мотивированно отклоняет его. В случае временного отсутствия Губернатора Самарской области его полномочия по обнародованию закона Самарской области осуществляет лицо, его замещающее.
Если Губернатор Самарской области в течение 14 дней с момента поступления закона отклоняет его, Дума повторно рассматривает данный закон в порядке, предусмотренном статьями 27-30 настоящего Закона.
В письменном обосновании отклонения закона Губернатором Самарской области предлагается изменение отдельных его разделов, глав, статей, их частей и пунктов либо мотивированно сообщается о нецелесообразности или незаконности (неправомерности) принятия закона.
Повторное рассмотрение закона Самарской области,
отклоненного Губернатором Самарской области
Закон Самарской области, отклоненный Губернатором Самарской области и возвращенный для повторного рассмотрения, и письменное обоснование Губернатора Самарской области направляются председателем Думы в ответственный комитет, который рассматривает возражения Губернатора Самарской области, дает по ним заключение и вносит на рассмотрение Думы свои предложения по преодолению возникших разногласий. По итогам рассмотрения ответственный комитет может рекомендовать Думе:
а) одобрить закон Самарской области в ранее принятой редакции;
б) согласиться со всеми или отдельными изменениями, предложенными Губернатором Самарской области;
в) согласиться с предложением Губернатора Самарской области о нецелесообразности или незаконности (неправомерности) принятия данного закона Самарской области.
По получении заключения ответственного комитета председатель Думы включает в первоочередном порядке вопрос о повторном рассмотрении отклоненного Губернатором Самарской области закона в проект повестки ближайшего заседания Думы. Губернатору Самарской области сообщается о времени и месте проведения заседания Думы, на котором планируется рассмотрение отклоненного закона, не позднее чем за три дня до его проведения.
Повторное рассмотрение закона начинается с доклада Губернатора Самарской области или его официального представителя, затем излагается заключение ответственного комитета. Предложение Губернатора Самарской области о нецелесообразности или незаконности (неправомерности) принятия отклоненного им закона может быть поставлено на голосование. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы. Если Дума принимает решение о проведении обсуждения, то в обсуждении участвуют только депутаты Думы. Заключительное слово предоставляется Губернатору Самарской области либо его официальному представителю.
Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем двумя третями от установленного числа избранных депутатов Думы, он подлежит обнародованию Губернатором Самарской области в течение 14 дней.
В случае если проводится голосование по редакции отдельных разделов, глав, статей, их частей и пунктов в редакции, предложенной Губернатором Самарской области, то перед обсуждением каждого из предложений слово предоставляется Губернатору Самарской области или его официальному представителю, а затем представителю ответственного комитета. Решение по отдельному предложению считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы.
Если при повторном рассмотрении закона Дума большинством голосов от установленного числа депутатов Думы примет все поправки, предложенные Губернатором Самарской области, или примет часть поправок, а все остальные отклонит двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы, закон с внесенными изменениями в семидневный срок направляется Губернатору Самарской области для обнародования.
Для преодоления разногласий, возникших в ходе повторного обсуждения закона, Губернатором Самарской области и депутатами Думы может быть создана согласительная комиссия.
Если при повторном рассмотрении закона не принято ни одно из решений, указанных в настоящей статье, закон считается непринятым.
Порядок деятельности согласительной комиссии
по доработке закона Самарской области
Согласительная комиссия формируется и утверждается на паритетных началах из числа депутатов Думы и представителей Губернатора Самарской области (стороны согласительной комиссии). Сопредседатель и члены согласительной комиссии от Думы утверждаются на заседании Совета Думы.
Депутаты Думы и представители Губернатора Самарской области, вошедшие в состав согласительной комиссии, обязаны присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании согласительной комиссии члены согласительной комиссии заблаговременно информируют сопредседателей согласительной комиссии. Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения закона Самарской области, по которым возникли разногласия, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей закона Самарской области.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от каждой из сторон. Комиссия принимает решения открытым голосованием. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство представителей данной стороны, присутствующих на заседании согласительной комиссии. Решение считается согласованным, если его поддержали обе стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.
По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий или обосновывающий невозможность преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии. Протокол согласительной комиссии и проект постановления Думы вносятся на рассмотрение Совета Думы, который принимает решение о включении в первоочередном порядке вопроса о повторном рассмотрении закона Самарской области в повестку дня очередного заседания Думы.
Повторное рассмотрение Думой отклоненного закона Самарской области
с учетом протокола согласительной комиссии
При повторном рассмотрении закона Самарской области Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Думой не рассматриваются. Дума принимает решение по каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
Если согласительная комиссия выработала в установленные сроки согласованные предложения по всем спорным вопросам и они приняты Думой большинством от установленного числа депутатов Думы, то закон Самарской области с внесенными изменениями и (или) дополнениями направляется Губернатору Самарской области для обнародования. В этом случае он подлежит обнародованию Губернатором Самарской области в течение 14 дней.
В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных Думой, для представления согласительной комиссией новых предложений в течение 10 дней. Новые предложения согласительной комиссии рассматриваются Думой в порядке, указанном в пункте 1 настоящей статьи.
В случае, если протокол согласительной комиссии обосновывает невозможность преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, на заседании Думы может быть принято решение о создании согласительной комиссии в новом составе. Согласительная комиссия формируется и действует с учетом положений, содержащихся в статье 29 настоящего Закона. Если согласительная комиссия в установленные сроки повторно не приходит к согласованным предложениям или Дума не принимает большинством голосом от установленного числа депутатов Думы выработанные согласительной комиссией предложения, закон считается снятым с рассмотрения Думы.
Лекция 6. Правила законодательной техники
в законотворческом процессе
По мнению первого заместителя директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д-ра юрид. наук, профессора Ю.А. Тихомирова качество законов остается невысоким в немалой степени – из-за явной недооценки роли законодательной техники[2]. В результате в процессе законотворчества и правоприменения возникает много юридических коллизий, которые могли бы быть предотвращены. Но подавляющее большинство государственных служащих, депутатов, специалистов и экспертов по-прежнему не владеют приемами законодательной техники, и их этому не обучают. Впрочем, и сама технология выработки законов, по его мнению, требует сегодня серьезного обновления.
Между тем как указывает Ю.А.Тихомиров в конце XIX – начале XX века ученые-юристы уделяли большое внимание вопросам законодательной техники, рассматривая ее как один из классических элементов права. По его мнению, нельзя не вспомнить Р. Иеринга «Юридическая техника», изданную в Санкт-Петербурге в 1905 г. и являющуюся частью более крупного труда о римском праве 1883 г. По мнению ученого, «то, что должно каждого профана убедить в его невежестве... составляет юридический метод... он именно и создает юриста».
В субъективном смысле «техника» означает юридическое искусство отделки правового материала, в объективном – механизм права. Французский профессор Фр. Шеж посвятил в 1905 г. большую статью о законодательной технике в современных гражданско-правовых кодификациях. Поводом стало завершение в 1896 г. обработки германского Гражданского кодекса.
В литературе по теории права законодательная техника традиционно рассматривается в контексте правотворчества в качестве одного из его элементов. Одни ученые – юристы трактуют ее как систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов[3]. Другие – как совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в контексте источников права и правотворчества. Объектом ее является текст нормативного документа, в отношении которого законодатель затрачивает интеллектуальные усилия[4]. Иногда различаются средства изложения содержания правовых юридических предписаний, приемы формулирования норм или положений правовых актов, средства и приемы построения правовых актов[5]. В целом законодательная техника признается важным фактором оптимизации и эффективности законодательства[6].
Следует обратить внимание на специфику юридико-технологических приемов в разных отраслях законодательства. Их различение обусловлено неодинаковым объектом и методами правового регулирования. К примеру, в конституционном законодательстве больше применяется норм-дефиниций, норм-целей и норм-принципов, а сами нормы нередко состоят лишь из диспозиций. В гражданском и уголовном законодательстве традиционной является строгая и детальная структуризация институтов и норм.
По мнению Ю.А.Тихомирова, законодательная техника – это система правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона.В таком определении можно выделить шесть взаимосвязанных элементов: познавательно-юридический, нормативно-структурный, логический, языковый, документально-технический, процедурный. Каждый из элементов содержит набор требований-правил, которые следует строго соблюдать. Их применение с учетом этапов движения законопроекта должно быть последовательным и взаимосвязанным.
Познавательный элемент означает определение предмета законодательного регулирования, выбор и анализ процессов, явлений и отношений, которые могут быть объ<
Дата: 2016-10-02, просмотров: 218.