Запуск, прогрев и опробование двигателя на земле
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовка двигателя к запуску

При температуре наружного воздуха +5°С и ниже двигатель необходимо перед запуском подогреть от аэродромного подогревателя до температуры головок цилиндров не менее 30°С, при этом воздушный винт двигателя должен легко проворачиваться от руки.

Запуск двигателя можно производить как от бортовой аккумуляторной батареи, так и от аэродромного источника питания

Перед запуском двигателя необходимо:

- на пыльных аэродромах место стоянки самолета полить водой;

- проверить, отвязан ли самолет, поставлены ли колодки под его колеса и имеются ли около самолета огнетушители;

- сняты ли струбцины с рулей;

- сняты ли чехлы с приемников воздушного давления;

- убедиться, что вблизи нет людей, транспорта и предметов, могущих попасть под винт;

- закрыть заслонку маслорадиатора, а зимой - и жалюзи капота двигателя;

- убедиться в том, что рычаг управления шагом винта находится в положении МАЛЫЙ ШАГ;

- установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 1/3 полного хода (28 - 38%);

- убедиться в том, что рычаг управления пожарным краном находится в открытом положении (полностью от себя);

- при температуре наружного воздуха ниже нуля рычаг управления подогревом воздуха, поступающего в карбюратор, установить в положение ВКЛ. (полностью вниз);

- убедиться в том, что:

магнето выключены (переключатели МАГНЕТО ЛЕВ. и МАГНЕТО ПРАВ.

находятся в положении выключено (вниз));

выключатель АККУМ.- АЭР. ПИТ. выключен;

автомат защиты сети ЗАЖИГ. выключен;

- подать команду авиатехнику: «Провернуть винт» (винт провернуть на 3-4 оборота);

- в процессе проворачивания винта установить шприц ЗАЛИВКА МОТОРА в положение ЦИЛИНДР и залить летом 2-3 шприца, а зимой - 3-5 шприцев бензина в цилиндры двигателя;

- установить шприц ЗАЛИВКА МОТОРА в положение МАГИСТР. и создать, давление бензина перед карбюратором 0,2 - 0,5 кгс/см2.

Предупреждения: 1. Запрещается проворачивать винт при горячем двигателе.

2. Не разрешается заливать бензин более указанного количества, так как он может смыть масло со стенок цилиндров и вызвать задир поршней или скопиться в нижних цилиндрах, что может привести к гидравлическому удару.

3. Категорически запрещается заливка бензина через выхлопные патрубки и свечные отверстия.

 

Запуск двигателя

 

1. Для запуска двигателя пилот должен:

3.2. Стр 1 Декабрь 03/08  
- подать команду авиатехнику: «От винта» и, получив ответ: «Есть от винта», включить выключатель АККУМ.- АЭР. ПИТ в соответствующее положение;

- включить автоматы защиты сети ЗАЖИГ., ГЕНЕР., БАРС, ДАТЧИКИ БАРС, АЗК: СИГН. ШАССИ, ПРИБ. ДВИГАТ., ЭУП, АГБ-1, АГБ-2;

- повернуть фиксатор пусковой кнопки ЗАПУСК против часовой стрелки и нажать пусковую кнопку до отказа. Продолжительность непрерывного нажатия кнопки не должна превышать 3 сек;

- после того как винт провернется на 3-5 оборотов, включить магнето, установив выключатели МАГНЕТО ЛЕВ., МАГНЕТО ПРАВ. в верхнее положение;

Примечания:1. Для лучшего запуска двигателя после первых вспышек следует дополнительно подать топливо в цилиндры заливочным шприцем.

2. Во время запуска, при появлении вспышек в цилиндрах, разрешается поддерживать выход двигателя на устойчивую работу перемещением вперед и назад рычага управления двигателем в диапазоне оборотов, соответствующих 28 - 60 %, темп перемещения 2-3 с;

- после того как двигатель устойчиво заработает, пусковую кнопку отпустить и установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 38-41%, одновременно наблюдая за давлением масла по показанию манометра.

2. Если в течение 15-20 с после запуска давление масла не достигнет 1,0 кгс/см2, немедленно выключить двигатель и выяснить причину.

3. После запуска двигателя законтрить рукоятку заливочного насоса, поставить пусковую кнопку на фиксатор, включить генератор и произвести прогрев двигателя.

4. Если двигатель после двух попыток не запускается, запуск прекратить и выяснить причину,

Предупреждение: Перед повторным запуском, соблюдая все меры предосторожности, повернуть винт от руки на 4 - 6 полных оборотов для удаления из цилиндров бензина от предыдущего запуска (если он производился с заливкой), во избежание гидравлического удара.

 

Прогрев двигателя

 

1. Прогрев двигателя производить на оборотах коленчатого вала 41 - 44% до тех пор, пока температура масла на входе в двигатель не начнет повышаться. С ростом температуры масла увеличить число оборотов до 44 - 48% летом, 51% зимой и вести на этом режиме прогрев двигателя до достижения температуры головок цилиндров не ниже 120°С и температуры масла на входе в двигатель не ниже 40°С.

2. Двигатель считается прогретым, когда температура головок цилиндров будет не ниже 120°С, температура масла на входе в двигатель не ниже 40°С и температура воздуха, поступающего в карбюратор, не ниже +10°С.

3. После прогрева двигателя произвести прогрев втулки винта двукратным переводом винта с малого на большой и с большого шага на малый.

 

Опробование двигателя

 

1. Опробование двигателя производить при открытых жалюзи капота и заслонке маслорадиатора. Перед увеличением оборотов установить рули нейтрально и затормозить колеса.

2. Опробовать двигатель на II номинальном режиме, для чего плавно переместить от себя до упора рычаг управления двигателем и одновременно затяжелить винт.

При этом показания приборов контроля двигателя должны быть следующие:

число оборотов коленчатого вала…………………………….. 70%

давление за нагнетателем (давление наддува)…………….... Ро +75-15 мм рт.ст.

давление масла………………………………………………… 4 - 6 кгс/см2

3.2. Стр 2 Декабрь 03/08  
давление бензина……………………………………………… 0,2- 0,5 кгс/см2

температура масла на входе в двигатель…………………….. 40 -75°С

температура головок цилиндров, не выше…………………... 190°С

температура воздуха на входе в карбюратор не ниже ……… +10°С

 

Двигатель должен работать устойчиво и без тряски. Во избежание перегрева, вследствие недостаточного обдува, не допускать длительной работы двигателя на земле на номинальном режиме.

3. Проверить работу магнето и свечей:

- установить винт в положение МАЛЫЙ ШАГ;

- рычагом управления двигателем установить обороты 64% или 70%;

- выключить на 15-20 с одно магнето и запомнить величину падения оборотов;

- включить оба магнето на 20-30 с до восстановления первоначальных оборотов;

- выключить на 15-20 с второе магнето и запомнить величину падения оборотов;

- включить оба магнето.

Падение частоты вращения коленчатого вала двигателя при» работе на одном магнето не должно превышать 3 %.

4. Проверить работу генератора:

- установить режим работы двигателя МАЛЫЙ ГАЗ;

- рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала 57-58 %;

- по погасанию светосигнализатора ОТКАЗ ГЕНЕР убедиться, что генератор подключился к бортсети;

- проверить напряжение бортсети по вольтамперметру, напряжение должно быть

27-29 В;

- включить электропотребители, необходимые для полета (автоматы защиты GMA-340, УКВ-1, УКВ-2, GPS, KR-87, GTX-327, КОД. ВЫСОТ, FS-450, ОБОГР.ЧАСОВ, ОБОГРЕВ ПВД-1 и ПВД-2, ГК-1, ГК-2, МАЯК, а при ночных полётах – АНО и посадочно-рулёжную фару);

- включить автомат защиты СИГН. СРЫВА и проверить работоспособность системы сигнализации критических углов атаки ССКУА-1.

5. Проверить работу воздушного винта и регулятора оборотов, для чего:

- рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала 70 % (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);

- рычаг управления шагом винта перевести в положение БОЛЬШОЙ ШАГ (полностью на себя), частота вращения коленчатого вала двигателя при этом должна снизиться до 53 %;

- рычаг управления шагом винта перевести в положение МАЛЫЙ ШАГ (полностью от себя), частота вращения коленчатого вала должна возрасти до первоначальной 70 %.

При этом допускается кратковременное уменьшение давления масла на входе в двигатель до 2 кгс/см2, с последующим восстановлением за 8 -11 с.

6. Проверить работу воздушного винта и регулятора оборотов на равновесных оборотах, для чего:

- рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 70 % (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);

- рычагом управления шагом винта установить частоту вращения коленчатого вала 64 %;

- плавно перемещая рычаг управления двигателем вперед и назад, но не до отказа, убедиться в том, что частота вращения коленчатого вала двигателя остается неизменной.

3.2. Стр 3 Декабрь 03/08  
При резком перемещении рычага управления двигателем вперед и назад частота вращения коленчатого вала двигателя может соответственно увеличиваться или уменьшаться на 2 - 4 %, но через 2-3 с восстанавливаться до равновесных оборотов.

7. Проверить приемистость двигателя. Рычаг управления двигателем плавно, в течение 2-3 с, перевести от упора малого газа вперед до упора, при этом рычаг управления винтом должен быть в положении МАЛЫЙ ШАГ.

Переход от минимальной частоты вращения коленчатого вала до взлетной должен совершаться плавно, в течение не более 3с. Для обеспечения нормальной приемистости температура головок цилиндров должна быть не ниже

120 °С, а температура масла на входе в двигатель - не менее 40 °С.

 

Примечание: Проверку приемистости двигателя в полете выполнять на скорости по прибору не более 160 км/ч.

 

8. Повторить проверку приемистости при темпе перемещения РУД 0,5 - 3с, совместив ее с проверкой работы двигателя на взлетном и I номинальном режиме, по 20 - 30 с на каждом режиме.

При этом показания приборов контроля двигателя должны быть следующие:

 

Наименование параметров Взлетный режим I номинальный режим
Частота вращения коленчатого вала Давление за нагнетателем Давление бензина Давление масла Температура масла на входе в двигатель Температура головок цилиндров двигателя Температура воздуха на входе в карбюратор 95-99 % ро +125 -15 мм рт.ст. 0,2 - 0,5 кгс/см2 4,0 - 6,0 кгс/см2 40 -75 °С Не выше 220 °С Не ниже 10 °С 82 % ро+95 -15 мм рт.ст. 0,2 - 0,5кгс/см2 4,0 - 6,0 кгс/см2 40 -75 °С Не выше 220 °С Не ниже 10 °С

 

9. Проверить работу двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала (винт на малом шаге, рычаг управления двигателем переведен полностью на себя). Двигатель должен работать устойчиво, показания приборов должны быть следующие:

Частота вращения коленчатого вала ………………………. не более 26 %

Давление масла ……………………………………………… не менее 1,0 кгс/см2

Давление бензина …………………………………………… не менее 0,15 кгс/см2

 

Во избежание замасливания свечей продолжительность работы двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала (на МАЛОМ ГАЗЕ) не должна превышать 5 мин.

 

 

 
 
3.2. Стр 4 Декабрь 03/08    

 


РАЗДЕЛ 4

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

4.1. Подготовка к выруливанию и руление

4.2. Подготовка к взлету

4.3. Взлет и набор высоты

4.4. Взлет с боковым ветром

4.5. Набор высоты

4.6. Горизонтальный полет

4.7. Пилотаж

4.7.1. Вираж с креном 45°

4.7.2. Вираж с креном 60°

4.7.3. Восьмерка

4.7.4. Боевой разворот

4.7.5. Пикирование

4.7.6. Горка

4.7.7. Спираль

4.7.8. Скольжение

4.7.9. Переворот

4.7.10. Бочка

4.7.11. Петля Нестерова

4.7.12. Полупетля Нестерова

4.8. Поведение самолета на больших углах атаки и при

сваливании

4.9. Штопор

4.9.1. Ввод самолета в штопор

4.9.2. Вывод самолета из штопора

4.9.3. Вывод самолета из перевернутого штопора

4.9.4. Непроизвольный срыв самолета в штопор

4.10. Посадка

4.10.1. Снижение и подготовка к посадке

4.10.2. Расчет на посадку

4.10.3. Уход на второй круг

4.10.4. Выполнение посадки

4.10.5. Посадка при боковом ветре

4.10.6. Характерные ошибки при посадке

4.0. Содержание Стр 1 Декабрь 03/08  
4.11. Останов двигателя

4.12. Особенности эксплуатации силовой установки при низких

температур наружного воздуха

4.13. Особенности эксплуатации самолета в условиях высоких

температур наружного воздуха

4.14. Особенности и эксплуатации самолета в условиях низких

температур наружного воздуха и на грунтовых аэродромах с

уплотненным снежным покровом

4.15. Пример расчета дальности и продолжительности полета

 

 

 
 
4.0. Содержание Стр 2 Декабрь 03/08  


Подготовка к выруливанию и руление

1. Убедившись в нормальной работе двигателя, приборов, радионавигационного оборудования и агрегатов самолета, увеличить обороты коленчатого вала двигателя до 54 - 57%, запросить разрешение на выруливание.

2. Получив разрешение на выруливание, пилот должен:

- рычагом управления двигателем снизить частоту вращения коленчатого вала до минимальной;

- убедиться, что надежно закрыты и законтрены двери кабины (штыревым замком и запором двери);

- расстопорить кран шасси, отодвинув защелку влево;

- установить педали и штурвал управления в нейтральное положение;

- затормозить колеса и подать команду «Убрать колодки».

3. Получив сигнал от техника самолета об уборке колодок и убедившись, что стояночное торможение колес отключено, необходимо при нейтрально установленных штурвале управления и педалях полностью затормозить колеса основных ног шасси и увеличить обороты двигателя до 64 - 68%. На этих оборотах самолет должен удерживаться тормозом на месте.

4. После опробования тормозов снизить обороты коленчатого вала двигателя до минимальных и, убедившись, что препятствий в направлении руления нет, отпустить тормоза, плавно увеличить обороты двигателя настолько, чтобы самолет сдвинулся с места, начать руление. Ночью, а при плохой или ухудшенной видимости и днем включить малый, а при необходимости и большой свет посадочно-рулежной фары.

Время включения света фары не должно превышать 5 мин.

Во время руления штурвал управления удерживать в нейтральном положении, тормозами пользоваться плавно и короткими импульсами.

5. Скорость руления по грунту не должна превышать 15 км/ч, по бетонированной полосе - не более 30 км/ч. Скорость руления на разворотах, неровных поверхностях не должна быть более 5 км/ч.

Вблизи препятствий, по незнакомой местности, по размокшему или неровному грунту рулить на пониженной скорости, соблюдать максимальную осмотрительность.

6. При невозможности выполнения руления на оборотах коленчатого вала двигателя, обеспечивающих работу генератора (42%), во избежание разрядки бортовой аккумуляторной батареи при длительном рулении рекомендуется выключить максимальное число электропотребителей, за исключением радиостанции и проблескового светомаяка МСЛ-3, а ночью - АНО.

7. Приближаясь ко взлетной полосе, необходимо осмотреться и, убедившись, что взлетная полоса свободна и нет самолетов, заходящих на посадку, запросить по радио разрешение на выруливание для взлета.

 

 
 
4.1. Стр 1/2 Декабрь 03/08  


Подготовка к взлету

1. Вырулив на взлетную полосу, прорулить по прямой 3-5 м, чтобы установить носовое колесо по линии взлета, удерживая самолет на тормозах, проверить:

- исправность авиагоризонта 4300-311 в соответствии с п.6.2.1. настоящего Руководства.

 

ВНИМАНИЕ! ВЗЛЕТ САМОЛЕТА РАЗРЕШАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО ПО ИСТЕЧЕНИИ ВРЕМЕНИ ГОТОВНОСТИ АВИГОРИЗОНТА К РАБОТЕ – НЕ РАНЕЕ ЧЕМ 3 МИН ПОСЛЕ ВКЛЮЧЕНИЯ АВИАГОРИЗОНТА.

 

- соответствует ли показание гирокомпасов RCA15BK-2-28 курсу взлета;

- убран ли посадочный щиток;

- установлен ли рычаг управления шагом винта в положение МАЛЫЙ ШАГ;

- легкость хода штурвалов и педалей управления самолетом;

- установлен ли триммер руля высоты в нейтральное положение (на световом табло горит зеленый светосигнализатор ТРИММ.НЕЙТР.);

- включены ли на правой приборной доске на панели АЗК автоматы защиты сети, выключатели, необходимые для выполнения полетного задания.

Включить на панели АЗС на правой приборной доске автомат защиты

«ОБОГРЕВ ДС».

 

ВНИМАНИЕ! НА ЗЕМЛЕ ВКЛЮЧАТЬ АВТОМАТ ЗАЩИТЫ СЕТИ

«ОБОГРЕВ ДС» РАЗРЕШАЕТСЯ НА ВРЕМЯ НЕ БОЛЕЕ 5 МИН.

 

2. Проверить работу двигателя с частотой вращения коленчатого вала, при которой самолет удерживается на тормозах, и проверить показания приборов, контролирующих работу двигателя.

Показания приборов должны быть следующие:

- температура головок цилиндров 140-190°С;

- температура масла на входе в двигатель не менее 40 и не более 75°С

(рекомендуемая 50 - 65°С);

- давление бензина 0,2 - 0,5 кгс/см2;

- давление масла 4 - 6 кгс/см2.

Двигатель должен работать без тряски и хлопков.

3. Убедитесь в нормальной работе двигателя и отсутствии препятствий на взлетной полосе, запросить разрешение руководителя полетов на взлет.

 

Примечание: В зимних условиях разрешается производить взлет с выключенным подогревом воздуха на входе в карбюратор, когда температура воздуха на входе в карбюратор не ниже +10°С. В случае возможного обледенения включить подогрев воздуха на входе в карбюратор.

 

 

 
 
4.2. Стр 1/2 Декабрь 03/08  


Взлет и набор высоты

1. Получив разрешение на взлет, включить часы, растормозить колеса и плавным движением перевести рычаг управления двигателем на взлетный режим.

2. В процессе разбега штурвал удерживать в нейтральном положении, возникающие развороты парировать плавным отклонением руля направления.

3. По достижении приборной скорости 80-90 км/ч (G взл =1550кг), 105-110км/ч (G взл =1665кг ) плавным движением штурвала управления на себя поднять переднее колесо до взлетного положения (10 -15 см от земли) и удерживать это положение до отрыва самолета.

Отрыв самолета от земли происходит:

- при взлетном весе 1550 кг на приборной скорости.................... 125 км/ч;

- при взлетном весе 1665 кг на приборной скорости..................... 135 км/ч.

Примечание: Сразу после отрыва с нарастанием скорости самолет имеет тенденцию к энергичному увеличению угла кабрирования.

 

4. После отрыва увеличение приборной скорости до 160 - 170 км/ч производить с постепенным набором высоты.

5. На высоте не менее 10 м убрать шасси, для чего необходимо:

- перевести кран шасси из положения ВЫП. в положение УБР., не задерживая кран шасси в нейтральном положении;

- проверить уборку шасси по загоранию красных сигнальных ламп и по уборке механических указателей, при этом зеленые сигнальные лампы должны погаснуть.

Убедившись по сигнальным лампам и механическим указателям, что шасси убрано, кран шасси установить в положение НЕЙТР.

6. После уборки шасси на высоте не менее 50 м установить II номинальный режим работы двигателя для набора высоты:

- число оборотов коленчатого вала двигателя - 70%,

- рычаг управления двигателем - от себя до упора.

Набор высоты производить:

- на приборной скорости 170 км/ч при температурах наружного воздуха у земли

до +20°С;

- на приборной скорости 180 км/ч при температурах наружного воздуха у земли

выше +20°С.

 

Предупреждение: Непрерывная работа двигателя на взлетном режиме допускается не более 5 мин.

 

 
 
4.3. Стр 1/2 Декабрь 03/08  


Взлет с боковым ветром

1. Особенностью взлета с боковым ветром является то, что с самого начала разбега штурвал управления нужно отклонить в сторону, откуда дует ветер. Это необходимо для сохранения равномерной нагрузки на основные колеса шасси, а также в целях предупреждения образования крена.

Стремление к развороту против ветра необходимо парировать отклонением руля направления.

По мере нарастания скорости и возрастания эффективности элеронов штурвал управления постепенно убирается ближе к нейтральному положению с тем, чтобы не допустить отрыва самолета от земли с одного колеса.

2. По достижении приборной, скорости 100 км/ч (105-110км/ч) плавным движением штурвала управления на себя поднять переднее колесо до взлетного положения. Скорость отрыва самолета при взлете с боковым ветром должна быть на 5-10 км/ч больше, чем при обычном взлете.

3. Направление после отрыва и в наборе высоты выдерживать изменением курса полета самолета.

 

 

 
 
4.4. Стр 1/2 Декабрь 03/08    


Набор высоты

1. В целях предупреждения перегрева двигателя набор высоты до Н =3000 м выполнять на II номинальном режиме работы двигателя (n =70%) на скоростях:

VПР =170 км/ч при температурах наружного воздуха у земли до +20°С;

VПР =180 км/ч при температурах наружного воздуха у земли выше +20°С.

Набор высоты с 3000 м и выше разрешается выполнять на I номинальном режиме двигателя (n =82%, РУД полностью от себя) и скорости VПР = 165 км/ч.

2. В наборе высоты снять триммером нагрузку со штурвала и проверить показания приборов, контролирующих работу двигателя.

3. При наборе высоты постоянно следить за температурным режимом двигателя, сохраняя его в рекомендуемых пределах:

- температура головок цилиндров.................................................... 140 -190°С;

- температура масла на входе в двигатель....................................... 50 - 65°С.

4. Максимальная температура головок цилиндров при длительной работе двигателя 220°С, максимальная температура входящего масла - 75°С, максимально допустимая температура масла в течение не более 15 мин непрерывной работы двигателя - 85°С.

5. Если в наборе высоты температурный режим двигателей превышает допустимые пределы при полностью открытых жалюзи капота и створках маслорадиатора, пилот должен перевести самолет в горизонтальный полет, увеличить скорость полета и снизить режим работы двигателя.

6. Для снижения режима работы двигателя сначала уменьшить давление наддува рычагом управления двигателем, затем - число оборотов двигателя рычагом управления шагом винта.

7. Если принятые меры не приводят к понижению температуры, пилот должен прекратить выполнение задания, доложить по радио руководителю полетов и в зависимости от сложившейся обстановки произвести посадку на своем или запасном аэродроме.

8. В наборе высоты показания приборов, контролирующих работу двигателя, должны быть следующие:

число оборотов коленчатого вала..................................................... 70%

давление масла.................................................................................... 4 - 6 кгс/см2

давление бензина................................................................................ 0,2 - 0,5 кгс/см2

температура воздуха на входе в карбюратор, не ниже................... +10°С

 

9. При попадании самолета в зону обледенения необходимо включить автоматы защиты и переключатели ОБОГР. ЧАСОВ, ОБОГРЕВ ПВД-1, ПВД-2, ОБОГР. Д.С., доложить руководителю полетов и изменить направление или высоту полета.

 

Предупреждения: 1. Преднамеренные полеты в условиях обледенения на самолете

запрещаются.

2. Полеты в облаках запрещаются. При непреднамеренном попадании в облачность плавным движением рулей управления перевести самолет в режим горизонтального полета, пилотируя по авиагоризонту 4300-311 и ЭУП-53. Сличить показания приборов:

- авиагоризонта 4300-311 и ЭУП-53, убедиться в отсутствии крена и разворота;

- авиагоризонта 4300-311 и вариометра, убедиться, что самолет находится в режиме горизонтального полета. После этого с креном не более 15о выполнить разворот на 180о, установить снижение 2-3 м/с и выйти из облачности, пилотируя самолет по авиагоризонту, ЭУП и вариометру.

 

 
 
4.5. Стр 1/2 Декабрь 03/08  


Горизонтальный полет

1. При выполнении полетов по кругу как с выпущенным, так и с убранным шасси, приборную скорость в горизонтальном полете рекомендуется выдерживать 170 -180 км/ч.

2. Режим работы двигателя в горизонтальном полете следует установить тот, который был ранее определен при составлении плана полета.

3. После набора высоты заданного эшелона установить число оборотов и давление наддува двигателя в соответствии с выбранным режимом.

4. При нормальных условиях работы двигателя в горизонтальном полете показания приборов, контролирующих работу двигатели, должны быть следующие:

температура головок цилиндров...................................................... 140 -190°С

температура масла на входе в двигатель.......................................... 50 - 65°С

давление масла на входе в двигатель............................................... 4 - 6 кгс/см2

давление топлива перед карбюратором........................................... 0,2 - 0,5 кгс/см2

температура воздуха на входе в карбюратор, не ниже................... +10°С

 

Примечание:При любом режиме работы двигателя и независимо от высоты полета давление масла должно быть не менее 4 кгс/см2, за исключением работы двигателя на минимальном число оборотов, при которых давление масла должно быть не менее

1,0 кгс/см2

5. В теплую погоду подогрев воздуха, поступающего в карбюратор, должен быть выключен, так как высокая температура воздуха, поступающего в карбюратор, вызывает падение мощности двигателя.

6. Во всех случаях горизонтального полета в условиях повышенной влажности воздуха, а также в случае когда температура воздуха, входящего в карбюратор, ниже +10°С, включить подогрев воздуха на входе в карбюратор.

7. Контроль за расходом топлива в полете осуществлять по топливомеру, расходомеру и часам. Загорание сигнальных ламп с красным светофильтром на световом табло ОСТАТОК ТОПЛ. 15л ЛЕВ. ОСТАТОК ТОПЛ. 15л ПРАВ. указывает пилоту на то, что в баках осталось топлива 30 л на 40 - 45 мин полета. Срабатывание световой сигнализации REM расходомера (в импульсном режиме) указывает на аварийный (предварительно настраиваемый) остаток топлива (30л).

8. В полете регулировать мощность двигателя рекомендуется в следующем порядке:

а) для уменьшения мощности (режима):

- уменьшить давление наддува,

- уменьшить число оборотов коленчатого вала двигателя до заданных,

- отрегулировать давление наддува;

б) для увеличения мощности:

- увеличить число оборотов двигателя до заданных,

- увеличить давление наддува.

9. При продолжительном полете на установившихся режимах при низких температурах окружающего воздуха во избежание загустевания масла в цилиндре втулки винта рекомендуется периодически, через каждые 25-30 мин полета, рычагом управления шагом винта переводить винт с малого шага на большой, изменяя число оборотов в пределах 55-67%.

10. В полете при загорании красной сигнальной лампы СТРУЖКА В МАСЛЕ пилот обязан прекратить выполнение задания и усилить контроль за работой двигателя, обратив особое внимание на давление и температуру масла на входе в двигатель.

4.6. Стр 1 Декабрь 03/08  
В случае падения давления или роста температуры масла необходимо доложить руководителю полетов и произвести посадку на ближайшем аэродроме или ближайшей запасной площадке.

 

Предупреждение: Запрещается до выяснения или устранения причин загорания сигнальной лампы СТРУЖКА В МАСЛЕ производить полеты.

 

11. В полете периодически контролировать работу генератора по светосигнализатору ОТКАЗ. ГЕНЕР. и уровню напряжения.

12. Не реже одного раза за полет, а при длительных полетах не реже чем через 1 ч полета контролировать зарядный ток аккумуляторной батареи по бортовому прибору ВА-3. Если величина зарядного тока равна или более 30 А, немедленно выключить аккумуляторную батарею и не включать ее до окончания полета.

В случае отказа генератора постоянного тока ранее отключенную аккумуляторную батарею вновь подключить к бортсети и продолжать полет в соответствии с рекомендациями подраздела 5.13.

После окончания полета аккумуляторную батарею необходимо снять с самолета.

Предупреждение:ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАТАРЕИ 12САМ-28 ПРИ НАПРЯЖЕНИИ БОРТСЕТИ БОЛЕЕ 30В ПРИВОДИТ К ИНТЕНСИВНОМУ РАЗОГРЕВУ БАТАРЕИ ВЫШЕ ДОПУСТИМЫХ ТЕМПЕРАТУР И МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ПОЛНОМУ ВЫХОДУ БАТАРЕИ ИЗ СТРОЯ, ВПЛОТЬ ДО ЕЕ ВОЗГОРАНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА «ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА».

 

 

 
 
4.6. Стр 2 Декабрь 03/08  


Пилотаж

Самолет Як-18Т с двигателем М-14П позволяет выполнять все фигуры простого и сложного пилотажа.

Состав экипажа и высота полетов в зону на пилотаж в каждом конкретном случае должны определяться полетным заданием.

При выполнении полетов на пилотаж полетная масса самолета не должна превышать 1550 кг, количество членов экипажа - не более двух человек. При пилотаже вывод из фигур заканчивать на высоте не ниже 1000 м. При правильном выполнении фигур пилотажа перегрузка не превышает 3,5 - 4.

 

Предупреждения:1. ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ПИЛОТАЖА СБАЛАНСИРОВАТЬ САМОЛЕТ НА ПРИБОРНОЙ СКОРОСТИ 180 КМ/Ч И УСТАНОВИТЬ ЧАСТОТУ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ 70%.

2. ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕДОПУСТИМОЙ РАСКРУТКИ ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИГУР ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ПИЛОТАЖА НЕ ПРЕВЫШАТЬ СКОРОСТИ 300 КМ/Ч.

3. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИГУР ПИЛОТАЖА ВОЗМОЖНО ЗАГОРАНИЕ СВЕТОСИГНАЛИЗАТОРОВ СКОРОСТЬ МАЛА И СРЫВ В МИГАЮЩЕМ РЕЖИМЕ А ТАКЖЕ СРАБАТЫВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ В ШЛЕМОФОНАХ ПИЛОТОВ.

 

При выполнении фигур пилотажа, в случае непреднамеренного уменьшения скорости полета и загорания светосигнализаторов СКОРОСТЬ МАЛА и СРЫВ, с одновременным появлением звукового сигнала в шлемофонах, необходимо отдать штурвал управления от себя до пропадания световой и звуковой сигнализации.

 

4.7.1. Вираж с креном 45°

Перед вводом в вираж установить режим работы двигателя 70 % и приборную скорость 180 км/ч.

После этого плавным, координированным движением штурвала управления и педалей ввести самолет в вираж.

Величину крена определять по положению капота и передних частей фонаря самолета относительно горизонта и контролировать это положение по показанию авиагоризонтов 4300-311.

Когда заданный крен и необходимая угловая скорость будут достигнуты, необходимо поддержать крен, несколько отклоняя штурвал управления в сторону, противоположную развороту, и от себя; одновременно движением педали против вращения устранить стремление самолета увеличивать скорость вращения, не допуская скольжения. Правильность выполнения виража контролировать по шарику указателя скольжения на приборе ЭУП-53.

За 25-30° до намеченного ориентира координированным движением педалей и штурвала управления в сторону, обратную вращению самолета, начать вывод из виража, незначительно отжимая штурвал от себя. Когда самолет прекратит вращение и выйдет из крена, поставить рули в нейтральное положение.

Самолет на виражах устойчив и легко переходит из одного виража в другой.

 

 

4.7.2. Вираж с креном 60°

 

4.7. Стр 1 Декабрь 03/08  
Перед вводом в глубокий вираж установить число оборотов коленчатого вала двигателя 70 % и увеличить приборную скорость до 200 км/ч. В глубокий вираж самолет вводится так же, как и в мелкий. По мере увеличения крена плавно увеличивать наддув с таким расчетом, чтобы при крене 45-50° он был дан полностью.

При достижении крена 45° и дальнейшем его увеличении, штурвал управления необходимо незначительно выбирать на себя и ослаблять нажим на педаль, отклоненную при вводе в вираж.

При крене 60° соразмерными и координированными движениями штурвала управления и педалей удерживать самолет в режиме виража. Штурвалом управления сохранять угловую скорость вращения и крен, а педалями удерживать нормальное положение капота относительно горизонта. В ходе виража не допускать перетягивания штурвала управления на себя. При перетягивании штурвала на вираже у самолета появляется незначительная тряска, при отдаче штурвала управления от себя тряска самолета прекращается.

Вывод из виража начинать за 30-35° до намеченного ориентира координированными движениями штурвала управления и педалей, отклоняя их в сторону, обратную вращению самолета, при этом штурвал управления одновременно отжимать от себя. После вывода самолета в горизонтальный полет педали и штурвал управления поставить в нейтральное положение.

 

Восьмерка

Восьмерка - это два виража противоположного направления, связанные быстрым, энергичным переходом из одного виража в другой. Ввод в первый вираж и вывод из него производится в соответствии с рекомендациями п.4.7.2.

Из виража в вираж самолет переводится легко, но при перекладывании необходимо незначительно отжимать штурвал управления от себя, чтобы сохранить скорость.

По мере уменьшения крена при выводе из первого виража наддув двигателя уменьшается до 480-600 мм рт. ст., а при вводе во второй вираж увеличивается до полного.

Выполнение восьмерки требует большого внимания и точной координации движений рулями управления.

Восьмерку выполнять:

- с креном до 45° на приборной скорости 180 км/ч,

- с креном до 60° на приборной скорости 200 км/ч.

 

Боевой разворот

Перед вводом в боевой разворот необходимо осмотреть воздушное простран-ство, убедиться, что вблизи нет других самолетов, и наметить ориентир для вывода.

Для выполнения боевого разворота установить частоту вращения коленчатого вала 70 %, дать полностью наддув и с небольшим снижением увеличить приборную скорость до 280 км/ч, после чего плавным движением штурвала управления на себя подвести капот к линии горизонта, а затем энергичным и координированным движением штурвала управления на себя и в сторону боевого разворота с одновременным движением педалей в ту, же сторону перевести самолет в набор высоты по восходящей спирали с начальным креном 15-20° и перегрузкой 3,5-4.

4.7. Стр 2 Декабрь 03/08  
Темп ввода в боевой разворот должен быть таким, чтобы после разворота на 130° самолет имел крен и угол подъема 50°, при дальнейшем развороте удерживать это положение. Развернувшись на 150° (за 30° до ориентира вывода), одновременным движением штурвала управления и педали в сторону, противоположную развороту, выводить самолет из разворота так, чтобы приборная скорость при выводе была не менее 150 км/ч, одновременно небольшим отклонением штурвала от себя обеспечить положение капота относительно горизонта такое же, как при горизонтальном полете.

 

Пикирование

Перед вводом в пикирование осмотреть воздушное пространство в направлении пикирования, особенно вниз. Проверить показания приборов и убедиться, что высота полета заданная

Ввод в пикирование производить с горизонтального полета, или с разворота на приборной скорости 150 км/ч, не допуская отрицательных перегрузок. Пикирование разрешается выполнять с газом и без газа до приборной скорости в конце вывода не более 300 км/ч.

При п

Дата: 2016-10-02, просмотров: 196.