Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы для обсуждения.

1. Административно-правовой статус человека и гражданина.

2. Виды административно-правового статуса граждан.

3. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь.

4. Особенности правового статуса беженцев.

5. Обращения граждан: понятие, виды, производство.

Задания.

1. Перечислите основные права и обязанности граждан в сфере испол-нительной власти, а также укажите нормативные правовые акты, в которых они закреплены, а также порядок их реализации.

2. Подготовьте доклад с анализом проблем обеспечения прав и свобод граждан в административно-правовой сфере в Республике Беларусь.

3. Назовите, от каких факторов зависят объем и содержание адми-нистративной правоспособности. Сошлитесь на нормативные правовые акты, которые предусматривают данные факторы.

4. Найдите и перечислите статьи Особенной части КоАП Республики Беларусь, которые устанавливают ответственность должностных лиц органов МВД и Министерства обороны за нарушение прав и обязанностей граждан.

5. Объясните, могут ли существовать какие-либо препятствия при реализации гражданами своих прав и обязанностей в сфере исполнительной власти. Если они существуют, то приведите несколько примеров в сочетании с правовым разрешением сложившейся ситуации.

6. Составьте судебную жалобу на неправомерные действия нало-гового инспектора по поводу уклонения от подачи декларации о доходах гражданина.

7. Напишите жалобу в вышестоящий орган исполнительной власти на неправильные действия должностного лица нижестоящего органа (по произ-вольной ситуации, фабуле).

8. Напишите первичную жалобу в суд на неправомерное решение органа исполнительной власти (по произвольной ситуации).

9. Напишите жалобу в суд (после получения вами ответа на жалобу в вышестоящий орган) на неправомерные действия должностного лица (по произвольной ситуации).

10. Изучите Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и дайте характеристику трем режимам правового статуса иностранных граждан: «временное пребывание», «временное проживание» и «постоянное проживание».

Какие обязанности возлагают нормативные правовые акты на рабо-тодателей, пригласивших иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности?

Что является основанием аннулирования выданного иностранному гражданину разрешения на работу, и влечет ли это для него обязанность автоматически покинуть Беларусь?

Задачи.

1. В городе Минске резко возросло количество обращений граждан в администрации районов с требованиями принять меры в отношении большого числа бродячих собак на улицах города. Статистика показала, что за последние три года число пострадавших выросло в два раза. От этой ситуации особенно страдают дети.

В связи с опасностью сложившейся обстановки Минский городской исполнительный комитет запросил рекомендации специалистов о путях решения проблемы. Специалистами предложено следующее:

· ввести всем школьникам принудительную прививку от бешенства (на случай собачьего укуса), как когда-то делали прививки от оспы.

· сделать прививку только домашним животным, а для борьбы с бездомными собаками силами городского общества охотников и рыболовов создать бригады для ликвидации бродячих собачьих стай.

Дайте юридическое экспертное заключение по этим предложениям с точки зрения соответствия их статьям раздела II Конституции Республики Беларусь.

2. Депутат Могилевского областного Совета Е. Никифоров, возвращаясь вечером домой, зашел в кафе и выпил по случаю своего дня рождения 200 граммов водки. У самого дома его остановил наряд милиции для проверки документов. Депутат был водворен в медицинский вытрезвитель, где пробыл до утра. Утром начальник РОВД принес ему свои извинения за недоразумение и выпустил его. Е. Никифоров направил жалобу начальнику УВД Могилевской области и прокурору города Могилева.

Какие права были нарушены в данной ситуации?

Правомерны ли действия должностных лиц РОВД?

Как должны поступить начальник УВД и прокурор?

3. Н. Грачева, мать семилетнего ребенка, решила отдать его учиться в лицей с углубленным изучением математики. Директор лицея отказал ей, объясняя, что в соответствии с уставом лицея прием детей допускается с 8-летнего возраста. Посчитав это объяснение формальным поводом, Н. Грачева обжаловала решение директора лицея в Министерстве образования.

Имела ли право Н. Грачева обжаловать решение директора лицея в Министерство образования?

Какое решение может быть принято по этой жалобе?

4. Пенсионер К. Дергачев обратился в отдел социального обеспечения с заявлением о предоставлении ему льгот. Заявление он передал секретарю отдела лично и попросил его зарегистрировать. Через неделю он позвонил, чтобы узнать о результатах. Оказалось, что заявление не рассматривалось, поскольку в нем не было указано место жительства К. Дергачева, и в этой связи его обращение было признано анонимным. Возмущенный пенсионер обжало-вал данное решение главе администрации, указав в жалобе, что его заявление было изначально принято и зарегистрировано, при этом никто не указал ему на недостатки в его оформлении. Кроме того, как полагал К. Дергачев, его заяв-ление не могло быть признано анонимным, поскольку было им лично подписано и содержало его паспортные данные.

Проанализируйте данную ситуацию и определите, являлось ли заявление К. Дергачева анонимным?

В каких случаях письменное обращение гражданина может быть признано анонимным?

Какое решение по жалобе следует принять главе администрации?

5. С. Жукова направила председателю исполкома Гомельской области письмо, в котором просила решить вопрос о приеме ее как участника Великой Отечественной войны в дом-интернат для престарелых. Она также сообщила, что с аналогичной просьбой уже обращалась к председателю исполкома города, но получила необоснованный отказ. Свое обращение непосредственно к председателю облисполкома С. Жукова объяснила тем обстоятельством, что в облисполкоме нет четкой информации, к кому и в какие часы можно обра-щаться. По ее мнению, председатель облисполкома должен обратить внимание на улучшение системы информирования граждан.

· Какие виды обращений содержатся в этом письме?

· Какое решение должен принять председатель Гомельского облиспол-кома?

6. С разрешения заместителя главы Брестской городской администрации в непосредственной близости от школы началось строительство автозап-равочной станции. Инициативная группа родителей подготовила жалобу на это решение в суд. Однако в суде отказались принять жалобу к рассмотрению, объяснив родителям, что:

· во-первых, коллективные жалобы не подлежат рассмотрению судом;

· во-вторых, им следует сначала обратиться с жалобой к главе Брестской городской администрации.

Дайте правовую оценку данной ситуации.

Что можно сделать на месте родителей школьников в данной ситуации?

7. Гражданин Е. Седов получил право на отсрочку от призыва на военную службу в возрасте 18 лет, когда учился в колледже. После окончания колледжа он поступил на юридический факультет БГУ, а затем продолжил обучение в аспирантуре. Но менее через год Е. Седов получил повестку из военкомата о призыве на военную службу. Однако Е. Седов от призыва в армию уклонился, считая решение о призыве неправомерным, нарушающим его права.

Дайте разъяснение по сложившейся ситуации.

8. Гражданин В.Рябцев направил в районную администрацию обращение, в котором указал на неухоженный вид пруда в парке отдыха и высказал мнение о необходимости его благоустройства.

Студент БГУ А. Семенов обратился к декану исторического факультета с просьбой предоставить ему академический отпуск в связи с необходимостью временного отъезда за границу.

Пенсионерка П. Сидоренко обратилась в ЖЭС с просьбой предоставить ей как участнику Великой Отечественной войны льготы по оплате комму-нальных услуг.

Жильцы нескольких домов, расположенных в одном из микрорайонов областного центра, от имени общего собрания обратились в районную администрацию с требованием организовать отлов бродячих собак в связи с учащением случаев нападения животных на людей в микрорайоне.

К каким видам следует отнести вышеназванные обращения граждан?

9. Подполковнику Вооруженных сил Республики Беларусь К. Дукину был предоставлен отпуск в феврале месяце. Его жена, учитель средней школы, подала заявление директору школы с просьбой предоставить ей отпуск в этот же период. Директор школы отказал ей, ссылаясь на специфику работы учи-теля. К. Дукин обжаловал это решение начальнику отдела образования адми-нистрации района, в котором находится военный городок.

Дайте правовую оценку ситуации.

· Имеет ли право военнослужащий обжаловать решение должностных лиц государственных органов?

· Кто, по Вашему мнению, должен был в данном случае подать жалобу? Как бы Вы разрешили эту жалобу?

10. С. Карпенко, проживающий в Латвии, обратился в МВД Республики Беларусь с ходатайством о признании его беженцем. В ходатайстве С. Карпенко указал, что он и члены его семьи неоднократно подвергались преследованиям на национальной почве по месту постоянного жительства (это подтверждается официальными документами, приложенными к ходатайству). В связи с этим С. Карпенко со своей супругой, гражданкой Республики Беларусь, был вынужден покинуть Латвию и поселиться в доме ее родителей, проживающих в Витебске.

· Определите, подлежит ли удовлетворению ходатайство С.Карпенко?

· Подготовьте ходатайство о признании Карпенко С.беженцем.

· В чем различие между политической партией и общественным движением?

 

Дополнительная литература по теме занятия:

1. Права человека / Т.А. Васильева [и др.]; под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1999. - 560 с.

2. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие / Л.Д. Воеводин. - М.: МГУ, 1997. - 304 с.

3. Граждане и органы государственной власти. Доступ, информирование, обжалование / Витрук К., Кестьо Н., Фролов Е. [и др.]. - М.: Юристъ, 2001. - 138 с.

4. Дженис, М. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии / М. Дженис, К. Ричард, Б. Энтони. - Будапешт: Институт конституционной и законодательной политики, 1997. - 263 с.

5. Жуйков, В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц / В.М. Жуйков. - М.: Городец, 1997. - 320 с.

6. Общая теория прав человека / В.А. Карташкин, Н.С. Колесова, Н.Г. Салищева [и др.]; под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 1996. - 520 с.

7. Лучин, В.О. Жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации / В.О. Лучин, О.Н. Доронина. - М.: Закон и право, 1998. - 260 с.

8. Осинцев, Д.В. Проблемы справедливой судебной защиты прав граждан и организаций во взаимоотношениях с исполнительной властью / Д.В. Осинцев // Российский юридический журнал. - 1998. - № 4. - С. 71-82.

9. Стецовский, Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность. Нормы и действительность / Ю.И. Стецовский. – М.: Дело, 2000. -720 с.

10. Хаманева, Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти / Н.Ю. Хаманева. - М.: ИГП РАН, 1997. – 216 с.

11. Хаманева, Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан / Н.Ю. Хаманева. - М.: ИГП РАН, 1998. -80 с.

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

2. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 1 авг. 2002 г. № 136-З: принят Палатой представителей 18 июня 2002 г.: одоб. Советом Республики 28 июня 2002 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 № 105-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

3. Об обращениях граждан: Закон Республики Беларусь, 18 июля 2011 г. № 300-З: принят Палатой представителей 24 июня 2011 г.: одоб. Советом Республики 30 июня 2011 года // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

4. О некоторых вопросах документирования населения Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 нояб. 2008 г. № 1740: в ред. постановлений Совмина от 27.07.2012 № 700 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

5. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 4 янв. 2010 г. 3 105-З66 принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: одоб. Советом Республики 17 дек. 2009 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 25.11.2011 № 322-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

6. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без граж-данства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июня 2008 г. № 354-З: принят Палатой представителей 14 мая 2008 г.: одоб. Советом Республики 4 июня 2008 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 03.07.2011 № 278-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

7. О воинской обязанности и воинской службе: Закон Республики Беларусь, 5 нояб. 1992 г. № 1914-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2011 № 328-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

8. О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 30 дек. 1997 г. № 114-З: принят Палатой предста-вителей 4 дек. 1997 г.: одоб. Советом Респ. 19 дек. 1997 г.: в ред. Закона Респ Беларусь от 08.11.2011 № 308-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

9. Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 20 янв. 2006 г. №73: в ред. постановления Совмина от 27.07.2012 № 700 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

10. Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 20 янв. 2006 г.: в ред. постановления Совмина от 09.07.2010 № 1030 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

11. Положение о порядке использования миграционной карты: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 3 фев. 2006 г. № 142: в ред. постановления Совмина от 09.07.2010 № 1030 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

12. Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 3 фев. 2006 г. № 144: в ред. постановления Совмина от 09.07.2010 № 1030 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

13. Об утверждении положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам депортации таких лиц: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 3 фев. 2006 г. № 146: в ред. постановления Совмина от 31.05.2012 № 508 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

14. Об утверждении положения о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 3 фев. 2006 г. № 144: в ред. постановления Совмина от 27.07.2012 № 700 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

15. О положении о порядке использования миграционной карты и ее форме: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 3 фев. 2006 г. № 142: в ред. постановления Совмина от 09.07.2010 № 1030 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

16. Об утверждении положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 15 марта 2007 г. № 333: в ред. постановления Совмина от 31.05.2012 № 508 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

17. Об утверждении правил транзитного проезда (транзита) иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 19 янв. 2006 г. № 63: в ред. постановления Совмина от 09.07.2010 № 1030 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

18. Об утверждении визовых правил Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 15 июля 2010 г. № 1065: в ред. постановления Совмина от 31.05.2012 № 508 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

19. О некоторых вопросах государственной регистрации общественных объединений и их союзов (ассоциаций): Указ Президента Республики Беларусь, 6 окт. 2006 г. № 605 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

20. О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений: Декрет Президента Республики Беларусь, 26 янв. 1999 г. № 2: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.10.2006 № 605 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

21. О политических партиях: Закон Республики Беларусь, 5 окт. 1994 г.: в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 № 309-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

22. О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь, 22 апр. 1992 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.12.2011 № 325-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

23. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь, 4 окт. 1994 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.11.2011 № 309-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 238.