КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Вопросы для обсуждения.
1. Понятие административного права.
2. Отличительные признаки административного права, его место и роль в формировании правового государства.
3. Особенности метода административного права.
Задания.
1. Подготовьте эссе на тему: какие отношения в учреждении высшего образования составляют предмет административного права.
2. Выберите в нормативных правовых актах несколько статей, иллюс-трирующих императивный метод административно-правового регулирования.
3. Подготовьте выступление (доклад) с анализом прямых и обратных связей, существующих между: Министерством внутренних дел Республики Беларусь и районным отделом внутренних дел; Министерством внутренних дел и Министерством образования Республики Беларусь; Министерством внутренних дел Республики Беларусь и исполнительным комитетом районного Совета депутатов.
4. Приведите примеры правоотношений, в которых участвуют органы исполнительной власти, но которые не входят в предмет административного права. В каких правовых актах они закреплены?
5. Расскажите, в чем проявляется служебная роль административного права, а также укажите основные институты административного права, состав-ляющие и закрепляющие функции административно-принудительного характера.
6. Приведите примеры внутриорганизационных отношений приме-нительно к деятельности государственных органов, не являющихся органами исполнительной власти, которые включаются в предмет административно-правового регулирования.
Темы рефератов.
1. Основные принципы административного права.
2. Современное состояние, проблемы и тенденции развития науки административного права.
Задачи.
1. В контрольной работе по административному праву студент Г. Сидорчук ответил утвердительно на следующие вопросы:
· совпадают ли понятия «административное право» и «административное законодательство»;
· совпадают ли понятия «предмет административного права» и «предмет науки административного права»;
· совпадают ли методы административного права и методы регулирования административно-правовых отношений.
Правильно ли ответил Г. Сидорчук?
2. Возникают ли в процессе деятельности законодательной власти, прокуратуры, Национального банка Республики Беларусь отношения, которые можно было бы считать частью предмета административного права? Если возникают, то приведите соответствующие примеры.
3. Инспектор ГАИ во время проверки прав на управление транспортным средством допустил грубость по отношению к водителю Н. Петренко, который на следующий день обратился с жалобой в отделение районного ГАИ. Жалобу принять у Н. Петренко отказались, мотивируя свои действия тем, что ГАИ не является судебным органом, в котором разбираются обиды.
Является ли защита прав граждан объектом административного права?
4. В курсовой работе студент С. Горобец перечислил методы административного права:
· установление определенного порядка действий;
· закрепление определенных действий;
· предоставление выбора варианта должного поведения;
· предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.
Но при этом он не использовал нормативные правовые акты и затруднился привести примеры по каждому из направлений.
Попробуйте сделать это сами?
5. В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговый агент обязан:
· исчислять;
· удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги;
· вести учет доходов;
· предоставлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для контроля.
Регулирование деятельности налоговых агентов является предметом административного или финансового права?
6. На занятии студент А.Силин, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что административному праву присущ один ярко выраженный метод – императивный, или метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются общественные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.
Дайте оценку ответа А. Силина.
7. Министр образования Республики Беларусь в течение своего рабочего дня провел заседание коллегии Министерства; дал указание своему референту подготовить аналитические материалы по динамике обеспеченности вузов преподавательскими кадрами высшей квалификации за последние три года; заслушал доклад начальника планово-финансового управления; утвердил порядок прохождения службы в аппарате Министерства и правила внутреннего трудового распорядка работников. Кроме того, он подписал ряд приказов о направлении сотрудников в командировки и назначении на должности.
Какие из указанных действий Министра порождают внутриорга-низационные отношения, являющиеся объектом административно-правового регулирования?
9. В системе административного права как отрасли права и учебной дисциплины выделяют Общую, Особенную и иногда Специальную части.
Укажите, какие критерии положены в основу такого деления?
Дополнительная литература по теме занятия:
1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. / Г.В. Атаманчук. – 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - 301 с.
2. Бельский, К.С. Феноменология административного права / К.С. Бельский. - Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 1995 - 144 с.
3. Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право. – 1997. – № 3. – С. 15-20.
4. Бельский, К.С. К вопросу о предмете административного права / К.С. Бельский // Государство и право. - 1997. - № 11. - С. 14-21.
5. Бельский, К.С. О системе административного права / К.С. Бельский // Государство и право. – 1998. – № 3. – С. 5-14.
6. Галлиган, Д. Административное право. История развития и основные современные концепции / Д. Галлиган, В.В. Полянский, Ю.Н. Старилов. – М.: Юристъ, 2002. – 410 с.
7. Калинина, Л.А. Функции исполнительной власти: проблемы теории и практики / Л.А. Калинина // Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы / под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. - М.: Юристъ, 2004. – 114 с.
8. Килясханов, И.Ш. Исполнительная власть в системе государственной власти / И.Ш. Килясханов // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы / под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. - М.: Закон и право, 2004. – 245 с.
9. Крамник, А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь / А.Н. Крамник. - Мн.: Амалфея, 2001. – 224 с.
10. Лунев, А.Е. Теоретические проблемы государственного управления / А.Е. Лунев. - М.: Наука, 1974. – 246 с.
11. Россинский, Б.В. Административное право: Словарь-справочник / Б.В. Россинский. - М.: ЮНИТИ. Закон и право, 2000. – 271 с.
12. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права / Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2002. - Том 1-й: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - 600 с.
13. Юсупов, В.А. Теория административного права / В.А. Юсупов. - М.: Юр. лит., 1985. - 160 с.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21. апр. 2003 г. № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: Одоб. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2012 № 409-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
3. Процессуально-исполнительный кодекс об административных право-нарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 20 дек. 2006 г. № 194-З: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2012 № 409-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 256.