АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРАКТИКУМ

Минск 2013


УДК 34.01(076.6)

ББК 67

Ш 64

Рецензенты:

Рябцев Л.М., судья Конституционного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор

Козелецкий И.В., доцент кафедры административного права и управления органами внутренних дел факультета милиции Академии МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент.

 

 

Забелов С.М., Семашко Е.В., Тагунов Д.Е.

Административное право и процесс: практикум / Под общ. ред. Е.В. Семашко. — Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2013. — 221 с.

 

 

Практикум предназначен для совершенствования профессиональных правоприменительных компетенций в сфере административного права и процесса. Использование практикума в образовательном процессе позволит студентам лучше усвоить содержание наиболее сложных институтов адми-нистративного права и процесса, а также приобрести навыки грамотного и эффективного применения норм административного законодательства. Практикум содержит общие рекомендации для подготовки к практическим занятиям по дисциплине; вопросы для устного обсуждения тем на занятиях; списки научных и нормативных источников, необходимых для подготовки; тематику рефератов, докладов и эссе по темам курса; задачи; макеты дел об административных правонарушениях; образцы процессуальных документов.

Рекомендуется студентам и преподавателям учреждений образования, осуществляющим подготовку по специальностям «Государственное управление и право», «Правоведение».

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1.

1.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ……………………………………

1.2. ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА…. ……………………

РАЗДЕЛ 2. Тема 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА…………………………

Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ

В МЕХАНИЗМЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………

Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ФИЗИЧИСКИХ ЛИЦ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН.……………………

Тема 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫХ СУБЪЕКТОВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.…………..

Тема 5. СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ОРГАНЫ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ……………………………………………………………

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ДЕЯНИЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ………………………………………………………………

Тема 7. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АДМИНСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ…………………………………………………………

Тема 8. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАКОННОСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ)………………………………………………

Тема 9. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР)….............................................................

Тема 10. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ…………………………

Тема 11. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ………………

Тема 12. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ………………………

Тема 13. РАЗРЕШИТЕЛЬНОЕ (ЛИЦЕНЗИОННОЕ) ПРОИЗВОДСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тема 14. РЕГИСТРАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……..

Тема 15. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСАХ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ И В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………

Тема 16. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ОБЛАСТИ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ…………………………………………………………………

Тема 17. ГОСУДАР ТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ И ЗАЩИТОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………

Тема 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ, ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ…………………………………

Тема 19. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА. ПОДГОТОВКА И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО………………………………………………………………….

РАЗДЕЛ 3.МАКЕТЫ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ……………………………………………….
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Основной целью образования в сфере государственного управления и права является не только передача студенту определенной совокупности право-вых знаний, умений и навыков, но и развитие юридического мышления, кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным и креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманис-тических ценностей. Все это и составляет специфику современного компе-тентностного подхода, реализация которого предполагает перенос акцентов на развивающую функцию образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его готовности к полезному труду. Переход на компетентностно--ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы профессионального образования, позволяющим разрешить противоречия между требованиями к его качеству, предъявляемые государством, обществом, работодателем, а также формирующимися рынками труда, и его актуальными образовательными результатами.

Административное право – это отрасль права, нормы которой являются базовыми для формирования всей системы законодательства в области госу-дарственного управления. Профессиональные правоприменительные компетенции в сфере административного права и процесса занимают важное место в общем составе профессиональных компетенций специалиста юриста и управленца. Формирование данных компетенций должно осуществляться с помощью современных методик образовательного процесса, с учетом прак-тикоориентированной подготовки специалиста.

Содержание дисциплины имеет важное образовательное, воспитательное и идеологическое значение. Выпускники Академии управления при Президенте Республики Беларусь будут работать в наиболее ответственной сфере социального взаимодействия – в сфере государственного управления. В повседневной жизни им придется сталкиваться с неизбежно возникающими управленческими конфликтными ситуациями, решать проблемы, от которых зависят судьбы людей. Для этого требуются не только профессиональные знания, но и чуткость, объективность, тактичность и доброжелательность, осознание персональной ответственности за каждое принятое решение либо поступок. Поэтому предмет административного права и процесса играет большую роль в процессе превращения знаний в убеждения, в социально-нравственную позицию личности.

Практические занятия являются важнейшим видом учебных занятий, способствующих глубокому усвоению студентами изучаемой дисциплины, формированию научного мировоззрения, навыков правильного применения правовых норм.

Цель практических занятий:

· закрепление теоретических знаний в сфере основных институтов административного права;

· обучение методике анализа нормативных правовых актов, регулирующих отношения, составляющие предмет административного права и процесса;

· приобретение умений применения норм административного права к конкретным жизненным ситуациям путем решения ситуационных задач;

· выработка навыков правильной квалификации определенных противоправных действий в области государственного управления;

· составление проектов процессуальных и иных документов, используемых в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц.

Профессиональные правоприменительные компетенции приобретаются поэтапно. Напервом этапе основное внимание уделяется формированию определенного объема знаний по предмету. На втором этапестуденты должны на базе уже определенного объема знаний по предмету выработать определенные умения, т.е. быть способными применять полученные знания для решения практических вопросов. На третьем этапе необходимо выработать у студентов определенные навыки. Например, составление различных управленческих и процессуальных документов, принятие управленческих решений по конкретным жизненным ситуациям.

Остановимся на некоторых рекомендациях по изучению материалов практикума.

Занятия могут принести пользу только при условии тщательной и систематической подготовки к ним. Учебно-методической базой для подго-товки к ним должны служить конспекты лекций, учебники, пособия, нормативные акты, а также рекомендуемая научная литература. Главная задача практических и семинарских занятий состоит в развитии у студентов способности самостоятельно осмысливать важнейшие категории адми-нистративно--правовой науки и, что не менее важно, – понять значение научного решения данной проблемы в практической деятельности.

Что касается очередности изучения дополнительной литературы и нормативных правовых актов, то при выборе варианта могут учитываться конкретные правовые ситуации и основанные на них задачи, которые необходимо решить при подготовке к занятиям.

Следует учитывать, что все упоминаемые участники практи-ческих ситуаций (казусов), как физические и юридические лица, индиви-дуальные предприниматели, а также все остальные субъекты административного процесса, указанные в макетах дел об администра-тивном правонарушениях являются вымышленными, любое совпадение в действительности, следует расценивать только как совпадение.

Если речь идет о теоретических вопросах, то целесообразно изучить учебную и научную литературу, а затем относящиеся к теме нормативные правовые акты, если они значительны по объему. Возможен и иной порядок, если объем нормативного правового акта небольшой. Конструктивным является одновременное изучение соответствующих нормативных правовых актов и специальной литературы. Последовательность изучения нормативных правовых актов предполагает учет их иерархии, юридической силы. При этом важно отслеживать возможность отмены актов, внесение в них изменений и дополнений.

При подготовке к занятиям по некоторым темам студентам реко-мендуется выполнить задания:

· написать по проблемным вопросам эссе;

· подготовить реферат или доклад;

· составить проект процессуального документа.

Эссе - это небольшое (не более 5 - 6 страниц машинописного текста) изложение точки зрения студента по рассматриваемому вопросу. Эссе может не содержать ссылок на научную литературу или нормативные правовые акты.

В реферате вопрос должен быть исследован более подробно с использованием существующей учебной и научной литературы, нормативных актов, анализом имеющихся проблем и предложениями своих вариантов по их решению.

Доклад от обычного выступления на практическом занятии должен отличаться глубиной проработки затрагиваемых вопросов и обязательным изложением собственного видения студентом рассматриваемых проблем. Текст доклада должен быть рассчитан на 10-15 минут. В целях стимулирования самостоятельного изучения студентами административного права и процесса при подготовке к занятиям очень продуктивными могут быть контрольные работы. Их предварительная проверка и оценка могут быть поручены самим студентам. В этом случае у них может возникнуть потребность в допол-нительном изучении материала для подготовки надлежащей рецензии. Опыт показывает, что студенты предъявляют принципиальные и объективные требования к содержанию рецензируемых работ. А у преподавателя появляется возможность оценить как содержание контрольных работ, так и рецензии на них, и, что немаловажно, добросовестность отношения студента к образова-тельному процессу.

В процессе обсуждения теоретических вопросов в рамках занятия могут использоваться различные методики: назначение докладчиков и содокладчиков, групповая беседа, выборочный опрос, экспресс-опрос и т.п. Использование на занятиях материалов периодической печати играет важную роль в ходе допол-нительных выступлений, кратких сообщений, дискуссий. Теоретическая новизна, свежесть статистических и фактических данных, оперативность самой информации помогут студентам увеличить и закрепить необходимый объем знаний.

После усвоения теоретических вопросов по каждой теме студентам предлагается решить практические или ситуационные задачи, многие из которых представляют собой конкретный пример совершения тех или иных юридических действий органами государственного управления или их должностными лицами. В условия задач, как правило, введены отдельные фактические данные, приводящие к тому, что юридическое действие стано-вится полностью либо в определенной части недействительным. Отвечая на вопросы задачи, студент должен самостоятельно проанализировать законо-дательство и действия, совершаемые исполнительными органами либо их должностными лицами, а также дать правовую характеристику этих действий. Следует отметить, что приведенные ситуации взяты из реальных право-отношений, наиболее часто встречающихся в практике работы государст-венных исполнительно-распорядительных, судебных, правоохранительных, контрольных и других органов.

Ответы студентов на вопросы задач не должны быть формальными, поэтому их следует юридически мотивировать со ссылкой на соответствующие правовые нормы и акты (с указанием их основных реквизитов). Необходимо определить конкретные нарушения правовых требований, после чего сформу-лировать юридически грамотные, обоснованные решения. Студенты должны точно называть нормативные правовые акты и органы, их издавшие, дату издания, те статьи, в которых содержатся правовые нормы, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

Ко всем практическим занятиям по дисциплине предлагается большое количество заданий или задач, которые одному студенту подготовить к каж-дому занятию будет очень сложно. Распределить задания между студентами - функция преподавателя, который проводит практические занятия. Препо-даватель отдельно должен сообщать студентам необходимо ли решать задачи либо выполнять задания устно или письменно, чтобы затем сдавать для проверки.

Учитывая большой объем курса административного права и процесса, в ходе его изучения основное внимание должно уделяться самостоятельной (внеаудиторной) работе с литературными источниками, нормативными право-выми актами, правоприменительной практикой. Задача кафедры и препода-вателя – обеспечить в этом необходимую методологическую и методическую помощь студентам. Важно инициировать их интерес к самостоятельным исследованиям, стимулировать различные точки зрения, аргументировать - суждения по дискуссионным вопросам. Вместе с тем самостоятельная работа студентов должна стать предметом систематического контроля, способствую-щего получению глубоких знаний по вопросам темы.


ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ

 

1. Административная деятельность органов внутренних дел: учеб. пособие / В.А. Круглов [и др.]; под науч. ред. JI.M. Рябцева, В.A. Круглова. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 1999. – 346 с.

2. Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.: Проспект: Велби, 2008. – 704 с.

3. Административное право России: учебник для вузов / В.Я. Кикоть [и др.]; под ред. П.И. Кононнова, В.Я. Кикотя. - 4-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 687 с.

4. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов по специальности «Юриспруденция» / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3-е изд. - М.: Норма, 2007. – 816 с.

5. Бачило, A.JI. Сравнительное административное право: крат. курс лекций / А.Л. Бачило, Н.Е. Сокол. – Минск: БИП-С, 2003. – 282 с.

6. Бельский, К.С. Полицейское право: лекц. курс / К.С. Бельский. - М.: Дело и сервис, 2004. – 814 с.

7. Большой юридический словарь / А.В. Малько [и др.]; под ред. А.В. Малько. - М.:Проспект, 2009. – 702 с.

8. Забелов, С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 222 с.

9. Крамник, А.Н. Административное право и государственное управ­ление в Республике Беларусь / А.Н. Крамник. - Минск: Амалфея, 2001. – 222 с.

10. Крамник, А.Н. Административно-правовое принуждение / А.Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2005. – 205 с.

11. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – 2-е изд. – Минск: Тесей, 2006. – 616 с.

12. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. - Минск: Амалфея, 2008. – 704 с.

13. Рябцев, Л.М. Административное право: курс лекций / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский; под общ. ред. Л.М. Рябцева. - Минск: Белорус, гос. экон. ун-т, 2006. – 437 с.

14. Серебрякова, И.М. Правовые и организационные проблемы деятельности правоохранительных органов Республики Беларусь / И.М. Серебрякова. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – 244 с.

15. Сухаркова, А.И. Административно-правовое принуждение как средство борьбы с совершением административных правонарушений. Административная ответственность: лекции / А.И. Сухаркова. - Минск : Акад. МВД, 2011. – 147 с.

16. Тагунов, Д.Е. Административное право и процесс: курс интенсив, подгот. / Д.Е. Тагунов, П.С. Забелов. - Минск: Тетра Системс, 2008. – 288 с.

17. Телятицкая, Т.В. Административное право: учеб.-метод. комплекс / Т.В. Телятицкая, JI.M. Рябцев, А.Н. Шкляревский. - Минск: Изд-во МИУ, 2006. – 224 с.

18. Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс: полн. курс / Ю.А. Тихомиров. - М, 2003. – 651 с.






Дата: 2016-10-02, просмотров: 209.