1. Наблюдениеявляется одним из методов научного познания. Научное наблюдение - это целенаправленное систематическое восприятие педагогических явлений и процессов, результаты которого фиксируются разными способами и анализируются. Целью наблюдения является описание действительности, регистрация фактов, оно должно привести к формулированию гипотез, к их проверке последующим наблюдением или другими методами, к их уточнению и, наконец, к переходу в теорию, которая объясняет явление.
Классификацию наблюдений по видам можно провести на основании способа и длительности наблюдения. Различают наблюдение непосредственное и опосредованное.
Непосредственное наблюдение, как правило, проводит сам исследователь. Вариантом непосредственного наблюдения является так называемое включенное (причастное) наблюдение, когда исследователь вступает в тесный контакт, включается в жизнь, участвует в работе. Вопросы причастного наблюдения подробно разработаны в социологии.
Причастный наблюдатель обычно скрывает свою настоящую роль и исследовательские цели. Непосредственное наблюдение может быть открытым (испытуемым известен факт их научной подконтрольности) и конспиративным (скрытым). Скрытое непосредственное наблюдение можно проводить односторонне, например, с помощью скрытой камеры. Этот метод дает возможность обеспечить ход педагогического процесса без нарушения естественной ситуации, ее нормального течения присутствием наблюдателя.
Об опосредованном наблюдении мы говорим тогда, когда исследователь пользуется уже готовыми результатами наблюдений, подготовленными другими лицами. Это могут быть сообщения учителей и директоров школ, материалы педагогических чтений, педагогические характеристики учеников, студентов. Могут быть использованы аудио-, видеозаписи и т. п. Преимущества опосредованного наблюдения заключаются в том, что один и тот же работник или разные люди могут несколько раз просмотреть какую-либо примечательную ситуацию и глубже ее проанализировать. Но, работая с фактами наблюдения такого рода, нужно иметь в виду несколько сниженную меру объективности подобных записей.
Наблюдения могут быть сплошные (например, ведется полная стенограмма урока) и выборочные (осуществляется наблюдение за отдельными сторонами педагогического процесса на уроке, например, за стимулами познавательного интереса учащихся). Используется также близкий наблюдению метод самонаблюдения.
В зависимости от длительности различают долговременное и кратковременное наблюдение. Кратковременное можно использовать в разных вариантах, повторяя его через определенные промежутки времени. К наблюдению предъявляются следующие требования:
· Преднамеренность, целенаправленность - наблюдение проводится для решения вполне определенной, четко поставленной задачи, которой определяется выбор объектов наблюдения и того, что в них будет изучаться.
· Планомерность - исследователь действует по определенной программе, включающей основные вопросы исследования, на которые планируется получить ответы, их последовательность, место и время наблюдения, способы фиксации материала.
· Объективность - строгое фиксирование всех фактов, относящихся к исследованию, отсутствие предвзятости в отборе и констатации фактов.
!!! ВАЖНО. Материалы наблюдений фиксируются с помощью протоколов, дневниковых записей (табл. 7,8), различных схем регистрации и контроля, с помощью видео и кинорегистрации, фонографических записей и т. д. Желательно, чтобы схема протокола была апробирована еще до начала исследования, чтобы уточнить содержание и хронометрические записи. Необходимы тщательная предварительная подготовка, координация деятельности наблюдателя, который должен хорошо понимать как общую цель наблюдения, так и значение каждого его аспекта, способы регистрации данных и т. п.
Этапы подготовки и проведения наблюдения
1 этап. Выбор объекта наблюдения и определение его цели
2 этап. Составление плана наблюдения, подготовка документации (бланков протоколов, дневников наблюдений).
Разработка программы наблюдения. Она состоит из вопросов, которые исследователю надлежит выявить с помощью наблюдения.
Определение методики (системы действий) наблюдения, разработка инструкции наблюдателю.
Определение оборудования для наблюдения (видеокамера, аудиосредства: диктофон, магнитофон, фотокамера).
3 этап. Сбор данных наблюдения: записи, протоколы, таблицы.
4 этап. Обработка и оформление полученных данных наблюдения.
5 этап. Анализ результатов, выводы, их оформление.
Таблица 7
План наблюдения
№Объект наблюденияЦель
наблюденияВремя наблюденияПродолжительность
наблюденияПредполагаемый результат1.Внимание учеников 1 классаВыявить время и причины снижения внимания учеников 1 класса1-4 урокифевраль1. Будет установлено время наиболее рассеянного внимания учеников 1 класса
2. Будут разработаны рекомендации учителю
Таблица 8
Дневник (протокол) наблюдения
Дата/
времяКого/что наблюдаемМетодика/вид наблюденияЦель наблюденияВпечатления 12.02Ученик 1Хронометраж/
Открытое наблюдениеОпределить устойчивость внимания ученика 19.00 – 9.15 работал сосредоточено
9.15 – отвлекся на соседа
9.17 – 9.30 – сосредоточил внимание на рассказе учителя
9.30 –отвлекся, замечание…
Наблюдение может быть использовано как эффективное средство ориентации и ознакомления с исследуемыми явлениями. В ряде случаев метод наблюдения является основным и дает большое количество фактов, создающих не только статическую картину явления, но и отражающих его динамику. Чаще метод наблюдения используют наряду с другими исследовательскими методами или как вспомогательный метод. Недостатками метода наблюдения являются значительные затраты времени и усилий, сложность анализа материала и составления отчета.
!!! ВНИМАНИЕ. Наблюдение – интересный и доступный способ исследования. Важно определить цель, вид, методику наблюдения. Правильно и тщательно вести документацию. Обработать полученные данные, проанализировать их, сделать выводы и представить результаты своего наблюдения в исследовательской работе.
Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты и универсальны. Эти методы применяются не только в педагогике, но также в социологии, политологии и других науках. Используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, интервьюирование, анкетирование.
1. Беседа- диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. При этом следует соблюдать такие правила: выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка вариаций вопросов ("в лоб", со скрытым смыслом, проверяющие искренность ответов и др.). Практикуются открытые и скрытые записи фонограмм исследовательской беседы. Различаются беседы индивидуальные и групповые, по структуре вопросов различаются стандартизированные (структурированные) и не стандартизированные (не структурированные) беседы.
2. Интервьюирование. Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. В этом случае вопросы задает исследователь, респондент на них отвечает. Здесь важно создание условий, располагающих к искренности, взаимной симпатии, не допускаются беседа или интервью, похожие на допрос.
3. Анкетирование - это письменный опрос. Он более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Есть несколько видов анкетирования: контактное (исследователь присутствует при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет), заочное (анкеты с инструкциями рассылаются по обычной или электронной почте и возвращаются в адрес исследовательской организации), прессовое (через анкеты, размещенные в печатных средствах массовой информации: газетах, журналах и т. п.).
Различают три типа анкеты:
открытая — содержит вопросы без готовых ответов на выбор испытуемого,
закрытая - на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы,
смешанная - часть ответов предлагаются на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением самостоятельно сформулировать ответ.
Тщательно разработанная анкета проходит предварительное испытание ("пилотаж"), то есть пробное анкетирование на небольшой группе испытуемых. После этого дорабатываются формулировки и анкета тиражируется. Анкеты можно обрабатывать вручную и с помощью машины.
!!! ЗАПОМНИ.К составлению анкет предъявляются определенные требования:
· Анкета должна иметь название, пояснение (зачем и по какому поводу проводится), инструкцию по выполнению, заключение со словами благодарности.
· Анкета должна иметь цель, быть обоснованной относительно цели ее использования.
· Анкета должна что-либо выявлять. Например: анкета на выявление отношения к чему- либо, заинтересованности, усвоения понятий и т. п.
· Анкета является частью исследования, поэтому должен быть план, структура, программа. Текст составленной вами анкеты может быть размещен в главе исследования.
· Анкета составляется на основании целей, задач, рабочих гипотез.
· Смысловые блоки анкеты должны быть одного объема. Вопросы должны размещаться в определенном логическом порядке, их количество и объем должны соответствовать возрасту и уровню образования опрашиваемых.
· Анкета должна иметь устойчивые и проверенные критерии и шкалы оценок.
· Результаты представляются в абсолютных показателях, в % соотношениях, в графиках, диаграммах, таблицах, схемах.
!!! ВНИМАНИЕ.При формулировании вопросов важно помнить о требованиях к вопросам:
- вопросы должны быть лаконичными, конкретными, понятными, недвусмысленными;
- формулировка, лексика и количество вопросов должны быть понятны, и соответствовать возрасту, уровню развития и образования опрашиваемых;
- вопросы должны быть сформулированы в соответствии с педагогическим тактом и профессиональной этикой;
- характер вопросов должен быть нейтральным, чтобы не прослеживалась позиция исследователя;
- вопросы не должны вызывать отрицательных реакций у респондентов;
- опрос не должен носить случайный характер, должен быть планомерным, от простого к сложному;
- структура опросника должна способствовать формированию положительной реакции на вопросы, желанию дать полную и достоверную информацию.
!!! ЗАПОМНИ. Представляя в исследовании результаты опроса, помни о принципе конфиденциальности – не указывай фамилий и имен опрошенных.
3. Метод рейтинга – оценивание тех или иных явлений или процессов компетентными судьями (экспертами) или опрашиваемыми.
4. Метод изучения, анализа и обобщения массового и индивидуального педагогического опыта является одним из широко практикуемых методов. Понятие "педагогический опыт" в широком смысле означает практику воспитания и образования, в узком смысле оно понимается как успешный опыт педагогов, воспитателей, достигающих эффективных или неординарных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся. При изучении и обобщении педагогического опыта важно описать всю систему деятельности.
В настоящее время определены следующие критерии передового педагогического опыта: новизна, высокая результативность и эффективность, соответствие современным достижениям педагогики, психологии и методики, стабильность, то есть устойчивость положительных результатов, оптимальность и возможность творческого применения опыта другими педагогами.
Этот метод выполняет ряд функций: стимулирует творческое начало деятельности учителей, помогает росту педагогического мастерства, приводит к развитию педагогической инициативы. Изучение и обобщение педагогического опыта - источник новых педагогических фактов. Он обогащает и конкретизирует идеи и стимулирует их дальнейшее развитие. Вслед за теоретическим изучением педагогического опыта обычно следует его внедрение в массовую практику.
5. Метод педагогического эксперимента относят к основным методам исследования в педагогической науке. В понятие "эксперимент" разные авторы вкладывают неодинаковый смысл, приведем ряд определений из книги В. И. Загвязинского, М. М. Поташника.
Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - научно обоснованный опыт.
Эксперимент - проверка гипотезы.
Эксперимент - воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер и т. п.) в новых условиях другим педагогом или управленцем.
Эксперимент - исследовательская работа в школе по той или иной проблеме.
Эксперимент - метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ведется поиск нового, более эффективного способа решения педагогической проблемы, задачи.
Эксперимент - направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой.
Эксперимент — метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы в целях достижения оптимальных результатов.[5]
Последнее определение раскрывает эксперимент в его более строгом научном понимании.
!!! ВАЖНО. В условиях среднего профессионального образования целесообразнее использовать термин опытно-экспериментальная работа. В опытно-экспериментальной работе осуществляется проверка гипотезы на практике с использованием элементов эксперимента, например, диагностики на начальном и заключительном этапах опытной работы.
Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов: недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем. Самыми общими критериями эффективности педагогического эксперимента (и опытно-экспериментальной работы) являются критерий результативности и критерий затрат времени.
!!! ВНИМАНИЕ.Ведущими показателями результативности педагогического экспериментаявляются:
- динамика уровня обученности,
- динамика уровня воспитанности,
- сдвиги в развитии мотивации, способностей, других личностных качеств,
- степень комфортности,
- экономический и социальный эффект нововведений.
В соответствии с критериями и показателями эффективности экспериментальной работы разрабатывается комплекс измерителей (подбираются или разрабатываются диагностические методики, анкеты, интервью, задания для учащихся и т. п.).
Иногда при проведении эксперимента выделяются две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая — контрольной. В первой реализуется инновационное решение. Во второй - те же дидактические задачи или проблемы воспитания реализуются в рамках традиционных педагогических решений. Считается, что исследователь получает возможность сопоставить два результата для доказательства или опровержения верности его гипотезы. Однако, в свете достижений современной педагогической науки такой подход к организации эксперимента считается не правомерным. В связи с этим в студенческом исследовании не рекомендуется выделять экспериментальную и контрольную группы при проведении эксперимента.
Этапы (или виды) педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
- Констатирующий эксперимент ставит задачей выяснение состояния изучаемого явления в практике педагогической работы.
- Формирующий эксперимент.В процессе формирующего эксперимента исследователь в соответствии с выдвинутой гипотезой вносит изменения в педагогический процесс, проводит корректировку выдвинутой гипотезы, выявляет ряд условий или необходимых требований, которые ведут к повышению результативности педагогической деятельности.
- Контрольный эксперимент проводится с целью замера результатов, полученных в результате формирующего эксперимента.
6. Метод тестирования занимаетособое место в системе методов педагогического исследования. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования. В педагогической и психологической науках используются тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и т. д.
Тестирование – эмпирический метод исследования, диагностическая процедура. Тест представляет собой стандартизированный метод исследования, предназначенный для количественных и определенных качественных оценок, выявления индивидуально – психологических особенностей и поведения человека путем сравнения таких оценок, которые заранее прописаны в стандарте.
!!!ВНИМАНИЕ.К тесту применимы все требования, предъявляемые к анкете. Основное отличие теста от анкеты:
· Закрытый тест имеет ключ.
· Тест имеет количество баллов, соответствующих оценке.
Среди методов педагогических исследований большое распространение имеют социометрические методы.
Сравнительно реже применяются, заимствованные из других наук методы: контент-анализ, рейтинг.
7. Математические методы. Большую роль в педагогическом исследовании стали игратьматематические методы. Вариантами математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
1. Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество правильных и неправильных ответов на вопрос).
2. Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей). Например, составление списка учеников в зависимости от количества полученных ими социометрических выборов.
3. Шкалирование — соотнесение качественных характеристик исследуемых объектов с их символическими обозначениями (числовыми и др.) Наиболее полезны ранговые шкалы, которые определяют интенсивность признака исследуемого объекта. Довольно популярной является 7-балльная шкала: 7 баллов - признак проявляется всегда; 6 - очень часто, почти всегда; 5 - часто, 4 - иногда, не часто, не редко; 3 - редко; 2 - очень редко, почти никогда; 1 - никогда.
При математической обработке результатов исследований применяются статистические методы.
!!! ЗАПОМНИ. Целью психолого-педагогических исследований является анализ изменений, происходяших в процессе обучения, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс.
В наиболее общей и типичной форме можно выделить несколько основных этапов исследования[6], на каждом из которых должны быть применены своеобразные сочетания научно-педагогических методов (табл.9).
Таблица 9
Этапы исследования и методы, применяемые на каждом этапе:
Этапы исследованияМетоды исследованияОбщая характеристика основных понятий предмета исследования: объекта, предмета, цели и задач исследования.Теоретические методы, которые исследователь избирает с учетом особенностей исследования и своих возможностейАнализ типичного состояния практики решения подобных задач в массовой школе.Методы анализа реального педагогического процесса (наблюдение, опросные методы:беседа, интервью, анкета и т.п.)Конкретизация гипотезы исследования.Методы экспериментального поиска решений проблемы (эмпирические методы, педагогический эксперимент)Обобщение результатов исследования и формулирование рекомендаций по совершенствованию определенной стороны педагогического процесса. Сочетание методов теоретического обобщения данных эксперимента и прогнозирования дальнейшего совершенствования процессов.
!!! ВНИМАНИЕ.
1. Выбор методов исследования не является произвольным актом в исследовательской деятельности, а диктуется особенностями решаемых задач, спецификой содержания проблем и возможностями самого исследователя.
2. Важное значение в психолого-педагогических исследованиях имеют деятельностный, личностный, системный подходы.
3. Из большого разнообразия методов педагогического исследования необходимо выбрать наиболее целесообразные и эффективные для твоего исследования методы.
4. Не забывай о требованиях к методам и условиях их применения.
2.4. Структура и оформление курсовой и выпускной квалификационной работы исследовательского характера
Дата: 2016-10-02, просмотров: 218.