Что такое исследовательская деятельность, ее цель и результат
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слагаемые успеха

 

Методическое пособие по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ студентами Петрозаводского педагогического колледжа

 

 

Петрозаводск

Печатается по решению Совета по курсовому и дипломному проектированию ГОУ «Петрозаводский педагогический колледж» от 14.02.2008 года

 

 

Авторы-составители:

Т.А. Бабакова, д.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета

Р.Е.Ермоленко, к.п.н., директор ППК

Е. В. Естоева, преподаватель кафедры педагогики и психологии ППК

Е. В. Игнатович, к.п.н., зам. директора по инновационному развитию ППК

А. А. Решетина, методист научно-методического центра ППК

В. П. Романов, зам. директора по учебно-производственной работе ППК

Н. В. Шевелева, зав. научно-методическим центром ППК

Технический редактор издательского проекта: В.Ю. Кривицкая, референт Научно-методического центра ППК

 

Студенческое исследование: слагаемые успеха.Методическое пособие по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ студентами Петрозаводского педагогического колледжа / авт.-сост.: Р.Е. Ермоленко, Е.В. Игнатович, Н.В. Шевелева, Т.А. Бабакова, А.А. Решетина, В.П. Романов, Е.В. Естоева. – Петрозаводск, 2009. – 64 с.

 

В методическом пособии раскрываются вопросы курсового и дипломного проектирования различного типа: от замысла до воплощения и защиты, приводится нормативная база организации проектно-исследовательской деятельности студентов. Материалы пособия адресованы студентам и преподавателям Петрозаводского педагогического колледжа, могут представлять интерес для обучающихся и преподавателей других учреждений среднего профессионально-педагогического образования.

 

При подготовке материалов сборника использованы открытые источники.

 

 

© ГОУ СПО РК «Петрозаводский педагогический колледж», 2009

© Т.А. Бабакова, Р.Е.Ермоленко,

Е. В. Игнатович, Н. В. Шевелева, А.А.Решетина, В. П. Романов,

Е. В. Естоева,2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 1. Курсовое и дипломное проектирование в колледже

как обязательный вид образовательной деятельности студента...1.1. Что такое исследовательская деятельность, ее цель и результат ...1.2. Что такое курсовая и выпускная квалификационная работы …….1.3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ …………1.4. Пять слагаемых успеха твоего исследования или проекта ……….Раздел 2. Исследовательская работа теоретического, опытно-практического, опытно-экспериментального характера………….2.1. Как выбрать, сформулировать тему исследования и обосновать ее актуальность …………………………………………………………...2.2. Как разработать научный аппарат исследования ………………….2.3. Что такое методы исследования и как их подобрать ……………..2.4. Структура и оформление курсовой и выпускной квалификационной работы исследовательского характера …………...Структура курсовой и выпускной квалификационной работы исследовательского характера …………………………………………..Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы исследовательского характера …………………………………………..Примеры библиографического описания наиболее распространенных документов ………………………………………….Раздел 3. Исследовательская работа проектного характера……...3.1. Как выбрать тему проекта …………………………………………..3.2. Как разработать аппарат проекта …………………………………..3.3. Этапы проектирования ……………………………………………...3.4. Структура и оформление работы …………………………………..3.5. Индивидуальный план работы над проектом ……………………..3.6. Примеры работ проектного характера …………………………….Раздел 4. Подготовка курсовой, выпускной квалификационной работы к защите ………………………………………………………...4.1. Обобщение и анализ результатов исследовательской работы …...4.2. Необходимые документы для прохождения процедуры защиты: рецензия и отзыв …………………………………………………………4.3. Оформление и процедура презентации результатов курсовой работы и выпускной квалификационной работ ………………………..4.4. Памятка для студентов при подготовке к защите исследовательской работы ………………………………………………4.5. Подготовка текста доклада на защиту ……………………………..4.6. Типичные недостатки выпускных квалификационных работ ……Раздел 5. Нормативно-правовое обеспечение работы над курсовым и дипломным проектом…………………………………...Положение о выполнении и защите курсовой работы студентов Петрозаводского педагогического колледжа …………………………..Положение о выполнении и защите выпускной квалификационной работы студентов Петрозаводского педагогического колледжа ……...Приложения……………………………………………………………..Приложение 1. Образец оформления титульного листа курсовой работы …………………………………………………………………….Приложение 2. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы ………………………………………………Приложение 3. Образец оформления титульного листа КР и ВКР проектного характера …………………………………………………….Приложение 4. Образец оформления содержания КР и ВКР проектного характера …………………………………………………….Приложение 5. Бланк социального заказа на проведение исследовательской работы студента ……………………………………Приложение 6. Рецензия выпускной квалификационной работы исследовательского характера ………………….……………………….Приложение 7. Рецензирование выпускной квалификационной работы проектного характера …………………………………………...Приложение 8. Словарь терминов ………………………………………Приложение 9. Примерные темы курсовых работ ……………………Приложение 10. Примерные темы выпускных квалификационных работ ………………………………………………………………………Список литературы…………………………………………………….


Уважаемые студенты!

Выполнение курсового и дипломного исследования является обязательной составляющей вашего обучения в колледже.

Что надо знать для того, чтобы ваша работа была успешной? Как четко сформулировать тему? Как грамотно поставить цель, определить объект и предмет? Как правильно оформить свою работу? Какие методы исследования необходимо применить, чтобы решить поставленные задачи? Что такое проект и как его выполнять? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в данном методическом пособии по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ.

Материалы сборника скомпонованы таким образом, что дают ясное понимание сущности и последовательности выполнения исследовательской или проектной работы от определения темы до защиты работы, где членами комиссии и руководителем дается оценка сформированности ваших исследовательских компетенций.

В методическом пособии вы найдете ответ на вопрос о том, что такое курсовая и выпускная квалификационная работы, каких видов они бывают, чем проект отличается от исследования. В третьем разделе сборника помещены материалы в помощь тем, кто выполняет проекты. Вы узнаете, как обосновать актуальность темы, разработать аппарат, этапы и структуру, оформить работу в соответствии с требованиями к ВКР проектного характера.

Прочитав методические рекомендации, вы научитесь правильно оформлять работу, список литературы, титульный лист, рецензию и откроете секреты успешной защиты своего проекта или исследования.

В отдельный раздел помещены основные нормативные документы – Положения о выполнении и защите курсовой, выпускной квалификационной работы, в которых изложены требования, основные этапы организации, выполнения, защиты и критерии оценки этих работ.

В приложении представлены образцы оформления титульных листов, содержания проектных и исследовательских работ, бланков социального заказа, рецензий, словарь основных терминов.

Методическое пособие содержит большое количество примеров, образцов как исследовательских, так и проектных работ, помещенных в соответствующих разделах.

Советуем обращать особое внимание на значки «!!!Важно», «!!!Помни», «!!!Внимание»

Надеемся, что данное методическое пособие поможет вам открыть пять слагаемых успеха и добиться положительного результата в сложном, но увлекательном деле выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Желаем вам достойной защиты ваших работ!

Н.В. Шевелёва,

заведующая Научно-методическим центром

Петрозаводского педагогического колледжа

 


Раздел I. Курсовое и дипломное проектирование в колледже как обязательный вид образовательной деятельности студента
____________________________________________________________________

Примерный алгоритм выполнения КР и ВКР

Срок выполненияКурсовая работа (КР)Выпускная квалификационная работа (ВКР)сентябрьРаспределение научных руководителей и тем КРРаспределение научных руководителей и тем ВКРоктябрь1 консультация:

- определение области исследования (науки, интеграции наук, учебной дисциплины);

- предмета исследования;

- характера исследования (теоретический, опытно – практический, экспериментальный, проектный);

- первичная формулировка темы.

Задание:подбор литературы по теме, основным категориям проблемы

2 консультация:

- анализ выполнения задания;

- консультация по работе с источниками;

- уточнение темы;

- формулировка целей, задач, первичной гипотезы исследования;

- выбор методов исследования;

Задание:разработка плана работы (содержания), алгоритма проведения исследования.

3 консультация:

- утверждение плана работы (содержания), алгоритма проведения исследования.

Задание: составление списка литературы, подготовка обзора источниковедческой базы по теме, аннотация источников.

1 консультация:

- определение (уточнение) области исследования (науки, интеграции наук, учебной дисциплины);

- предмета исследования;

- характера исследования (теоретический, опытно – практический, экспериментальный, проектный);

-первичная формулировка темы.

Задание:подбор литературы по теме, основным категориям проблемы

2 консультация:

- анализ выполнения задания;

- консультация по работе с источниками;

- уточнение темы;

- формулировка целей, задач, первичной гипотезы исследования;

- выбор методов исследования;

- определение базы исследования;

Задание:разработка плана работы (содержания), алгоритма проведения исследования.

3 консультация:

- утверждение плана работы (содержания), алгоритма проведения исследования.

Задание: составление списка литературы, подготовка источниковедческого обзора по теме, аннотация источников, написание теоретической части ВКРноябрь1 консультация:

- проверка выполнения задания;

- помощь в анализе источников;

- рекомендации по использованию основной и дополнительной литературы;

Задание: уточнение проблемы и гипотезы

2 консультация:

- уточнение научного аппарата;

- формирование теоретической части работы;

- консультация по технологии работы над теоретической частью;

Задание: оформление введения1 консультация:

- проверка выполнения задания;

- помощь в анализе источников;

- рекомендации по использованию основной и дополнительной литературы;

Задание: уточнение проблемы и гипотезы, написание теоретической части ВКР

2 консультация:

- уточнение научного аппарата;

- формирование теоретической части работы;

- консультация по технологии работы над теоретической частью;

Задание: оформление введения, написание теоретической части ВКРдекабрь1 консультация:

- написание и проверка теоретической части работы;

- разработка программы (плана) опытно – экспериментальной работы1 консультация:

- написание и проверка теоретической части работы;

- разработка программы (плана) опытно – экспериментальной работы

январь1 консультация:

-написание и проверка теоретической части работы;

- реализация программы (плана) опытно – практической части работы1 консультация:

- проверка теоретической части ВКР;

- Предзащита теоретической части и плана, аппарата опытно-экспериментальной работы / обоснования и первой версии продукта проектированияфевраль1 консультация:

-реализация опытно – практической части работы;

-обобщение результатов опытно – практической части работы;

- оформление курсовой работы1 консультация:

- реализация опытно – практической части работымарт1 консультация:

- проверка курсовой работы;

- инструктаж перед защитой

Защита курсовых работ1 консультация:

- обобщение результатов опытно – практической работы;

- оформление выводов, заключений

2 консультация:

- проверка опытно – практической части ВКР,

- внесение корректив, дополненийапрельСтуденческая научно – практическая конференция: представление результатов курсового проектирования1 консультация:

- подготовка к предзащите;

- предзащита ВКР на заседаниях ПЦК, кафедр (оформляется

протоколом)

Студенческая научно – практическая конференциямай1 консультация:

- оформление работы,

- рецензирование,

- проверка работы, написание отзыва руководителяиюньЗащита ВКР на Итоговой государственной аттестации!!! ВНИМАНИЕ.Сроки предзащиты и конференций корректируются в зависимости от графика учебного процесса конкретной специальности.

Задание конкретизируется индивидуальным планом студента, который составляется на основе алгоритма и представляется на защите (см. табл. 4).

 

Таблица 4

Индивидуальный план выполнения исследовательской работы

Индивидуальный план подготовки курсовой работы

студентки 222 группы специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования»

Ивановой Ольги Олеговны

Тема курсовой работы:

«Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте»

№Содержание работыСрок выполненияОтметка о выполненииКонсультант (при необходимости)1Определение области исследования, предмета, характера исследования, первичная формулировка темы.2Подбор литературы по теме, основным категориям проблемы.3Уточнение темы, формулировка целей, задач, первичной гипотезы исследования, выбор методов исследования.4Формирование и оформление теоретической части исследования.1 глава: Психолого-педагогические основы исследования девиантного поведения.Преподаватель по коррекционной педагогике2 глава: Возрастные особенности подростка в контексте проблемы девиантного поведенияДекабрь5Уточнение научного аппарата, подготовка к организации и проведению исследования (разработка программы/плана исследования: определение цели, задач, методов, конкретной базы исследования)Декабрь Преподаватель психологии6Реализация программы/плана опытно-практической части работы (если работа носит опытно-практический, опытно-экспериментальный или проектный характер).Февраль-январь7Обобщение и оформление результатов опытно-практической части работыЯнварь-февраль8Оформление курсовой работы: выводы, заключение, список литературы, приложения.2 неделя февраляЧлен студенческого научного совета9Сдача работы руководителю3 неделя февраляСдача работы рецензенту для получения рецензии3 неделя февраляПодготовка текста для публичной защитыФевраль Защита курсовой работыФевраль

Студент: _____________________ (Иванова О.О.)

Научный руководитель: ____________ (Естоева Е.В.)

 

!!! ЗАПОМНИ. Строго следуя алгоритму и индивидуальному плану выполнения исследовательской или проектной работ, неукоснительно соблюдая все рекомендации своего руководителя, ты обязательно достигнешь успеха.

!!! ВАЖНО. Из первого раздела вы узнали о том, что такое исследовательская деятельность, исследовательские компетенции, курсовая и выпускная квалификационная работы, каких видов они бывают, познакомились с алгоритмом и индивидуальным планом выполнения исследования. Из этого следует, что существуют некие слагаемые успеха вашей работы. Познакомьтесь с ними.

 

Примеры выпускных квалификационных работ исследовательского характера

Фрагмент выпускной квалификационной работы

Борзовой В.Е., студентки специальности

«Иностранный (английский) язык», руководитель – Кузина И.Н.

Тема «Использование коммуникативных упражнений

при обучении учащихся 7 класса монологической речи

на уроках английского языка».

Основными составляющими образовательного процесса являются обучающая деятельность преподавателя, учебная деятельность учащихся и их взаимодействие. На протяжении ряда лет вопрос о приоритете того или иного компонента находил разные решения. Это отражалось в соответствующих методах обучения, которые сменяли друг друга в зависимости от того, какие педагогические идеи преобладали. Долгое время роль преподавателя и его обучающая деятельность считалась ведущей, она доминировала над учебной деятельностью учащихся.

На современном этапе появились направления, ориентированные на личность учащегося, его интересы, индивидуальные и психологические особенности. Эти изменения кардинальным образом повлияли на процесс обучения, его организационную сторону, все процессы, происходящие на занятиях. Учащийся становится активным участником педагогического взаимодействия, партнером по общению, для того, чтобы поддержать коммуникацию и эффективно управлять ею.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Одна из задач, стоящая перед учителем иностранного языка в средней общеобразовательной школе состоит в том, чтобы научить учащихся иноязычным высказываниям, которые должны быть аргументированы, разноструктурны, логичны. Немаловажное значение имеет и личное отношение говорящего к предмету разговора. Формировать такое высказывание не просто по многим причинам. Это ограниченный объем программного материала, ограниченные временные возможности общения на иностранном языке, личностные особенности учащихся и учителя, их лингвистический опыт на родном и иностранном языке.

Проблема обучения монологической речи является одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового.

Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других речевых действий.

Основной задачей монологической речи является формирование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения. От осознания возможности выражать одну и ту же мысль на другом языке до навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.

Формирование навыков иноязычного общения на уроке осуществляется с помощью различных упражнений. Существует огромное количество упражнений, направленных на развитие различных навыков, будь то говорение, чтение или письмо. Для развития каждого вида речевой деятельности существуют свои комплексы упражнений.

В нашей дипломной работе мы рассматриваем обучение монологической речи учащихся посредством использования коммуникативных упражнений, т. к. коммуникативные упражнения эффективны для развития умений экспрессивной устной речи. Они обеспечивают интенсивную речевую практику и развитие мыслительных умений в том случае, когда ориентированны на личность учащегося, его интересы, индивидуальные и психологические особенности.

Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью использования коммуникативных упражнений в процессе обучения учащихся монологической речи на уроках АЯ в условиях средней школы.

Объектом исследования является процесс обучения монологической речи на уроках английского языка в 7 классе.

Предметом исследования являются условия использование коммуникативных упражнений при обучении учащихся 7 класса монологической речи на уроках английского языка.

Цель: выявить условия положительного влияния коммуникативных упражнений на процесс обучения учащихся 7 класса монологу на уроках английского языка.

Задачи исследования:

1. На основании анализа теоретической литературы изучить процесс формирования и развития навыков и умений монологической речи на уроках английского языка.

2. Разработать и провести серию уроков английского языка с применением коммуникативных упражнений, способствующих обучению монологической речи учащихся 7 класса.

3. Создать банк коммуникативных упражнений, направленных на обучение монологу учащихся 7 класса на уроках английского языка.

4. Отследить результативность применения коммуникативных упражнений при обучении монологической речи на уроках английского языка.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что коммуникативные упражнения будут положительно влиять на процесс обучения монологической речи при условии:

• учета возрастных особенностей учащихся, их интересов и потребностей;

• учета особенностей и содержания формирования и развития навыков и умений монологической речи;

• учета параметров, формы организации, характеристик и требований, предъявляемых к упражнениям.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение за учебным процессом, беседа, тестирование, педагогический эксперимент.

***

Фрагмент выпускной квалификационной работы Ряттель О.А.,

студентки специальности «Дошкольное образование»,

руководитель – Кадина Г.В.

Тема «Использование методов «Теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ) при формировании словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Формирование словаря у детей дошкольного возраста – сложный, длительный педагогический процесс, результатом которого является правильная речь ребенка, его взаимодействие с окружающими людьми. Владение словарем – это одна из важных задач развития речи, так как в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, в дальнейшем успешно обучаться в школе, понимать литературу и т.д.

В настоящее время дошкольники с недостаточным развитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Следуя принципу современной педагогики, устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, поскольку недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.

Современное дошкольное образование характеризуется большим разнообразием используемых программ и технологий. Среди них особое место занимает система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), автором которой является ученый Г.С.Альтшуллер. В настоящее время система ТРИЗ, которая строится на законах системности, S-образного развития, идеальности, противоречивости, согласования, динамики–статики, получила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом.

Главная задача ТРИЗ - развивать у детей мышление, воображение, творчество, что способствует планомерному развитию речи, психическому развитию ребенка, его отношениям с окружающими людьми, в итоге его успеху в дальнейшей жизни. Следовательно, система ТРИЗ является одним из способов речевого развития детей дошкольного возраста.

Однако в современном дошкольном образовании данная система не имеет широкого применения, поскольку не все дошкольные образовательные учреждения оснащены должным образом, а воспитатели не подготовлены к такой деятельности. Возникает противоречие между необходимостью повсеместного внедрения системы ТРИЗ и современными условиями работы дошкольного образовательного учреждения.

В связи с этим тема нашей работы «Использование методов ТРИЗ при формировании словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» является актуальной.

Объект: Процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет: Использование методов ТРИЗ при формировании словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель: Выявить результативность использования элементов ТРИЗ в формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме использования элементов ТРИЗ при формировании словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Выявить уровень сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и возможность использования элементов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Апробировать серию занятий по формированию словаря с использованием элементов ТРИЗ.

4. Выявить изменения в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна» через использование в работе элементов ТРИЗ.

Гипотеза: Использование элементов ТРИЗ при формировании словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет результативным при соблюдении следующих условий:

· Если элементы ТРИЗ будут использоваться на занятиях и в процессе индивидуальной работы систематически.

· Если подбор методов ТРИЗ будет осуществляться с учетом возрастных особенностей детей с общим недоразвитием речи.

· Если предметно-развивающая среда группы будет оснащена дидактическим материалом по системе ТРИЗ.

Методы исследования:

· Анализ, обобщение

· Педагогическое наблюдение

· Анкетирование родителей, воспитателей, администрации ДОУ

· Диагностика детей.

База исследования ДОУ №87 г. Петрозаводска «Журавушка».

Общая характеристика теоретической базы исследования. Проблемой формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Л.С Выготский, В.В. Гербова, В.И. Логинова, Е.И. Тихеева, И.Х.Швачкин, В.И. Яшина и другие.

Характеристика источниковой базы. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.И. Жиренкова и др.).

Система ТРИЗ изучена нами по первоисточнику (Г.С.Альтшуллер). Также мы изучили и обобщили практический опыт применения системы ТРИЗ в дошкольных образовательных учреждениях России и Карелии.

***

Фрагмент выпускной квалификационной работы Парамоновой Е.П., студентки специальности «Преподавание в начальных классах», руководитель Естоева Е.В.

Тема работы «Самооценка и ее особенности у детей с предметным и личностным отношением к себе»

В настоящее время проблема формирования адекватной самооценки у младших школьников очень актуальна, так как от самооценки зависит успех в учебе, поведение, отношение к окружающим и к себе.

Как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности - ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности, составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.

Младший школьный возраст является наиболее сензитивным для становления самооценки. В литературе подчеркивается важность формирования адекватной самооценки у младшего школьника. Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его значимые взрослые.

Таким образом, семья и школа способствуют развитию у ребенка как положительных, так и отрицательных представлений о себе. Особенно это касается младших школьников, так как они очень восприимчивы к мнению, оценкам учителя, которые перерастают в оценку своей личности и личности одноклассников. Самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя, в свою очередь, определяют его поведение и успеваемость. На становление самооценки младшего школьника влияет не только отношение значимых взрослых, но и отношение к самому себе.

Отношение к себе, как и отношение к другому, включает два противоположных начала - предметное и личностное.

Эти два начала, являясь необходимыми и взаимодополняющими сторонами отношения к себе, определяют его сложность и противоречивость.

Относительная выраженность предметного и личностного начала и их содержательное наполнение в каждом возрастном периоде имеют возрастную специфику. В настоящее время достаточно широко данная проблема рассмотрена применительно к дошкольному возрасту. Исследований, посвященных младшему школьному возрасту, недостаточно, что и определило предмет нашего исследования. В связи с этим тема нашей работы: «Самооценка и ее особенности у детей с предметным и личностным отношением к себе» является актуальной.

Объект: Процесс формирования личности младшего школьника

Предмет: Особенности самооценки у учащихся с предметным и личностным отношением к себе.

Цель: Изучить особенности самооценки у детей с предметным и личностным отношением к себе.

Задачи:

1. Изучить проблему самооценки и ее особенностей в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть имеющиеся в литературе данные об особенностях самооценки в младшем школьном возрасте.

3. Изучить характер и особенности проявления самооценки у младших школьников с предметным и личностным отношением к себе.

4. Разработать рекомендации для учителей и родителей по формированию адекватной самооценки у младших школьников.

Гипотеза: Самооценка у учащихся начальных классов будет более адекватной, если учитель и родители будут учитывать особенности формирования самооценки у детей с предметным и личностным отношением к себе.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Методика Г.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн.

3. Методика рисуночного типа «Нарисуй себя».

4. Методика «Сочинение о себе».

База исследования: учащиеся начальных классов средней общеобразовательной школы №25 города Петрозаводска.

!!! ЗАПОМНИ. Тема курсовой и выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, социально значимой. В формулировке темы необходимо отразить проблему. Тема, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза должны быть согласованы между собой и вытекать одна из другой. О том, что такое методы исследования и как их подбирать, ты узнаешь из следующего параграфа.

Методы исследования

Теоретические методы исследования:Эмпирические методы исследованияАнализ и синтез

- Контент-анализ

- Индукция и дедукция

- Моделирование

- Сравнение

- Абстрагирование

- Обобщение

- Аналогия

- Анализ литературы, архивных материалов, документации, продуктов деятельности детей

- Анализ понятийно-терминологической системыНаблюдение

- Опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование;

- Метод рейтинга

- Метод изучения и обобщения массового и индивидуального педагогического опыта

- Метод педагогического эксперимента

- Метод тестирования

- Математические методы: ранжирование; шкалирование; социометрия; метод экспертных оценок

- Метод обобщения независимых характеристик

- Фокус-методРяд перечисленных методов относится к общенаучным. Некоторые пришли в педагогику из таких наук как социология (анкетирование, интервьюирование, рейтинг, фокус-метод), математика (ранжирование, шкалирование, статистическая обработка данных и др.), психология (социометрия, тестирование).

Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования, по принадлежности к областям науки и научным направлениям, по целям исследования, по видам анализа и т.п. Рассмотрим наиболее часто используемые методы подробнее.

Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы

Оформление титульного листа

Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями Положений о выполнении курсовой и выпускной квалификационной работ. Титульный лист КР и ВКР оформляется в формате Times New Roman, 14 кегль (за исключением темы КР и ВКР– 20 кегль), 1,5 интервала. Размер полей: верхних - 20 мм, нижних - 20 мм, правых - 15 мм, левых - 30 мм (см. Приложение 1, Приложение 2).

Оформление текста

Во введении дается обоснование актуальности проблемы исследования, формулируются научный аппарат, характеризуется литература и база исследования. Обычно в выпускных квалификационных работах содержится две-три главы, по 3-4 параграфа в каждой.

Каждая глава должна иметь небольшую вводную часть, ориентирующую на основные задачи, решение которых будет в ней обсуждаться, основную часть и заключительную, кратко подводящую итоги обсуждения.

В заключении подводятся итоги, кратко освещается решение основных задач, указываются перспективы дальнейшего исследования. Крайне нежелательно дублирование выводов по главам в заключении работы.

!!! ВНИМАНИЕ. В оформлении содержания не допускаются следующие формулировки: "Теоретическая глава", "Опытно-экспериментальная глава" и т. п., за такими названиями теряется содержание работы.

!!! Нумерация страниц начинается с титульной страницы, но номер на ней не ставится, номер "2" ставится на странице «Содержание», введение начинается со страницы 3.

!!! Введение, каждая глава, но не параграфы, заключение начинаются с новой страницы.

!!! Главы и параграфы должны быть пропорциональными (Приложение 2).

Оформление иллюстративного материала

Дата: 2016-10-02, просмотров: 157.