____________________________________________________________________
Обобщение и анализ результатов исследовательской работы
Итак, тема и проблема твоего исследования определены, научный и понятийный аппараты сформированы, теоретическая часть разработана, исследование проведено. Обратимся теперь к наиболее общим положениям и рекомендациям, относящимся к завершающей стадии исследовательской работы – истолкованию, систематизации и итоговой интерпретации, литературному/научному оформлению результатов исследования.
Истолкование, систематизация и интерпретация результатов исследования являются очень важным, но сложным этапом исследовательской работы. Именно на этом этапе вы демонстрируете наличие таких исследовательских компетенций, как диагностическая, выражающаяся в умении фиксировать результаты диагностики и адекватно интерпретировать данные и интерпретационно-рефлесивная, выражающаяся в умении интерпретировать результаты и формулировать выводы и рекомендации, рефлексировать результаты собственной деятельности (достоинств и недостатков проведённого исследования, их причин, определение перспектив и др.).
Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой соответствуют поставленным задачам и логической схеме исследования.
Интерпретация – это раскрытие смысла, разъяснение результатов. По существу, интерпретация должна служить раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта. В ее основе лежит процедура объяснения полученных результатов. [10]
НАПРИМЕР. Факт резкого снижения успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в основную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к предметному обучению. Принятое толкование необходимо сверить с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий объяснения результатов, что иногда требует изменения гипотезы, уточнения исходных установок. Так, требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащихся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материалом вследствие несформированности основных познавательных умений.
В задачи интерпретации входит выявление объективного значения получаемых результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также значения для самого исследователя.
Особую трудность представляет интерпретация результатов, не соответствующих ожиданиям. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра гипотезы. [11]
Литературное/научное оформление результатов исследования. Качественное выполнение исследовательской работы и оформление его результатов требуют исследовательской культуры, которая проявляется:
· в культуре чтения литературы (монографий, статей);
· в культуре написания текстов научного стиля (план, тезисы, конспект, курсовая работа, дипломная работа);
· в культуре устного выступления (доклад, лекция, сообщение; участие в дискуссии, прениях);
· в умении применять научный стиль.
Научный стиль - стиль научных статей, докладов, диссертаций, монографий, учебников и т. д., определяющийся их целями и содержанием.
Основные черты научного стиля:
· логическая последовательность изложения;
· однозначность, точность;
· сжатость при информативной насыщенности содержания;
· конкретность, бесстрастность, объективность высказываний.
Характерные особенности научного стиля:
· насыщенность терминами (15 – 20 % всей лексики);
· научная фразеология;
· преобладание абстрактной лексики;
· употребление формы единственного числа в значении множественного;
· преимущественное употребление существительных;
· многокомпонентные сложные предложения.
!!! ВНИМАНИЕ. После того, как вы осуществили систематизацию и интерпретацию, оформили свою работу в научном стиле, вам необходимо подготовиться к защите.На защите от вас потребуется умение научно излагать материал. Научное изложение – главным образом рассуждения, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Учитывая вышеизложенное, вы оформляете работу и готовите текст доклада на защиту.
4.2. Необходимые документы для прохождения процедуры защиты:
Рецензия и отзыв
Рецензия— разбор и оценка проведенного выпускником исследования. В ней рецензент характеризует работу, указывает на достоинства и недостатки работы, высказывает собственное мнение при детальном анализе, выставляет отметку.
Рецензия курсовой работы выполняется студентом, выпускной квалификационной работы – одним внешним или двумя внутренними рецензентами.
Рецензия курсовой работы должна включать:
· заключение о соответствии содержания КР заявленной теме;
· оценку качества выполнения каждого раздела КР;
· оценку степени разработки поставленных вопросов, задач;
· оценку теоретической и практической значимости работы;
· вопросы, предложения и замечания, ответы на которые осуществляются студентом в процессе защиты КР.
Рецензия выполняется в письменном или печатном виде в объеме не менее 1 страницы. Внесение исправлений в КР после защиты не допускается.
Рецензия выпускной квалификационной работы должна включать:
· заключение о соответствии содержания ВКР заявленной теме;
· оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;
· оценку степени разработки поставленных вопросов, задач;
· оценку теоретической и практической значимости работы;
· вопросы, предложения и замечания;
· оценку выпускной квалификационной работы.
Рецензия выполняется в объеме не менее 1 печатной страницы и заверяется печатью организации, в которой работает рецензент.
Отзыв – краткое изложение мнения научного руководителя без детального анализа о о соответствии выполнения студентом КР или ВКР профессионально-исследовательским компетенциям, которыми должен обладать выпускник учреждения среднего профессионального образования (см. раздел 1.4). В отзыве важной является общая оценка.
Уровни сформированности компетенций: высокий (достаточный уровень самостоятельности при реализации данного вида компетенции); средний (студент испытывает отдельные затруднения); низкий (студент испытывает значительные трудности).
Рецензия и отзыв строятся по следующей схеме:
· вступление - предмет анализа, актуальность темы, структура текста (для отзыва - без детального анализа);
· основная часть - краткое содержание, общая оценка, недостатки, недочеты;
· заключение - выводы, итоговая оценка, пожелания автору.
Типовой текст рецензии или отзыва с указанием наиболее распространенных выражений.
I. Предмет анализа
1. Установите жанр текста (курсовая, выпускная квалификационная работа и т. д.).
2. Используйте далее различные замены:
· в работе...;
· в данном исследовании...;
· в предмете анализа...;
· настоящий труд...;
· рецензируемая работа...
II. Актуальность темы
1. Используйте одну из формул:
· Актуальность темы следует непосредственно из названия рецензируемой работы и не требует дополнительных объяснений.
· Работа рассматривает актуальную тему... и способствует углублению наших знаний в этой области.
III. Краткое содержание
1. Пересказать содержание: введения, глав, параграфов, заключения, приложения; подсчет страниц, рисунков, упомянутых источников, библиография... (для рецензий).
2. Отметить лишь самое существенное, т. е. центральные вопросы:
· Центральным вопросом работы, где наиболее интересны и существенны результаты, является...
· Для оценки работы нет необходимости рассматривать ее в целом, достаточно остановиться на содержании 3-й главы, составляющей основу исследования...
· Через всю работу красной нитью проходит вопрос..., на котором и следует остановиться подробнее.
IV. Общая оценка
1. Начать данную часть фразами:
· Суммируя результаты отдельных глав...
· Таким образом, настоящая работа...
· Оценивая работу в целом...
· Подводя общие итоги, следует отметить, что...
2. Определить качество работы и дать словесную оценку (определить уровень сформированности исследовательских компетенций).
V. Недостатки, недочеты
1. Используйте такие шаблоны:
· К недочетам работы следует отнести допущенные автором неточности в изложении... и недостаточную четкость выводов.
· Работа методически не рациональна, следовало бы изменить последовательность глав..., несколько сократить введение и снабдить работу приложением...
· Существенный недостаток данного исследования заключается в...
2. Завершите постраничное перечисление недостатков и недочетов следующим:
· Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, т.е. носят локальный характер...
· Указанные замечания не влияют на конечные результаты работы. Можно лишь обратиться к автору с пожеланиями...
· Перечисленные недостатки и недочеты слишком серьезны и не позволяют рассматривать работу как состоявшееся исследование...
VI. Выводы
Для формулировки выводов, можно использовать одну из формул:
· Работа может быть оценена положительно и рекомендована...
· Настоящее исследование заслуживает высокой оценки…
· Работа соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым, выпускным исследованиям студентов СПО.
· Наиболее интересный материал дан в 1-й главе. Однако обилие неточностей, ошибок приводит к мысли, что студент недостаточно проработал материал…(см. Приложение 7, 8).
· Работа заслуживает: отличной («5»), хорошей («4») «удовлетворительной» («3»), «неудовлетворительной («2») отметки.
!!!ПОМНИ. Рецензию на работу пишет один внешний или два внутренних рецензента. Он оценивает качество выполнения и соответствие требованиям к КР и ВКР твоей курсовой и выпускной квалификационной работы. Отзыв оформляет руководитель твоей работы, он оценивает уровень твоих исследовательских компетенций, проявленные тобой деловые и личностные качества.
Оформление и процедура презентации результатов
Дата: 2016-10-02, просмотров: 190.