Теоретические методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Анализ и синтез – методы, основанные на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию педагогических процессов анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и составить план исследования/программу действий. Анализ и синтез, обобщение ведут к теоретическому уровню научного познания (научная абстракция и конкретизация, мысленные модели, научные идеи и гипотезы и т.п.).

Среди видов анализа следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов. Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития педагогической системы. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемого объекта, что требует формирования его концептуальной (идеальной, желаемой) модели. Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.

Результатами исследования педагогических систем и явлений должно быть не только обоснование направления развития системы, но и должны быть определены причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию системы для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто проведением диагностического анализа – диагностики личности, процесса, коллектива, методов. Здесь диагностику следует понимать как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в педагогической системе и их последующей ликвидации. Диагностический анализ служит основой для выполнения детального (тематического) анализа. Он направлен на поиск определенных резервов в педагогической системе. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом, чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективные результаты.

При исследовании педагогической системы немаловажное значение может играть также проведение глобального анализа, охватывающего различные уровни системы (учащиеся, родители, педагоги). При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем организаций, осуществляющих единый педагогический процесс.[3]

!!! ВНИМАНИЕ.Анализ и синтез – наиболее простые и одновременно универсальные приемы познания для всех уровней и форм мышления. Применяются, если предмет познания сложен, имеет структуру. Анализ – метод, при котором целостный предмет разделяется на составные части для их всестороннего изучения. Синтез – соединение ранее разделенных частей предмета в единое целое и формулирование вывода о нем. При проведении студенческого исследования в педагогическом колледже широко применяются следующие методы: анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; анализ понятийно – терминологической системы. В настоящее время широкое распространение получил метод контент-анализа.

2. Контент-анализ – количественный анализ содержания текстовых массивов или результатов опроса респондентов по той или иной проблеме с последующей содержательной интерпретацией выявленных числовых закономерностей. Выделяются два основных типа контент-анализа: количественный и качественный. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

К основным процедурам контент-анализа относятся:
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
г) длительность трансляции по радио или ТВ;
д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Применение этого метода связано с несколькими этапами. На первом этапе определяется совокупность источников для анализа по заданным критериям, на втором определяются единицы для анализа, на третьем выделяются единицы счёта, на пятом производится непосредственная процедура подсчёта, на шестом результаты интерпретируются. В упрощенном варианте это выглядит так: мы хотим в рамках своей работы дать определение нравственному климату, но нигде не встречаем такого, которое бы нам полностью подошло – определения климата разных авторов противоречат друг другу. В этом случае нам может помочь контент-анализ. На первом этапе определимся с теми источниками, на основе которых мы могли бы выстроить самостоятельно определение нравственного климата. Зная, что эта тема хорошо разработана учеными 70-х годов, обратимся к источникам этого периода и используя критерий научности, обоснованности выберем научные статьи, монографии, учебники в которых приводится определение нравственного климата или обозначаются его сущностные характеристики (второй этап). На третьем этапе выделим сущностные характеристики нравственного климата, которые присутствуют в обозначенных нами работах (см. табл. 6)

Таблица 6

Фрагмент контент-анализа параметров нравственно – психологического климата на основе произвольной выборки (70-е годы XX столетия)

Авторы

 

 

ПараметрыПошехонов Ю.В.Думачев А.П., Соловьев А.П.Шубкин В.Н., Кочетов Г.М.,Обозов Н.Н.Юдин Б.Г.Шепель В.М.Русалинова А.А., Кузьмин Е.С.Ночевник М.Н.Иовчук М.Г.Мансуров Н.С.Совокупный показательСистема взаимосвязей+1Взаимоотношения между членами группы++++++6Стиль и методы руководства (управления)+++++5Настрой членов группы++2Настроение (социальное)+1Удовлетворенность++2Совместимость членов группы ++2Групповое мировоззрение+1На основе подсчёта мы можем вывести рабочее определение – нравственно-психологический климат это результат взаимоотношения в группе и стиля и методов руководства.

3. Индукция и дедукция – метод, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция). Индукция – метод, при котором исследование идет от суждения о единичных объектах и явлениях к выявлению их повторяющегося признака, и формулированию суждения обо всем классе данных явлений и построению общего умозаключения (от частного к общему). Индукция диалектически связана с методом дедукция – выведением утверждения, доказательством на основе одного или нескольких других утверждений более общего характера (т. е. от общего к частному).

4. Моделирование – метод, который используют при исследовании модели объекта, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

5. Сравнение - метод, который позволяет определить, установить различия или сходство исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. - в зависимости от цели исследования), предметов и явлений действительности.

6. Абстрагирование метод мысленного отвлечения от ряда свойств предмета и одновременного фиксирования внимания на интересующих отношениях и свойствах. В результате образуются разного рода абстракции – понятия, категории, системы понятий для раскрытия сущности предмета. Абстрагирование создает основу для объединения свойств и отношений ряда предметов в единый класс.

7. Обобщение – метод, который устанавливает общие свойства и признаки. Является парным абстрагированию методом. Обобщение за­ключается в процессе перехода от единичного, частного к общему через расширение класса предметов и определение их общих свойств.

8. Аналогия – метод, обнаруживающий совпадение некоторых свойств одного предмета со свойствами другого предмета, хорошо изученного на данный момент. Умозаключение по аналогии – результат установления сходства предметов и их признаков, когда на основе некоторого числа совпадающих признаков делается предположение о совпадении (аналогии) и других свойств. Умозаключение по аналогии представляет основу для моделирования. Это метод, при котором характеристики одного предмета воспроизводятся на другом – его копии-модели, замещающей предмет с тех сторон, которые интересуют исследователя. Моделирование удобно, когда исследование самого объекта невозможно по каким-либо причинам.

9. Анализ литературы, архивных материалов, документации, продуктов деятельности детей. Данный методнаиболее часто употребляется в студенческом исследовании и основан на подходах, изложенных при характеристике метода анализа.

10. Анализ понятийно-терминологической системы подразумевает расчленение понятий и терминов на составные части и сделанные на основании этого выводы, а также анализ различных подходов в теоретических источниках к определениям и понятиям. Данный метод применяется в работе над теоретической частью исследования и позволяет дать характеристику исследуемым понятиям и явлениям.[4]

!!! ПОМНИ. Теоретические методы надо хорошо знать и грамотно применять в исследовании. Не забывай о многообразии и возможностях теоретических методов.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 167.