ХАРАКТЕРИСТИКА БОГОСЛУЖЕНИЯ В IV – XI ВЕКАХ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Места общественного богослужения. Церкви, разрушенные во время гонений на Церковь, начинают отстраиваться. Их строят императоры, епископы, частные лица. Константин Великий построил церкви в Иерусалиме, Константинополе (храм во имя свв. апп. Петра и Павла), Риме (храм в честь ап. Петра на Ватиканском холме). Его мать – св. равноапостольная царица Елена поспособствовала не менее своего сына в постройке храмов. Благодаря ее стараниям были построены храмы в Иерусалиме (на Елеонской горе), в Вифлееме, Хевроне. Последователи императора Константина продолжали украшать православную церковь храмами. Так, например, император Юстиниан построил церковь в честь Софии Премудрости Божией в Константинополе, ставшей величайшим произведением искусства того времени. Даже сейчас этот храм поражает наших современников своим величием и красотой.

Церковные архитектурные стили: базиликанский и византийский.Первоначально церкви имели продолговатую форму в виде прямоугольника. Такая форма церковного храмостроительства имела название базилика и вела свое начало из Греции. Римляне после завоевания Греции позаимствовали ее у греков. В Рим эту архитектурную форму принес Кантон Старший в 184 г. до Р.Х. Все высокопоставленные граждане Рима имели свои базилики, в которых происходили встречи, переговоры, совещания и суды. Именно из этих частных базилик и произошли первохристианские храмы. Все базилики делились на 3 части с помощью ряда колонн (2 узких по бокам и 1 широкая часть в центре). Первые христианские храмы базиликанского типа относятся учеными к III веку. Известно, что во время гонения на христиан со стороны императора Декия Траяна только в одном Риме было уничтожено 40 базилик. Среди сохранившихся до нашего времени храмов этого типа первое место занимает храм ап. Петра, построенный императором Константином Великим и перестроенный в XVI веке в стиле эпохи Возрождения. Также к этому времени относится базилика Св. Креста, Пуденциана, св. Павла( находилась за стенами Рима и была построена в 360-400 гг.). К V веку относятся церкви Марии Маджоре (Великой) в Риме, св. ап. Петра в узах (462 г.), св. Агнии и св. Лаврентия за стенами Рима. Храмы этого типа были построены не только в Риме, но также в Палестине (Вифлеем, Иерусалим), Греции (базилика св. Дмитрия (V-VI вв.). Следует отметить, что образцы храмов базиликанского типа были найдены церковными археологами и в нашей стране на территории Крымского полуострова (г. Херсонес, Пантикапеи (Керчь)).

Возникновение нового архитектурного стиля связано с переносом Константином Великим столицы государства из Рима в греческий городок Византион, получивший новое название Константинополь и давший название государству и архитектурному стилю – Византия и византийский. Особенно много способствовал развитию этого стиля император Юстиниан, построивший знаменитый Софийский храм в Константинополе. В IV веке появились церкви в форме креста, круга, корабля и на них появились купола. Именно появления на церкви купола явилось визитной карточкой этого архитектурного стиля и явилось прорывом в церковном храмостроительстве. Первоначально купола очень сильно отличались от тех, которые мы видим сейчас. Первые купола опирались на стены храма и были чем-то вроде крыши храма. Со времен имп. Юстиниана купола начинают подниматься в высоту, сужаться, и опираются на специальные столбы. При церквях строились крещальни, дома для епископа и клира, библиотеки, школы, благотворительные заведения.

В церквях появились хоры для женщин, внутри вокруг стен храма келии (комнаты) для желающих предаться уединенной молитве, солеи (возвышения перед алтарем) для того, чтобы присутствующие в церкви могли видеть совершение богослужения.

С VI века (время папства св. Григория Двоеслова) на Западе стали устраивать в церквях несколько алтарей для того, чтобы можно было совершать несколько служб одновременно.

Не ранее VII века на Востоке вошли в церковное употребление антиминсы, а на Западе – переносные алтари. Эти алтари стали делаться из драгоценных металлов, хотя в простых церквях они были каменные.

В IV-V вв. иконы начинают входить во всеобщее церковное употребление. Кроме живописных икон появляются также восковые изваяния и резные из дерева скульптуры.

В VIII веке в Церкви вошли в употребление иконостасы.

В VII-VIII веках в церквях появляются церковные одежды различных цветов.

В IV веке для призывания верующих в храм на Востоке стали использовать деревянные била (используются до сих пор в некоторых восточных монастырях и монастырях св. горы Афон), а на Западе – колокольчики.

В VII веке на Западе появляются колокола, которые во второй половине IX века начинают употребляться и на Востоке. С появлением колоколов при церквях стали строить специальные помещения – колокольни.

Богослужебные времена, праздники, посты. В IV веке к 3,6,9 часам просоединилась полунощница, а в монастырях – 1 час и повечерие. Всенощное бдение получило распространение в IVвеке и совершалось только под особенно большие церковные праздники.

Начиная с IV века Церковь, совместно с государственной властью начинает торжественно отмечать воскресный день. Так, например, император Константин Великий в 321 г. своим указом запретил проводить суды и ремесленные работы в воскресенье, а затем и воинские занятия в этот день. Император Феодосий младший (425 г.) запретил в этот день даже увеселения и зрелища.

В IV веке Церковью были установлены праздники: Рождества Христова, Обрезания Господня (в Западной Церкви – Богоявление), Сретения Господня (с VI века – общецерковный), Вход Господень в Иерусалим (общецерковный с VI века), Преображение Господне (с VII века – общецерковный), Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

В V веке церковью был учрежден праздник Рождества Богородицы (общецерковным стал в VII веке), праздник Успения Богоматери появился в VI веке (хотя до VIII века праздновался как в январе, так и в августе; 15 августа стал праздноваться в VIII-IX вв.), а праздник Введения во храм Богородицы лишь в VIII веке.

Следует отметить, что общий праздник всех мучеников появился на Востоке в IV веке, а на Западе лишь в VIII веке под названием дня всех святых.

Кроме этого начиная с V века в Западной Церкви появляется праздник кафедры ап. Петра в Риме.

Что касается постов, то их было разное количество в разных Церквях. К VIII векуотносится упоминание о Рождественском и Петровом постах. В XI веке Никон Черногорец упоминает об Успенском посте. Постными днями считались среда (в память предания Спасителя) и пятница (в память распятия и смерти Спасителя). Так Книга Апостольских Постановлений говорит: «поститесь в среду и пяток, поелику в среду произнесен суд на Господа, а в пяток – потому что в этот день Господь претерпел крестную смерть…», а св. Епифаний Кипрский отмечал: « пост в среду и пятницу да соблюдается весь год и продолжается до 9 часа…». Начиная с VII века на Западе укоренился обычай поститься еще и в субботу в память пребывания Спасителя в гробе (хотя церкви медиоланская и карфагенская до своего присоединения к Римской Церкви не держали поста в субботу).

 

 

ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА ОТНОСИТЕЛЬНО ПОКАЯНИЯ.

В первые века своего существования, Христианская Церковь строго наблюдала за нравственной жизнью своих последователей. Проявляя заботу о чистоте христианской жизни, она установила строгие правила касательно жизни и поведения своих членов. В этих правилах Церковь со всей ответственностью настаивала на нравственной чистоте, святости жизни верующих, удалении их от совершения грехов. Всех грешников (убийц, еретиков, отступников) она отлучала от церковного общения и принимала лишь после продолжительного периода испытаний и публичного покаяния. В III веке Христианская Церковь вводит в свой штат такую церковную должность, как священники для кающихся (падших), чем в некоторой мере смягчает строгость церковного суда. В IV веке, когда в Церковь массово стали вступать целые народы вместе со своими правителями, стало невозможным применять публичное покаяние, что привело к еще большему ослаблению строгости относительно церковного покаяния. Не следует думать, что практика отлучения от церковного общения грубых грешников перестала существовать в IV веке. Эта практика имела место в Церкви, но в отличие от предыдущих веков, епископам было предоставлено, на их усмотрение назначать самим продолжительность церковного искуса и род наказания за тот или иной грех. К концу IV века практика публичного покаяния стала постепенно исчезать сначала на Востоке, а потом и на Западе.

Впервые на Востоке отменил должность священников для кающихся патриарх Константинопольский Нектарий (390 г.), который своим постановлением предоставил каждому кающемуся избирать по своему усмотрению себе духовника, и пред ним исповедоваться в своих грехах. Этим примером скоро воспользовались и другие восточные епископы. Духовники налагали на кающихся определенные роды искусов, которые кающиеся исполняли тайно, и после их исполнения духовники разрешали их от грехов. Духовник имел право сокращать или удлинять срок искуса (епитимии) в зависимости от нравственного состояния кающегося. Практика долговременного церковного покаяния, проходимого перед лицом церкви, сменяется непродолжительным сроком церковного отлучения. Кроме того, в этот период появляются определенные наставления, которые давали епископы духовникам относительно исповеди и тех наказаний, которые должны были налагать на кающихся духовники за то или иной грех. В это период почти полностью исчезают публичные отлучения от Церкви, которые в основном стали применяться лишь к еретикам и раскольникам.

В Западной Церкви публичное покаяние прекратило свое существование при папеЛьве Великом (половина V века). В некоторых странах (Ирландия и Британия) в VI веке появилась даже практика выкупа грехов с помощью денежных взносов в церковную казну.

В Истории Христианской церкви мы часто встречаемся с противниками церковных реформ. Таким противниками в области церковного покаяния явились в IVвеке донатисты. Этот раскол появился вследствие непонимания верующими, что собой представляет Церковь Земная и Церковь Небесная, и смешение этих понятий. Донатисты, считавшие, что Церковь должна быть святой, полагали, что святыми должны быть и ее члены. Это раскол существовал в североафриканской церкви вплоть до VII века.

 

Литургические особенности в Западной Церкви. Начиная с VII века в Западной Римской Церкви появляется ряд отступлений от общецерковной практики:

1.В богослужебное употребление входит Римская литургия, отредактированная Григорием Двоесловом, папой Римским и литургическим языком становится латинский. Все это происходило не смотря на то, что не всем верующим этот язык был понятен. Еще более позиция латинского языка, как богослужебного, усиливается с IX века, когда папы своими указами вводят повсеместное служение на латыни. Известен тот факт, что папа Римский Иоанн VIII лишь в виде исключения разрешил св. Мефодию совершать в Моравии богослужение на славянском языке, с чтением Евангелия на славянском или греческом.

2.В VIII веке в богослужебной практике Западной церкви появляется орган. Этот музыкальный инструмент был подарен византийским императором Константином Копронимом франкскому королю Пипину Короткому. Именно с этого времени все богослужения начинают совершаться с помощью этого музыкального инструмента.

3.Ведение опресноков. Этот обычай появился еще в V веке в некоторых испанских церквях, в которых Евхаристию совершали не на квасном хлебе, а на пресном. В IX-X веках этот обычай получил еще большее распространение, что в дальнейшем явилось одной из причин разделения церквей в XI веке.

4.Начиная с IX века в Западной Церкви право совершать миропомазание над новокрещенными перешло в ведение исключительно епископов. Поскольку епископ не мог успевать везде совершать это таинство вслед за крещением, миропомазание стало отодвигаться на более поздний срок. В настоящее время это таинство под названием «confirmatio» совершается над детьми в возрасте с 7 до 14 лет в очень торжественной церковной обстановке.

5.Начиная с VII века, появляется практика совершения нескольких служб (месс) в одном храме одновременно. Эта практика получила свое распространение благодаря появлению в одном храме нескольких алтарей. Такие службы носили частный характер, совершались шепотом и в основном за умерших со стороны живых родственников.

Церковные дисциплинарные санкции.

Интердикт (лат. Interdictum – запрещение). Появление этого явления в Западной церкви связано с укрепление власти пап на Западе. Это было временное запрещение (без отлучения от Церкви) совершать на территории, подвергшейся запрещению какие-либо богослужебные или религиозные обряды. Обычно эти запрещения налагались со стороны епископов или пап и имели временный характер. С помощью таких мер, папская власть в XI-XII веках пыталась добиться главенствующего положения в церковных делах и не вмешательства в них со стороны светских правителей; а также наладить нравственно-христианскую жизнь в Европе. Часто следствиями этого шага являлось то, что люди, жившие на территории, где имел место интердикт, жили без церковного причащения и покаяния; дети рождались некрещенными; молодежь жила невенчанной, а старики умирали без церковного напутствия и погребения. С правителями стран, на которые был наложен интердикт, никто не торговал и не имел дипломатических отношений. Таким образом население и страна находились, как бы в отрезанном от всего окружающего мира состоянии. Только со снятием со стороны папской власти интердикта жизнь возвращалась в свое русло.

 

Экскоммуникация (отлучение от Церковного общения) - являлась крайней мерой наказания. Подтверждением того, насколько страшным церковным наказанием была экскоммуникация может служить закон, изданный франкским королем Пипином в 755 году. Согласно нему, отлученный не должен был входить ни в одну церковь, ни один христианин не должен был его приветствовать, есть и пить с ним. Таким образом отлученный от Церкви становился изгоем как Церкви, так и общества.

 

 

ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 187.