С самых первых веков христианства иконы являлись непременным атрибутом христианского храма и богослужения. Вначале иконы имели символический характер, а конца II века на иконах стали изображаться ветхозаветные праведники, о чем свидетельствуют в своих писаниях св. Василий Великий, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. IV-V века являются расцветом иконопочитания с одной стороны, и появлением противников икон с другой стороны.
Так известный церковный историк Евсевий Кессарийский в письме к Констанции, сестре императора Константина Великого, где она просила его прислать ей икону Спасителя; прямо отмечал, что ее желание предосудительно. « Кто же в состоянии изобразить мертвыми и бездушными красками и тенями издающий сияние и испускающий блистательные лучи, блеск славы и достоинства Его?» – отмечал Евсевий Кессарийский.
Со временем число иконоборцев не уменьшилось, а наоборот возросло. Современные историки отмечают несколько причин возникновения и развития иконоборчества:
1. Иконоборцы утверждали, что постичь Божественную природу Иисуса Христа невозможно и логические законы не могут относиться к Христу, как к Богу. Мы не можем изображать Бога, которого мы не видели телесными глазами и Иисуса Христа в телесном облике, т.к. этим мы унижаем вторую Ипостась Святой Троицы.
2. Императоры попытались с помощью светской власти устранить влияние духовенства на жизнь государства, которое было сильно развито к началу VIII века. Предшествующие императоры, особенно Юстиниан II дали Церкви очень большие права и привилегии.
3. Любовь простого народа к иконам, приводившая в некоторых случаях к идолопоклонству. В это время отмечались случаи, когда иконы нашивались на одежду, их брали в роли восприемников при крещении. Власти как церковные, так и светские пытались с этим бороться, и нередко эта борьба приводила к возникновению иконоборчества.
Отсюда можно отметить, что возникновение такой ереси, как иконоборчество не было неожиданным явлением в истории Церкви. Возникновение и развитие его является прямым следствием вышеприведенных фактов и исторических событий.
Иконоборчество при императорах Льве Исаврянине (717-741), Константине Копрониме (741-775) и Льве Хазаре (775-780). Первый период иконоборчества.
Всю историю иконоборчества церковные историки разделяют на 2 периода:
С 726 по 780 года.
С 813 по 842 года.
Сейчас мы обратим наше внимание на первый период и рассмотрим состояние Церкви при императорах, занимавших византийский престол в это время.
Император Лев Исаврянин был умным политиком. Он хотел присоединить к православной Церкви иудеев и магометан, и думал, что отменой иконопочитания он поспособствует переходу их в православие. В его царствование произошло также извержение вулкана в Средиземном море, что послужило основанием для придворных иконоборцев указанием на Божий гнев, направленный против иконопочитателей. Иконоборцы (в их числе был епископ Константин из провинции Фригия) утверждали, что гнев Божий прекратится с отменой иконопочитания, и что иконопочитание отвлекает от государственной службы.
Однако император был очень осторожным политиком, о чем свидетельствует издание им указа в 726 году об удалении икон из государственных учреждений, но оставил разрешение на домашнее иконопочитание.
Такие действия со стороны императора вызвали негодование среди православного населения империи, о чем свидетельствуют силою подавленные восстания в Греции.
Не оставили без внимания изданный закон и церковные иерархи, среди которых наиболее деятельными иконопочитателями оказались Герман, патриарх Константинопольский (сослан в 730 г.); папы Григорий II и Григорий III, осудившие действия императора на соборах 727 и 730 гг. и обещавшие порвать церковное общение с ним; Иоанн Дамаскин, написавший сочинение против иконоборчества.
После смерти в 741 году императора Льва императорский престол занял его сын Константин Копроним. Этот император решил торжественно уничтожить иконопочитание, как ересь. В 754 году он созывает в Константинополе собор, именуемый в истории “лжевселенским”. На этом соборе присутствовало 338 восточных епископов, которые постановили, что иконопочитание ведет к несторианству, а единственным образом Иисуса Христа является Евхаристия.
После закрытия этого собора указами императора началось открытое гонение на иконопочитателей. В о время правления императора Константина Копронима преследовалось не только домашнее иконопочитание, но и поклонение мощам святых. Поскольку защитниками иконопочитания выступили монашествующие, указами императора закрывались монастыри, а монахи изгонялись из них, а некоторые из них даже претерпели мученическую кончину.
В это же время наблюдается отход Римской Церкви от Византийской империи, которая получила от франкского короля Пипина в подарок земли, на которых в дальнейшем сформировалось папское государство.
В 755 году император Константин Копроним умирает, и его преемником становится его сын Лев Хазар. Этот император хотя и не прекратил гонений, но как человек слабохарактерный не ужесточал гонения. При нем монахи даже стали возвращаться в города и занимать епископские кафедры.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 235.