Состояние Церкви после I Вселенского Собора.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Последующие события, происходившие после принятия Никейского Символа Веры, показали, что арианство не исчезло и не прекратило своего существования в империи. Епископы - ариане, подписавшие для видимости Символ Веры, оставались в душе арианами и продолжали распространять арианское учение среди своей паствы.

Кроме того, ариане видели, что император Константин поддерживает православных епископов и им не удастся привлечь его на свою сторону. Поэтому было решено путем интриг и клевет всячески способствовать потере позиций православной Церкви в империи. Окружение императора Константина Великого и епископ Евсевий Кессарийский пытались доказать, что Арий был неправильно осужден, и он является православным.

В 328 году Арий был вызван в Константинополь, где он в общих чертах изложил перед императором учение о Божестве Сына Божия и Его рождении прежде век от Бога Отца. Император Константин, не очень хорошо зная догматическое учение Церкви, освободил его от заключения. Через некоторое время таким же образом были возвращены из ссылки епископы Евсевий Кессарийский и Феона Никейский. Теперь, объединив свои силы, ариане решили уничтожить своих противников.

Первой жертвой их деятельности стал епископ Евстафий Антиохийский, ревностно защищавший православие на Никейском Соборе. Ариане обвинили епископа Евстафия в савеллианстве на Антиохийском Соборе 330 года. К этому было еще присоединено обвинение в оскорблении матери царя и любодеянии. Евстафий был низложен и сослан в Иллирию.

Покончив с Евстафием, враги православия понимали, что победа их будет неполной, пока при власти находится епископ Афанасий Александрийский – ревностный защитник православия и ученейший человек своей эпохи. Поэтому они обратили все свое внимание на уничтожение этого «столпа православного богословия». На жизни и деятельности святителя Афанасия мы остановимся более подробно позже. Здесь же следует отметить, что методы борьбы ариан были теми же, какие они применяли для уничтожения святителя Евстафия. Против Афанасия были направлены клевета и соборы, которые осуждали его (напр. Трирский собор 335 года).

Со смертью Ария в 336 году, дела ариан стали идти на спад, и они стали терять свои позиции. Однако приход к власти в 338 году императора Констанция, подпавшего под влияние своего учителя – епископа Евсевия Никомидийского, вернул арианам их былую силу. Опять начались нападения на епископа Афанасия Александрийского, которому пришлось спешно оставить Александрию, и обратится за помощью на Запад к папе Юлию. Папа, чувствуя за собой силу, восстановил епископа Афанасия на его кафедре, и способствовал разделению между Востоком и Западом.

 

Начиная с 340 по 356 года, епископ Афанасий несколько раз возводился на епископскую кафедру, и несколько раз ее лишался из-за деятельности против него ариан. Против него были созваны соборы в городе Филипполе (343 г.), Арелате (353 г.) и Медиолане (355 г.), на которых он был осужден и лишен епископской кафедры. В 356 году, по приказу императора Констанция он был лишен кафедры.

Удалив со своей дороги такого сильного противника, ариане чувствовали победу. Однако, как показывает история, всякое еретическое течение не является крепким в своей основе. Вскоре арианство разделилось на 2 лагеря, и это ускорило его падение. Часть ариан, приверженцев епископа Евсевия Кессарийского, придерживались того мнения, что Бог Сын не «единосущен» ( omousios ) Отцу, а «подобосущен» (omoiousios) Ему. Эта партия получила название «омиев» или полуариан.

Вторая партия – строгие ариане или аномеи, считали природу Сына Божия неподобной (anomoios tou patros ) Богу Отцу. Эти партии не сталкивались между собой, пока христианская партия была сильной. Теперь же разгорелась ожесточенная борьба между полуарианами и аномеями. Поскольку полуариан поддерживал император Констанций, эта борьба продолжалась до самой его смерти в 361 году.

С приходом к власти императора Юлиана Отступника, желавшего уничтожить христианство, многие православные епископы были возвращены на прежние кафедры, для того, чтобы усилить вражду между арианами и православными. Он думал, что ариане и православные не смогут жить в мире между собой и таким образом уничтожат друг друга..

Епископ Афанасий возвратился в Александрию и начал восстановление православия. Его мудрая политика заключалась не в усилении вражды, а в укреплении христианства. Ариане, переходившие в православие, оставались на прежних церковных должностях.

Вскоре император Юлиан заметил, что его замысел не удался, и отправил Афанасия в ссылку.

После гибели Юлиана Отступника его приемники способствовали развитию христианства на Востоке. При них епископ Афанасий еще более укрепил положение Александрийской церкви, приняв в церковное общение многих из полуариан. До конца своей жизни Афанасий управлял Александрийской церковью. При нем церковь не подвергалась нападкам со стороны ариан.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 207.