ДЕЛО ПАТРИАРХОВ ФОТИЯ И ИГНАТИЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПАПЫ НИКОЛАЯ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В средине IX века императорская власть в лице византийских императоров стала активно участвовать в делах управления церковью путем поставления патриархов на Константинопольский престол. Именно на этот период приходится начало и развитие противостояния между патриархами Игнатием и Фотием, а также вмешательство в этот спор Римского папы. Это историческое событие во многом поспособствовало дальнейшему расхождению и неприятию между Востоком и Западом, а также явилось одной из ступеней в лестнице, приведшей к окончательному разделению православной Церкви на Восточную и Западную в средине XI века.

Патриарх Игнатий (846-857; 867-877) был сыном императора Михаила III Рангаве (811-813), низвергнутого с престола императором-иконоборцем Львом Армянином. Никита, будущий патриарх Игнатий, был оскоплен и пострижен в 14 лет. Вошел в историю как приверженец церковной партии студитов, строгий подвижник и ревнитель православной веры. По словам современников «отличнейший монах, но никудышный патриарх». Из-за своей излишней строгости и неумеренной ревности снискал себе множество врагов как среди светских правителей, так и среди епископов.

Во время патриаршества Игнатия, правителем Византии был император Михаил, получивший в народе и исторических документах прозвище Пьяница. Это был безвольный правитель, за которого империей управлял его дядя Варда. Варда был умный и мудрый правитель, единственным недостатком которого было его излишнее страстолюбие. Игнатий несколько раз пытался его вразумить, и, наконец, не видя другого способа, отлучил его публично от причастия в день Богоявления 857 г. Это событие явилось переломным в судьбе патриарха и Восточной Церкви. По приказу Варды патриарх Игнатий был низложен и отправлен в ссылку на о. Теревинф.

В этом же году на патриарший престол возводится Фотий (857- 867; 877- 886), бывший придворным учителем и личным секретарем императора. Следует отметить, что Фотий не искал себе патриаршества, и согласился на принятие сана патриарха лишь после того, как он узнал, что Игнатий не против его рукоположения. Дальнейшим шагом Фотия было написание письменного заверения, о неповинности его в низложении своего предшественника и подтверждение его уважения к патриарху Игнатию. Константинопольский Собор 858 года официально утвердил Фотия на патриаршем престоле.

С этого момента начинается внутрицерковная борьба между церковными партиями приверженцев патриарха Игнатия и патриарха Фотия, с привлечением папы Римского, как судьи. О влиянии и действиях папы Римского Николая мы говорили в нашей предыдущей теме, поэтому мы не будем останавливаться на этом вопросе в нашей теме.

В 866-867 гг. в Византии происходят политические изменения в Византийской империи. В это время по приказу императора Михаила был убит его соправитель и дядя Варда, а на его место возводится его фаворит – Василий Македонянин. Этот человек, поняв какой подарок приготовила ему судьба, решился на военный переворот и убийство императора, которое произошло 23 сентября 867 года. Через 2 дня – 25 сентября 867 года патриарх Фотий был низложен и заключен в темницу, а на его место императорским указом был возвращен из ссылки патриарх Игнатий.

Причину возвращения Игнатия церковные историки видят в том, что патриарх был царского рода, уважаем среди монахов, был очень благочестив, и, наконец, пострадал от предшественника Василия. Такими шагами император Василий попытался привлечь к себе народ и расширить круг своих единомышленников. Кроме того, императору были известны взаимоотношения Фотия и папы Римского Николая, а через него можно было наладить контакты с западными государями.

Император и патриарх начинают переписку с папой Римским Адрианом II, и просят его суда. Папа, который как и его предшественник Николай, не преминул вмешаться в дела Восточной Церкви. В 869 году в Риме был созван Собор, на котором были торжественно сожжены Акты Собора 867 года и произнесена анафема на патриарха Фотия и его соратников. Эти постановления должны были иметь значение для всех восточных патриархатов. Таким образом папа показывает себя вселенским судьей и повелителем всей Церкви. События, произошедшие в дальнейшем, а именно Константинопольский собор 869-870 гг. показал, что папа обманулся в своих ожиданиях относительно Константинополя. На этом соборе Игнатий был провозглашен патриархом, однако отказался вернуть папе Болгарию (болгарский вопрос будет рассмотрен ниже) и отказался подписать папскую формулу, принесенную из Рима папскими легатами. Папа, узнав об этом, стал грозить анафемой. Однако ни император, ни патриарх на это никак не отреагировали. Кроме того, в это время замечается сдвиг в отношениях между императором, патриархом Игнатием и патриархом Фотием. Во многом это произошло благодаря неустанной борьбе патриарха Фотия с латинскими влияниями и его стойкости в перенесении житейских невзгод и заточения.

Перед своей смертью в 877 г. патриарх Игнатий примирился с патриархом Фотием и поручил ему своих близких друзей, а император приблизил Фотия ко двору, доверив ему воспитание своих детей.

После смерти патриарха Игнатия Фотий вновь становится патриархом, и его утверждают на Константинопольском Соборе 879 года. Папа Римский Иоанн VIII соглашался признать Фотия патриархом при условии признания им в факте своего восстановления влияние папы Римского и передачи римскому престолу Болгарской Церкви, на что Фотий не согласился. Вследствие этого папа анафематствовал Фотия и разрыв между церквями продолжился.

С сожалением следует отметить, что враги патриарха все таки смогли возбудить против него подозрения со стороны нового императора Льва VI, который низложил его, и заточил в монастырь, где Фотий скончался в 886 году.

 

БОЛГАРСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ ВОПРОС. Этот вопрос возник в Константинопольской Церкви еще в 864 году, когда Болгарский царь Борис и его подданные приняли крещение от константинопольских священников. Известно, что Болгария лежала на границе между церковными областями, относящимися к Римской и Константинопольской Церквям. Вследствие этого римские проповедники также проникали на территорию Болгарии. Папа Римский, понимая важность приобретения под свою власть Болгарской Церкви и болгарского государства, которое в то время начинало набирать силы, всеми силами пытался привлечь болгар на свою сторону. Таким образом он сумел испугать царя Бориса возможностью политической и религиозной зависимости со стороны Константинополя и обещал ему помощь. В 865 году царь Борис обратился к папе с просьбой прислать в Болгарию латинских священников и епископов. Латинские священники прибыли в Болгарию, где стали заново миропомазывать болгар в и вводить латинские обычаи. Греческие священники были изгнаны из страны. Именно этот вопрос явился главным моментом обсуждения на Соборе 867 года под председательством патриарха Фотия, где были осуждены действия папы Николая, и он был предан анафеме. Этот документ был подписан Восточными патриархами и отправлен императору Людовику с просьбой низложить папу с престола.

В дальнейшем этот же «болгарский вопрос» рассматривался на Константинопольском Соборе 869 года, где патриарх Игнатий остался непреклонным в вопросе подчинения Болгарской Церкви Константинопольскому патриарху. Латинские священники были удалены с территории Болгарии, так как к этому времени болгары сами увидели, что Римская Церковь ищет лишь преобладания над ними.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 309.