Папы Григорий VII Гильдебранд (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216). Их жизнь и деятельность.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Папа Григорий VII (1073-1085). Родился в маленькой тосканской деревне и воспитывался в монастыре св. Марии на Авентине. Став архидиаконом, т.е. первым помощником папы, он оказал большое влияние на современную ему

папскую политику и папство последующих веков. Ему принадлежат многие положения римской церкви, существующие до настоящего дня.

Основой папской политики папы Григория VII стало его сочинение «Dictatus papae» в 27 пунктах. Вот некоторые из них:

1. Только римский папа вправе называться вселенским.

6. С лицами отлученными папой нельзя находиться даже в одном доме.

12. Папа вправе низлагать императоров.

19. Никто не может судить папу.

22. Римская Церковь никогда не ошибалась, она будет вечно непогрешимой.

23. Несомненно то, что каждый канонический папа становится святым.

27. Папа может освободить подданных от присяги лицу, совершившему грех.

Особенно сильно папа боролся со светской инвеститурой, т.е. правом светских властей раздавать церковные должности. На соборе в Риме в 1075 году он постановил низлагать тех духовных лиц, которые получили должности от светских правителей, а светских правителей, производящих это посвящение – низлагать.

Результатом этого явилось обострение борьбы во Франции, Германии, Британии, Испании, Богемии, Польше. Особенно сильное противодействие папе оказал германский император Генрих IV. Их борьба продолжалась с переменным успехом и закончилась лишь после смерти папы 25 мая 1085 года в г. Салерно (Италия).

Итогом папской деятельности явилось установлениецелибата (оно проходило не безболезненно; известны слова священников, сказанные в Майнце (Германия): « если ему люди плохи, пусть добудет себе ангелов»); поражение светской инвеституры; независимое избрание от светских лиц папы; вознесение папской власти над светской.

Папа Иннокентий III (1198-1216). Был юристом по образованию и одним из умнейших людей своего времени. При нем папство достигло вершины влияния в Европе. Он впервые назвал себя Vicarius Christi (наместником Христа), вполне осознавая себя наместником Бога на земле с неограниченной духовной и политической властью. Современники называли его «Lux mundi, stupor mundi» – светом и удивлением миру. Ему принадлежат такие слова, которые навсегда вошли в историю римской церкви: « Мы поставлены над правителями, ибо нам надлежит их судить»; « Христос заповедал Петру не только Вселенскую Церковь, но и весь мир в управление»; « Правителям дана власть на земле; папам власть на земле и на небе. Первые властвуют лишь над телами, вторые над телом и над душой».

После папы осталось 6000 писем к разным лицам, что говорит о его плодовитости и работоспособности. Он вмешивался в дела всех дворов и хозяйничал в Европе, как полновластный хозяин. Он управлял делами Италии, Германии, Франции, Испании, Португалии, Англии, Венгрии.

IV Латеранский Собор 1215 года, на котором было 500 епископов, 800 аббатов, Иерусалимский и Константинопольский латинские патриархи, государи Западной Европы показал мощь папства. Папа самолично руководил собором и принял 70 канонов, касающихся различных сторон церковной жизни, взаимоотношений церкви и государства. На этом соборе появился запрет на появление новых монашеских орденов, причащение мирян под двумя видами (как было раньше), объявлен крестовый поход.

 

Орден Иезуитов. Основание и современное положение.

 

Был основан в 1534 году в Париже, где Игнатий Лойола и 6 его сподвижников дали обеты бедности, целомудрия и апостольского служения в Святой Земле или, если им служить там не удастся, то повсюду, куда направит их папа. Орден был утвержден в1540 году папой Павлом III, который одобрил проект устава ордена. Орден ставил своей задачей спасение и совершенствование своих членов и всех ближних.

Иезуиты много противостояли Реформации в Европе, открыто с ней полемизируя. Образование стояло у них на высочайшем уровне.

В настоящее время в руках иезуитов сосредоточена вся педагогика Римской Католической Церкви. Они руководят 94 богословскими вузами, 59 светскими вузами, сотнями колледжей, Папским библейским восточным институтом, ватиканским радио. Крупнейший ватиканский центр – Григорианский Университет, готовящий кадры для ордена. Иезуиты издают журнал «La civitta catholica» и около 1000 периодических изданий на 50 языках мира, возглавляют католические миссии по всему миру.

Точное количество иезуитов нигде не указывается. Предположительно в США их около 8000, в Испании – 6000, Британии – 5000. Весь мир делится иезуитами на 50 провинций.

Главой ордена является папа Римский, который избирает своего представителя (генеральный препозит) из 3-х кандидатов в течение 5 дней. Центр иезуитов – Рим. Девиз иезуитов – «Ad majorem gloriam Dei» (для большей славы Господней).

 

 

Сокращение пределов греко-восточной Церкви.

 

В VII веке началось сокращение пределов греко-восточной Церкви, вследствие нападения арабов на границы Византийской империи. В XI веке произошел распад арабского Багдадского халифата на мелкие государства, и Византия ненадолго отняла свои области. Около половины XI века Византийская империя подвергается нападению новых завоевателей – турков – сельджуков, живших в X веке около Каспийского моря и помогавших арабам. Они под предводительством султана Тогрульбека захватили арабские царства Багдадского халифата. Выступивший против них византийский император Роман Диоген в 1071 году был разбит и взят в плен. Сельджуки завоевали Каппадокию, Киликию, Исаврию, Иконию. Было образовано Иконийское сельджукское царство со столицей в городе Икония. Также были завоеваны города Антиохия и Дамаск. Положение христиан на захваченных территориях было очень тяжелым.

Надежды византийцев на крестовые походы не оправдались. Латинские крестоносцы преследовали цели распространения католичества на захваченных территориях, укрепления его, захват восточных богатств. Все это послужило образованию Латинской Империи (1204-1261) и Никейской греческой Империи (1204-1261). В этот период на территории Латинской империи наблюдаются народные восстания и притеснения греков – православных и священников. Лишь в 1261 году император Михаил VIII Палеолог вернул Константинополь грекам и восстановил Византийскую империю и Константинопольскую Церковь.

Вскоре у Византии появились новые враги в лице турков – османов, служивших у иконийского султана и по распаде султаната, образовавших свое государство в горах Вифинии (провинция в Малой Азии). Сын султана Османа Орхан (1326-1360) подчинил себе территорию Никомидии и почти все города в Малой Азии. Сделав своей столицей город Брусу он принял титул падишаха и назвал ворота своего дворца Высокой Портой. Император Андроник III Палеолог (1328-1341)был им разбит в 1333году под стенами г. Никеи.

Приемник Орхана, Мурад I (1360-1389) отнял у греков Фракию и сделал своей столицей город Андрианополь. Этот султан разбил объединенные войска сербов, болгар и венгров. Этот султан проявлял особую жестокость (издал закон, по которому каждого 5 военнопленного старше 15 лет обучать турецкому языку и обращать в магометанство). Византийский император Иоанн V Палеолог (1341-1391)не видя другого выхода, принял католичество, надеясь на помощь Запада. Однако папа, обещавший помощь, так и не предоставил ее.

Сын Мурада I – Баязед I (1389-1400)завоевал Сербию, Болгарию, Македонию, Фессалию и Грецию, принудив императора Мануила II Палеолога (1391-1425) платить дань. Византийская империя заключалась теперь почти лишь в одном Константинополе. В правление Баязеда, еще больше ненавидевшим христиан, многие из христиан принимали мусульманство для сохранения своей жизни. Лишь гибель Баязеда от татаро-монгольского хана Тамерлана спасла Византию от полного поражения.

Последующие султаны: Магомет I (1413-1421), Мурад II (1421-1451)иМагомет II принудили Византию платить дань. 23 мая 1453 года при императоре Константине XI (1449-1453) Константинополь пал и Византийская империя прекратила свое существование.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 266.