ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Церковь в IV веке вступает в тесный союз с государством. Она начинает влиять на государство, а государство, в свою очередь, начинает влиять на Церковь. Влияние государства на Церковь выражается в участии императоров в церковных делах и предоставлении Церкви разных прав и преимуществ. Влияние же церкви на государство обнаруживается в том, что она начинает иметь нравственный контроль над гражданским управлением и проводить свои нравственные начала в государственное законодательство. Император Константин Великий, много способствовавший утверждению и развитию христианства в Римской империи, назвал себя епископом внешних Церковных дел. Однако последователи императора постепенно стали вмешиваться в дела Церкви, что не всегда было полезно для Христианской Церкви (пример: действия императоров в период Вселенских Соборов).

Ниже мы приведем права и преимущества, которые государственная власть в лице императора предоставила Церкви:

1. Обеспечение Церкви и ее клира содержанием.

До IV века Церковь существовала лишь за счет пожертвований со стороны верующих, которые были временными и случайными. С IV века Церкви даруются поместья, поля, дачи, дома, которые являются способами обеспечения Церкви. Кроме вышеперечисленных источников содержания в церкви существовали также десятины и денежная благодарность за совершение таинств и исправление христианских треб. Десятины, имевшие широкое распространение на Востоке в IV веке лишь в отдельных Церквях, не получили в дальнейшем широкого распространения. В западных же церквях эта практика имела свое развитие и практикуется до настоящего времени (особенно в протестантских церквях и течениях). Что касается платы за совершение церковных треб, то вначале эта практика вызывала нарекание со стороны церковных властей и Соборов. Однако когда постепенно церковное имущество стало переходить в руки государственных властей, эта практика вошла во всеобщее употребление.

2. Освобождение Церкви и клира от общественных податей и повинностей.

Еврейские раввины и языческие жрецы были освобождаемы от повинностей в пользу государства по законам Римской империи. Такое же право теперь предоставлялось и клиру, начиная с 319 года по закону императора Константина Великого. Такое положение дел вскоре привело к тому, что богатые (чтобы не платить налоги в государственную казну) и бедные (чтобы избавиться от военной повинности) стали причислять себя к клиру. Поэтому законами в 321 и 383 годах было приказано причислять в клир только на место умерших клириков, и чтобы богатые в этом случае отказывались от своих имений.

3. Освобождение клира от гражданского суда.

С этого момента право суда клира стало предоставляться епископу (подтверждением могут служить указы императоров Констанция (355 г.), Юстиниана I и Ираклия (628 г.)), а при совершении особо тяжких преступлений епископ снимал сан, и клирика судил гражданский суд.

4. Право церковного убежища.

По примеру закона Римской империи, согласно которому языческие храмы могут служить убежищем всем гонимым и преследуемым, такое же право было предоставлено и христианским храмам. Этот закон подтвердил император Феодосий II своим указом 431 года, постановив разрешить искать убежище в церкви безоружным и преследуемым, и запретил под страхом смерти изгонять их из храма.

В сфере государственной деятельности Церковь получила также некоторые права. Так государство предоставило епископам нравственный контроль над правителями областей и высшими чиновниками; разрешило епископам участвовать в гражданских и общественных судах; заведовать делами вдов и сирот.

На Западе отношение между церковной и гражданской властями были несколько иными. Например, государь мог давать землю епископу, однако в этом случае епископ становился зависимым от землевладельца. Очень часто светские правители вмешивались в дела Церкви. В X веке каждый князь имел право поставить на своей земле поставить епископа, посредством вручения ему кольца и пастырского жезла. Это действие получило названиеинвеститура. Поскольку князь самолично избирал и поставлял на престол епископа, он по своему усмотрению мог и лишить его сана, судить светским судом.

 

Церковная иерархия. Три степени церковной иерархии – диаконство, священство и епископство, появившиеся при основании Церкви, остались неизменными и в IV веке. Однако с развитием богословского образования и науки, Церковь стала требовать от вступающих в клир исполнения некоторых обязательных условий, которые не были обязательными в предыдущие века. Теперь от вступающих в клир и хотевших занять высшие иерархические степени требовали, чтобы кандидаты были научно и богословски образованными. В это время, кроме известных языческих школ и училищ, появляются частные богословские школы и школы при монастырях.

Определился также возраст кандидатов для вступления в клир и занятия определенных церковных должностей. В диаконы стали поставлять не ранее 25 лет, в иподиаконы – не ранее 20 лет, в священники – не ранее 30 лет, в епископы - в 35- 40 лет. Следует отметить, что в это время епископы избирались в основном императором, и очень редко народом. Причиной избрания епископов императорами часто было то, что народ создавал избирательные партии и нередко происходили волнения и битвы между противниками и защитниками того или иного епископа.

Начиная с IV в. в епископы на Востоке стали избираться только безбрачные (согласно постановлению Эльвирского Собора 306 г. и закона императора Юстиниана I в 528 г.). Особенно важны для нас постановления Никейского (325 г.) и Трулльского (692 г.) Соборов. Так Никейский собор вначале хотел узаконить безбрачие духовенства во всей Церкви. Однако епископ Пафнутий указал отцам собора на тяжесть безбрачия для многих священников. Вняв его голосу Собор принял решение предоставить безбрачие воле каждого.

Трулльский Собор поставил окончательную точку в решении вопроса о безбрачии духовенства, своими правилами 6 и 13 постановив, чтобы епископы не вступали в брак, а священники, диаконы и иподиаконы вступали в брак до принятия сана.

На Западе безбрачие укоренилось среди 3 первых иерархических степеней. Особенно сильное развитие эта практика получила в VIII – XI вв. и остается неизменной до сего дня.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ МИТРОПОЛИЙ И ПАТРИАРХАТОВ.

Епископское, митрополичье и патриаршее управление. В IV веке епископ продолжает управлять в своей области, которая вначале именуется парикией, а потом епархией. Все верующие, входившие в состав его прихода, находились под его руководством и подчинялись ему. При императоре Константине Великом появилось 4 префектурывосточная (Константинополь и земли на территории совр. Болгарии, Турции, Сирии, Израиля, Ливана, Армении и Египта), иллирийская (Фессалоники и земли совр. Греции, Румынии, Македонии, Сербии, Хорватии), италийская (Рим и земли на территории совр. Италии, Хорватии, Ливии и Туниса) и галльская (Трир (Арль) и земли на территории совр. Франции, Испании, Британии и Германии). Эти префектуры в свою очередь делились на диоцезы или округи (при Константине – 14), диоцезы на провинции или епархии при Константине – 52), провинции на парикии, состоявшие из одного или нескольких городков, сел, деревень. Управители диоцезов носили названия архиепископов или экзархов.

Со временем епископы малых городских общин перешли в подчинение к епископам провинциальных городов, получивших название митрополит. Титул митрополитов появился для епископов главных провинциальных городов впервые на I Вселенском Соборе 325 года. Митрополит управлял епископами парикий, и без его разрешения епископы не имели права ничего совершать самостоятельно.

Титул патриарха появился также на I Вселенском Соборе (325 г.). К этому же времени уже сформировались и 3 патриархии – Александрийская, Римская и Антиохийская, которые существовали в главных городах диоцезов, и в силу своего главенствующего положения в Церкви (места непосредственной проповеди апостолов) получили преимущество власти перед другими митрополитами. Александрийскому патриарху подчинялись все церкви Египта, Ливии и Пентаполя; Римскому патриарху – все римские и итальянские церкви; Антиохийскому патриарху – церкви в Финикии и Аравии. На II Вселенском Соборе (381 г.) права патриархии были предоставлены Константинополю, как столице Восточной Римской империи, и местопребыванию императора; ему же была предоставлена власть над церквями Фракии, Малой Азии и Понта. Около V века права патриархии были предоставлены Иерусалиму, и ему стали подчиняться церкви Палестины.

В это время существовало 5 автокефальных Церквей: Кипрская (получила автокефалию согласно 3 пр. III Вселенского Собора 451 г.).

Медиоланская /Миланская/(была независима до VII века, когда при папе Григории Двоеслове присоединилась к Римской Церкви в обмен на помощь в борьбе с лонгобардами).

Аквилейская /Венецианская/(была основана еще в I в. ап. Марком и во главе ее стоял митрополит, которому подчинялись 14 епископов. Одно время митрополит носил титул патриарха, который сохранился до сих пор и им именуется католический архиепископ этого города. Была присоединена к Римской Церкви в 698 г. по той же причине, что и Миланская Церковь).

Равеннская (расцвет Церкви приходится на IV-V вв., а история подчинения Риму схожа с предыдущими церквями).

Карфагенская (была независима до 429 года, когда в Африку хлынули вандалы и разрушили храмы и приходы Африки. Окончательное подчинение ее Риму произошло при папе Льве Великом).

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 224.