Монофизитство после IV Вселенского Собора.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соборным осуждением монофизитство не было уничтожено. Наоборот дальнейшая история Церкви представляется нам периодом борьбы монофизитов с православными при помощи императорской светской власти. Дальнейшие византийские императоры либо проявляли свою приверженность монофизитам, либо поддерживали православных, либо старались их примирить между собой.

После закрытия Халкидонского Собора, произошли волнения в Палестине, где был изгнан со своего престола патриарх Ювеналий (вернулся на престол лишь с помощью военной силы в 453 году); в Александрии, где монофизиты создали свое отдельное общество под управлением пресвитера Тимофея Элура, а затем произвели восстание, в ходе которого убили православного патриарха Александрийского Протерия. Такие же волнения наблюдались и в Антиохийской Церкви, где патриархом стал Петр Гнафевс, изгнавший православного патриарха и создавший сильную монофизитскую общину. Ему принадлежит введение в Трисвятую песнь монофизитского прибавления «распныйся за ны».

Император Лев I Фракиянин (457- 474) низложил и Тимофея Элура и Петра Гнафевса, но его приемник Василиск, для своего укрепления на престоле, возвратил обоих на прежнее место. Этот же император издал в 476 году окружноепослание, в котором осудил Халкидонский Собор. Следствием этого явилось образование в Церкви двух сильных враждующих партий. Император, желая прекратить волнения в Церкви и государстве, издал другое окружное послание, отменяющее предыдущее. К сожалению, он издал его слишком поздно и его противник – Зенон вернул себе престол и императорскую власть.

Новый император, оказывая свою благосклонность православным, все же хотел вернуть и монофизитов в лоно Православной Церкви. Следствием этого его желания явился изданный в 482 году документ под названием «энотикон» (согласительное вероопределение), целью которого было установить общение между православными и монофизитами. Этот документ был построен таким образом, что в нем нарочно умалчивалось о естествах в Лице Иисуса Христа, и двусмысленно трактовался Халкидонский Собор с его постановлениями. Такой документ, как этого и следовало ожидать, не удовлетворял ни монофизитов, ни православных.

Папа Римский Феликс II, узнав об издании «энотикона», осудил принявших его, и даже прервал общение с восточными Церквями. Этот раскол между церквями продолжался до прихода к власти императора Юстина I (518-527), который возобновил общение с Римом. Во время его правления православие получило значительный перевес, была подтверждена важность Халкидонского собора, низложены монофизитские епископы.

 

Меры императора Юстиниана I по установлению Церковного мира.

В 527 году на византийский императорский престол вступил Юстиниан I (527 –565), который со своей стороны попытался положительно решить вопрос о взаимоотношениях между монофизитами и православными в Византийской империи. В это время монофизитство сильно распространилось в Египте, который был важной провинцией в составе Византийского государства. Император понимал, что разделение Церкви неблагоприятно как для государства, так и для Церкви. Следует отметить, что ему, как и его предшественникам, не удалось достичь каких-либо положительных результатов в решении этого вопроса. Многие историки находят причину неудачи императора в его жене Феодоре, которая была тайная монофизитка, и способствовала укреплению его. Именно под ее влиянием в 533 году император сделал уступку монофизитам, согласившись на введение монофизитского прибавления «распныйся за ны» к Трисвятой песни в Константинопольской Церкви. В 535 году, опять по настоянию императрицы, Юстиниан назначил патриархом Константинопольским тайного монофизита Анфима. К счастью прибывший в это время папа Римский Агапит помог Юстиниану вовремя осознать свою ошибку и сместить патриарха-монофизита.

В 536 году император предпринял попытку примирить православных и монофизитов, для чего был собран Собор в Константинополе. Однако, вследствие упорства со стороны монофизитов, соборные заседания ни к чему не привели. Император подтвердил прежние законы против монофизитов, и многие из них бежали в Великую Армению, где утвердили свою ересь.

 

Спор о трех главах.

Как мы уже отмечали, император Юстиниан использовал любые возможности, чтобы принести мир в Церковь и обезопасить государство. Его жена Феодора, тайная монофизитка, предложила ему план присоединения монофизитов к православию. Монофизиты предлагали осудить Феодора Мопсуетского и его друзей – блаженного Феодорита Кирского и Иву Эдесского. После их осуждения монофизиты обещали присоединиться к православной Церкви. Это был очень хитрый ход со стороны монофизитской партии. Таким образом, они хотели поставить Православную Церковь перед лицом противоречия самой себе, так как блаженный Феодорит и Ива Эдесский были признаны православными на III Вселенском Соборе.

Император не понял этой хитрости и осудил в 544 году Феодора Мопсуетского, сочинения Феодорита Кирского против св. Кирилла Александрийского и письмо Ивы Эдесского к Марию-персу, выступив, таким образом, против постановлений Халкидонского Собора. Всем епископам предлагалось подписать это постановление. Восток подписал это постановление, однако на Западе оно встретило негодование. Ни один из западных епископов долго время не подписывал этот документ. Вплоть до 551 года продолжалось противостояние между Римской Церковью и императором. Наконец, в 553 году, император решил созвать в Константинополе Собор для окончательно решения вопроса о Феодоре Мопсуетском, Иве Эдесском и блаженном Феодорите Кирском.

 

Открытие V Вселенского Собора в Константинополе в 553 году.

На Соборе, открытом в 553 году в Константинополе, председательствовал патриарх Константинопольский Евтихий и присутствовало 165 епископов восточной и западной церквей. Результатом соборных заседаний было осуждение Феодора Мопсуетского, как еретика-несторианина; некоторых сочинений блаженного Феодорита Кирского и Ивы Эдесского без осуждения их как людей. Также были подтверждены постановления все предыдущих Вселенских Соборов, и осуждены некоторые мнения Оригена (о предсуществовании душ, о раскаянии диавола).

Император Юстиниан со своей стороны предоставил Собору докладную записку о соединении Божества и человечества в Иисусе Христе в виде молитвы «Единородный Сыне», которая с этого момента вошла в состав литургии.

Если на Востоке постановления Собора не встретили противоречий среди православных, то на Западе вплоть до конца VI века решался вопрос принимать или не принимать постановления V Вселенского Собора.

 

Упорство монофизитов и образование дохалкидонских церквей: коптской, эфиопской, сирийской и армянской.

Попытки императора Юстиниана присоединить монофизитов к православной Церкви не приводили к положительным результатам. Последняя попытка императора, предпринятая, им в 564 году также не имела успеха. В этом году император потребовал от православных епископов принять монофизитов в церковное общение. Когда многие епископы отказались сделать это, он начал низлагать их и отправлять в ссылки.

Монофизиты к этому времени уже составляли вполне сформировавшиеся церковные общины, не подчинявшиеся гражданской и церковной властям.

Коренное население Египта, под названием копты, составляли основу монофизитских общин и имели своего патриарха. В настоящее время эта церковь существует и насчитывает 1,5 миллиона верующих, 1500 храмов, 1000священников, 26 епархий 3 мужских и несколько женских монастырей,Семинарию. Возглавляет церковь с 1971 года патриарх Шинуда III (117 патриарх). Вероучение коптской церкви схоже с православным (различие в признании IV Вселенского Собора и учении о Лице Иисуса Христа). Богослужебный язык – северное коптское наречие.

Из Египта монофизитство распространилось в Эфиопии, которая имела тесную связь с Александрией, и получала оттуда епископов. В настоящее время Церковь насчитывает 16 миллионов верующих, 14 епархий, 172 тысячи священников и 15 тысяч церквей. Церковь возглавляет патриарх-абуна Павел. В богослужении имеются некоторые различия с православной практикой (употребление табота - деревянной доски с мощами вместо антиминса; музыкальных инструментов, священных танцев). В жизни эфиопы очень религиозны, однако церковным браком живут лишь духовные лица. Богослужебный язык – древний геэз (одно из эфиопских наречий).

Монофизитство в Сирии обязано своим развитием сирийскому монаху Иакову Барадею, который объединил всех монофизитов Сирии и Месопотамии. Он на протяжении 36 лет путешествовал и основывал монофизитские общества. От него современные сирийские монофизиты получили свое второе название яковиты.

В настоящее время сиро-яковиты имеют свои епархии в Сирии, Ливане, Восточной Турции, Америке. В церкви 11 епископий и около 100 тысяч верующих. Возглавляет церковь патриарх Мар ИгнатийI Ивос. Сиро-яковиты отвергают IV Вселенский Собор по историческим причинам и отвергают учение Евтихия. Богослужебный язык – сирийский.

Армянская Церковь стала монофизитской благодаря историческим причинам. В V веке Армения терпела бедствия от персов и поэтому не могла прислать своих представителей на IV Вселенский Собор, и им были неизвестны постановления, принятые на этом соборе. Бежавшие из Византийской империи монофизиты принесли в Армению слух, что на Соборе принято несторианство.

В 491 году в Эчмиадзине был принят «энотикон» императора Зенона и утверждены постановления трех Вселенских Соборов.

В VI веке, бежавшие в Армению монофизиты принесли ложное мнение о V Вселенском Соборе и постановления четвертого Вселенского Собора были окончательно отвергнуты (хотя в дальнейшем некоторые из армянских патриархов принимали постановления IV Вселенского Собора, например Захария в 862 году и Нерсес III в 1179 году).

В настоящее время Армянская Церковь состоит из 2 католикосов (в Эчмиадзине (Армения) и Киликии (Ливан)) и 2 патриархов: Константинопольского и Иерусалимского. Эчмиадзинский патриарх обладает первенством чести и считается верховным. Сейчас им является КарекинII.Армянская Церковь распространяет свою юрисдикцию на Иран (3 епархии), Индию, Ирак, Египет, Сирию, Ливан, Кипр, Турцию, Грецию, Америку (2 епархии). Общее колличество верующих – около 1,5 миллиона и имеется Семинария и Академия в Эчмиадзине.

Основными обрядовыми особенностями Армянской церкви являются: прибавление к Трисвятой песни слов «распныйся за ны»; евхаристия совершается на опресноках и вино не смешивается с водой (влияние монофизитов); Рождество Христово празднуется вместе с Богоявлением.

 


Происхождение монофелитства и заботы византийских императоров о соединении монофизитов с православной Церковью.

Монофелитство является продолжением или новым пониманием некоторыми церковными иерархами монофизитства. Во многом монофелитство обязано своим появлением византийской светской власти, желавшей во что-бы то не стало воссоединить монофизитов с православными в империи.

Церковные историки до сих пор не пришли к единому мнению, кто был инициатором появления монофелитства. Одни (проф. Болотов, проф. Поснов) видят виновником появления монофелитства патриарха Сергия Константинопольского, который хотел примирить монофизитов с православными, и изыскивал для этого все средства. Другие (проф.Смирнов) отдавали всю заслугу возникновения монофелитства императору Византии Ираклию (611-641), который из-за политических причин способствовал любому продвижению в сторону воссоединения православных с монофизитами.

В любом случае, в 622 году, император Ираклий, находившийся в Армении по случаю войны с персами, предложил монофизитам унию с православной церковью при условии признания в Иисусе Христе одной воли при двух природах. Следует отметить, что впервые такую формулировку разработал патриарх Сергий Константинопольский, который однако добавлял, что если будет найдено у других отцов другое учение, утверждающее две воли и два действия в Иисусе Христе; то с этим следует согласиться.

Еще более способствовало развитию монофелитства утверждение на Антиохийской кафедре монофизита Афанасия (630 г.) и Кира на Александрийской кафедре (631 г.). Именно Киру удалось заключить унию с местными монофизитами в 633 году на основе соглашения состоявшего из 9 пунктов. Для нас представляет особый интерес 7-й пункт, в котором утверждалось: “Один и тот же Христос и Сын совершает Божественное и человеческое единым богомужным действием”.

Против такого толкования выступил монах (в будущем патриарх Иерусалимский) Софроний, который выступил с резкой критикой соглашения и направился в Константинополь к патриарху Сергию. Патриарх, принявший 9 пунктов соглашения, в свою очередь попытался настроить против Софрония папу Римского Гонория, который был очень недальновидным иерархом. Он как и патриарх Сергий подтвердил одну волю в Иисусе Христе.

Став в 634 году патриархом Иерусалимским Софроний в своем “общительном послании” доказывал на основе ссылок на творения папы Льва Великого 2 природы и две воли в Иисусе Христе. Этот труд на некоторое время приостановил движение в пользу унии монофизитов с православными.

Лишь в 638 году император Ираклий издал “Изложение веры” (экфесис), в котором запрещал поднимать вопрос о волях Иисуса Христа, хотя и требовал признания в Иисусе Христе одной воли.

С этого момента Константинопольские патриархи стали поддерживать это изложение веры, чего нельзя сказать о папах Римских, выступавших против него.

После смерти императора Ираклия новым защитником монофелитства сталКонстанс II (642-668), а защитниками православия выступили Максим Исповедник и папа Мартин Римский.

Действия императора заключались в издании в 648 году типоса, которым запрещались всякие споры о волях в Иисусе Христе. За неподчинение налагались различные наказания вплоть до лишения сана, звания и конфискации имущества.

Теперь остановимся на действиях защитников православной веры. Максим Исповедникбыл настоятелем одного из константинопольских монастырей, не захотевшим принимать «экфесис» императора Ираклия и бежавший в Африку. Здесь он на соборе 646 года осудил вместе с североафриканскими епископами монофелитство, а затем переехал в Рим.

В Риме он нашел себе поддержку в лице папы Мартина, который в 649 году на Латеранском Соборе (присутствовало 150 западных епископов) осудил патриархов-монофелитов, подтвердил православное учение о двух волях в Иисусе Христе и все это изложил в особом документе. Императору Констансу это не понравилось, и в 653 году пап был схвачен, доставлен в Константинополь на императорский суд, осужден и отправлен в ссылку в Херсонес, где он умер от голода в 655 году.

Не менее пришлось пострадать за православие и Максиму Исповеднику. В начале 655 году он был арестован и отправлен на императорский суд, где не отрекся православия. Летом этого же года он был отправлен в ссылку в город Визию (Фракия). В начале 662 года он был вновь вызван в столицу на допрос, где твердо отстаивал православие, за что был подвергнут казни (отсекли язык и руку) и вторично сослан на Кавказ, где умер летом 662 года.

После этих действий противники монофизитства были на некоторое время сломлены и не протестовали.

 


Дата: 2016-10-02, просмотров: 350.