Учение об Иисусе Христе Диодора Тарсийского и Федора Мопсуетского.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос о соединении в Иисусе Христе Божественной и человеческой природ продолжал волновать богословов Антиохийской школы, к которой относились Диодор Тарсийский и Федор Мопсуетский. Они, как трезвые философы, строгие аскеты и убежденные последователи Никейского Символа Веры рассуждали, что Божество и человечество, по физическим причинам не могут быть просто соединены.

Диодор Тарсийский размышляя о соединении природ в Иисусе Христе, предполагал, что человеческая природа во Христе была совершенная и самостоятельная. Воплотившийся Бог обитал в Иисусе Христе как в храме, а от Девы Марии родился человек, а не Бог-Слово, так как от смертного рождается смертное. Отсюда получалось, что Христос был простым человеком, в котором обитало Божество.

Более последовательно размышлял Федор Мопсуетский, который предполагал, что соединение Божества и человечества в Иисусе Христе ведет к ограничению Божества. Он учил, что Божественная и человеческая природа в Иисусе Христе соприкасались друг с другом. Иисус Христос родился простым образом от Девы Марии. Бог Отец, по своему Божественному предвидению, захотел спасти род человеческий через Иисуса Христа. Бог Отец еще до Его зачатия соединился с Ним своей благодатью. Эта благодать укрепляла силы Иисуса Христа и давала ему возможность бороться со грехом, страстями душевными и телесными. Во время крещения Он был усыновлен от Бога и был признан Сыном Божиим. Во время крестных страданий страдал человек-Иисус, но не Бог. По учению Федора Мопсуетского Бог-Слово и человек-Иисус совершенно отдельные и самостоятельные личности и из-за этого Деву Марию нельзя назвать Богородицей.

 

 

Учение о воплощении Бога –Слова Кирилла Александрийского.

Противоположность в рассмотрении вопроса о воплощении Бога-Слова мы наблюдаем у Кирилла, епископа Александрийского. Он учил, что Бог-Слово, приняв человеческую природу, остался таким же, как и до Своего воплощения. Приняв человеческую природу, он возвел ее на более высокий уровень. Таким образом после Своего воплощения Иисус Христос остался тем же самым, каким он был до воплощения, то есть одним нераздельным лицом. Все, что переносило тело и человеческая душа Бога-Слова, Он сам переносил, ибо это его тело и душа.

Поскольку Дева Мария таким образом родила Бога – она называется Богородицей.

 

На основе всего вышесказанного можно отметить, что спор о воплощении Иисуса Христа является спором двух богословских школ Антиохийской и Александрийской, которые по- разному понимали каким образом воплотилось второе Лицо Святой Троицы. В дальнейшем этот вопрос приведет к Вселенскому собору и разделению в Церкви.

 

Несторий и его учение.

Был воспитанником Антиохийского богословского училища и учеником епископа Феодора Мопсуетского и епископа Диодора Тарсийского, поэтому он был приверженцем их вероучения.

По свидетельству современников Несторий был большим аскетом и обладал даром красноречия, чем обратил на себя внимание императора. Профессор Лебедев отмечал, что Несторий был человек с достоинством, гордый и крайне запальчивый, любивший настоять на своем; но самое страшное, что привело к развитию ереси Нестория, было слабое знание с его стороны жизни и интересов Церкви.

В 428 году Несторий, став епископом Константинопольским, замыслил сделать учение общецерковным, и Церковь выступила против ереси.

Началось все с того, что пресвитер Нестория Анастасий в 428 году в своих проповедях стал проповедовать, что Деву Марию следует называть Человекородицей. В связи с этим в Константинополе поднялось волнение. Однако Несторий подтвердил все сказанное Анастасием и в проповеди на Рождество Христово подробно изложил свое учение, назвав Деву Марию Христородицей. Начавшиеся споры получили свое развитие. Нестория поддержали многие епископы Сирии, окончившие Антиохийскую школу.

Однако в Риме и Александрии учение Нестория встретило сильное противодействие. Епископ Кирилл Александрийский опроверг учение и донес о лжеучении императору Феодосию II Младшему и папе Римскому Целестину. В 430 году папа постановлением Римского Собора отлучил Нестория от церкви и потребовал его отречься в течение 10 дней от своих еретических мыслей. Также папа отдавал свой голос Кириллу Александрийскому во время суда над Несторием. Осенью этого же года епископ Кирилл на Соборе в Александрии осудил ересь и издал против Нестория 12 анафематизмов, в которых доказывал нераздельное соединение в Лице Иисуса Христа двух естеств.

В свою очередь Несторий издал свои 12 анафематизмов, в которых осуждал тех, кто приписывает страдания Божеству. Кроме этого Несторий в своих проповедях и письмах указывал на гонение со стороны Кирилла на него и его последователей.

Император Феодосий, получив такие известия, решил созвать собор в Константинополе для решения вопросов касательно вероучения Нестория и дальнейшей жизни Церкви.

Подводя итог всему известному нам о несторианстве, ученые богословы отмечали, что главной виной Нестория было признание во Христе человеческой личности в соединении с Божеством, а не наоборот. Несторий приписывал Христу грешную человеческую личность и лишь внешне связывает Божественную природу с человеческой природой.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 251.