Состояние вероучения в эпоху Вселенских Соборов. Общий взгляд на характер ересей IV – VIII веков.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Появлению в христианской Церкви в начале IV века новых ересей способствовало развитие богословской науки и как следствие непонимание некоторыми членами Церкви различных сторон богословского вероучения православной Церкви.

Если прежде ереси и расколы появлялись в какой-либо одной местности или церкви, и уничтожались после борьбы с ними на канонической территории этой церкви, то теперь, с принятием христианства всем государством, они охватывали всю империю и тем самым разделяли ее на православную и неправославную половины.

Ереси поражают иногда большие области империи и имеют в своих рядах довольно большое количество приверженцев, которые ведут долгую и продолжительную борьбу с православными и православием.

Правительство, в предыдущие века проявлявшее интерес к православным как к отступникам от отеческой религии, в этот период активно участвует в богословских спорах и нередко, в силу политической привязанности к той или иной партии, способствует укреплению еретиков в империи. Императоры, становясь на сторону еретиков, часто способствовали развитию ересей и укреплению их на территории империи.

К счастью, православие одерживает в этой борьбе победу, хотя в некоторые моменты истории положение православных оказывается сходным с состоянием первохристианских общин в римской языческой империи.

 

Ересь Ария и I Вселенский собор в Никее (325 года) при императоре Константине Великом.

Арий, пресвитер Александрийской церкви,является ярким представителем Антиохийской богословской школы, отрицавшей всякого рода таинственность в понимании догматических вероучительных истин, и пытавшийся объяснить учение о Святой Троице в ясном и простом виде, понятном для человеческого разума. Возможно арианство не появилось бы в церкви, если бы Арий не был человеком гордым и независимым.

В понимании тайны взаимоотношений между лицами Святой Троицы Арий с одной стороны боялся разделить три лица, чтобы не получилось три Бога; с другой стороны, принимая учение об одинаковом Божественном достоинстве трех лиц Святой Троицы, он боялся соединить три лица в одно, что могло привести его к савелианству.

Таким образом, появилось собственное учение Ария о Святой Троице. В общем все его учение можно свести к нескольким главным пунктам:

1.Было некогда, когда не было Сына.

2.Сын произошел из несущего.

3.Прежде всех веков Бог привел в бытие Единый Единого, сотворив Собственной Волей неизменного и непреложного, творение Божие совершенное, но не как творение, как рождение, как одно из рождений прежде всех времен и веков.

4.Прежде чем родился, не существовал (Сын).

5.Сын во всех отношениях чужд и не подобен Отцу.

6.Сын подлежит перемене, неизменяемость лежит не в Его существе, а в настроении Его воли.

Как уже упоминалось, Арий был человеком гордым и хотевшим занять Александрийскую кафедру. В этом ему мешал епископ Александр, ставший епископом Александрийским ранее него. С этого момента Арий стал искать способ отомстить ему. В 318 году Арий в споре с епископом Александром высказал свой взгляд по вопросу о Лицах Святой Троицы. Епископ Александр, выслушав его, пытался наставить его и вразумить. Однако Арий, найдя приверженцев своего учения среди некоторых священников и епископов Александрийской Церкви, среди которых были епископы Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский, продолжал исповедовать свои взгляды. Епископу Александру пришлось отлучить его от церкви, что привело к развитию вражды между ними.

В 321 году на Александрийском Соборе учение Ария было осуждено, а его приверженцы анафематствованы. Арий, получивший поддержку от епископа Евсевия Никомидийского всячески покровительствовавшего ему, на соборе в городе Никомидии был оправдан своими приверженцами. Кроме этого епископ Евсевий обратился с письмом к императору Константину Великому, в котором указывал на маловажность споров между Арием и епископом Александром Александрийским. Император Константин, мало разбираясь в причинах этого спора и желая мира церковного, написал письмо в Александрию, в котором просил примириться между собой Ария и Александра. Посланный с этим письмом епископ Осия Кордубский должен был примирить две враждующие стороны.

Приехав в Александрию, епископ Осия вскоре понял, в чем заключалась ересь Ария, и донес об этом императору.

Таким образом, в 325 году был созван вНикее собор для рассмотрения и решения вопросов церковных и рассмотрения учения Ария. Собор торжественно открылся 20 мая 325 года и продолжался до 25 августа. Количество присутствовавших православных епископов на данный момент точно не известно, поэтому в истории придерживаются той цифры, которая встречается у большинства историков церковных – 318 отцов. На Соборе было 7 епископов Западной Церкви, епископы персидский и скифский, а также епископы Восточной Церкви. Среди епископов Восточной Церкви особое внимание на себя обратили Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Павел Неокессарийский и Потамон Гераклейский (оба исповедники), Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский. Оппозицию им составляли епископы - ариане (20 епископов) во главе с Евсевием Никомидийским.

После торжественного открытия Собора 20 мая, Арий был приглашен в зал заседания для изложения своего учения, а епископ Евсевий Никомидийский предоставил на рассмотрение Собора арианское исповедание веры. Особенными защитниками христианского вероучения на I Вселенском соборе явились Евстафий Антиохийский и молодой архидиакон (в будущем епископ Александрийский) Афанасий. Особенные споры на этом соборном заседании разгорелись вокруг выражений: «рожденный из сущности Отца (ek ths ousias tou patros ) и «единосущный» ( omousios ). Ариане видели в первом выражении человеческое рождение Сына и отделение части сущности Бога Отца, а в выражении «единосущный» – слитие в одно Лиц Святой Троицы (ересь савелианства).

Православные отцы церкви указывали, что выражением «рожденный из сущности Отца» никаким образом не указывается на чувственное человеческое рождение Бога Сына, а лишь на непостижимое происхождение Его из сущности Бога Отца. Что же касалось термина «единосущный», то православные указывали на неслияние божества в одно, а наоборот в единство божественного существа, при отдельности их личного бытия.

При окончательном разборе, учение Ария было отвергнуто большинством участников Собора.

Для окончательного примирения ариан и православных епископ Евсевий Кессарийский предложил свой символ веры, в котором Бог Сын назывался Богом от Бога, перворожденным все твари и рожденным от Бога Отца прежде всех веков. Ариане были согласны подписать такой символ, но православные настаивали на внесение в Символ выражений о рождении Сына из сущности Бога Отца и единосущии Его с Отцом.

Поскольку на стороне православных было большинство, и император поддерживал их, соответствующие изменения были внесены. Таким образом, появилась первая часть известного нам теперь Символа Веры, который поется на каждой литургии и читается при крещении в Церкви.

Символ Веры был подписан большинством епископов, (исключение составили Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский, Евсевий Никомидийский, Феогний Никейский и Арий, которые были сосланы, а их учение запрещалось проповедовать в империи). На этом основная часть собора закончила свою работу, хотя на том же соборе было принято еще 20 канонов, касавшихся различных сторон церковной жизни и деятельности.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 187.