В Богемию христианство стало проникать еще при жизни святого равноапостольногоМефодия. В 880 году чешский князь Боривой принял христианство вместе с женой Людмилой от святого Мефодия.
Однако языческая партия в Богемии была довольно сильная. Около половины X века приемник Боривоя Болеслав Жестокий начал гонение на христиан и христианских священников. Позже, после кровавой войны, германский император Оттон I способствовал развитию христианства, но западного обряда. Болеслав принял через некоторое время христианство.
В 973 году его сын Болеслав II Благочестивый (967-999) основал епископскую кафедру в Праге, подчиненную латинскому епископу в Майнце.
Христианство в Польше.
С христианством поляков познакомили беженцы-христиане из Моравии. В 966 годупольский князь Мечислав женился на сестре богемского князя Болеслава Благочестивого – Домбровке и принял христианство восточного обряда вместе со своими подданными от богемского пресвитера Богувида.
В 968 году было основано епископство в Познани посредством германского императора Оттона I, с которым Мечислав находился в союзнических отношениях. Основание епископии стало первым шагом к утверждению в Польше христианства латинского обряда.
По смерти Домбровки Мечислав женился вторично, на саксонской принцессе, немке Оде, что привело к усилению влияния латинского обряда в польской церкви.
Много потрудился над христианизацией своей страны и народа польский король Болеслав I Храбрый (992-1025). Закрепилось латинство в XI веке при Казимире I, когда учреждены были две епископии – в Гнездне и Кракове и по благословению папы богослужение стало совершаться на латинском языке.
Христианство в Сербии и Хорватии.
В VII веке на Балканском полуострове поселились сербы и хорваты, которых византийский император Ираклий (610-641) пригласил с той целью, чтобы они очистили провинцию Иллирию от аваров. Поскольку земли, на которых проживали сербы и хорваты принадлежали Римской Церкви, император Ираклий обратился к римскому епископу прося прислать священников для насаждения христианства. Однако христианство западного обряда не имело успеха среди сербов и хорватов главным образом из-за непонимания ими латыни.
В конце IX века при императоре Василии Македонянине (867-886) сербы и хорваты обратились с просьбой к императору прислать им священников из Константинополя. Священники крестили всех сербов и хорватов (около 870 года) и упрочили христианство восточного обряда благодаря проповеди и богослужебным книгам переведенными святыми Кириллом и Мефодием, которые были написаны на славянском языке понятном для сербов и хорватов.
У сербов христианство восточного обряда сохранилось до настоящего времени. В Хорватии, близкой к Риму, сказывалось влияние Западной Римской Церкви. К концу XI века Хорватия пала под оружием венгров-католиков, и хорваты большей частью приняли католичество. Но хорваты сохранили славянский язык, на который переведены латинские богослужебные книги и они написаны особым «глаголическим» письмом. Как сербы, так и хорваты, особо почитают своих просветителей и учителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Христианство у Скандинавских народов.
Начало распространяться в то же время, что и у славян. В 826 году датский король Гаральд был изгнан народом и отправился к немецкому императору Людовику Благочестивому просить помощи и при этом принял крещение вместе со своей семьей. Получив помощь, он вернулся в Данию вместе с миссионером – латинским монахомАнсгарем. Ансгарь образовал школу в городе Шлезвиг, где обучал выкупленных из неволи датских мальчиков и готовил их к миссионерской деятельности среди своих соотечественников. Через два года Гаральд был снова изгнан, и Ансгарю пришлосьначать проповедовать в Швеции, куда он был приглашен самими шведами. В Швеции он успешно проповедовал и даже построил церковь.
Вскоре папа по просьбе императора Людовика учредил в Гамбурге (Германия) архиепископию, и назначил Ансгаря ее предстоятелем с именем легата апостольского престола во всех северных странах. Поселившись в Гамбурге, он всецело занялся делом проповеди христианства среди датчан, строил школы, монастыри, занимался миссионерской деятельностью. В 853 году Ансгарь совершил путешествие по Швеции с целью укрепления там христианства. Скончался Ансгарь в 865 году. Считается просветителем Дании и Швеции. Окончательно эти страны стали христианскими в XI веке при датском короле Кнуде Великом (1014-1035) и шведском короле Инге (1075).
Одновременно с этими странами приняла христианство и Норвегия. Короли Норвегии стали заботиться об обращении своих подданных еще в IX веке. Окончательно христианство было утверждено при короле Олафе Толстом (1017-1033) в XI веке. Когда Олаф пал в битве за независимость Норвегии, народ провозгласил его национальным святым.
Из Норвегии христианство распространилось также на соседних островах, особенно в Исландии и Гренландии.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 288.