С наступлением благодатных времен для христианской Церкви, она стала развиваться, и христианство стало распространяться за пределы Римской империи.
Пути, которыми христианство расширялось и появлялось в среде мировых народов, были самые различные. Христиане были захватываемы в плен и приносили таким образом христианскую веру в новые земли к новым народам; христианские купцы, торгуя в различных уголках земного шара, приносили сюда христианство. Наоборот, когда язычники попадали в плен к христианам и жили среди них, узнавали многое о христианстве, крестились и приносили эту веру в свои страны, откуда они были родом.
Монахи-проповедники, жившие и ходящие с миссией проповеди Евангелия к другим народам, своей проповедью, верой, добрыми делами и святой жизнью много способствовали проникновению христианства в другие земли.
Еще одним способом появления христианства в новых землях были династические браки, когда дочери христианских королей отдавались замуж за королей-язычников. Часто они обращали своих мужей в христианство, и способствовали крещению народа и появлению новой христианской страны в христианском мире.
Ниже мы рассмотрим пути, по которым распространялось христианство в мире, и укажем основные причины и пути христианизации той или иной страны.
Христианство в Африке.
В Африке христианство появилось в первой половине IV века, и первыми его проповедниками были братья Фрументий и Эдессий, родом из Тира.
Историк Руфин говорит, что они путешествовали на юг Африки, но потерпели кораблекрушение и попали ко двору эфиопского (абиссинского) царя. Со временем они стали приближенными царя и получили даже право проповедовать христианство.
После смерти короля и восшествии на престол нового короля Эзана (Aizana), они получили полную свободу. Фрументий отправился в Александрию, где принял епископский сан от святого Афанасия Александрийского и вернулся назад в Эфиопию, где крестил короля и народ в 329 году.
Эдессий отправился домой в Тир, где принял сан пресвитера и рассказал свою историю Руфину; ему приписывают еще и перевод Священного Писания Нового Завета на абиссинский язык.
Вследствие того, что Абиссинская Церковь находилась в юрисдикции Александрийской Церкви, она полностью следовала в своем учении практики церкви-матери. Из-за этого же, в V веке она вместе с последней уклонилась в монофизитство.
Христианство в Азии (на Кавказе).
Распространение христианства на Кавказе связано с именем Нонны (Нины), вероятно монахини. В IV веке Нонна попала в плен к иверам, воинственному кавказскому племени. Она вела подвижнический образ жизни, исцелила царицу иверов. Когда же царь спросил, какую она хочет награду, Нонна попросила его построить храм ее Богу. Через некоторое время царь заблудился на охоте, и, обратившись за помощью к Богу, которого почитает Нина, благополучно нашел дорогу домой. После этого царь Мерой построил храм и просил императора Константина Великого прислать в Иверию (Грузию) епископа и клир.
С этого времени христианство стало быстро распространяться и среди других соседних племен – лазов и абхазцев. Царь лазов принял крещение в Константинополе в 520 году при императоре Юстине I и способствовал просвещению своих подданных. Этот же император особенно заботился и о просвещении абхазцев, посылая к ним священников и строя церкви.
Христианство в Армении.
Армения нередко подпадала под власть Рима и поэтому была рано связана с христианством. Первые упоминания об армянских христианах относятся ко II веку. В IV веке оно утвердилось благодаря трудам святого Григория, просветителя Армении. Григорий был сыном армянского князя Анака. После истребления всего дома, князя Григория спасла кормилица и отправила его в Кессарию Каппадокийскую. Возвратившись оттуда, он поступил на службу к царю Тиридаду III (в 281 году), и обратил его в христианство. Затем принял сан епископа в Каппадокии от митрополита Леонтия в 302 году и начал созидать Армянскую Церковь.
Потомок Григория – Исаак Великий (390-440) докончил дело святителя, устроив многие церкви, монастыри, школы, положив основание армянской богословской литературе. При нем монах Месроб изобрел азбуку и перевел в 428 году Священное Писание на армянский язык. Его сотрудниками были переведены сочинения святых отцов с сирийского и греческого на армянский.
В 428 году Армения была покорена персами. Персидский правитель Армении Мир-Нерсес хотел насадить в Армении религию Зороастра. В 450 году армянские епископы во главе с католикосом Иосифом составили собор и дали отрицательный ответ Мир-Нерсесу. Это заявление послужило началом войны. В 451 году армяне были поражены, их предводители и епископы были уведены в плен, но христианство в Армении не было уничтожено. Война длилась два столетия, и закончилась лишь когда в 651 году Армения вместе с Персией подпала под власть аравитян-мусульман.
Во время борьбы Церкви с ересями в IV – начале V веков, Армения была православной. Однако во второй половине V века она отделилась от Вселенского православия и приняла монофизитство.
Христианство в Персии.
Появилось во II веке, а организованную форму приняло в IV веке. Христиане объединились под властью митрополита Селевкии – Ктезифона и под управлением Антиохийского патриарха. Персидское правительство смотрело на христиан как на изменников из-за отхода от отеческой религии и из-за подчинения в церковном отношении римлянам, с которыми персы вели войны.
В 343 году христиане, по причине войны персов с Римом, были обложены высокими налогами, а за отказ принять персидскую религию начались гонения на них. Многие христиане были посажены в темницы и преданы мучениям.
В 344 году был издан второй эдикт, согласно которому, христиан заключали в тюрьмы и казнили. В это время множество христиан приняли смерть и мучения. Гонения на христиан продолжались до смерти царя Сапора II в 381 году. После этого персидское правительство вплоть до 418 года вполне благосклонно относилось к христианам. В 418 году епископ города Суз Авда приказал разрушить языческий храм, что послужило началом массового уничтожения христиан.
В средине V века как мученики в персидской Церкви прославились диакон Вениамин,Иаков и Ормизда (люди бывшие знатными и богатыми). Византийское правительство, узнав об этом начало войну, которую персы проиграли.
Положение христиан несколько улучшилось после того, как епископ Акакий выкупил 7000 персидских солдат и этим поступком вернул к себе и христианам любовь царя персов.
Персидская церковь уклонилась в несторианство в V веке и прекратила взаимоотношения с христианами Византийской империи, тем самым отклонив от себя все подозрения в политическом шпионаже в пользу Византии. Поэтому персидское правительство стало относиться к ним более сдержано, и положение христиан в Персии до падения Персидского государства под ударами арабов-мусульман в 651 году было довольно спокойным.
Христианство в Аравии.
Начало распространяться во времена апостольские; здесь проповедовал святой апостол Павел. В III веке в Аравии проповедовал Ориген, и в Аравии жило много христиан, спасавшихся от преследований римских языческих властей. В IV-V веках распространилось в больших размерах. Около 329 года христианство проникло к гомеритам, оседлому арабскому племени. Император Констанций впоследствии направил к ним епископом Феофила-индийца (арианина). Он крестил почти всех гомеритов, но полному крещению всего племени мешали иудеи, жившие рядом.
Ко многим пустынникам приходили арабы (монахам Иллариону, Моисею). Моисей даже стал в 372 году представителем на переговорах между арабской княгиней Мавией и римским правительством. Впоследствии он стал даже епископом. Много потрудились в деле обращения арабов в христианство монах Евфимий и преподобный Симеон Столпник. Монаху Евфимию принадлежит обращение в христианство одного из предводителей арабского племени по имени Аспевета, который был крещен с именем Петра, и стал первым местным арабским епископом в Палестине. Известна также деятельность монахов горы Синай в деле проповеди Евангелия среди кочевых арабских племен.
В IV веке некоторые кочующие арабские племена были вполне христианскими.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 223.