Христианская жизнь в I – III веках.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Христианство изменило языческий мир, в котором преобладал эгоизм. Первые христиане относились к ближним с большой любовью, образовывая единое братство как иудеев, так и язычников, богатых и бедных, свободных и рабов, живя по словам ап. Павла, говорившего о Церкви Христовой. У христиан было общее имущество, из которого каждому выдавалось все, что ему было необходимо (пример: иерусалимская церковь).

В тяжелые времена христиане помогали не только одним лишь братьям- христианам, но всем нуждающимся не смотря на веру, возраст, социальное и материальное положение.

Подтверждение этого мы находим в трудах святых отцов Церкви. Так св. Дионисий Александрийскийописывает поведение христиан во время моровой язвы в Александрии: « Весьма многие от избытка любви и братолюбия не щадили самих себя, но поддерживали друг друга, безбоязненно посещали больных… вместе с ними радостно умирали, потому что, исполняясь страданиями других, привлекали к себе болезнь своих ближних и добровольно принимали их мучения…. Совершенно напротив поступали язычники: они прогоняли начавших хворать, убегали от самих любезных, выбрасывали на улицу полумертвых, и таким образом старались избавиться от передаваемой и сообщающейся смерти, которую однакожь, при всех их усилиях, нелегко им было отклонить от себя.».

Христиане возвели на высокую степень брак, придав ему статус единения Христа с Церковью. Муж и жена в христианстве получали одинаковые права, и жена была уже не рабыня, а спутником его жизни.

Верующие-христиане обнаруживали верное послушание и терпение к императору и его властям, платили все налоги и точно исполняли все свои повинности и обязанности.

С появлением христианства и христиан изменилось отношение к рабам и рабству. Рабы в языческом мире считались существами без всяких человеческих прав. В христианстве рабы и господа были равны. Они вместе молились, принимали причастие, участвовали в богослужении.

Нравственная жизнь христианская послужила началом развития такого направления, как аскетизм. Христиане вначале воздерживались от посещений театров, цирков, считая все это «служением сатане». В дальнейшем некоторые из христиан стали проводить свою жизнь в безбрачии и девстве, бодрствовании ночью и посте. Основанием для такой жизни послужили евангельские советы. Аскетизм существовал ранее у язычников (стоики, пифагорейцы) и в иудействе (ессеи и ферапевты). Христианский аскетизм главным ставил возвышение духа над телом, но не путем умерщвления тела, а путем духовной жизни.

В конце III веке новым толчком к развитию христианского аскетизма послужили гонения от императоров. Многие из христиан бежали в пустыню, где стали вести уединенную жизнь.

 

Мученичество. Христианские обычаи и церковная дисциплина.

Мученичество явилось подтверждением христианского терпения и твердости в вере. Первые мученики, основывались на словах Христа, « кто душу свою положит за Христа, тот найдет ее» (Мф.10,39), и ап. Павла: « ничто не возвышает так и не прославляет Церковь, как кровь ее членов, ничто не приводит в такой степени к ее росту и процветанию, как кровь мучеников» (2 Тим. 2,11). Оригенписал: « христианин скорее отдаст за свою веру свою жизнь, чем язычник за всех богов кусок мантии». Поэтому мученичество было очень распространено в I – III веках.

Христианские обычаи I – III веков имели религиозный характер. Христиане делали символические изображения на стенах домов, домашней утвари (стаканах, тарелках). Они изображали голубя, рыбу, крест, агнца, Доброго Пастыря, виноградную лозу, якорь.

Еще одним христианским обычаем было поминовение усопших, молитва за них и принесение приношений в церковь, как воспоминание о них. Христиане совершали евхаристии и поминали усопших поименно. Все эти обычаи остались в виде фресок в римских катакомбах и сочинениях отцов Церкви.

Церковная дисциплина. Каждый христианин в первые века при крещении давал обязательство исполнять нравственный евангельский закон. Однако не все оставались верными своим обещаниям и совершали грехи. Поэтому в церквях появилась практика покаянной дисциплины.

Основываясь на заповедях Христовых, Церковь вначале увещала согрешившего в частной беседе. Если такое увещание ни к чему не приводило, тогда обличала в присутствии нескольких свидетелей, а затем следовало публичное обличение. Назначался определенный срок для покаяния, после чего христианин епископом принимался в церковное общение. Только в случае смертельной болезни наказание снималось епископом досрочно.

В каждой церкви существовала своя практика церковного покаяния. Так св. Ириней Лионский упоминает о том, что в конце II века многие признавали лишь одно покаяние – при крещении, т.е. согрешившим после крещения оставалось лишь надеяться на милость Божию, а церковь должна была изгонять его и не иметь с ним никакого общения.

Эта различная практика покаяния в церкви послужила развитию такого направления, как монтанизм и возникновению расколов Новата и Фелициссима в Карфагенской Церкви и Новациана в Римской Церкви.

Раскол Новата и Фелициссима.

Возник в Карфагенской Церкви. Новат, будучи пресвитером, выступил против действий Карфагенского епископа Киприана. Новат требовал, чтобы отпадшие во время гонений христиане принимались в церковь без рассматривания их виновности и покаяния, а только по ходатайству исповедников. По этому случаю в Карфагене был созван собор африканских епископов во главе с епископом Киприаном. На нем пресвитер Новат и его единомышленники были осуждены, а также было осуждено учение Новата. В IV веке этот раскол уже не существовал.

 

Раскол Новациана.

Возник в Римской Церкви. В 252 году Новациан выказал свое недовольство действиями римского епископа Корнилия. Новациан выступал за то, чтобы отпадших не принимали в церковь, ибо после этого, по его мнению, церковь перестает быть святой.

Римская церковь, при поддержке со стороны Карфагенской и Александрийской церкви, осудила Новациана и его учение, как несогласное с общецерковным духом.

Однако Новациан нашел себе поддержку у антиохийского епископа Фабия, который уважал Новациана за строгость жизни и строгие требования к другим.

Хотя Новациан был осужден, но новацианские общества распространились в Карфагене, Александрии, Сирии, Малой Азии, Галлии, Испании, и существовали здесь до VII века.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 177.