Ересь антитринитариев или монархиан.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ересь антитринитариев или монархиан явилась результатом стремления человеческого разума постигнуть Богооткровенное учение, без пособия веры. Они подвергли научному исследованию догмат о Святой Троице. Некоторые христиане, рассматривая христианское учение о Святой Троице, пришли к выводу, что единство и троичность в Боге одновременно невозможна, т.к. это противоречит законам разума. Следствием этого явилось появление двух направлений: динамистов и модалистов.

 

Динамисты учили, что Бог – единое существо и в Нем нет трех Лиц. Второе и Третье Лицо Св. Троицы – это лишь божественные силы, которые находятся в Боге от начала. Второе Лицо Св. Троицы воплотилось через Деву Марию наитием Духа Святого и пришло в мир, в течении всей земной жизни Иисуса Христа он действовало в Нем. Дух Святой – это Божественная Сила, которой свойственно освящение верующих, сообщение им благодатных даров.

Модалисты (патрипасиане) также учили, что Бог един. Второе и Третье Лицо Святой Троицы – это образы, в которых Бог открывался людям. Так в Ветхом Завете он открывался в виде Бога – Отца; в Новом Завете - в виде Бога – Сына, который страдал и умер; в виде Духа Святого он является во время освящения и возрождения людей.

Самым знаменитым представителем динамистов является Павел Самосатский, занимавший в половине III века епископскую кафедру в Антиохии. Он учил, что Иисус Христос в строгом смысле не является Богом, и лишь в нравственном смысле Он может называть себя Сыном Божиим. Епископы окружающих церквей скоро заметили эту ересь, и несколько раз пытались на соборах обличить его. Однако епископу Павлу всякий раз удавалось скрыть свое учение. Лишь на Соборе в 269 году пресвитеру Мальхиону удалось обличить его в ереси, после чего он был осужден и лишен из сана. Однако Павел, бежав к царице Пальмиры Зиновии, нашел при ее дворе поддержку. Лишь в 272 году император Аврелиан, победивший царицу Пальмиры, по просьбе христиан изгнал Павла из Антиохии. Последователи Павла Самосатского под именем павлиан существовали до IV века.

Из представителей модалистов наиболее известен Савеллий, пресвитер птолемаидский. Учил, что Бог открывается в мире в различных видах и под различными именами: то как Сын, то как Дух Святой. Эта ересь была осуждена епископом Дионисием Александрийским на Александрийском соборе 261 года и Дионисием Римским на Римском соборе 262 года. О дальнейшей жизни Савелия мы не встречаем сведений у церковных писателей.

 

Монтанизм. Это религиозное течение появилось в Малой Азии (провинция Фригия). Его впервые стал проповедовать Монтан, человек не ученый, но большой ревнитель благочестия. Он учил, что в Церкви продолжается Откровение и благодатные дары. Во времена Моисея Церковь была в периоде отрочества, во время Иисуса Христа и Евангелия – в периоде юности, а при откровениях через Монтана и других пророков – в периоде мужества. У монтанистов, в противоположность христианам, существовали свои пророки и даже пророчицы (Максимилла и Прискилла). Один из пророков Монтана Фемизон подобно ап. Павлу писал послания всей церкви. Все слова Монтана и его пророков записывались, в результате чего появились оды Монтана, псалмы Монтана, пророчества Максимиллы.

Монтанисты перестраивали церковную жизнь на более строгие начала. Они проповедовали аскетизм, удаление от брака, соблюдение особых постов, кроме положенных по церковному уставу.

Во время гонений Церковных заповедовали всеми силами стремиться к получению мученических венцов; отпадших от церкви не принимали и отлучали от церковного общения, даже если они раскаялись.

Учили, что Царствие Христово откроется в Пепузе (городок во Фригии) и будет существовать тысячу лет.

Монтанисты допускали возможность излияния даров Св. Духа на всякого верующего и поставляли своих пророков выше епископов церковных, тем самым отрицая значение иерархии в Церкви и прерывали единение с ней. Себя монтанисты называли духовными христианами, а всех православных христиан – душевными.

На Востоке, вследствие развития там церковного просвещения, монтанизм не имел широкого развития. На Западе же имел довольно сильное развитие. Стоит упомянуть, что монтанистических взглядов держались некоторые римские епископы (Елевферий и Виктор), а учитель Церкви Тертуллиан, пресвитер карфагенский, облек его даже в систему.

Монтанизм существовал до VI века.

 

Хилиазм.Учение о чувственном тысячелетнем царствовании Христа на земле, которое должно было скоро наступить. Идеи хилиазма принимались эвионитами, монтанистами и некоторыми христианскими учителями (Папий Иерапольский, Тертуллиан, Иустин Философ). Начало хилиазма прослеживается еще в Ветхом Завете, когда иудеи ждали прихода на землю царя-Мессии, который даст евреям мировое правление над всеми земными народами. Эти же воззрения иудеи-христиане принесли и в Христианскую Церковь. Эти ожидания особенно усиливались во время христианских гонений, когда таким способом христиане укрепляли себя, ожидая скорого пришествия на землю Господа. Хилиазм был особенно распространен в малоазийских церквях во II веке. В III веке хилиазм получил распространение в Египте, в результате чего целая область под предводительством епископа отделилась от Александрийской Церкви.

Как еретическое течение хилиазм встретил опровержение со стороны Церкви. В истории христианской церкви сохранились сочинения некоторых христианских писателей, написанные против хилиастов. Это в частности сочинение пресвитера Каия (+ ок.217 г.) против главы римских монтанистов Прокла; сочинение Дионисия Александрийского «об обетованиях» против епископа Непота. Известно, что на соборе 255 года епископ Дионисий Александрийский сумел даже многих египетских монтанистов отказаться от хилиазма. В IV веке идеи хилиазма исчезли сами собой, так как прекратились гонения на христиан и для Церкви Христианской наступили более спокойные времена.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 172.