Для осуществления кассового обслуживания физических и юридических лиц кредитные организации (коммерческие банки) создают кассовые узлы, в которые входят кассы головного офиса, кассы вне кассового узла, обменные пункты.
Аудитор знакомится со структурой кассового узла и убеждается в наличии внутрибанковских документов, которыми руководствуются кассовые работники:
положения о кассовом подразделении банка и должностных инструкций кассовых работников;
приказов и распоряжений Председателя банка о назначении должностных лиц, ответственных за сохранность денежных средств и ценностей, круга их полномочий и обязанностей (включая руководителя подразделения инкассации);
договоров о полной материальной ответственности, заключенных банком с лицами, непосредственно работающими с наличными деньгами и ценностями.
Кроме того, в банке должны находиться:
уведомления об открытии операционных касс вне кассового узла, направленные в учреждения Банка России, и информация ЦБ РФ о внесении в реестр операционных касс вне кассового узла кредитной организации;
заключения ГУ ЦБ РФ о соответствии кассового узла банка по его устройству и технической укрепленное™ требованиям ЦБ РФ. То же по укрепленности кассового узла внутренних структурных подразделений. Конкретные сроки дооборудования кредитные организации должны согласовывать с территориальными учреждениями Банка России (телеграмма Банка России от 29 января 1999 г. №41-Т).
Аудитор также проверяет:
оборудованы ли тревожной сигнализацией все помещения кредитной организации, в которых производятся операции с ценностями и их транспортировка. При этом следует иметь в виду, что кладовая ценностей оборудуется не менее чем двумя-тремя самостоятельными рубежами охранной сигнализации;
наличие ключей от хранилища ценностей у заведующего кассой, руководителя кредитной организации (его заместителя). Если имеется третий ключ, он находится у главного бухгалтера (его заместителя);
наличие документации о запасных ключах от денежного хранилища, порядок хранения которых изложен в п. 7.4 Инструкции № 199-П;
порядок открытия и закрытия хранилища в соответствии с п.7.4, 7.15 Инструкции №199-П;
хранение ценностей, кассовых книг и документов в денежном хранилище, а также контрольный журнал приема под охрану и сдачу из-под охраны хранилища ценностей.
Аудиторская проверка организации кассовой работы в банке обязательно включает проверку последовательности выполнения кассовых операций, имея в виду, что кассовый работник осуществляет операции по приему и выдаче наличных денег только на основании оформленного установленным порядком учетно-операционным работником приходного и расходного кассового документа, причем в его обязанности входит и проверка законности оформления кассовых операций.
Правила ведения бухгалтерского учета в кредитной организации № 205 предусматривают, что контроль расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность:
а) оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттисками печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;
б) поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих операционных работников и контролера банка;
в) внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.
Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление суммы на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу, за исключением взносов во вклады граждан, которые могут записываться в лицевые счета вкладчиков до приема денег. При этом документы, подтверждающие взнос во вклад, и (или) банковская книжка выдаются вкладчику только после фактического поступления денег в кассу банка.
Аудитору следует убедиться, что в операционной кассе имеются образцы подписей учетно-операционных работников, а у операционных работников — образцы подписей кассовых работников. Последние заверяются подписями руководителя, главного бухгалтера и скрепляются печатью кредитной организации. Кроме того, учетно-операционные работники должны иметь образцы подписей клиентов, осуществляющих кассовые операции.
Наиболее часто встречающиеся нарушения:
не разработаны должностные инструкции и положение о кассовом подразделении;
отсутствует письменное распоряжение руководителя банка о назначении должностных лиц, ответственных за сохранность средств и ценностей, и не определены их полномочия;
отсутствуют заключения ГУ ЦБ РФ о технической укрепленности кассового узла отдельных подразделений банка;
дубликаты ключей от хранилища ценностей не сданы на хранение в филиал или другую кредитную организацию; отсутствуют копии описи и сопроводительного письма, квитанции формы № 0402004 о сдаче ключей;
нарушается порядок открытия и закрытия хранилища в соответствии с п. 7.4, 7.15 Инструкции №199-П;
отсутствуют образцы подписей у кассовых или операционных работников;
не соблюдается порядок хранения денег и других ценностей в хранилище.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 257.