Проверка организации комплаенс-контроля в кредитной организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если кредитная организация является участником финансо­вого рынка, то у нее должно быть разработано положение о комплаенс-контроле согласно письмам ЦБ РФ от 8 апреля 2003 г. № 53-Т от 10 июля 2001 г. № 87-Т, от 15 февраля 2001 г. № 24-Т. Наличие этого положения и его соблюдение проверяются при аудите.

В положении о комплаенс-контроле должны быть установле­ны права и обязанности сотрудников контролирующих организа­ций. Комплаенс-контроль является частью системы внутреннего контроля кредитной организации; комплаенс-контролер должен быть штатным сотрудником кредитной организации. Если в кре­дитной организации нет такой штатной единицы, то в заключе­нии при проверке следует указать, что в штате кредитной органи­зации не предусмотрена должность комплаенс-контролера. Иногда в кредитных организациях совмещаются должности на­чальника отдела внутреннего аудита и комплаенс-контролера. Но при проверке кредитной организации Банком России это могут указать как замечание.

Аудитор должен отметить добросовестное выполнение обя­занностей, поэтому он обязан отследить, проверял ли компла­енс-контролер:

1) не было ли использования служебной информации об опе­рациях на финансовых рынках и ее утечки;

2) не передавали ли сотрудники банка эту информацию для заключения сделок третьим лицам (за нарушение этого требования комплаенс-контролер несет ответственность);

3) наличие конфликтов, возникающих между кредитной организацией, ее сотрудниками, клиентами и другими лицами в сфере сделок на рынке ценных бумаг, т.е. какими документами этот конфликт интересов оформлен, соблюдается ли приоритет интересов клиентов над интересами кредитной организации и ее сотрудника, а также все документы по заключенным сделкам с точки зрения следующих факторов:

- в каких сделках интересы клиента были поставлены ниже интересов кредитной организации или ее сотрудников;

- какие сделки были совершены с убытком для кредитной организации;

- проверить все юридические лица, всех родственников тех лиц, которые заключают сделки от имени кредитной организации (супруга(у), родителей, детей, братьев и сестер), а также проверить, чтобы они не владели более чем 20% голосующих акций или паев в этих сделках (то же самое касается и юридических лиц, где эти родственники занимают должности);

- проверить все сделки, в совершении которых признаны заинтересованными лицами работники кредитной организации или их родственники, выделить все факты и сделки, которые совершаются сотрудниками кредитной организации в своих интересах и за свой счет;

4) есть ли в кредитной организации правила ограничения передачи служебной информации между подразделениями;

- письменные обязательства сотрудников о неразглашении конфиденциальной информации;

- специальное организационно-техническое разделение между подразделениями, например закрытие доступа в компьютерные сети другим отделам;

- система ограничения доступа к информации различного уровня для каждого сотрудника кредитной организации;

- обособленное подчинение функциональных подразделений, выполняющих сделки на финансовых рынках, которые проводят учет этих сделок;

- контроль руководителями соответствующих подразделений за ограничением передачи служебной информации;

—специальные внутренние документы о передаче информации другому подразделению и кто их подписывает (обязательно должна быть подпись руководителя подразделения и комплаенс-контролера);

—факты привлечения сотрудников одного подразделения для временной работы в другом подразделении (указаны ли фамилия, имя и отчество такого сотрудника, продолжительность его пребывания, основания для привлечения в другом подразделении и перечень установленных для такого сотрудника ограничений
и соблюдает ли такой сотрудник конфиденциальность, т.е. имеется ли его письменное заявление);

5) предотвращено ли манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, а именно:

—одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, отличным от рыночных, с целью изменения рыночных цен в свою пользу или для извлечения личной выгоды;

—наличие сговора двух или нескольких участников торгов или их сотрудников о покупке-продаже на ОРЦБ ценных бумаг по ценам, отличным от рыночных;

—наличие фактов купли-продажи крупных пакетов ценных бумаг на ОРЦБ без предварительного согласования с агентом плана совершения сделки, не предотвращающего дестабилизацию рынка, а также других случаев воздействия на курсовую стоимость ценных бумаг;

—факты понуждения клиентов к покупке или продаже ценных бумаг;

—факты искажения информации клиентам о ценных бумагах (например, когда кредитные организации стали сбрасывать ГКО, они уговорили клиентов—физических лиц купить их, хотя знали, что те понесут потери) и ответственность, которую понесли виновные;

6) взаимоотношения с клиентами, в том числе: ведутся ли сделки в интересах клиентов; соблюдаются ли интересы клиентов при конфликте интересов; доводится ли до сведения клиента требуемая информация о финансовых рынках и другая информация в соответствии с договором, заключенным с клиентом:

— не нарушаются ли полномочия, данные клиентом кредитной организации на проведение операций с ценными бумагами;

—соблюдаются ли сроки выполнения поручений клиента по сделкам;

—не нарушается ли размер комиссии и условия ее выплаты;

—раскрыты ли для клиента условия выплаты комиссии;

—исполняются ли сделки бесплатно;

—не установлены ли факты проведения операций по цене ниже рыночной;

—раскрывается ли клиенту содержание предстоящих сделок и информация об изменении условий сделки;

—правильно ли ведется бухгалтерский учет по каждой сделке;

—своевременно ли клиенту дается подтверждение выполнения сделки;

—до начала сделки сотрудники кредитной организации обязаны проинформировать клиента об известных возможностях возникновения риска по операциям (необходимо проверить, были ли такие факты уведомления клиента в письменном виде, записанные на магнитофон, записанные телефонные разговоры и т.д.) по стандартам, разработанным в кредитной организации;

—есть ли в кредитной организации анализ информации по
рынку ценных бумаг;

—были ли факты предоставления результатов этого анализа клиенту за отдельную плату (сотрудники кредитной организации не обязаны предоставлять дополнительную информацию и консультировать клиентов по вопросам, выходящим за рамки договора с клиентом, т.е. по рынку клиенту предоставляется информация только в рамках его сделки, никакую лишнюю информа­
цию клиенту не дают), и комплаенс-контролер должен проверить, какой анализ был предоставлен клиенту — полный или касающийся только его сделок;

—как оформляется итог проведения сделки, т. е. какое заключение выдается клиенту по завершении сделки о ее параметрах и условиях проведения;

—если есть причины невыполнения сделки, как они доводятся до клиента, в какие сроки (в кредитных организациях встречаются факты, когда клиент перечислил деньги на счета по брокерским операциям, кредитная организация не делает никаких операций, считая, что сейчас сделку проводить невыгодно или невозможно, и при этом использует деньги клиента в своем обороте);

— как хранятся эти договоры о сделках в течение 5 лет с момента исполнения обязательств по договорам (эти документы должны быть предъявлены комплаенс-контролеру, а также внешнему аудитору по первому требованию);

7) наличие наиболее существенных фактов по предотвращению отмывания денежных средств или имущества, полученных незаконным путем:

—ложной информации о партнерах, клиентах и других участниках сделки;

—осуществления сделки, когда сотрудник знает, что деньги были получены незаконным путем;

—фактов уклонения, прямого или косвенного противодействия изучению службой внутреннего контроля деталей операций и сделок, которые могут быть направлены на отмывание денег;

—сокрытия или перевода незаконно полученных средств;

—приобретения, владения или использования незаконно полученных денежных средств или имущества;

—нераскрытия сведений о возможной легализации денежных средств, полученных незаконным путем.

Все перечисленные факты комплаенс-контролер должен ука­зывать в своем акте по итогам проверки;

8) необходимо проводить проверку фактов отклонений от стандартного хода сделок:

—отсутствие экономического обоснования или экономического смысла сделки (например, кредитная организация может не получать комиссию, а сделка совершается);

—наличие нестандартных или сложных инструкций по расчетам и инвестициям по сделкам, которые отличаются от обычной практики, используемой данным клиентом, или обычной рыночной практики (в частности, проверяют два момента: отличие сделки от обычных сделок, которые были проведены за день на всех биржах, и случаи, если клиент никогда не проводил указанную сделку, в договоре это не предусмотрено, и вдруг сделка осуществлена, или если инструкция проведения сделки нарушает имеющиеся инструктивные документы ЦБ РФ и Минфина);

—безосновательная поспешность проведения сделки;

—факты необычайно высокой комиссии кредитной организации по сделке;

—отличающаяся от среднерыночных цена по сделке;

—увеличение частоты и объемов операций клиента как суммарных, так и по отдельным сделкам;

—регулярный дефицит или приток денежных средств при расчетах по сделкам на срочных рынках (т.е. наблюдается приток или отток средств, что означает нелегальный поток денежных средств под видом срочной сделки с ценными бумагами);

—внесение в ранее согласованный письменный вариант проведения сделки непосредственно перед ее началом значительных изменений, которые касаются изменения направления денежных средств (например, куплены совершенно другие виды ценных бумаг, а не те, которые предполагались), и все другие отклонения от обычной практики данного клиента или от стандартной рыночной практики;

9) для выявления данных отклонений по ценам аудитор дол­жен проверять:

—все факты с оплатой в наличной форме при значительных ценовых параметрах сделки;

—факты одновременного выставления поручений на покупку и продажу по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам (в том числе по сделкам, связанным с манипулированием ценами на рынке ценных бумаг);

—все случаи осуществления сделок, когда один и тот же пакет ценных бумаг многократно продается и выкупается одной и той же стороной (неоднократные сделки РЕПО с обратным выкупом);

 

—проведение сделок с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях;

—факты помещения ценных бумаг на хранение при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии связи этих сделок с деятельностью клиента, его доходами и имущественным положением (т.е. при размещении ценных бумаг на хранение сотрудники должны проверить, имеют ли они право взять данные бумаги, возможно, клиент получил ими взятку или является подставным лицом).

При выявлении указанных фактов аудитор должен обращать­ся в специальные правовые органы. Кроме того, руководителем кредитной организации должны быть утверждены внутренние правила кредитной организации по противодействию легализа­ции денежных средств или иного имущества, полученных неза­конным путем. Если такие правила и соответствующие акты проверок отсутствуют, то при проверке кредитной организации внешними аудиторами кредитной организации и комплаенс-контролеру необходимо записать замечание;

10) при проверке соблюдения порядка организации комплаенс-контроля в кредитной организации следует проверить:

—наличие штатного сотрудника — комплаенс-контролера;

—удовлетворяет ли комплаенс-контролер квалификационным требованиям;

—порядок назначения комплаенс-контролера, наличие специального структурного подразделения для выполнения данных функций должно быть зафиксировано в уставе кредитной организации и в специальном положении об этой структуре.

Типичные ошибки кредитных




Дата: 2016-09-30, просмотров: 237.