Политическая экономия Г. Шиллера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Герберт Шиллер первоначально получил экономическое образование. Учитывая его подготовку и интересы, а также склонность к радикализму, нет ничего удивительного в том, что он сыграл ведущую роль в развитии того направления исследования информации и коммуникации, которое получило название политико-экономического подхода. Этому подходу свойственен ряд особенностей, из которых три представляются Ф.Уэбстеру особенно важными.

Во-первых, это стремление увидеть за информацией, скажем, в форме газетной статьи, ее скрытую сущность. Обычно речь идет о таких экономических характеристиках, как структура собственности СМИ, источники рекламных поступлений, доходы аудитории. Политические экономисты видят в этих структурных элементах то, что незаметно влияет на содержание телевизионных новостей или на типы создаваемых компьютерных программ.

Во-вторых, сторонники политико-экономического подхода настаивают на системном анализе процессов коммуникации и обработки информации. То есть они прилагают усилия, чтобы определить место конкретной сети кабельного телевидения во всей социально-экономической системе. Этой системой неизменно оказывается капитализм, а отправной точкой в их анализе является то, какое значение для капиталистической системы в целом имеет данное состояние и вероятное направление развития информационной сферы.

В-третьих, политические экономисты подчеркивают при этом важность различных стадий развития капитализма и возникающих на этих стадиях дополнительных возможностях и ограничениях, в том числе в сфере коммуникации.

Герберт Шиллер утверждает: «Нет сомнения в том, что сегодня мы производим больше информации, чем когда-либо ранее. Нет сомнения и в том, что подобных средств для создания, хранения, поиска, обработки и распространения информации не было никогда раньше, и это относится как к их количеству, так и к качеству. Замечательна и сложившаяся инфраструктура создания, хранения и распространения информации. Вопреки мнению, что капитализм меняет свою природу, основные императивы рыночной экономики остаются теми же самыми, какие бы изменения ни происходили в технологической и информационной сферах».

Сущность капитализма, как и основная концепция критических теоретиков, остается неизменной, поэтому понятия, введенные предшествующими поколениями марксистов (социальный класс, капитал, товар и прибыль) не утратили своей объяснительной силы.

Отвечая на вопрос, почему так существенна для капитализма сфера информации, парамарксисты обращаются к категориям власти, контроля и выгоды. Г. Шиллер настаивает, что при анализе «характера и перспектив новых информационных технологий основную проблему можно сформулировать с помощью хорошо известных понятий; нужно только спросить, кому эти технологии выгодны и в чьих руках сохраняется контроль над их применением».

Типичные для Г. Шиллера вопросы: кому принадлежит инициатива разработки новых технологий, кто поддерживает эти разработки и кто применяет созданные технологии? Какими интересами руководствуются те, кто поддерживает инновации? В чем цель экспансии информационной сферы, к каким последствиях она приведет?

В трудах Г. Шиллера мы найдем, по крайней мере, три аргумента, которые заслуживают особого внимания.

Во-первых, он настаивает, что при анализе развития информационной сферы нужно использовать рыночные критерии. По отношению к любым инновациям, связанным с информацией и коммуникацией, решающей становится роль рынка: все это нужно покупать, продавать, этим нужно торговать, чтобы получить прибыль. Рынок диктует важное направление развития: информация должна превратиться в товар, то есть доступ к ней все чаще будет возможен только на коммерческих основаниях.

Во-вторых, основным фактором, влияющим на распространение информации, доступ к ней и право ее создавать, по мнению Г. Шиллера, является классовое неравенство. Классовая принадлежность определяет, какую информацию вы получаете сами и какую информацию позволяете получать другим. Поэтому выиграли вы или проиграли от «информационной революции», зависит от того, какое место вы занимаете в социальной иерархии.

В-третьих, с точки зрения Г. Шиллера, существенно, что общество, в котором происходят такие важные изменения в сфере информации и коммуникации, находится в специфической стадии корпоративного капитализма. Характер современного капитализма определяют корпорации, причем корпорации особого рода, для которых характерна огромная концентрация капитала. Они представляют собой институты монопольного рынка, диктующие свои интересы государству и международному сообществу.

Г. Шиллер в качестве примера таких корпораций приводит кластер компаний, которые доминируют в энергетическом секторе американской экономики: Shell, BP, Exxon, Texaco и несколько других. Все это огромные централизованные предприятия, деятельность которых одновременно охватывает несколько континентов и глубоко проникает в повседневную жизнь любого городишка или деревни.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.