Глобализация. Закат фордизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самым важным фактором, который привел к закату фордизма и определяет характеристики постфордизма, стала глобализация. Глобализация – процесс долгосрочный, и он далеко еще не закончен, хотя с 1970-х годов значительно ускорился. Этим термином обозначается не просто рост интернационализации, предполагающей возросшее взаимодействие суверенных национальных государств.

Глобализация – это рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции социо-экономической жизни.

Глобализация является не только экономическим фактором, проявляющимся в тесной связи рынков, валют и корпоративных организаций, но и социальным, культурным и политическим фактором, о чем свидетельствуют, например, рост миграции, туризма, возникновение гибридных музыкальных форм и увеличивающаяся озабоченность выработкой глобальных политических стратегий, призванных ответить на угрозы выживанию человечества.

Капитализм как социальное устройство, положившее начало глобализации, доказал свою фантастическую успешность: он распространился по всему миру и одновременно глубоко проник в частную жизнь индивида. Например, кофе мы получаем из одной части мира, вино – из другой, телевизионные программы – из третьей, одежду – из четвертой, и все это обеспечивается взаимосвязями, которые интегрируют земной шар. Мир становится средой, в которой поддерживаются взаимоотношения, несмотря на то, что частная жизнь может восприниматься как локализованная и индивидуальная.

Важнейшим фактором глобализации стала экспансия транснациональных корпораций (ТНК), которые во многом и обеспечили основу для развития этого процесса. Конечно, ТНК характерны для всего XX столетия, например, Ford Motor Company еще до Второй мировой войны присутствовала на зарубежных рынках, но следует обратить внимание на особо быстрый рост и распространение ТНК за последние десятилетия.

Сравнивая богатства государств и корпораций, выясняем, что половина из 100 крупнейших обладателей богатств – это ТНК (такие как General Motors, IBM, Shell и General Electric). ТНК производят 25% всего мирового производства и преобладают в мировой торговле. Кроме того, ТНК сами высоко концентрированы: самые большие корпорации имеют львиную долю в каждом соответствующем секторе. Например, на 74 из 600 крупнейших ТНК приходится 50% всех продаж.

Глобализация, в которой действуют и которую создают ТНК, имеет несколько характерных черт.

Глобализация рынка означает, что основные корпоративные игроки теперь работают с учетом того, что их рынком становится весь мир, и рынки открыты всем экономическим субъектам, у которых достаточно ресурсов и желания работать на них. Рынки стали ареной гораздо более жестокой конкуренции, чем раньше, именно потому, что на них сражаются гиганты, обладающие ресурсами, которые обеспечивают глобальное присутствие. В какой-то период на определенном рынке может доминировать национальная олигополия, но по прошествии времени она переходит в разряд аутсайдеров. Новые игроки, обеспечивая себе глобальное присутствие, оказываются одновременно и более крупными, и более уязвимыми, чем когда-либо.

Глобальный рынок делится на три больших сегмента – Северная Америка, Европа и Юго-Восточная Азия, тогда как остальная часть земного шара вряд ли перспективна в смысле возврата инвестиций.

Корпорации все больше и больше работают на глобальном рынке, и соответственно они должны организовывать свою работу по всему миру. Глобальные производственные стратегии – отличительная черта этого процесса, и ТНК все чаще размещают свой главный офис, скажем, в Нью-Йорке, дизайн-бюро в Вирджинии, производство в Юго-Восточной Азии, сборочные цеха в Дублине, а руководство кампаниями по продаже осуществляется из Лондона. Это, позволяет ТНК максимально использовать свои преимущества.

Маркетинговые стратегии и производства, разбросанные по всему миру, могут существовать только при наличии совершенных информационных услуг. Глобализация производства вызывает рост «информационной деятельности», которая «связывает воедино различные части производственной системы».

Таким образом, одним из главных условий глобализации производства стала глобализация информационных услуг, таких как реклама, банковское дело, страхование и консалтинговые услуги, которые составляют новую глобальную инфрастуктуру.

Главным аспектом глобализации является распространение по всему миру информационных услуг, которые обеспечивают банковские и страховые корпорации. Это предполагает глобализацию финансов, но это означает и постоянно растущий интегрированный глобальный финансовый рынок. В связи с усовершенствованием ИКТ появляются возможности и для постоянного поступления финансовой информации в режиме реального времени для круглосуточного участия в торгах акциями, валютных торгах и торгах облигациями. Эти процессы значительно увеличили объемы и скорость международных финансовых трансакций и зависимость любой национальной экономики от денежных глобальных рынков.

Другим показателем глобализации стало распространение коммуникационных сетей, опоясывающих весь земной шар и имеющих технологические основания (спутниковая связь, телекоммуникационное оборудование и тому подобное). На фоне этих процессов создается символическая среда, охватывающая весь земной шар и организованная с помощью медийных ТНК.

Все это имеет множество социальных и культурных последствий, одно из которых – это возникновение информационной сферы, производящей единые для всех людей образы. В качестве примера приведем американскую кинопродукцию, собирающую самую большую аудиторию по всему миру. Такие кассовые фильмы как «Титаник» создают общую символическую сферу. Сюда необходимо добавить телевизионные шоу, новостные агентства и индустрию моды.

Глобализация коммуникаций играет значительную роль в формировании символической среды и в функционировании глобальной экономической системы в целом. Нельзя с уверенностью утверждать, что сериалы склоняют зрителей к представленному в них образу жизни или что рок-музыка заставляет поклонников во всем мире подражать своим кумирам в одежде и еде. Их может быть недостаточно для убеждения потенциального покупателя, но они выступают необходимым условием для большинства коммерческих инициатив.

Трудно прийти к каким-либо иным выводам, учитывая центральную роль бренда в современном маркетинге, когда группа продуктов и даже корпораций ассоциируются с определенным образом, распространяемым через медийную индустрию. Вспомните, как важен символ для таких фирм, как Nike или Calvin Klein. Без глобальных медиа эти бренды просто не существовали бы.

Каждое измерение глобализации выдвигает требования к информационной инфраструктуре и вносит свой вклад в ее развитие.

Главными элементами информационной инфраструктуры являются:

· всемирное распространение и экспансия таких услуг, как банковские услуги, финансы, страхование и реклама, которые являются основными компонентами глобализации. Без этих услуг ТНК не могли бы работать, поскольку информация является ключевой частью их работы (информация о рынках, потребителях, регионах, экономиках, рисках, моделях инвестирования, налоговых системах и т.д.). Для оказания такого рода услуг необходимо хранение, производство и распространение информации. Стоимость ее увеличивается благодаря аналитической работе, своевременности ответа на запрос и сопоставления;

· глобализация требует производства компьютеров и совершенствования коммуникативных технологий, что является необходимым условием для координации глобальных предпринимательских структур;

· такая информационная инфраструктура приводит к чрезвычайному росту информационных потоков. Например, международная телефонная связь в США за период 1981-1991 гг. выросла на 500%. Валютные торги, разные модели прямого зарубежного инвестирования, рынки ценных бумаг и акций быстро росли, тем самым подтвердив важность финансовых информационных потоков для глобальных рынков.

Глобализация означает, что режим фордизма все труднее поддерживать, поскольку национальное государство как организационная предпосылка фордизма размывается экспансией транснациональных корпораций и постоянными потоками информации, циркулирующей по всему земному шару.

Фордизм основывался на существовании суверенных национальных государств, на способности правительства управлять имуществом и вводить определенную политику на своих территориях, на относительной защищенности местных компаний от иностранной конкуренции и на практике разделения национальных корпораций. Но все эти условия сходят на нет в реальности глобального маркетинга, бешеного темпа зарубежных валютных сделок и предприятий, размещенных по всему миру.

Роль государства остается важной в очень многих областях жизни: от права и охраны правопорядка до образования и социального обеспечения, – но с экономической точки зрения оно, несомненно, утрачивает свое значение.

Возникает проблема собственности, поскольку невозможно определить принадлежность таких крупных ТНК с зарубежным размещением производства как General Electric тому или иному государству. Возникает вопрос: а перед кем ответственны THK? Утверждая, что частные корпорации несут ответственность перед своими акционерами, мы признаем отказ от концепций национальных интересов и стратегий, вырабатываемых отдельными государствами.

Второе направление размывания национальных государств и, следовательно, фордистских режимов – это давление на их функционирование со стороны глобального экономического окружения. Интеграция и взаимопроникновение экономик приводят к тому, что государства должны адаптироваться к международной системе.

Большинство стран сейчас более или менее активно стремятся получить инвестиции ТНК, но необходимым предварительным условием для этого является подчинение корпоративным интересам, которые связаны с рыночной практикой и в то же время не связаны определенными территориями. Следовательно, свобода каждого правительства определять собственную национальную политику ограничена потребностью в иностранных инвестициях.

Политических предпочтений и автономий правительств уже не существует, поскольку глобальный рынок капиталов и его суждения относительно кредитоспосбности и устойчивости правительств являются последним доводом, значительно более серьезным, чем мнение электората той или иной страны.

Вышеописанные тенденции (необходимость разрабатывать глобальные корпоративные стратегии, беспрецедентная конкуренция между транснациональными гигантами, размывание государственного суверенитета из-за глобализации финансовых сделок) вместе с рецессиями, поразившими страны развитого капитализма в 1970-х годах, стимулировали возникновение нового режима накопления.

Наступление на организации трудящихся (на профсоюзы и другие коллективистские идеи) было необходимым условием этих перемен, поскольку традиционная лейбористская практика превратилась в препятствие для глубинных перемен.

Характерным явлением для постфордистского режима явилась тенденция избавления от рабочей силы, поскольку многие успешные корпорации оказались способны на рост «при сокращении рабочих мест» в результате роста производительности, интенсификации труда и применения новых технологий. Кроме того, для постфордистской организации характерна и тенденция к вертикальной дезинтеграции. Это означает, что, вместо того чтобы производить как можно больше в одной вертикально-интегрированной структуре, фирма стремится заключать как можно больше контрактов со сторонними предприятиями. Такая стратегия хорошо сочетается с сокращениями персонала, так как она требует относительно меньшего числа работников в центральной организации и облегчает процесс избавления от рабочей силы, когда она становится избыточной (вместо сокращения штата просто не возобновляются контракты).

Вертикальная дезинтеграция возможна лишь при наличии достаточно сложной инфраструктуры коммуникаций и компьютерного оборудования, с помощью которого обеспечиваются контроль и координация деятельности.

Информационная инфраструктура рассматривается как основной элемент постфордизма поскольку наличие такой инфрастуктуры является необходимым условием для:

· управления глобализованными производственными и маркетинговыми стратегиями;

· ведения глобальной финансовой деятельности и предоставления связанных с ней информационных услуг, являющихся основными составляющими глобализованной экономики;

· совершенствования продукции и производственных процессов, обеспечивающего большую производительность, эффективность, легкое внедрение новых технологий, снижение затрат и повышение качества (механизация, автоматизация, робототехника, компьютерный контроль и общая компьютеризация офисной работы).

· конкуренции.

Каждая из указанных причин подчеркивает роль информации при новом режиме накопления.

Все это говорит о гибкости как основном качестве постфордизма. Она проявляется в гибкости наемных работников, не связанных строгим профессиональным разделением, гибкости производства с его более подвижными и эффективными способами производства, рыночной конкуренцией и вертикальной дезинтеграцией, и гибкости потребления, предполагающей возможность приобретения особых вещей, которые отражали бы особый образ жизни и предпочтения покупателей.

В постфордистскую эру наблюдается упадок массового производства, на месте огромных промышленных предприятий возникают небольшие производства, но в целом организующая производство корпорация может иметь гораздо больше дочерних производств, чем раньше. При этом классовые категории и связанная с ними общая культура (рабочий-мужчина – работа, сообщество, приятели, девушки, футбол, бега, пиво) уступили место различным образам жизни, выбору, предпочтениям.

Теория Роберта Райха

Р. Райх (род. 1946) американский экономист, профессор, писатель и политический комментатор. Он служил в администрациях президентов Джеральда Форда и Джимми Картера.

Занимая пост министра труда Соединенных Штатов при Билле Клинтоне с 1993 по 1997 год, он оказал существенное влияние на появившиеся тогда течения Нового труда и «третьего пути». Его размышления собраны воедино в его книге «The Work of Nations: Preparing Ourselves for 21st Century Capitalism».

Его именем с полным основанием можно назвать новую политику в сфере труда. Одно из положений Р. Райха состоит в том, что развитие, и в особенности глобализация, в последнее время зависели не столько от ИКТ, сколько от способности человека обрабатывать, анализировать и распространять информацию.

Р. Райх заявляет, что основные правила экономического поведения изменились. Экономика функционирует вне зависимости от национальных границ, поддерживаемая «глобальной паутиной» отношений между корпорациями и внутри корпораций, владельцами которых являются несметные множества акционеров, рассеянных по всему миру.

Побуждаемые глобализацией корпорации вертикально дезинтегрируются, понижая уровень бюрократизации и избавляясь от среднего звена менеджмента. Оставшимся сотрудникам, способным успешно вести дела, передается больше полномочий.

Произошел поворот от массового производства к производству товаров высокой ценности и сервису. Это стимулирует дифференциацию, инновации и применение знания в экономике, поскольку постоянно происходит разработка новых продуктов, их символическое значение и техническая изощренность возрастают. Продукция становится все более насыщенной информацией и знанием. Например, дизайн футболки (и соответствующий маркетинг) может обладать большей ценностью, чем материалы, из которых она изготовлена.

Одной способности что-то производить теперь недостаточно, главным фактором становится способность увеличить стоимость товара и работать на успех компании. Этот сдвиг увеличивает значение «мозговых отраслей»: биотехнологий, средств массовой информации и компьютерного программирования.

Дешевая рабочая сила без этих отраслей не в состоянии производить новую сложную продукцию, причем эта продукция может стоить даже дешевле, чем сейчас, так как, если товар уже разработан, стоимость его производства становится минимальной.

В результате сочетания этих факторов становятся приоритетными определенные виды профессий, а именно те, которые связаны с оперированием и управлением по глобальным сетям, которые предоставляют возможность быстрой смены дизайна и обеспечивают добавленную стоимость продуктам и услугам средствами науки, креативных навыков, финасовой проницательности и даже эффективной рекламы. Эти профессии Р. Райх называет символическими аналитиками и полагает, что они поддерживают единство и расставляют «предпринимательские сети». Эти люди «постоянно вовлечены в оперирование идеями» и обладают «интеллектуальным капиталом», определяющим успех в XXI в. Их сфера деятельности – банковское дело, право, конструирование, вычислительная техника, бухгалтерия, средства массовой информации, менеджмент и академическая наука. Все эти профессии объединяются тем, что они информационные.

Информационный работник всегда способен сам себя переобучать, у него нет желания занимать постоянную должность в солидной корпоративной бюрократии, он предпочитает переходить от проекта к проекту, заключая краткосрочный консалтинговый контракт и привлекая свои расширяющиеся сети и постоянно обновляемые знания для эффективного выполнения своей задачи.

Теории гибкой специализации

Наряду с изложенными постфордистскими концепциями, существует другая влиятельная школа постфордизма, для которой отправной точкой служит более сфокусированная позиция и характерен еще более решительный разрыв с прошлым.

Труды Майкла Пайора и Чарльза Сейбла, в центр которых поставлена работа (трудовые процессы), предполагают, что распространение гибкой специализации и гибкого производства повлечет за собой существенные преимущества для различных образов жизни. Поскольку эти теоретические построения особо подчеркивают роль информации (знания) в постфордистских трудовых процессах, они заслуживают рассмотрения отдельно от более общей теории школы регулирования.

Основная идея заключается в том, что во времена фордизма, когда доминировало массовое производство, его большие объемы стандартизованной продукции требовали специализации оборудования и как следствие специализации труда (например, конвейер), что неизбежно приводило к низкому уровню трудовых навыков.

М. Пайор и Ч. Сейбл считают, что «мы переживаем второй индустриальный раздел», сравнимый с тем, что происходил в конце XIX в. и привел к массовому производству. Второй разрыв возвещает «гибкую специализацию», радикальный разрыв с монотонным и неквалифицированным трудом эпохи фордизма, в результате которого повысится квалификация наемных работников и возрастет разнообразие производимых товаров. Подобная гибкость призвана вернуть нас к ремесленному способу производства в маленьких кооперативных предприятиях, которые способны быстро отвечать на изменчивые потребности рынка.

Возникновение гибкой специализации, объясняется тремя основными причинами. Во-первых, неспокойная обстановка в сфере труда в 1960-х побудила корпорации децентрализовать свою деятельность посредством, например, увеличения числа субконтрактов и ухода с отечественных производственных мощностей. Это дало толчок распространению небольших, технически оснащенных фирм, очень часто учреждаемых теми, кто был уволен с реорганизумых производств, но имел желание работать, квалификацию и способности к адаптации. Во-вторых, перемены в рыночном спросе стали очевидными, определилась дифференциация вкусов потребителей, что создало возможности для производства небольших объемов продукции. В-третьих, новые технологии позволили маленьким фирмам производить конкурентоспособную продукцию, поскольку преимущества масштабного производства уменьшились, когда высокопрофессиональные фирмы стали более подвижными благодаря гибкости современных компьютерных технологий.

Новые технологии – это умные технологии, а программы, по которым они работают, являются их более значительной составляющей, чем любая другая функция, которую они исполняют. Именно эти встроенные в них информационные блоки определяют степень их гибкости, позволяя, например, выпускать рентабельную мелкосерийную продукцию и быстро менять операции. Кроме того, именно этот информационный элемент обеспечивает гибкость самого трудового процесса, так как для работы тут требуется владение различными навыками и адаптивность, а значит, и гибкость. Если раньше работник выучивал некий набор приемов «раз и навсегда», то в информационном веке он должен быть постоянно готов к овладению новыми навыками по мере внедрения новых технологий. Кроме того, наличие сложного оборудования требует от работника владения информацией обо всей системе в целом для того, чтобы справляться с неизбежными сбоями в работе этой системы. Такая «широта навыков» означает, что работник будет обучаться и переобучаться в постоянном режиме, а это в первую очередь информационная задача.

Скотт Лэш и Джон Юрри считают, что мы живем в эпоху «рефлексивного накопления», когда экономическая деятельность все больше зависит от работников, поскольку она становится все более способной отвечать на запросы потребителей, рынков сбыта и быстро реагировать на технические инновации. Тут информация занимает центральное место, так как она одновременно является элементом важнейшего рефлексивного процесса, который направляет все, и исходным материалом для постоянного процесса принятия решений и совершенствования на основе мониторинга продукции и рынков сбыта.

Символы проникли в производство товаров настолько, что во многих отраслях дизайн выходит на первое место, причем одновременно наблюдается взрывной рост отраслей, в которых символ является первичным и доминирующим (например, индустрия культуры). Эти перемены особенно наглядны в автомобилестроении, где огромная часть новизны касается дизайна, а не технических усовершенствований. Еще сильнее они проникли в музыкальный бизнес, на телевидение и в издательское дело, где информацией пропитаны все аспекты работы.

В производстве товаров задействованы процессы, требующие от продукта «эстетизации», то есть отражения культурных тенденций, что влияет и на трудовые отношения, в которые, особенно в области ИКТ, внедряется этика.

В фордистскую эру большинство людей работали на какую-то определенную компанию, и годами взбирались по карьерной лестнице, получая в обмен на свою лояльность твердую ежегодную прибавку и гарантированную пенсию в конце трудовой жизни. Однако сейчас корпорации разрушают корпоративную иерархию из соображений экономии затрат (и потому что ИКТ дают такую возможность), а также для повышения своей конкурентоспособности. Больше полномочий получают те, кто внедряет инновации и обеспечивает тем самым новые рыночные возможности. Это хорошо образованные и квалифицированные люди, их лояльность и заинтересованность обращены не на компанию, а на проект, над которым они работают. Они идентифицируют себя с коллегами по всему миру, работающими в той же области. Высокая оценка коллег – это их главная мотивация.

В мире, где главным конкурентным преимуществом является гибкость, информационные эксперты, которые умеют действовать быстро и имеют список достижений, подтвержденных несколькими успешными проектами, пользуются наибольшим спросом, хотя на долгосрочной основе компании мало что могут им предложить.

Литература

 

1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий / В.С.Аванесов / 2 изд. – М. Центр тестирования, 3 изд., 2002 г. – 239с.

2. Васильев, В.И., Тягунова, Т.Н. Основы культуры адаптивного тестирования / В.И.Васильев, Т.Н.Тягунова. – М.: ИКАР, 2003. – 584 с.

3. Войтов, А.Г. Учебное тестирование для гуманитарных и экономических специальностей: Теория и практика / А.Г.Войтов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 402 с.

9.1. Лекция "Информациональный капитализм Мануэля Кастельса"

Дата: 2016-10-02, просмотров: 243.