Задача описания экономики как социального процесса вынуждает экономическую социологию «доискиваться» до причин этого процесса, причем искать причины, принадлежащие как экономической сфере, так и области социальных отношений, действующие в системе взаимосвязей между ними. Иначе говоря, объект экономической социологии таков, что с необходимостью «выводит» эту науку на изучение социального механизма регулирования экономики. Собственно сама взаимосвязь экономических и социальных отношений и есть механизм, «на выходе» которого наблюдаются определенные социально-экономические процессы. Но для того чтобы разобраться в том, как «работает» эта взаимосвязь, надо представить ее более конкретно, надо понять, какие именно экономические и социальные явления здесь «работают», как эти явления связаны между собой, какие «цепочки» зависимостей здесь наблюдаются.
Под социальным механизмом регулирования экономики понимается устойчивая структура типов экономического поведения социальных субъектов, а также взаимодействия этих субъектов между собой по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Регулятивные свойства социального механизма определяются, с одной стороны, правовыми, экономическими и социальными институ- хами общества (хозяйственным механизмом), а с другой — социально-экономическим положением разных социальных субъектов, состоянием их экономического мышления, взаимодействием экономических интере сов.
Из этого определения видно, что социальный механизм регулирования экономики увязывает в себе элементы, принадлежащие обеим сферам общества — экономической и социальной; причем увязывает их через главные, стержневые элементы каждой из этих сфер. В самом деле, экономическая сфера представлена совокупностью производственных отношений, выступающих в форме действующего хозяйственного механизма, экономическим положением социальных субъектов и экономическими результатами их деятельности, социальная — социальной структурой общества, где разные субъекты занимают вполне определенное место; активностью этих субъектов, их деятельностью и поведением; культурными факторами их активности.
Общая идея социального механизма регулирования экономики такова, что он фиксирует характер экономической активности социальных субъектов, а также те социальные и экономические регуляторы, от которых сам и зависит. Зададимся вопросами, какова эта активность, развивают ли социальные субъекты экономику или, напротив, тормозят ее развитие.
Сущность социального механизма регулирования экономики проявляется в выполняемых им функциях. Они состоят в том, что, передавая «импульсы регулирования» из области социальных отношений в экономическую сферу и обратно, механизм создает (или не создает) социальные условия для развития экономического сознания, экономического мышления, тех или иных типов экономического поведения субъектов, вступающих в социально-экономические отношения. Передача импульсов осуществляется через живую активность (деятельность, поведение) групп, функционирующих в системе экономических отношений и в то же время являющихся субъектами социальных отношений, занимающих то или иное положение в социальной структуре данного общества.
Это означает, что способом функционирования социального механизма регулирования экономики являются активность субъектов, их деятельность и поведение в экономической и социальной сферах общества. Эта активность в свою очередь детерминируется не только названными объективными регуляторами, но и состоянием экономического сознания и мышления субъектов, их экономическими интересами и социальными стереотипами.
прямая связь обратная связь Схема 3. Структура социального механизма регулирования экономики |
Социальный механизм регулирования экономию! — это абстракция, обобщающая множество конкретных явлений экономического и социального характера, а также разнообразные связи между ними. Сложность этого объекта заставляет нас обратиться к его схематическому изображению (схема 3). Его первый блок — система управления экономикой — функционирует в Рамках определенного хозяйственного механизма, в котором существенные черты этих отношений конкретизированы и переведены на язык нормативов, требований, санкций. Поэтому хозяйственный механизм является инструментом, с помощью которого осуществляется регуляция экономического поведения социальных субъектов
Второй блок — социальная структура общества. Третий и четвертый блоки — экономическое сознание и экономическое мышление субъектов. Пятый блок — экономическая культура социальных субъектов, воплощающая их ценности и нормы, регулирующая их экономическое мышление, их жизненные ориентации и интересы. Культурные факторы — это та часть среды, которая «отвечает» за связь поколений, усвоение новыми поколениями опыта прежних эпох и освобождение от устаревших и не оправдавших себя ценностей и норм поведения. Шестой блок — экономическое поведение социальных субъектов — связующее звено между экономическим и социальным компонентами социального механизма.
Связи на схеме 3 показывают, как функционирует социальный механизм. Его основу составляет активность социальных субъектов, связывающая все элементы системы в единое целое. Получая сигналы из системы производственных отношений и управления, а также от экономического мышления и из социальной сферы, социальные субъекты «перерабатывают» эти сигналы в тот или иной тип экономического поведения и одновременно формируют те или иные социальные качества, то или иное «обратное» влияние на упомянутые сферы.
Специфику социального механизма составляет принцип построения структуры социальных связей и отношений, в которых социальные субъекты находятся друг к другу в конкретных условиях места и времени, в рамках определенных общественных форм, по природе своей преходящих. Исследование структуры социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общностей с необходимостью предполагает изучение интересов и ценностных ориентаций, социальных действий и взаимодействий. Тот или иной принцип построения структуры социальных связей и отношений позволяет выявить, каким образом и какими методами социальный механизм регулирует отношения внутри определенной целостности и тем самым способствует наиболее полному проявлению социально-экономических законов.
Эффективность действия этих законов зависит от того, насколько эффективен принцип построения структуры устойчивых связей между социальными субъектами. Если социально-экономические законы не реализуются (или реализуются частично), то это означает, что связи, порождаемые этими законами, неустойчивы или нерациональны. Закон, кроме того, может отчасти или вовсе не выполнять свои функции из-за слабого, несовершенного способа его реализации. Последний образно можно сравнить со «ржавым (или вовсе не тем) ключом», которым пытаются воздействовать на механизм (структуру устойчивых связей между субъектами), с тем чтобы заставить его работать.
Для того чтобы выявить сферу социального регулирования, необходимо установить: направленность действий сходных социальных групп в одинаковых условиях; систему социальных связей, рамки которых эта деятельность обусловила; степень повторяемости и устойчивости социальных действии и взаимодействий социальных групп в условиях данной социальной системы функционирования. Структура социальных связей может выражать функциональную или вероятностную зависимость между объективными параметрами системы (совокупность нормативных стандартов) и субъективными (совокупность ценностных ориентаций и ожиданий по отношению к этим стандартам).
Выявление типа и регулятивных возможностей социальных механизмов предполагает ответы на следующие вопросы: какова природа социальных отношений субъектов деятельности; что представляет собой структура ролевых ожиданий социального субъекта; какова структура устойчивых стандартизированных норм, предъявляемых обществом к исполнению ролей соци- адьным субъектом; в какой мерс совпадение (или несовпадение) этих структур способствует полноте проявления соответствующих законов-тенденций.
Структура социальных связей обычно детерминируется принятой обществом совокупностью институциональных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на содержание и характер социальных действий и взаимодействий людей. Степень воздействия субъекта на объект, характер и объем изменений в объекте зависят от ситуационных факторов, личностных особенностей индивидов, социальных форм и средств социального контроля, особенностей социальной системы и окружающей среды. Причина в этом случае выступает как совокупность зависимых и независимых переменных, взаимодействие которых вызывает изменения в социальном объекте, проявляющееся в двух формах — социализации личности и изменении социальной системы.
В связи с основными формами изменений в социальном объекте существуют механизмы внутреннего регулирования (социализации) и механизмы внешнего регулирования, связанные с управляющим воздействием на индивида (социальную группу, сообщество). Развитие социального явления в направлении наиболее полного выражения его социальной сущности происходит во взаимодействии и взаимоусилении внешних и внутренних регулятивных механизмов. В процессе социализации индивидом усваиваются (в большей или меньшей мере) стандарты и идеалы его окружения таким образом, что они становятся эффективными моти- вационными силами его собственного поведения независимо от внешних санкций. Индивид в таком случае выступает сознательным потенциальным регулятором своей психической деятельности и поведения, преобразователем действия внешних социальных механизмов во внутренние.
Основной характеристикой социальных систем является структура их институциональных стандартов, определяющих роли входящих в нее субъектов деятельности. Введение понятия роли как относительно постоянной и внутренне связанной системы действий, являющейся нормативно одобренным образцом поведения для занимающего ту или иную позицию индивида, позволяет соотносить ожидания социальной группы (сообщества) с принятием (или непринятием) этих ожиданий индивидом.
Совокупности (системы) институционализированных социальных нормативов могут быть «ситуационными» и выступать в качестве стандартов поведения, «инструментальными», сформированными ради достижения тех или иных целей, «интегрирующими», т. е. ориентированными на регуляцию отношений индивидов, и др. Этим определяются особенности структуры ролевых ожиданий и соответственно особенности действия социальных механизмов.
Институционализированные роли воплощают в себе принцип построения структуры социальных связей и отношений субъектов действия, который составляет основную специфику социального механизма, интегрирующего разнообразные возможности «человеческой природы» в единую социальную систему. С помощью подобных ролей выполняются две функции относительно возникающих ситуаций. Первая состоит в отборе таких возможностей поведения, которые удовлетворяют потребностям и допустимым пределам данной стандартизированной структуры (при этом другие типы поведения подавляются или игнорируются). Вторая функция обеспечивает через механизмы взаимодействия максимум мотивационной поддержки действиям индивида в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Действие социальных механизмов регулирования функции можно проследить в рамках социологической модели рынка рабочей силы, развивающейся посредством взаимодействия территориальных и отраслевых трудовых перемещений. Каждый из видов трудовых перемещений осуществляет свои особые функции и регулируется особым образом[147].
В основе территориальных перемещений, с одной стороны, действует объективный процесс развития экономических отношений, а с другой — субъективные побуждения людей к поискам новых сфер приложения сил. Подобные перемещения выполняют функции роста подвижности, перераспределения и селекции рабочей силы, способствуя ее лучшему использованию.
Отраслевые перемещения вызываются радикальным изменением значимости и удельного веса тех или иных секторов (отраслей) в национальной экономике. По своим функциям они обеспечивают рабочей силой перестройку структуры производства и вносят регулирующий вклад во внешнюю мобильность рабочей силы. Различные виды перемещений связаны между собой и практически не происходят в чистом виде. Территориальные перемещения могут быть одновременно и отраслевыми, и профессиональными. Таким образом, все виды перемещений, каждый по-своему, обеспечивают функционирование рынка рабочей силы.
Действие социальных механизмов функционирования рынка рабочей силы должно разрешать противоречия, заложенные в трудовой мобильности, и способствовать наиболее полной реализации основных функций каждого вида трудовых перемещений. Основным видом противоречия территориальных перемешен и й является противоречие между необходимостью поиска людьми новых мест и новых сфер приложения сил и способностей (например, из трудоизбыточных в трудонедостаточныс районы) и их неготовностью в силу объективных обстоятельств и сложившихся социальных стереотипов поступать данным образом. Такой социальный механизм, как воздействие на социально-трудовые ориентации высвобожденных работников (в плане обучения новым видам специальностей, перехода на новые виды труда и т. д.), позволяет формировать превентивный характер политики трудовой занятости, смягчать социальную напряженность в обществе.
Противоречие, характерное для отраслевых перемещений, — это противоречие между необходимостью персструктурирования национальной экономики в направлении расширения третичного сектора (сервиса) и практическим отсутствием подобного переструктурирования (и обучения соответствующим специальностям). В результате мы имеем рост безработицы при неразвитой сфере сервисных услуг.
Действие социальных механизмов предназначено, как уже упоминалось, разрешать названные противоречия и способствовать наиболее полному выполнению функций роста подвижности и использования рабочей силы в ходе трудовых перемещений. Регулятивные возможности социальных механизмов связываются в этом случае как с субъективным влиянием на социально трудовые ориентации (в плане обучения новым профессиям и включения в гибкие формы труда), так и объективным изменением природы экономических отношений в соответствии с программами реструктурирования экономию!. Критерием социальной эффективности социальных механизмов является полнота проявления функций анализируемых процессов в русле позитивных тенденций общественного прогресса.
Итак, в данной концепции функционирования рынка рабочей силы социальные механизмы выступают средствами разрешения социальных противоречий, порождаемых неполноценной реализацией функций каждого из видов трудовых перемещений. Регулятивные возможности социальных механизмов тем полнее, чем глубже экономические и правовые механизмы включены в реальную практику. И наоборот, чем нестабильнее конкретная общественная ситуация в экономическом и правовом аспектах, тем слабее действие социальных механизмов. Исследование в режиме социологического мониторинга (1992, 1993, 1994 гг.) регулятивных возможностей социальных механизмов рынка рабочей силы привело к выводу, что одни из них (механизмы регулирования занятости) могут развиваться в русле государственной политики балансирования спроса и предложения на рынке труда, а другие (механизмы территориальной и отраслевой мобильности) имеют в своей основе глубинные эволюционные и революционные процессы развития экономики и не могут быть за-
ю Зак. 2739 289 действованы волевым порядком. Действие механизма территориальных трудовых перемещений изначально сводится на нет отсутствием развитого рынка жилья, существующей системой разрешительной прописки и другими факторами нерыночного состояния экономики. Данная ситуация обусловливает резко негативное отношение безработных ко всем видам территориальных перемещений в поисках новой работы. Так, по данным наших исследований, 82,9 % ни при каких обстоятельствах не согласились бы переехать в другой город, если бы там появилась подходящая работа; 77,2 % — не согласились бы выехать за пределы Беларуси, 56,5 % — не поехали бы на работу в деревню; 36,9 % — не согласились бы поехать в поисках работы за границу (38,8 % согласились бы, а 23,5 % не думали об этом). Объективных оснований для изменения этих ориентаций не имеется, поэтому доля безработных, не расположенных к тем или иным видам территориальных перемещений, практически не изменилась в 1994 году по сравнению с 1993 годом и, по-видимому, не изменится в обозримом будущем.
Действие же механизма отраслевых перемещений заблокировано тем, что эти перемещения стимулируются со знаком минус. Так, заработная плата непроизводственной сферы намного ниже средней в народном хозяйстве республики. Внутри непроизводственной сферы заработная плата в сфере управления выше, чем в сфере науки и народного образования, тогда как в индустриально развитых странах все происходит наоборот. В результате подобного «стимулирования» темпы прогрессивных отраслевых перемещений низки и имеют тенденцию к замедлению. Так, численность работников непроизводственной сферы возрастала в 1980 году по сравнению с 1970 годом на 39,8 %, в 1990 году по сравнению с 1980 годом — на 13,9 %. В 1991 году численность работников непроизводственной сферы увеличилась по сравнению с 1990 годом на 0,24 %. При этом неготовность сектора сервисных услуг принять, переобучить и трудоустроить перемещаемые контин- генты людей создает проблему вынужденной безработицы.
В подобной ситуации введение в действие социальных механизмов регулирования занятости — профессионального обучения и переобучения, гибких форм труда и рабочего времени и др. — приобретает ограниченный характер и далеко не всегда способствует повышению социальной ориентации формируемых рыночных отношений. Пока что эти механизмы действуют в русле девальвации высшего образования в соответствии с нынешним спросом на мало- и неквалифицированный труд. Переобучается (до 1/3 — профессиям умственного и 2/3 — профессиям преимущественно физического труда) всего 15 % зарегистрированных безработных. Остальные 85 % получают пособие по безработице или трудоустраиваются в соответствии с существующим рыночным спросом: до 90 % — на рабочие специальности и 10 % — специальности служащих.
Ограничено действие и таких социальных механизмов регулирования занятости, как механизмы гибких форм труда и рабочего времени. Объективные условия функционирования этих механизмов в постсоветской экономике еще не созданы, но субъективные предпосылки выражены довольно отчетливо, особенно в жей- ской среде. На первое место среди гибких форм труда и рабочего времени ставится работа с неполным рабочим днем и неполной рабочей неделей, на второе — работа по контрактам и субконтрактам и в сфере обслуживания, на третье — временная и сезонная работа. Чем определяются темпы развития гибких работ? Во- первых, избыточностью труда, что ведет к значительному сдвигу власти от продавцов рабочей силы к ее покупателям на рынке труда. Во-вторых, активным ростом сервисных услуг и сервисоподобных производств, что создает необходимость повышения гибкости трудового процесса. В-третьих, применяя гибкие контракты, работодатели пытаются избегать сравнительно жесткой структуры заработной платы и регуляции занятости с помощью увольнения и вынужденных отпусков.
В ситуации, когда механизмы балансирования спроса и предложения р а б о ч с й силы посредством территориальных и отраслевых перемещений не задействованы, а возможности механизмов регулирования занятости ограничены, основным назначением механизма коррекции социально-трудовых ори- ентаций безработных становится формирование таких типов экономического поведения, которые способствуют балансу спроса и предложения на_ рынке труда ценой значительных материальных и моральных издержек. Прежде всего это относится к сознательному переобучению безработных с высшим образованием (их примерно 1/2) профессиям, не требующим не только высшего, а иногда и среднего специального образования. В новой ситуации безработные вынужденно принимают новый, рыночный критерий оценки профессии — перспективность этой профессии на рынке труда — и вырабатывают соответствующую стратегию поведения. Такова в общих чертах логика взаимодействия социальных механизмов регулирования отечественного рынка рабочей силы.
Сравнительный анализ иных типов рыночных систем — европейской и американской — показывает, что в большинстве европейских стран и США процессы, сопровождающие структурный сдвиг рынка труда из сферы производства в сферу сервиса, развивались под действием разных рыночных механизмов[148]. Европейский рынок являет собой модель, характеризуемую социальной регуляцией трудовых отношений И значительным государственным сектором. В этой модели создаются почти одинаковые условия для всех работников в отношении регуляции занятости, заработной платы и доступности социального обеспечения.
США представляют собой противоположный тип рыночной системы. Это либеральная модель, в которой условия рынка регулируются в основном через рыночные механизмы балансирования спроса и предложения рабочей силы. Американский государственный сектор мал и играет весьма скромную роль на рынке труда как в том, что касается количества работников, занятых в данном секторе, так и по степени влияния на установление рыночных «правил игры».
Конечный результат — достижение высочайшего уровня благосостояния в обоих типах рыночной системы — уравнивает эти модели по их жизнеспособности, и вопрос перемещается в иную плоскость: какая из них наиболее целесообразна для характера и этапа социально-экономического развития Республики Беларусь. Думается, уместно обратиться к авторитету нашего соотечественника и крупнейшего американского экономиста В. В. Леонтьева, который сравнивал экономику с яхтой в море: частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, а государственное регулирование, как руль, направляет экономику в ту или иную сторону. Если ветер не наполняет паруса, тогда и руль не поможет. И самое трудное — сбалансировать эти компоненты таким образом, чтобы движение было гибким, надежным и естественным. Идеальным исходом успешного реформирования В. В. Леонтьев считает «установление смешанных систем европейского типа, при которых состязательный рыночный механизм функционирует под строгим контролем государства, а всевозможные общественные и социальные службы поглощают большую часть общего национального дохода[149].
Большинство стррн Западной Европы и в самом деле относится к числу наиболее развитых в экономическом отношении государств с рыночной экономикой смешанного типа. Это означает не только множественность форм собственности, но и сочетание разных организационных форм бизнеса, сочетание различных типов рынков, а также форм и инструментов экономической политики на различных уровнях функционирования экономики. Однако при использовании опыта малых стран Западной Европы следует учитывать, что их экономические модели формировались в процессе длительной эволюции, отражают специфику исторического развития этих стран и не могут быть перенесены безболезненно на чужеродную почву. Поэтому важнейшим методологическим вопросом становится вопрос поиска путей приспособления этих моделей к уникальным социально-экономическим и политическим условиям Беларуси как типичного постсоветского государства.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Под социальным механизмом регулирования экономию! понимается устойчивая структура типов экономического поведения социальных субъектов, а также взаимодействия этих субъектов между собой по поводу производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.
2. Регулятивные свойства социального механизма определяются, с одной стороны, правовыми, экономическими и социальными институтами общества, а с другой — социально-экономическим положением разных социальных субъектов, состоянием их экономического сознания, мышления, поведения.
3. Общая идея социального механизма регулирования экономики такова, что он фиксирует характер экономической активности социальных субъектов, а также те социальные и экономические регуляторы, от которых сам и зависит.
4. Специфику социального механизма составляет принцип построения структуры социальных связей и отношений, в которых социальные субъекты находятся друг к другу.
5. Существуют механизмы внутреннего регулирования (социализация) и механизмы внешнего регулирования, связанные с управляющим воздействием на индивида (социальную группу, сообщество).
6. Принцип действия внешних социальных механизмов детерминирован структурой ролевых ожиданий социальной группы (сообщества) и степенью их соответствия ожиданиям индивида.
7. Развитие социального явления происходит во взаимодействии внешних и внутренних регулятивных механизмов. В процессе социализации индивидом усваиваются стандарты и идеалы его окружения таким образом, что они становятся эффективными мотиваци- онными силами его собственного поведения независимо от внешних санкций. Индивид в этом случае выступает сознательным регулятором своего поведения и преобразователем действия внешних социальных механизмов во внутренние.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимается под социальным механизмом регулирования экономики?
2. Чем определяются регулятивные свойства социального механизма?
3. Проанализируйте структуру социального механизма регулирова ния экономики.
4. Что представляют соОой социальные механизмы внутреннего регулирования (социализации) индивида, социальной группы, сообщества?
5. Чем определяется принцип действия социальных механизмов внешнего регулирования, связанных с управляющим воздействием на индивида, социальную группу, сообщество?
6. Каким образом происходит взаимодействие внешних и внутренних регулятивных механизмов в процессе развития социальных явлений?
7. Проследите действие социальных механизмов регулирования функций в рамках социологической модели рынка рабочей силы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Три фундаментальные задачи науки — объективная оценка существующего знания, приращение нового знания и преподавание научного знания оказываются тесно связанными между собой. В учебнике сделана попытка раскрыть именно такую связь. Предназначение учебника, излагающего на современном уровне науки и культуры систематизированные знания, — выступать важнейшим звеном механизма трансляции культурных образцов и ценностей. В этом смысле функция учебника — обучение студентов правилам пользования научным инструментарием, теориями и методами. Учебник «Экономическая социология» нацелен еще и на то, чтобы сформировать аналитическое мышление студента, помочь самостоятельно разбираться в существе вопросов, подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Итак, первая функция курса по экономической социологии состоит в том, что он закладывает фундамент научного знания. Вторая, не менее важная функция заключается в очищении знания от догм и заблуждений, приобретении иммунитета против лжеконцепций через формирование методологической культуры мышления. В этой связи особое значение приобретает приобщение студентов экономических специальностей к курсу экономической социологии с целью более социологичного восприятия скрытых пружин экономической жизни, более глубокого понимания социальных механизмов развития экономики как целостной системы и частных социальных механизмов, регулирующих те или иные экономические процессы.
СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)*
Ability. Способность выполнять умственную или физическую задачу. Социальные психологи обычно отличают способность от склонности, т. е. природной способности к получению знаний, которая иногда измеряется с помощью эптитьюд-теста. Возможно, социологам следует различать способность и мастерство: первая является относительно специализированной и ориентированной на решение определенной задачи; второе соотносится с широким крутом технических приемов, приложимых к ряду родственных задач.
Achievement. Успешное завершение или выполнение социально значимой задачи или цели. Т. Парсонс (в кн. «Социальная теория и современное общество», 1967) предполагает, что современные общества в качестве индексов достижения используют скорее дипломы, связанные с прохождением экзаменов или выполнением базисных ролевых задач, нежели критерии, приписываемые рекрутированию, отбору и оценке индивидов для выполнения частных ролей. Вместе с тем исследования демонстрируют продолжающееся влияние приписывания в социальной структуре, особенно относительно таких факторов, как раса и пол.
Achievement motivation. Мотивация достижения, определяемая как потребность хорошо трудиться (или как стремление к успешной деятельности) и проявляющая себя в борьбе с трудностями, рассматривается как главная мотивация человеческого существа. Психолог
The Oxford Dictionary of Sociology / Ed. by C. Marshall. Oxford University Press. New York, 1994. Пер. с англ. Г H. Соколовой.
Д. Мак-Клелланд («Общество достижения», 1961) измерял ее, анализируя суждения респондентов. Скорее в полемическом плане он выдвинул гипотезу о том, что она соотносится с экономическим ростом. Недостаток мотивации достижения в течение 1950—1960-х годов в странах Третьего Мира объяснялся теоретиками слабым экономическим развитием этих стран. Данный тезис подвергался сильной критике такими сторонниками теории зависимости, как А. Г. Франк («Латинская Америка: эволюционное развитие, или революция», 1969).
Action research. Тип исследования, в котором исследователь является также агентом изменения, часто применялся в локальных сообществах или консультантами, работающими в компаниях как часть самого процесса изменения. Обследуемые индивиды приглашаются к участию в различных стадиях относительно быстро движущейся последовательности — исследова- ния-действия-исследования-действия. Это повторяющийся процесс изучения проблемы, связанный с использованием свободно трактуемых методов типа «кейс-стади», презентирующий анализ с предложением одного или более решений относительно отдельных лиц или групповых лидеров, определяющий, каким курсом следовать, и выполняющий его; сопровождаемый дальнейшими действиями по совершенствованию и расширению новой политики или новых видов активностей. Процесс может распространяться непрерывно, проникая в смежные сферы деятельности. Интересным примером в этом смысле являются программы развития Британского общества 1970-х годов.
Action theory, action frame of reference. Эти термины не являются взаимозаменяемыми, однако они тесно взаимосвязаны и содержат ряд импликаций относительно понимания социологии как науки. Теории действия рассматривают человеческое действие в качестве главного или единственного предмета социологии. Группа этих теорий включает в себя веберовскую социологию, феноменологическую и герменевтическую социологию, символический интеракционизм, этномс- тодологию и др- Сами по себе эти подходы соотносятся не только с природой действия, но также с его смыслом и интерпретацией. Определенное качество действия состоит в том, что в отличие от поведения оно включает в себя субъективное значение для актера (действующего лица). Вебер выделял четыре типа действия — традиционное (связанное с обычаями), аффективное (связанное с эмоциями), ценностно-ориентированное и инструментальное (связь рациональных значений с результатом), хотя исторически социологический анализ в основном концентрировался на двух последних типах. Теории действия, следовательно, не рассматривают социологию в русле естественных наук, имеющих дело с внешними, независимыми объектами; скорее социология выступает научной дисциплиной постольку, поскольку она дает рациональное, последовательное толкование человеческих действий, мыслей и взаимоотношений.
Рамка соотнесения действий ассоциируется с именем Т. Парсонса; его теория начинается с систематического анализа, предмет которого — социальный актер, выбирающий между различными средствами и результатами в среде, ограничивающей выбор как в физическом, так и социальном смысле. Наиболее важными социальными ограничениями выбора являются нормы и ценности. Исходя из этого, Т. Парсонс разрабатывает такую модель социальной системы, что его теория закономерно утрачивает свой волюнтаристский характер: представление о выбирающем актере исчезает в пользу теории структурной детерминации, в которой нормы и ценности играют определяющую роль.
В отличие от теории Т. Парсонса современные теории действия в социологии имеют три различных направления. Первое рассматривает природу рациональности и рационального действия. Здесь внимание акцентируется на веберовской типологии и возможностях каузальных объяснений действия. Выясняется, существуют ли абсолютные критерии рациональности или социологические объяснения всегда являются в опрсдс- ленном смысле относительными. Второе направление развивается в основном в рамках этнометодологии и феноменологии. Третье направление, развиваемое символическим интеракционизмом, представляет собой изучение и анализ взаимодействий, которые осуществляются между актерами.
Все теории действия имеют что сказать (неявно или явно) относительно рациональности действующего лица, если только он или она поступает рационально.
Actionalism. Термин ассоциируется с именем французского социолога А. Турена и не должен смешиваться с термином «рамка соотнесения действия», предложенным Т. Парсонсом. Начиная с 1960-х годов А. Турен развивал радикально новую теоретическую парадигму, наиболее полно описанную в кн. «Самопроизводство общества» (1973). По его собственным словам, главная цель А. Турена — «совместить социологию общества с социологией актеров (действующих лиц)». Он считает искусственным выделение в социологии объективного и субъективного аспектов, или подходов с позиций системы и с позиций действующего лица. Ак- ционализм помещает социального актера в центр теоретического внимания, делая его не просто компонентом, но и агентом социальной системы.
Анализ А. Турена не исключает такие группы и коллективы, как социальные классы. Однако они трактуются уже не как категории, а как динамические наборы взаимоотношений между социальными актерами. Динамический аспект акционализма состоит в том, что А. Турен называет историчностью, т. е. способностью общества действовать в качестве субъекта, и качеством истории как истории человеческой активности. Социолог выступает агентом историчности (а не нейтральным наблюдателем) и принимает участие в конфликтах современного ему общества. Такой подход привел А. Турена к методу «социологического интервенционизма», когда социологи изучают движения социального изменения, участвуя в них непосредственно. А. Турен верит, что акционалистская социология будет различной и полной конфликтов, но более легитимной вследствие се активной вовлеченности в процессы социального изменения.
В конкретных терминах акционалис
Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.