Из множества трактовок культуры в мировой и отечественной литературе цели нашего анализа в первом приближении соответствует понимание культуры как социальной памяти общества — особого социального механизма, воспроизводящего эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям дальнейшего развития общества. Обобщая многие точки зрения, Я. Щепаньский пишет: «Существуют определенные идеи, передаваемые из поколения в поколение. С этими идеями связаны системы ценностей. Они, в свою очередь, определяют поведение и деятельность индивидов и групп, их способы мышления и восприятия. Весь этот комплекс называется культурой»[106].
В отечественной науке представление о культуре как социальной памяти общества было разработано российским социологом Ю. А. Левадой. Его главная идея состояла в трактовке культуры как особого рода языка (ценностей, знаний, норм, требований, санкций), освоение которого связывает новые поколения людей со всей предшествующей историей, позволяет новым поколениям овладевать опытом прошлых поколений и приумножать его. В связи с этим большое значение придается таким категориям, как «образец», «институ- ционализация образцов поведения», соответствующие институты, порождающие определенный образ мышления и определенные образцы поведения[107].
Однако концепция культуры как социальной памяти, акцентируя роль культуры в обеспечении связи времен, преемственности поколений, не фиксирует культурного развития общества — обновления его ценностей и норм, на базе освобождения от одних ценностей и замены их другими, вытеснения устаревших ценностей новыми. Процесс обогащения и развития социальной памяти — неотъемлемый элемент общего воспроизводства культуры, который идет через постоянную переоценку ценностей.
Процессы сохранения и обновления культуры происходят противоречиво и порой дисфункционально. На одних этапах наблюдается уничтожение прежней культуры и ее носителей (как это случилось в отечественной истории в 1917 г.), разрыв связи поколений и попытка начать с нуля, полная и далеко не всегда оправданная переоценка ценностей. На других этапах (например, в переходный период) наблюдается замедленное обновление ценностей и норм, которые отвечали бы требованиям времени и новым потребностям общества, доминирование устаревших социальных стереотипов. Однако названные этапы имеют внутреннюю взаимосвязь. Разрыв связи времен и поколений, уничтожение культурных традиций и их носителей, во- первых, нарушает естественный процесс обновления (воспроизводства) культуры: во-вторых, искусственные заменители уничтоженных ценностей и традиций не могут развиваться естественным путем, консервируют те или иные элементы культуры (в частности, экономической) на протяжении жизни многих поколений. В конечном итоге изменение общественных отношений (возвращение экономики в лоно мироюго хозяйства в ходе процессов ее реструктурирования) требует уже не обновления, а радикального изменения культурных ценностей, что неизмеримо труднее и длительнее.
Так, негативное отношение к проявлению различных форм конкуренции и предпринимательства свело на нет все типы активного экономического поведения и породило целый ряд ценностей и норм уравнительного характера. Это обусловило пассивное экономическое поведение — без творчества, без перспективы, без максимальной самореализации в избранном деле. За 70 лет выработалось определенное понимание нормативно-общезначимого, определенный образ мышления, отчужденный от экономической самостоятельности, основанный не на знаниях, а на вере во всесилие властных структур. Изменить его — дело жизни не одного поколения. Необходимость регулирования экономического поведения и положена в основу понимания феномена экономической культуры российскими социологами-экономистами Т. И. Заславской и Р. В. Рывки- ной. Они рассматривают экономическую культуру как «совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономию! и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности»[108].
Попробуем проанализировать это исходное (и пока что единственное в нашей литературе) определение экономической культуры с позиций нашего собственного опыта изучения культуры общественного производства и культуры труда1. Авторы рассматривают экономическую культуру как некое образование (совокупность социальных ценностей и норм), которое имеется в наличии и призвано регулировать те или иные процессы. Таким образом, содержание экономической культуры в виде совокупности ценностей и норм вводится в рамки существующего экономического устройства общества и отражает это устройство. При этом упускаются из виду как моменты исторической преемственности этих ценностей (связь времен). Так и моменты их обновления в процессе постоянного воспроизводства культуры. Таким образом, вычленяя экономическую культуру как статический феномен и абстрагируясь от процесса ее развития, авторы впадают в логическое противоречие между первой и второй частями своего определения. Если экономическая культура выступает только как совокупность социальных ценностей и норм, то она не может выполнять роль регулятора, которая ей приписывается далее, и способствовать отбору и обновлению ценностей и норм, функционирующих в сфере экономики.
Разумеется, для анализа того или иного предмета необходимо мысленное вычленение его из бесконечного многообразия связей и отношений. Однако это лишь момент познания. Образование понятий поэтому предполагает воспроизводство всех связей и отношений и выявление среди них существенных — определение сущности, которая проявляется в живом взаимодействии и развитии. Что же касается данного определения, то оно охватывает совокупность ценностей и норм как результат человеческой деятельности. Ни сама деятельность, ни человек, ее осуществляющий, ни, следовательно, взаимодействие между людьми, в культуру, согласно данной формулировке, не включаются. Представленная как совокупность готовых форм и результатов — ценностей и нормативов, культура фактически понимается в качестве функционального образования той или иной социально-экономической системы, выполняющего по отношению к последней стабилизирующую роль. Получается, что развитие культуры хотя и признается авторами рассматриваемого определения, но лишь как привнесенное в нее извне. Самой же культуре присущи в данной трактовке лишь функционирование в рамках той или иной качественной определенности, характерными чертами которого выступают устойчивость и статичность.
Классические определения культуры[109], основу которых составляет творческая деятельность человека и, следовательно, сам человек как субъект этой деятельности, нацеливают нас на понимание этого явления в единстве его процессуального развития и его результатов. Сфера культуры выступает при таком подходе как сфера развития личности, что, разумеется, не исключает предметных форм ее бытия. С одной стороны, творческая деятельность всегда носит предметный, преобразующий характер. С другой стороны, объективированные результаты творческой деятельности сами есть не что иное, как опредмеченная, воплощенная в этих результатах деятельность прошлых поколений, которая обретает то или иное социокультурное значение, лишь будучи включена в живую ткань общественных взаимосвязей — в процесс реальной человеческой деятельности. Вне этого процесса, т. е. вне развития, взятые сами по себе, результаты человеческой деятельности предстают лишь как функциональные формы, не раскрывающие исторического содержания культуры. Да и сам человек с его индивидуальными способностями, талантами, умениями — тоже продукт, результат человеческой общественной деятельности.
Исходя из классического понимания культуры как двуединого процесса сохранения и воспроизводства культурных ценностей и используя «рациональное зерно» в определении Т. И. Заславской и Р. В. Рыбкиной, мы определяем (в контексте нашего анализа) экономическую культуру как способ взаимодействия экономического сознания (как отражения экономических отношений и познания функционирования и развития экономических законов) и экономического мышления (как отражения включенности в экономическую деятельность), регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения. Это означает формирование прошлым экономическим опытом определенного состояния экономического сознания (и экономического мышления как формы его проявления) общества, социального слоя, социальной группы, воплощающих это состояние в определенной экономической деятельности (экономическом поведении).
Чем совершеннее способ этого взаимодействия, тем эффективнее экономическая деятельность; чем рациональнее экономическое поведение, тем выше уровень экономической культуры. Таким образом, именно способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления выступает естественным регулятором экономического поведения. Вспомним, что косное, пассивное, неразвитое экономическое сознание, не испытывающее в течение длительного времени потребности изменяться, обусловило противоречивое, эмоциональное (а не рациональное) экономическое мышление, совмещающее внешнее следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами. Вследствие этого и экономическое поведение, и экономическая деятельность приобретают скорее эмоциональный, нежели рациональный характер и осуществляются порой в состоянии психологического стресса. Подобное экономическое мышление, в свою очередь, не способно существенно обогащать со-
7 Зак 2739 Ю,
циальной практикой экономическое сознание. Негибкий, отягощенный социальными стереотипами, «неповоротливый» способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления в советской экономике пока что не порождает особых иллюзий относительно высокого уровня экономической культуры. Регулятивное воздействие столь несовершенного способа взаимосвязи и взаимного проникновения друг в друга экономического сознания и экономического мышления на экономическое поведение, экономическую деятельность в целом невелико и слабо обусловливает вариативность и гибкость этого поведения.
Каковы же основные особенности экономической культуры как механизма, регулирующего в конечном итоге экономическое поведение?
Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Это и те социальные нормы, которые, возникая в обществе, обретают в экономической сфере свое специфическое значение (например, общая норма социальной справедливости как социального равенства для всех воплотилась в экономической сфере в уравнительный принцип оплаты по труду). Это и те социальные нормы, которые возникают из внутренних потребностей экономики. Так, экономика экстенсивного развития предполагает естественным планирование от достигнутого, «план любой ценой», «выводиловку», «уравниловку» и др.
Во-вторых, особенность экономической культуры определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь (взаимодействие) экономического сознания и экономического мышления. Это, вероятно, и пластичность социальных стереотипов, и минимум шаблонов, затрудняющих эту связь и делающих ее консервативной, и многое другое. Чем содержательнее и активнее экономическое сознание, тем рациональнее и последовательнее, изобретательнее и эв- ристичнее экономическое мышление, тем свободнее и профессиональнее экономическое поведение.
В-третьих, особенность экономической культуры видится в том, что в качестве регулятора связи экономического сознания и экономического мышления она в значительно большей степени, чем любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей. Действительно, регулятивные ценности и нормы экономической культуры имеют организационную направленность — активизировать массы на те или иные действия, активизировать их экономическое поведение. Так, все серьезные повороты в политике сопровождались выдвижением соответствующих лозунгов экономического характера. Лозунг как момент культуры, направленный на то, чтобы выработать у людей социально-экономические стереотипы, тем сильнее мотивирует людей на решение выдвинутых задач, чем противоречивее и эмоциональнее их экономическое мышление, сформированное на вере в символы. Такими были лозунги «Учиться коммунизму» (в начале революции); «Учиться торговать» (в период НЭПа); «Техника в период реконструкции решает все» (на этапе индустриализации); «Чтобы работать по-новому, нужно начать думать по-новому» (в годы перестройки); «Приватизация» (в переходный период). Можно сказать, что экономическая культура ориентирована на управление экономическим поведением в той мере, в какой сформированы прошлым опытом экономического развития экономическое сознание и экономический образ мышления индивида, группы, общества.
Рассмотрение экономической культуры как способа взаимодействия между экономическим сознанием и экономическим мышлением предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе. Речь идет о возможностях регулирования взаимосвязи с целью сделать ее наиболее гибкой и чувствительной как в плане детерминации положительного экономического мышления, так и в плане насыщения экономического сознания реальным содержанием практики. Данные процессы осуществления прямой и обратной связи между рассматриваемыми явлениями в значительной мере зависят от полноты выполнения функций экономической культуры.
В первую очередь экономическая культура, как и культура в целом, выполняет роль социальной памяти, но не всей социальной памяти общества, а лишь того ее сегмента, который связан с историей экономических отношений. Мы можем говорить о трансляционной функции. Это передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее социально-экономических ценностей, норм, потребностей, предпочтений, мотивов поведения. Из прошлого в современность транслируются нормы и ценности, составляющие содержание экономического сознания и экономического мышления как формы его проявления и экономического поведения как способа их взаимодействия.
Мы можем говорить о селекционной функции культуры, связанной с отбором из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы (полезны) для решения задач последующих этапов развития общества. Экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет, накапливает) те ценности и нормы, которые необходимы для развития гибкого экономического поведения субъектов развития экономики. Однако идеологические установки могут модифицировать этот естественный процесс и даже приостановить его введением идеологических рамок и нормативов.
Мы можем говорить об инновационной функции экономической культуры, которая проявляется в обновлении социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствования прогрессивных ценностей из других культур. Полнота и качество выполнения этих функций определяет регулятивные возможности экономической культуры.
Так, трансляционная функция проявляется через такие характеристики, как степень автономности, степень декларативности и степень дирекгивности компонентов культуры. Прежде всего это степень автономности (или зависимости от других видов культуры), которая свидетельствует о том, в какой мере на экономическую культуру влияют идеологическая, научная, нравственная, художественная культуры; какова сила и характер этого влияния; в какой мере оно способствует (или препятствует) развитию экономической
культуры.
Степень декларативности (конструктивности) компонентов культуры говорит о соотношении в ней ценностей и норм, которые только провозглашаются, но не реализуются на практике. Декларативность (якобы выполнение функций) свидетельствует о том, развивается ли экономическая культура естественно- историческим образом или находится в режиме внешней регуляции, управления извне.
Степень директивности (демократичности) характеризует зависимость экономической культуры от неких «надсистем», обладающих правом директировать (хотя степень этой зависимости может быть разной). Этот момент отражает специфические черты определенных культур прежде всего в системах с тоталитарным режимом власти, когда самоуправление отступает на второй план.
Селекционная функция экономической культуры проявляется через степень разнообразия (однообразия), интегрированности (дезинтегрированности), коллективизма (индивидуализма). Степень разнообразия (однообразия) характеризуется количеством образцов поведения, представляющих различные типы экономических отношений (например, основанных на государственной, кооперативной, личной и других формах собственности, на использовании внутренних и внешних рынков, на управлении «сверху» и самоуправлении, на хозрасчетных и административных рычагах управления и др.). Степень разнообразия экономической культуры тем больше, чем шире диапазон таких отношений, а также чем существеннее различия между ними. Разнообразие рассматривается как свидетельство развитости и жизнеспособности экономической культуры: чем больше это разнообразие, тем богаче культура, тем более она способна к саморазвитию. Не случайно итальянский экономист, президент Римского клуба А. Печчеи включает культурное разнообразие в число условий выживания человечества: «Подобно тому, как биологический плюрализм и дифференциация способствуют стойкости природных систем, культурное и политическое разнообразие обогащает человеческую систему»[110] Основа этого явления — богатство структуры — сопровождается богатством внутренних связей, а следовательно, повышает регулятивные возможности культуры.
Степень интегрированности (дезинтегрированности) проявляется в согласованности (или несогласованности) экономических норм и ценностей, стереотипов экономического поведения разных социальных групп. Согласование рассматриваемых компонентов повышает регулятивные потенции экономической культуры, позволяет стабилизировать ее состояние на том или ином этапе развития. Вместе с тем интегриро- ванность не исключает разнообразия. Проблема состоит в том, как сделать экономическую культуру интегрированной при одновременном усилении ее разнообразия.
Что касается степени коллективизма (индивидуализма), то для поддержания стабильности социальной системы, ценности и нормы всеобщего характера должны органично увязываться с ценностями группового и индивидуального уровней. Если же ориентация экономических субъектов на ценности и нормы всеобщего характера слабы или отсутствуют, то стабильность нарушается, общественные отношения становятся неустойчивыми, экономика — малоуправляемой. Можно предположить, что в ситуации, когда над групповые ценности не являются реальными ориентирами поведения, совершенствование внутригрупповых связей не может стимулировать развития общества и его экономики. Следовательно, регулятивные свойства культуры в данном аспекте во многом зависят от ориентации людей на экономические ценности более высокого плана, нежели ценности отдельных групп и слоев.
Инновационная функция экономической культуры проявляется через такие характеристики, как степень инновационности (консерватизма); масштабы заимствования образцов новых технологий, форм организации экономических и управленческих отношений, моделей группового поведения на рынке товаров, труда и услуг; ценность экономической активности населения для властных структур; ценность экономической активности для самого населения.
Степень инновационности (консерватизма) проявляется через соотношение в экономической культуре новых ценностей, норм, образцов поведения (по сравнению с теми, которые устарели и не отражают актуальных потребностей общества). Регулятивные свойства культуры тем сильнее, чем динамичнее идет процесс ее обновления, и наоборот, консервация устаревших ценностей, норм, стимулов поведения свидетельствует о слабости ее регулятивных потенций и отрицательно влияет на общественное развитие.
Одна из важнейших характеристик полноты проявления инновационной функции — степень рациональности — соотношение норм, основанных на вполне осознанных целях и ценностях, и таких, которые основаны на привычке, укоренившихся традициях, обычаях, характерных для того или иного типа общественного устройства. Понятие «традиционное действие», находящееся, по М. Веберу, «на границе» того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным, решительно противопоставляется им рациональному действию, определяемому рациональным осознанием его целей, средств и взаимосвязи между ними в каждом отдельном случае[111]. Развитие экономической культуры в отечественном производстве повысило рациональность действий, но проблема соотношений рациональности и традиционализма продолжает оставаться актуальной.
Специфику проявления инновационной функции характеризуют масштабы заимствования. Оно может происходить в процессе миграции или диффузии культурных инноваций из одной культуры в другую или путем прямого заимствования. Для отечественной экономики термины «диффузия» и «миграция» не адекватны существу происходящих процессов, так как в ней доминируют не столько естественно-исторические, сколько управляемые процессы. Здесь наиболее адекватным понятием является «заимствование».
Основным социальным противоречием, затрудняющим выполнение инновационной функции экономической культуры, является противоречие между приверженностью к существующим нормам (как социально-экономическим стандартам, образцам экономического поведения) и осознанием необходимости инновационной деятельности. Норма хранит существующее, а инновационная деятельность его изменяет. И то и другое происходит одновременно: только в их подвижном взаимодействии, постоянном смещении равновесия между ними в ту или иную сторону возможно сосуществование функционирования и развития.
В управляемой экономике выполнению инновационной функции культуры (а конкретно — введению того или иного новшества) может противостоять административное ограничение. Понятно, что борьба с таким ограничением может быть затяжной и изнурительной для новаторов и, в конце концов, зависит от волевого решения. И совсем другое дело, если источник консерватизма уходит в традиции экономического поведения. В этом случае конкретного и разового решения недостаточно, быстрые сдвиги маловероятны. Требуется эволюционное развитие как общей, так и экономической культуры. Недооценка традиционных действий может обходиться очень дорого. Об этом свидетельствуют, например, уроки создания крупного индустриального комплекса на юге Таджикистана, где расчет на быстрое включение в общественное производство женщин из сел не оправдался, ибо обычай прочно удерживал их в семье.
Итак, баланс — приверженность социально-экономическим нормам и осознание необходимости экономических инноваций — в зависимости от способа взаимодействия экономического сознания и экономического мышления может сдвигаться в ту или иную сторону. Если преобладает приверженность, это грозит застоем в социально-экономической мысли и соответственно в экономической деятельности. Он может выражаться в идеализации прошлого, его противопоставлении настоящему. Но в то же время устойчивость системы является важным фактором отсеивания нежизнеспособных инноваций, их испытания на перспективность. Поэтому было бы неверно создавать культ новизны, как и недооценивать позитивное значение уже существующего, признанного.
Доминирование в отечественной экономике управляемых процессов (в ущерб естественно-историческим) создало уникальную ситуацию, когда инновация зачастую внедрялась только административным решением без учета как социокультурных, так и социоэкономиче- ских факторов. Это порождало сугубо специфические особенности реализации инновационной функции в отечественной экономике. Прежде всего она ставилась в зависимость от уровня экономического сознания и экономического мышления представителей властных структур, управляющих экономикой, и от носителей консервативных стереотипов на местах. В массовых масштабах имели место методы: «кусочного внедрения», когда под видом освоения новшества принимался лишь один из его элементов, «вечного эксперимента», когда экономические нововведения проходили предварительную апробацию на отдельных объектах и этим дело кончалось, «отчетного внедрения», когда имело место принципиальное расхождение между номинальным освоением и фактическим использованием новшества; «параллельного внедрения», когда новшество сосуществует со старым. Например, во время крупномасштабного эксперимента 1984—1985 годов в пяти отраслях резко ограничивалось число директивных показателей, но ряд отмененных показателей фактически оставался и действовал по-старому.
Итак, каковы же причины сдвига баланса — приверженность к старому либо осознание нововведений — в сторону приверженности? Во-первых, это доминирование управления экономикой. Во-вторых, это малоэффективный способ взаимосвязи косного экономического сознания и противоречивого, эмоционального экономического мышления, не обладающий регулятивным воздействием на мотивацию достижений, в которых видится риск и непредвиденные трудности. В-третьих, это далеко не всегда оправданная установка — «проще купить за границей», в которой проявлялось и проявляется неверие в отечественную технику.
Так, 1960-е годы характеризовались технической политикой, нацеленной на копирование зарубежных образцов машин и оказавшейся (по мнению экспертов) стратегически недальновидной. Между тем в отечественных ЭВМ (семейства «Минск», «Урал» и др.), составлявших основу парка машин в 60-е и начале 70-х годов, были реализованы многие передовые по тем временам идеи; на их разработке выросли кадры отечественных конструкторов ЭВМ, способные и дальше творчески развивать отечественные линии машин с учетом особенностей производства и стиля использования техники. В 60-е годы советские конструкторы за счет использования более продуманных и эффективных алгоритмов при относительно скромных параметрах элементной базы решали те же задачи, что и американские ученые. Этот опыт, обогащенный принципиально новыми идеями и решениями, следовало бы, как считают эксперты, положить в основу создания отечественных ЭВМ нового поколения. Следует также учитывать, что быстрые темпы обновления мирового парка ЭВМ, взаимоувязанность системных и технологических вопросов делают метод копирования зарубежных прототипов бесперспективным и вызывают настоятельную необходимость пересмотра концепции развития вычислительной техники, преодоления консервативных стереотипов, формирования нового качества научно- технического мышления[112].
Таким образом, можно сделать вывод, что степень инновационности отечественной экономической культуры и масштабы внедрения новшеств чрезвычайно низки. Эта низкая инноваиионность имеет две формы проявления: институциональную и личностную. Первая проявляется в монополизме ведомств на достижения науки и техники, слабой ориентации экономических организаций (производственных, снабженческих, торговых и др.) на внедрение передовых методов работы, на усвоение прогрессивного мирового опыта, в соответствующей переквалификации персонала. Вторая, личностная форма находит свое выражение в масштабах инновационного поведения (как экономического компонента) субъектов экономики, развитости их установок на разработку и внедрение новшеств. В этом случае низкая инновационность экономики отражает неразвитость ценностей, регулирующих преобразовательную деятельность в сфере экономики: ценности творчества, успеха, риска, нетривиальных достижений. Стимулы, способные питать такие ценности, оказались ослабленными (если не отсутствующими). Основная масса управленческих и инженерно-технических работников оказалась не ориентированной на внедрение технологических, а тем более социально- экономических новшеств1.
Можно заключить, что административное управление экономикой (при деформированном действии основных социально-экономических законов, в частности закона конкуренции), несформированность косного, неразвитого экономического сознания как способности использовать законы в целях общественного развития, противоречивость и эмоциональность экономического мышления, подчиненного практике тотального управления, — все это затрудняло полноценную реализацию основных функций экономической культуры — трансляционной (где преобладали зависимость от идеологии и политики, декларативность, директивность), селекционной (где господствовало культурное однообразие), инновационной (которая практически была сведена на нет). Разрешение выявленных противоречий во многом зависит от того, насколько полно будет задействован механизм функционирования экономической культуры.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Обобщая многие точки зрения, польский социолог Я. Щепаньский писал: «Существуют определенные идеи, передаваемые из поколения в поколение. С этими идеями связаны системы ценностей, они в свою очередь определяют поведение и деятельность индивидов и групп, их способы, мышления и восприятия. Весь этот комплекс называется культурой».
2. Из множества трактовок культуры, имеющихся в мировой и отечественной литературе, цели нашего анализа более всего соответствует понимание культуры российским социологом Ю.А. Левадой как социальной памяти общества — особого социального механизма, воспроизводящего эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям дальнейшего развития общества. Этот механизм обеспечивает связь между современными образцами деятельности и поведения людей (во всех сферах общества, включая экономику) и их образцами, сложившимися на более ранних стадиях развития общества.
4.Экономическая культура трактуется как «проекция» общей культуры на сферу социально-экономических отношений, т.е. отношений индивидов, групп, классов, занимающих разное положение в системе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта. Исходя из данной концепции, российские социологи-экономисты Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина определяют экономическую культуру как совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития.
5.Концентрация внимания на экондмической культуре как социальном механизме, воспроизводящем эталоны экономического поведения, позволяет определить экономическую культуру как способ взаимодействия экономического сознания общества и экономического мышления индивидов и социальных групп, регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения.
6.Основные особенности экономической культуры как механизма, регулирующего экономическое поведение индивидов и групп, состоят в следующем. Во-первых, экономическая культура включает в себя социальные нормы и ценности общественного масштаба, обретающие в экономической сфере свое специфическое значение, и социальные нормы, возникающие из внутренних потребностей экономики, во-вторых, экономическая культура определяется каналами, через которые она регулирует взаимодействие экономического сознания общества и экономического мышления индивидов и групп; в их число входят экономические интересы, социальные стереотипы, социальные ожидания и ориентации и др. В-третьих, экономическая культура ориентирована на управление экономическим поведением социальных субъектов (индивиды, социальные группы, трудовые коллективы).
7.В качестве социального механизма экономическая культура регулирует экономическое поведение через посредство выполнения трансляционной, селекционной и инновационной функций.
Трансляционная функция экономической культуры — это передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее ценностей, норм, мотивов поведения.
Селекционная функция экономической культуры — это отбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества.
Инновационная функция экономической культуры — это обновление социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствования прогрессивных ценностей из других культур.
Чем более развиты и более полно осуществляются названные функции в процессе регулирования экономического поведения социального субъекта, тем успешнее проявляет себя экономическая культура как социальный механизм данного процесса.
8.Основным социальным противоречием, затрудняющим выполнение инновационной функции экономической культуры, является противоречие между приверженностью индивидов и групп к существующим социальным стандартам и образцам поведения и осознанием необходимости инновационной деятельности. Норма сохраняет существующее положение вещей, а инновационная деятельность это положение изменяет: только в их подвижном взаимодействии, постоянном смещении равновесия между ними в ту или иную сторону возможно осуществление инновационной функции экономической культуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте представление о культуре как социальной памяти общества.
2. Сформулируйте традиционное определение категории «культура».
3. Соотнесите категории «культура» и «экономическая культура».
4. Каковы основания вычленения феномена экономической культуры из сферы культуры в целом?
5. Каковы особенности экономической культуры как способа взаимодействия экономического сознания и экономического мышления?
6. Через какие характеристики проявляется трансляционная функ ция экономической культуры в обществе?
7. Через какие характеристики проявляется селекционная функция экономической культуры в обществе?
8. Через какие характеристики проявляется инновационная функция экономической культуры в обществе?
9. Порассуждайте, с какой полнотой реализуются трансляционная, селекционная, инновационная функция экономической культуры в разных типах обществ.
Глава 10
Дата: 2016-10-02, просмотров: 237.