Важнейшей категорией, «мигрировавшей» из философии в экономическую социологию, является категория общественного интереса. Что же такое общественный интерес? Не будем забывать, что это слово произошло от латинского (inter esse — быть между). Это означает, что общественный интерес можно определить как форму проявления потребностей, объективных по своему характеру и содержанию, возникающих у разных социальных групп и социальных слоев в процессе общения.
Первые попытки объяснить общественную жизнь с помощью общественных интересов предпринимают французские материалисты XVIII в. К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро. В интересах они усматривают реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. «Если физический мир подчинен закону движения, — пишет К. Гельвеций, — то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета»[113].
Важную роль в развитии теории интереса сыграл Гегель, который вслед за Кантом подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, — отмечал Гегель, — что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль»[114]. Люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения»[115]. Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот «остаток», проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и интересов.
Экономические интересы являются основной категорией для обозначения реальных причин и коренных, наиболее глубоких стимулов экономической деятельности и экономического поведения людей, стоящих за их непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. Именно экономические интересы способствуют согласованности во взаимодействии различных социальных групп и слоев в ходе непрерывного приспособления к изменениям, формирующим это взаимодействие.
Понимание того, что экономические отношения между хозяйствующими субъектами (классами, социальными группами, трудовыми коллективами) проявляются в виде их экономических интересов, приводит нас к определенным обобщениям.
Во-первых, экономические интересы всегда имеют своих носителей, они всегда субъектны, т. е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в определенные отношения между собой. Структура экономических интересов столь же многообразна, сколь многообразны и субъекты хозяйственных связей.
Во-вторых, экономические интересы по своей природе объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. Нельзя ни произвольно изменить, ни игнорировать экономические интересы. Чтобы действительно изменить экономические интересы, нужно поставить их носителей в новые условия, изменить их роль в общественном производстве.
В-третьих, экономические отношения (и выражающие их сущность экономические законы), проявляясь в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни экономические отношения как таковые еще не являются источниками самодвижения. Они становятся ими, лишь выражаясь в экономических интересах субъектов.
Поскольку экономические интересы есть форма выражения экономических отношений, постольку очевидно, что каждой общественной системе присуща своя особая структура этих интересов, свой специфический способ их взаимодействия. Основной каркас такой структуры образуют экономические интересы общества, классов и социальных групп, трудовых коллективов и отдельных индивидов. Это, однако, самая общая и наиболее абстрактная характеристика структуры экономических интересов, которая нуждается в уточнении, конкретизации и обогащении в ходе проведения конкретных социологических исследований.
В этом плане весьма плодотворной представляется структурализация устойчивых экономических интересов в их связи с глубинными характеристиками общественной жизни, выявленная российским социологом А. Г. Здравомысловым1. Она осуществляется:
1) через разделение труда и закрепление определенных родов деятельности за соответствующими группами, которые характеризуются своими особыми интересами;
2) через формирование определенных форм собственности, владения и присвоения результатов общественного труда, через различия в той роли, которую играют разные социальные группы в организации труда;
3) через производство форм общения как компонентов, составляющих образ жизни людей в данном обществе;
4) через персонификацию общественных отношений, т. е. через выработку определенных личностных типов, социальных характеров, наиболее пригодных для функционирования данного способа производства, жизнедеятельности всего общества.
Естественно предположить, что во всяком обществе на основе развертывания его внутренних противоречий складывается определенная иерархия общественных интересов, причем удовлетворение и реализация интересов более общего порядка представляет собой условие удовлетворения интересов меньшей степени общности. Вопрос о соотношении общих и частных, постоянных и ситуативных экономических интересов имеет огромное значение для выработки социально- экономической стратегии и ее реализации в тактических решениях текущих вопросов. Общий экономический интерес обобщает все частные интересы целого, представляя собой генеральную линию развития этого целого. Он выражает доминирующую тенденцию развития целого благодаря тому, что в нем наиболее полно выражается основное социальное противоречие.
Вместе с тем неравномерность развития различных компонентов целого способна порождать противоречия между общими и локальными, частными интересами. Здесь опасны две крайности — отрыв общего интереса от своей собственной почвы, превращение общего интереса в абстрактный лозунг (идею), не подкрепляемый конкретными действиями в силу недостаточного развития и недостаточной подготовленности составных частей, и, напротив, игнорирование и недооценка общих интересов, выдвижение на первый план частных интересов. И та и другая крайности ведут к замедлению темпов общественного прогресса, к замедлению реализации как общих, так и частных, локальных интересов.
В первой крайности мы жили более 70 лет социалистического развития. Общий интерес социалистической системы — максимальное расширение и укрепление политической и государственной власти — полярно расходился и был чужд частным, локальным интересам трудящихся. Фактическая реализация этого интереса — достижение военного преимущества на международной арене вместо удовлетворения потребительского спроса — лишала непосредственного производителя заинтересованности в результатах собственного труда. В обществе господствовал метод внеэкономического принуждения к труду, делающий это общество нечувствительным ко всем формам научно-технического прогресса.
Так, по данным наших республиканских исследований 1991 года, только 34 % респондентов в полной мерс реализовали свои способности в трудовой деятельности, 50 % — не всегда, 10 % — не реализовали, 4 % — затруднились ответить. На вопрос «Могли бы вы работать лучше?» утвердительно ответили до 40 %; «Вероятно, мог бы» — до 50 %; «Нет» — 10 %. Характерно, что ответы на заданный вопрос почти не зависели от того, кого мы опрашивали — рабочих или крестьянство. Их экономический интерес был настолько скован общественными рамками, что почти все они находились в одинаковом положении и почти все испытывали явно недостаточный интерес к непосредственной трудовой деятельности.
Однородность и ограниченность экономических интересов рабочих, крестьян и интеллигенции, подтверждающая наличие некоего совокупного субъекта, обнаруживалась по результатам практически всех наших социологических исследований 1970-1980-х годов. Парадоксально, но такое положение вещей как раз и служило обоснованием теории слияния всех общественных групп в единую историческую общность — советский народ. У исследователей, правда, вызывало тревогу то, что народ выступал по всем социальным показателям скорее объектом экономических интересов, нежели их субъектом, обладая низким уровнем экономического сознания, эмоциональным характером экономического мышления и низкими качественными показателями экономической деятельности.
Вторую крайность (выдвижение на первый план локальных, частных интересов) как реакцию на прежнее положение мы наблюдаем в переходный период. Одна из характерных черт этой реакции — эйфория увлечения рыночной экономикой при отсутствии необходимых экономических знаний и опьгга, фундаментальных экономических программ, учета социальных последствий принимаемых экономических и политических решений.
Между тем частные и общие экономические интересы представляют собой разные стороны экономической практики. И те и другие существуют реально и вовлекают в сферу своего действия определенные социальные слои и группы, связывающие с этими интересами свои потребности, ожидания, чаяния. Выдвижение целей социально-экономического развития без учета частных интересов оказывается нереалистичным. Пренебрежение же общими экономическими интересами, восприятие их в качестве идей, маскирующих интересы иного порядка, ведет к оппортунизму в политике. Иными словами, общий экономический интерес в его реальном бытии — это взаимная зависимость частей целого (экономической практики), между которыми распределяются те или иные функции.
«Экономические отношения каждого данного общества, — писал Ф. Энгельс, — проявляются прежде всего как интересы»[116]. Если экономические отношения порождают разделение общества на классы, то наиболее глубокими являются классовые интересы. Если экономические отношения порождают разделение общества на социальные страты, то наиболее существенными и глубокими являются интересы между социальными стратами. Они определяют все многообразие национальных, групповых и индивидуальных интересов. Экономические интересы обусловлены экономическим положением тех или иных социальных групп; но вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют вне того или иного их выражения в виде взглядов, позиций, морали, идеологии этих социальных групп.
Выявление взаимозависимости между экономическим интересом и идеологией приобретает значение закономерности. Выраженная афористично, она выглядит следующим образом: «Идея» неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «интереса»[117]. И люди всегда будут жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями и обещаниями разыскивать интересы тех или иных социальных групп. Определить социальное содержание экономических и политических преобразований — значит ответить на вопросы: в интересах каких и за счет каких общественных групп они проводятся? Сколь глубокими являются сдвиги в положении этих групп, в какой мере задеваются их экономические интересы? Какие группы служат движущей силой социально-инновационных процессов, иными словами, приобретают статус субъектов этих процессов?
Закономерность посрамления идеи при отрыве ее от интереса (в нашем случае — экономического интереса) блестяще Подтвердилась в ходе французской буржуазной революции конца XVIII в. Она не принесла массе действительного освобождения именно потому, что «...для самой многочисленной части массы (отличной от буржуазии) принцип революций не был ее действительным интересом, не был ее собственным революционным принципом, а был только «идеей», следовательно — только предметом временного энтузиазма и только кажущегося подъема»[118].
Осознание данной закономерности позволяет нам объяснить и многие современные явления, в частности перестроечный период 1985—1990 годов. Дело в том, что перестроечные процессы были чистой «идеей» (нелогичной и неполной), которая доводилась до масс именно в виде экономической идеи, изложенной в совокупности догматических положений лозунгового плана. Интерес экономических реформ, подаваемых «сверху», даже не разрабатывался до такого состояния, чтобы стать действительным интересом масс. Следовательно, он и стал только предметом временного энтузиазма, только кажущегося подъема.
Если в 1986 году, по данным наших исследований, до 90 % опрошенных были уверены в успехе перестройки, то в 1991 году таких было всего лишь около 8 %. До 40 % полагали, что такие изменення могут быть достигнуты через 3—5 лет; 15 % считали, что все останется по-старому; 37 % полагали, что экономическая ситуация в Беларуси в обозримом будущем не только не улучшится, но даже ухудшится. В данном случае резкое ослабление связи между идеей и реальным экономическим интересом объяснялось обострением социального противоречия между желанием скорых перемен и осознанием их необходимости, с одной стороны, и утратой веры в скорую возможность этих перемен, с другой. Многие авторитетные политики и ученые в своих статьях и публичных заявлениях утверждали, что если в ближайшие год-полтора не удастся добиться реальных положительных изменений, то программа перестройки окажется под угрозой из-за потери веры населения в возможность реализации ее целей. Они и не подозревали при этом, что лишь обосновывают закономерность посрамления идеи при отрыве ее от реального интереса масс, выступающих всего лишь объектом экономических преобразований и обреченных на то, чтобы верить (не влияя на реальное положение дел) или извериться.
Доверие масс, довольствовавшихся в то время ролью объекта экспериментов, носило форму аванса, кредита, выданного народом своему руководству. Разрушение этого доверия к перестроечным процессам нашло свое выражение в уходе людей в круг личных интересов, в личностных фрустрациях, в повышении безразличия к проблемам общества. Кроме того, положение, когда сталкиваются острое желание перемен и потеря веры в их осуществление, порождает благоприятную почву для любых общественно-политических движений, обилие которых наблюдается в переходи ый период.
Процесс преобразования экономических интересов в социальные, экономических и социальных в политические, экономических, социальных и политических в духовные осуществляется в результате взаимодействия соответствующих групп интересов. Интерес выраженный, преломленный и осознанный не может быть полностью идентичен интересу, функционирующему на предыдущем уровне. Экономический интерес в политической сфере — это не то же самое, что экономический интерес в области непосредственных хозяйственных отношений. Если в экономической жизни экономические интересы проявляются, по А. Г. Здравомы- слову, в отношении к средствам производства, к формам собственности, распределения и потребления, то в социальной жизни они проявляются в сфере обмена и торговли, в политической жизни — в области материальных средств контроля политической деятельности, в духовной жизни — в сфере материальных средств обеспечения духовной деятельности[119]. Разумеется, возникшие, самостоятельно существующие и действующие экономические интересы оказывают обратное воздействие на всю предшествующую систему взаимосвязей, и эта обратная связь может в определенных условиях приобретать решающее значение для всей социально- экономической системы.
Закономерность взаимосвязи экономических интересов и состояния экономических отношений выражается в том, что экономические отношения, проявляясь в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей. Экономические отношения через посредство общественного разделения труда определяют взаимосвязи между теми или иными субъектами этих отношений. Меняется общественное разделение труда - меняется и роль субъектов деятельности в этом разделении, изменяются их экономические интересы.
Какие же социальные силы взаимодействуют в перестроечном процессе, пытаясь изменить его направление в соответствии со сбоим экономическим интересом? Это, согласно трактовке Т. И. Заславской[120], с одной стороны, классы «номенклатуры» и «трудящихся» (т. е. наемных работников), а с другой — нарождающийся класс предпринимателей, мелких и крупных промышленников, кооператоров, арендаторов, фермеров и др. В чем же заключаются интересы каждого из субъектов экономического образа мышления?
Главная и все более осознаваемая задача «номенклатуры» — выжить хотя бы в качестве одной из престижных, влиятельных, материально обеспеченных и социально защищенных групп. Это обусловливает массовый переход наиболее дееспособной части ее представителей из аппарата управления в бизнес. Все более распространенным явлением становится их включение в организацию разного уровня совместных предприятий. Ьсли эта тенденция получит развитие, то значительную часть новых предпринимателей составят бывшие представители «номенклатуры».
Экономические интересы «трудящихся» состоят, по мн *нию исследователя, в том, чтобы добиться, во- первых, более справедливого распределения доходов и I отребительских благ между социальными слоями и группами; во-вторых, возвращения незаконно присвоенного «номенклатурой» общенародного достояния (больниц, санаториев, административных зданий и пр.); в-третьих, стабилизации покупательной силы рубля и наполнения рынка качественными товарами; в-четвертых, надежных социальных гарантий на случай болезни, старости, инвалидности, безработицы; в-пятых, действительной свободы предпринимательской деятельности (обеспечения первоначальным кредитом, разумного налогового обложения и пр.); в-шестых, более полного выражения своих интересов в законодательных органах и системе политической власти.
Что же касается нарождающегося слоя предпринимателей, то он весьма разнороден и лишь начинает осознавать себя общественной группой, составляя, по данным социальной статистики, 5—7 % взрослого населения. Однако специфика их экономических интересов не вызывает сомнений. И основное противоречие между ними и остальными слоями и социальными группами состоит в том, что господствующее положение в обществе должно перейти к предпринимателям, а личное перемещение в эту новую социальную группу (будущий средний класс) доступно далеко не всем. Хотя слой предпринимателей и рекрутируется в какой-то мере из трудящихся, экономические отношения между ними непростые. Ведь арендаторы, кооператоры, фермеры в перспективе могут обогатиться, завладеть значительной собственностью и занять господствующие позиции в обществе. Это особенно ясно осознается той частью трудящихся, которая не способна стать субъектом экономической деятельности, не может сама заниматься предпринимательством. Есть основания ожидать, что по мере формирования слоя предпринимателей как субъекта экономического интереса между ними и основной массой трудящихся может обостряться социальный конфликт.
В условиях радикального изменения экономических отношений, набирающих темпы процессов приватизации государственной собственности и развития рыночных отношений нужно учитывать, по крайней мере, два основных социальных последствия утверждения частного экономического интереса, основанного на частной собственности на средства производства. Первое из них заключается в углублении обособленности интересов, в утверждении индивидуального и социального эгоизма. Конкуренция между капталами, социальными группами и индивидами, борьба за существование с использованием коварных и жестоких приемов, возобладание интересов крупного капитала, возможное забвение культурных ценностей или использование их в целях рекламы — таковы основные тенденции развития экономических интересов в условиях перехода к рынку.
Второе следствие введения частной собственности состоит во всеобщей «материализации», а точнее, мер- кантилизации интересов. Все общественные связи пронизываются денежными отношениями, а деньги, будучи символом общественного богатства, служат мерилом личного успеха. Всеобщее стремление к обогащению становится нормой экономического поведения. Иерархия имущественных положений в значительной мере предопределяет иерархию жизненных стремлений и интересов. Обладание собственностью порождает стремление к большему обладанию, небольшое состояние стремится превратиться в среднее, среднее — в крупное, крупное — в одно из самых могущественных. Результаты всякой деятельности точно измеряются в общественном сознании размерами приносимого ею дохода. Вместе с тем было бы упрощением полагать, что негативные тенденции развития экономических интересов исчерпывают всю совокупность следствий введения частных форм собственности и не компенсируются существенными позитивными тенденциями.
Сравнительный анализ материалов республиканских исследований, проведенных нами в рамках одной и той же генеральной совокупности, по одной и той же модели, позволяет сделать вывод о реальных изменениях в экономических интересах основных субъектов экономической деятельности за период с 1986 по 1991 год и прогнозировать влияние этих изменений на их социальную активность. Главное, что характеризует изменение в экономическом образе мышления за указанный период, — резкое падение доли положительных оценочных суждении относительно социально-экономических преобразований в регионе (в меньше мерс — на предприятии). Такое изменение сказалось и на образе действий как рабочих, так и руководителей и специалистов, уменьшив их самоотдачу и снизив инициативность в работе, увеличив их социальную пассивность. Вместе с тем усилилась критичность трудящихся как к собственным ошибкам, так и к ошибкам руководства всех уровней.
В этих условиях обеспечение широкой и последовательной поддержки трудящимися программы перехода к рыночной экономике становится неизмеримо более сложной и многоаспектной задачей. Понимая необходимость перехода к рынку, большинство опрошенных не питают иллюзий на этот счет, связывая рыночную экономику с быстрым ростом цен, обесцениванием рубля, возникновением безработицы и снижением уровня и качества жизни. По-видимому, логика заключается в том, что большинство не видит другого пути преодоления возникшего кризиса, позиция же пассивного ожидания явно ведет к экономической катастрофе. В связи с этим значительная часть населения считает инфляцию, безработицу, рост социального расслоения и другие последствия рынка необходимой и неизбежной платой за возвращение общества на путь развития мировой экономики и за обеспечение нормальной жизни в перспективе.
Обобщая сказанное, важнейшими особенностями состояния экономического сознания основных, наиболее крупных социальных групп можно считать социальный пессимизм; недоверие к экономическим и политическим институтам власти; фрустрацию (расстройство) как проявление тревожности по поводу инфляции, денежной реформы, бесплодности экономических преобразовании; глубокий ценностно-нравственный вакуум, возникший в результате разрушения традиционных советских ценностей. Эти особенности состояния экономического сознания уходят своими корнями в разные этапы отечественной истории, в частности в длительный период общественного застоя. Вместе с тем они отражают нынешнюю ситуацию, когда экономический кризис имеет своим следствием социально- психологическую фрустрацию, связанную с тем, что большие социальные группы рабочих, крестьян, интеллигенции осознали свою истинную роль в экономической деятельности, свои реальные возможности в качестве субъектов экономического интереса и не видят удовлетворительных перспектив в обозримом будущем. Преодоление экономического кризиса, стабилизация рубля, насыщение товарного рынка и обеспечение подъема хозяйства соответствуют экономическим интересам всех социально-профессиональных и социально- демографических групп. Однако перевод основных экономических программ в практическую плоскость экономических преобразований связан с переходом экономического сознания дееспособного населения на новый, субъектный уровень развития с приобретением уникального опыта саморазвития этого сознания (и экономического мышления как формы его проявления) в ходе активного участия в экономических преобразованиях.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» (К. Гельвеций).
2. Экономические интересы — основная категория для обозначения реальных причин экономического поведения людей, стоящих за их мотивами, помыслами, идеями.
3. Экономические интересы имеют своих носителей. Они субъектны, т. е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в отношения между собой.
4. Экономические интересы объективны, так как отражают роль субъектов в системе разделения труда, их связи с типом общественного присвоения.
5. Экономические интересы есть форма выражения экономических отношений, поэтому каждой общественной системе присуща своя особая структура этих интересов, свой специфический способ их взаимодействия.
6. Выявление взаимозависимости между экономическим интересом и идеологией приобретает значение закономерности: «идея» неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «интереса».
7. Закономерность взаимосвязи экономических интересов и состояния экономических отношений выражается в том, что экономические отношения, проявляясь в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что вы понимаете под категорией «экономический интерес»?
2. Какие социальные группы могут выступать субъектами эконо мических интересов?
3. Каким образом экономические интересы тех или иных социальных групп определяются их положением в системе разделения труда?
4. Обоснуйте закономерность взаимозависимости между экономическим интересом и идеологией в историческом и современном контекстах.
5. Обоснуйте закономерность взаимосвязи экономических интересов и состояния экономических отношений.
6. Порассуждайте, какие социальные силы взаимодействуют в условиях формирующегося рынка в соответствии со своим экономическим интересом.
Глава 11
Дата: 2016-10-02, просмотров: 208.