Формирование рыночных отношений, их большая или меньшая социальная направленность, существующая структура занятости создают свои особые предпосылки экономического поведения разных групп в социальном сообществе. Через экономические формы деятельности субъектом (индивидами, слоями, социальными группами) реализуется способность соотносить свой образ мышления, свои экономические знания и мировоззренческие установки с реальной хозяйственной практикой для решения социально-экономических задач. Полнота реализации субъектом своих сущностных сил свидетельствует как о мере его включенности в экономическую деятельность, так и о возможности последней стимулировать эту деятельность.
Многих мыслителей (особенно с конца XVIII в.) интересовало, почему индивиды, преследуя свои собственные интересы и обладая крайне ограниченной информацией, умудряются тем не менее порождать не хаос, а поразительно организованное общество. Одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние на развитие экономической социологии был английский экономист и философ Адам Смит. Он жил в эпоху, когда даже высокообразованные люди верили, что только благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспорядка и бедности. А. Смит не согласился с этим. Но для того, чтобы опровергнуть общепринятое мнение, ему пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавшей, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что входящие с ним вразрез государственные мероприятия нередко сводились на нет.
Существует, как считает А. Смит[135], пять главных условий, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других: 1) приятность или неприятность самих занятий; 2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им; 3) постоянство или непостоянство занятий; 4) большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими; 5) вероятность или невероятность успеха в них»[136]. Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.
Итак, во-первых, заработная плата изменяется в зависимости от легкости или трудности, чистоты или неопрятности, почетности или унизительности занятия. «Владелец харчевни или кабака, который никогда не является хозяином своего дома и подвергается грубости первого пьяницы, занимается делом, не весьма приятным и не весьма почтенным, — считает А. Смит, — но вряд ли существует другая какая-либо профессия, в которой столь незначительный капитал приносил бы столь большой барыш»[137].
Во-вторых, заработная плата изменяется в зависимости от легкости и дешевизны или трудности и дороговизны изучения данной профессии. Человек, изучивший с затратой большого труда и продолжительного времени какую-либо из профессий, требующих ловкости и искусства, ожидает, что труд, которому он обучился, возместит ему все расходы, затраченные на обучение, с обычной по меньшей мере прибылью на капитал, равный этой сумме расходов[138].
В-третьих, заработная плата изменяется в различных занятиях в зависимости от постоянства или перерывов в работе. «Из всех видов квалифицированного труда, — пишет А. Смит, — легче всего, кажется, обучиться труду каменщика и штукатура. Как передают, в Лондоне во время летнего сезона в качестве штукатуров и каменщиков часто употребляют носильщиков. Таким образом, высокая заработная плата этой группы рабочих представляет собой не столько вознаграждение за особое их искусство, сколько возмещение за непостоянство работы»[139].
В-четвертых, заработная плата изменяется в зависимости от большего или меньшего доверия, которым должен пользоваться рабочий. «Мы вверяем наше здоровье врачу, — отмечает А. Смит, — наше состояние, а иногда нашу жизнь и репутацию — поверенному и адвокату. Такое доверие нельзя безопасно оказывать людям, не занимающим солидного общественного положения. Поэтому их вознаграждение должно достигать таких размеров, чтобы обеспечивать им общественное положение... Продолжительное время и крупные расходы, необходимые на их обучение, вместе с указанным обстоятельством неизбежно еще больше повышают цену их труда»[140].
В-пятых, заработная плата в различных отраслях изменяется в зависимости от вероятности или невероятности успеха в них. «В профессии, в которой приходится двадцать терпящих неудачу на одного удачника, — считает А. Смит, — этот один должен выиграть все то, что должны были получить все двадцать неудачников»[141]. Названные условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с ожиданиями наибольшую чистую пользу.
Выбор условия зарабатывания денег, по данным социологического мониторинга «Человек и рынок»[142], делит респондентов на две примерно равные половины: хотели бы жить пусть беднее, зато с гарантированным уровнем доходов, без риска — 47,8 %; жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой, — 41,1 % (11,1 % не ответили). Первых можно отнести к представителям дорыночного типа, а вторых — исходного рыночного типа поведения. Дорыночный тип поведения характеризуется формулой ""«гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат». Такой тип поведения хорошо вписывался в образ советской экономики и был сформирован мощной командно-административной системой, воспитавшей людей, не способных принимать ответственные решения и рисковать. Из года в гол по данным социологических исследований, прослеживалась устойчивая тенденция — 2/3 респодентов могли бы трудиться более эффективно, чем они трудятся, при наличии материального интереса.
В целом для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием выработанных прежними условиями социальных стереотипов. Эту категорию респондентов больше других беспокоят дальнейшая либерализация цен и угроза безработицы, перспектива переобучения и нового трудоустройства (если такое случится). Выход из кризиса большинство из них связывают с наведением порядка и дисциплины во всех сферах общественной жизни, с административными мерами в экономике. Делая свой выбор стиля жизни и способа зарабатывания денег, индивиды в условиях снижения уровня жизни прежде всего рассчитывают интенсивнее работать на нынешнем рабочем месте (до 1/3), полагаются на доходы с приусадебного участка (1/2) и надеются на социальные гарантии (1/2). Таким образом, сделанный выбор диктует совершенно конкретный диапазон деятельности носителей дорыночного типа поведения.
Исходный тип рыночного поведения (41,1%) можно охарактеризовать формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям (в частности, умению профессионально рисковать). Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Наличие достаточно гибкой структуры ценностных ориента- ций позволяет им относительно быстро адаптироваться к новым условиям социальной среды и адекватно реагировать на изменения основных требований социальных институтов.
Рыночный тип поведения по чти полностью (свыше 95 %) о[>иент грован на предпринимательство.-Однако отсутствие необходимых знанш у половины респондентов, отсутствие у 80 % рсспс нденто \ связей в торговле (даже при наличии денежных средств) и другие обстоятельства в значительной мерс способствуют модификации этого типа поведения в пссодорыночныи Активная ориентация на предпринимательство сохраняется только у 1/3 носителей рыночного типа поведения, 2/3 респондентов в условиях снижения уровня жизни собираются подрабатывать в свободное время, в том числе 1/J — заниматься перекупкой и спекуляцией, т. е. следовать формуле «максимум дохода ценой минимума трудовых затрат».
Превращение исходного типа рыночного поведения на 2/3 в псевдорыночное поведение (в том числе перекупка и спекуляция) отражает неизбежные издержки формирующегося рынка труда. Необходимость подрабатывать в свободное от основной работы время означает, что труд человека на его рабочем месте оплачивается недостаточно, и это вынуждает его прибегать к поискам дополнительных источников существования. Отсутствие четкой экономической концепции переустройства общества ведет одних к утрате мотивации к профессиональному творчеству и инновациям, а других мотивирует к повышению благосостояния за счет авантюрного риска (игры на колебании курса рубля по отношению к иностранной валюте и др.) с весьма сомнительными морально-этическими нормами. Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.
Принципиальное различие дорыночного и собственно рыночного типов поведения состоит в наличии у последнего более гибкого экономического мышления и соответственно более гибкой структуры ценностных ориентации. Рыночный тип поведения имеет больше возможностей и перспектив в современных условиях, но тем не менее для его реализации необходимо выполнение ряда условий как со стороны государства, так и со стороны индивида.
Используя и развивая методологию А. Смита определения экономического поведения людей, исходя из их предпочтений к тем или иным способам зарабатывания денег, П. Хсйнс создает, как уже упоминалось, свою концепцию экономического поведения, непосредственно вытекающего из экономического образа мышления индивидов: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально.
Попробуем, исходя из концепции американского экономиста П. Хейне[143], взглянуть на этот процесс глазами социолога, который в отличие от экономиста не ограничивается рассмотрением человека как безусловно рационального существа. Итак, зафиксируем свое внимание на том, что люди делают выбор. Выбор занимает настолько важное место в экономической теории, что некоторые критики обвиняют ее в том, что даже бедность и безработицу она трактует как результат добровольного выбора людей. Так ли это, мы выясним несколько позже, анализируя проблемы занятости в условиях формирующегося рынка труда.
Тесно связан с проблемой выбора и акцент, который делается на индивиде (не упуская при этом важности групповых действий и общественных связей). В реальности выбор всегда осуществляет индивид, поэтому экономисты пытаются расчленить решения, принимаемые во властных структурах, на решения отдельных лиц, входящих в эти структуры. Корректность такого подхода представляется спорной (или во всяком случае нуждается в серьезном обосновании), но экономический образ мышления действительно принимает индивида за исходную смысловую единицу.
Иногда экономическую теорию критикуют и за свойственный ей акцент на рациональности. Экономисты полагают, что человек действует не по капризу, но предварительно взвесив ожидаемые плюсы и минусы доступных ему вариантов, что он учится на своих ошибках и, следовательно, не повторяет их. Иными словами, экономический подход исходит из того, что действия человека логически основываются на калькуляции затрат и выгод. Но разве люди на самом деле так уж рациональны? Не влияют ли на их поступки бессознательные побуждения и неконтролируемые эмоции в большей мере, чем предполагается теорией?
Экономическое поведение в самом общем виде — это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен вносит нечто свое, по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения.
Так, например, техника экономического мышления — это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления, индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т. е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями). Предполагается, что каждый поступает в соответствии с этим правилом: скупец и расточитель, покупатель и продавец, политический деятель и руководитель фирмы, человек осторожный, полагающийся на предварительные расчеты, и отчаянный импровизатор.
В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. В
обществе, широко использующем деньги, каждый предпочитает иметь их больше, потому что деньги расширяют возможности достижения собственных интересов (в чем бы они ни состояли). Последнее обстоятельство очень помогает предсказать экономическое поведение.
Оно оказывается также полезным, когда требуется повлиять на экономическое поведение других людей. В процессе общественного сотрудничества, действуя в собственных интересах, люди создают возможности выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.
Динамичность социального стереотипа, подвижное равновесие когнитивного образа и прагматической установки (или вхождение их в противоречие) создают предпосылки выбора альтернативных вариантов — сформированные ценности глобального порядка или сиюминутные выгоды, интересы всеобщего плана или частные интересы.
На самом деле люди не так уж рациональны и их выбор в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе; и, наконец, более глубинными причинами (часто не зависящими от них) — их экономическими интересами.
Эти последние предполагают, что функционирование любого института (механизма) легче всего понять как результат рыночных процессов. Здесь внимание привлекается к важной особенности экономической теории: она вовсе не предполагает, будто рынок работает лучше, чем альтернативные институты, особенно государственные. Предполагается скорее другое: функционирование любого института, сколь бы скверным или успешным оно ни было, легче всего понять как результат процессов рыночного типа. Несколько утрируя, можно сказать, что экономическая теория не считает рыночные решения лучше (или хуже) государственных.
9 3ак 2739
поскольку для нее государственные решения — это и есть рыночные решения. Действия государственных структур — результат рыночных процессов: индивиды преследуют свои собственные интересы и приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая при этом особые, принятые здесь «правила игры».
Другое дело, насколько глобальны и в какой степени развиты рыночные отношения в условиях формального отсутствия рынка. Можно условно считать их нулевыми и принять за точку отсчета при отслеживании социальных последствий проведения экономических реформ.
Экономическая теория, по П. Хейне[144], пытается объяснить любое поведение людей как результат выбора. Обращение к экономическому образу мышления позволяет нам объяснять социальные явления, включая и изменение уровня безработицы как следствие меняющегося соотношения предполагаемых выгод и издержек. Безработица в ее явном виде — явление сравнительно новое в постсоветском обществе. Поэтому естественно, что над процессами принятия решения довлеют стереотипы прошлого, влекущие человека, делающего выбор, к сохранению статус-кво как наиболее предпочтительного положения. Этим объясняется отчасти, что высвобожденные (особенно женщины) соглашаются скорее на неполную рабочую неделю, неполный рабочий день, нежели на какие-либо изменения в своей специальности или переход в сферу обслуживания (хотя последнему во многом препятствует неразвитость этой сферы).
Как выяснилось, люди предпочитают скорее пособие по безработице, нежели работу по уходу за инвалидами, престарелыми, больными, детьми, неквалифицированный физический труд. Люди не соглашаются на общественные работы, считая, что это унизительно для их достоинства, дискомфортно для их психологического самочувствия. Очевидно, с увеличением длительности безработицы предпочтения, диктующие принятие тех или иных решений, будут меняться. Но для этого придется преодолевать пассивность экономического мышления и выбирать между вариантами: либо переучиваться (с гарантиями последующего трудоустройства), либо соглашаться на предлагаемый диапазон работ, либо мириться со статусом безработного.
Можно допустить, что темпы роста уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки поступления на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей будут весьма различными в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, обязательства перед семьей, другие источники дохода, собственные ценностные ориентации, сложившиеся стереотипы и даже взгляды тех, чьим мнением человек дорожит.
Экономические решения основываются на ожиданиях. Люди принимают решения поступить на работу, так как они ожидают найти подходящее место. Если ожидания ищущих работу будут необоснованно высоки, это приведет к повышению уровня безработицы. Если, например, выпускники средних и высших учебных заведений будут иметь завышенные представления о ценности своих дипломов на рынке труда, уровень безработицы среди них возрастет. Такое же воздействие на уровень безработицы оказывает инфляция, так как она создает «зазор» между ожидаемой и реально предлагаемой заработной платой.
Итак, уровень безработицы складывается ич целого комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет на него спрос. Очевидно, что все они учитывают и ожидаемые издержки отказа от реальных возможностей в результате своих решений. Более того, издержки безработицы далеко не для всех одинаковы: для разных индивидов они принимают разные формы. Для одних основными издержками безработицы является потеря дохода, для Других такими издержками будет потеря благ, которые они ценят больше, чем денежный доход (неравнодушие к работе, ощущение причастности к делу, общение с коллегами, возможность делать карьеру и др.).
Не существует и однородной массы безработных, несущих одинаковое бремя безработицы. Не существует, наконец, постоянной величины, за пределами которой безработица начинает представлять собой серьезную проблему. Не существует единой политики, пригодной для уменьшения всех видов безработицы. Не существует и четкой границы, отделяющей безработных от тех, кто просто «не работает». В конечном итоге провести различие между бременем безработицы и радостями досуга может только сам человек, оценивающий соотношение выгоды от поступления на работу и отказа от нее. И то и другое зависит от оценю! людьми относительных выгод предоставляемых альтернативных возможностей. Различные уровни безработицы среди разных групп населения отражают не только различия в спросе на услуги людей, но и вариации в издержках, с которыми связаны для разных людей поиск, начало или продолжение их работы.
Используя и развивая методологию П. Хейне (с выходом на типы экономическою поведения) в социологическом мониторинге «Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда», проанализируем ситуацию на рынке труда Республики Беларусь.
Исследование социально-профессиональных ориен- таций безработных в условиях формирующегося рынка труда[145] показало, что независимо от пола, возраста и уровня образования сохраняются диапазон и активность негативных ориентаций на непрестижные в общественном мнении виды труда, а также на переезд в поисках работы в другой город, деревню, за пределы республики. Казалось бы, что увеличение длительности периода безработицы (число безработных со стажем более 1 года возросло от 1,5 % в 1992 до 21 % в 1993 году от общего числа безработных) должно сузить диапазон и уменьшить активность негативных ориентации на престижные вицы труда, но этого пока не происходит. Данное явление объясняется спецификой контингента безработных, состоящего на 4/5 из лиц со средним и высшим специальным образованием, и живучестью социальных и профессиональных стереотипов, порожденных традициями советского общества и далеко не всегда совпадающих с развитием рыночных отношений.
Для повышения разрешающих способностей анализа проблемной ситуация мы выявляем основные стратегии экономического поведения, исходящие из оценки респондентами того, что значила для них прежняя работа как ценность, и реализуемые в соответствии с существующими традициями и освоенными стереотипами.
На основе отношения к прежней работе исключительно как к источнику материальных благ (37,2 %) формируется стратегия так называемого прагматического поведения. Его носители — в равной мере группы со средним обшим (33,0 %), средним специальным (36,8 %) и высшим (38,7 %) образованием; как мужчины, так и женщины. Вместе с тем этот тип поведения значительно усиливается с возрастом и в старшей возрастной группе выражен втрое сильнее.
К какому соотношению выгод и издержек тяготеют носители этого типа поведения? Данная категория безработных активно стремится к получению новой профессии путем переобучения. Представители этой категории активно ищут работу и по специальности, и любую, и учатся на курсах (примерно по 1/3), 1/7 занимается предпринимательством и в пределах 5 % работают на сезонных и временных работах. Индивиды равномерно и настоятельно используют все возможности для выживания в условиях формирующегося рынка. Вместе с тем носители этого типа поведения решительно отказываются от неквалифицированного физического труда и работы по уходу за больными и престарелыми вследствие его низкой оплаты. Не желая снижать материальных требований, большинство из них не соглашаются ни на какую работу с более низкой оплатой, нежели прежняя.
На основе ценностного восприятия прежней работы в плане раскрытия способностей и профессиональной карьеры (31,8 %) формируется стратегия поведения, которое можно назвать профессиональным. Большинство носителей данного типа поведения (2/3) проходят переобучение под давлением обстоятельств. До половины из них ищут работу только по специальности, 1/4 — любую работу, 1/3 — учатся на курсах. Большинство не соглашаются ни на какую работу с более низкой оплатой, чем прежняя, из соображения самоуважения и прежнего профессионального статуса. Что же касается личных перспектив относительно трудоустройства, то они в полтора раза меньше, чем у первой категории индивидов, а сроки трудоустройства — длиннее.
На основе отношения к прежней работе, при котором она «не представляла никакой ценности» или ее затруднялись как-либо оценить (31,0 %), формируется стратегия поведения, которое логично назвать безразличным. Характерно, что этот тип почти не связан с уровнем образования респондентов и с полом. В той или иной мере он связан с возрастом, уменьшаясь по мере увеличения возраста в 1,8 раза. Представители этой категории спокойно относятся к потере прежней работы и проявляют высокую степень готовности к получению новой профессии (2/3 из них готовы переучиваться). Лишь 1/5 из них ищут работу по специальности, 1/3 согласны на любую работу, 1/3 учатся на курсах для получения новой специальности. Личные перспективы трудоустройства у них относительно успешны в связи с отсутствием профессиональных амбиций.
Разработка этих стратегий дает возможность проследить логику поведения прагматично, профессионально и безразлично ориентированных индивидов, основания их калькуляции выгод и издержек, рациональность выбора. Отслеживание логики каждого из типов поведения приводит к выводам, что с каждым из них нужно работать по-своему и каждый из них можно прОгнози- решать в плане успешности поисков работы, готовности к обучению новым профессиям, ориентациям на определенные группы профсссий.
Если проследить подобные типы поведения у людей до 30 лет[146], разделив их на выпускников и безработных, то наблюдается иная картина. Прагматический тип поведения охватывает 38,7 % выпускников и 27,3 % безработных, профессиональный — 36,0 % выпускников и 39,2 % безработных; безразличный — 25,3 % выпускников и 33,5 % безработных.
Анализ материалов исследования показывает, что рассмотренные типы экономического поведения только зарождаются, только начинают себя проявлять в конкретном экономическом поведении (как переборе альтернатив с целью максимизации выгоды) в условиях формирующегося рынка труда. Так, например, беспокойство выпускников по поводу будущего трудоустройства и безработных по поводу потери работы диктуется скорее создавшейся ситуацией, нежели наличием собственной стратегии, определяющей рациональность выбора.
И тем и другим одинаково трудно быть рациональными в условиях отсутствия экономической информации о положении на рынке труда и в связи с хронической боязнью предпринимать что-либо самостоятельное. Вместе с тем у безработных по сравнению с выпускниками в полтора раза ослабевает прагматическая и во столько же раз усиливается безразличная стратегия поведения. Это может свидетельствовать об известной растерянности и неподготовленности вчерашних выпускников к коллизиям рынка и требует разработки государственной политики с целью активизации профессиональной стратегии экономического поведения.
Что же предлагается выпускнику на рынке труда? Каков диапазон его альтернатив и в какой мере они его устраивают? Какова шкала его предпочтений? Что касается выпускников, то они наиболее расположены к работе по контрактам и субконтрактам, временной и сезонной работе, а также работе в сфере обслуживания. При этом подобная расположенность наиболее выражена в прагматической и профессиональной стратегиях.
Что же касается безработных, то их шкала предпочтений выглядит более равномерной, работа по контрактам и субконтрактам, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, временная и сезонная работа и работа в сфере обслуживания. Вместе с тем их прагматическая и профессиональная стратегия ослабляются почти вдвое и становятся соизмеримыми со стратегией безразличного поведения. Вступление молодого поколения в рынок без четко выраженных профессиональных ориентаций — не лучший способ формирования универсальной рабочей силы, необходимой для проведения экономического реформирования. Поиск путей усиления профессиональной стратегии экономического поведения — важнейший фактор развития цивилизованных рыночных отношений.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.Экономическое поведение — это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.
2.Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы.
3.Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления, индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу.
4.В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия.
5. Динамичность социального стереотипа, подвижное равновесие когнитивного образа и прагматической установки создают предпосылку того, что именно превалирует в выборе альтернативных вариантов — сформированные ценности глобального порядка или сиюминутные выгоды, интересы всеобщего плана или частные интересы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем заключается механизм общественной координации, открытый А. Смитом?
2. Каким образом выбор способов зарабатывания денег, по А. Смиту, формирует тот или иной тип экономического поведения?
3. Проанализируйте дорыночный. рыночный и псевдорыночный типы экономического поведения исходя из соотнесения величины дохода с величиной трудовых затрат.
4. Раскройте четыре взаимосвязанных принципа концепции экономического поведения 11. Хейне.
5. В чем состоит ограниченность понимания экономического поведения с позиций экономического подхода?
6. Дайте определение экономического поведения и приведите пример рассмотрения его с позиций социологического подхода.
7. Проанализируйте сильные и слабые стороны основных стратегий экономического поведения, выявленных в социолог ическом мониторинге «Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда» Какой из представленных стратегий вы отдаете предпочтение?
АДАМ СМИТ (ADAM SMITH) (1723-1790)
Адам Смит — английский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политической экономии, оказавший значительное влияние на развитие социологии экономической жизни. Наиболее значительные работы - «Теория моральных сснтимснтов» (1759), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), «Эссе о предметах философии» (1795).
«Исследование о природе и причинах богатства народов», посвященное анализу экономической системы капитализма, явилось мощным импульсом развития социологии. Смит близко подошел к раскрытию сущности таких понятий, как «капитал», «труд», «стоимость», «прибыль» и др. Основным источником общественного богатства, по Смиту, является индивидуальное стремление к благополучию, а также присущее индивидам желание добиться более высокого положения в обществе. Главными условиями процветания государства Смит считал: господство частной собственности; невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. Согласно Смиту, важным фактором экономического роста является разделение труда, позволяющее расширить применение машин. Признавая, что разделение труда обедняет его содержание, Смит предлагал компенсировать эти негативные последствия введением всеобщего образования. Смит делил общество на три класса: наемных рабочих, капиталистов, крупных землевладельцев. Он ■отмечал, что в условиях капитализма интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, однако считал такое положение неизбежным и естественным. Раскрывая экономическое поведение индивидов, принадлежащих к разным имущим классам, Смит прослеживает связи объективных характеристик рыночной системы с экономическими интересами и экономическим образом мышления индивидов. В этом живом отражении деятельности индивидов в окружающем мире и таится секрет непреходящего обаяния произведений Смита.
ПОЛ ХЕЙНЕ (PAUL HEYNE) (р. 1945)
Пол Хейне —американский экономист, профессор Сиэтл- ского университета, ученик и последователь известных американских экономистов А. А. Алчиана и В. Р. Аллена. «Экономическая теория для университетов» В Р. Аллена впервые показала ему, каким образом вводный курс по экономике можно сделать и полезным, и интересным.
Хейне приобрел известность своей книгой «Экономический образ мышления», изданной в русском переводе в 1991 году. Эта книга выдержала пять изданий в США и является в настоявшее время одним из самых популярных курсов по экономике.
Продолжая традицию А. Смита, Хейне задается вопросами — каким образом миллионам людей удается достигать необычайной согласованности своих действий, столь характерной для современных индустриальных экономик, каким образом они могут координировать свои усилия с той высокой степенью точности, какая необходима для производства большого количества сложных благ? Согласованность в таких колоссальных масштабах, считает ученый, может достигаться в том случае, если отлажены механизмы координации, вовлекающие в сферу своего объяснения экономическое поведение индивида. Главная цель Хейне при написании «Экономического образа мышления» состояла в том, чтобы изложить понятийный аппарат, который поможет разобраться, каким образом и почему достигается согласованность между миллионами людей, а также почему такой согласованности иногда достичь не удается. Если те, кто правит обществом, не обладают таким знанием, то, по мнению Хейне, велика опасность хаоса и бедствий.
Глава 14
Дата: 2016-10-02, просмотров: 231.