ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ТИПЫ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование рыночных отношений, их большая или меньшая социальная направленность, существую­щая структура занятости создают свои особые предпо­сылки экономического поведения разных групп в со­циальном сообществе. Через экономические формы деятельности субъектом (индивидами, слоями, соци­альными группами) реализуется способность соотно­сить свой образ мышления, свои экономические зна­ния и мировоззренческие установки с реальной хозяй­ственной практикой для решения социально-эконо­мических задач. Полнота реализации субъектом своих сущностных сил свидетельствует как о мере его вклю­ченности в экономическую деятельность, так и о воз­можности последней стимулировать эту деятельность.

Многих мыслителей (особенно с конца XVIII в.) ин­тересовало, почему индивиды, преследуя свои собст­венные интересы и обладая крайне ограниченной ин­формацией, умудряются тем не менее порождать не ха­ос, а поразительно организованное общество. Одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние на развитие экономической социологии был английский экономист и философ Адам Смит. Он жил в эпоху, когда даже высокообразованные люди верили, что только благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспо­рядка и бедности. А. Смит не согласился с этим. Но для того, чтобы опровергнуть общепринятое мнение, ему пришлось открыть и описать механизм обществен­ной координации, действовавшей, как он полагал, не­зависимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что вхо­дящие с ним вразрез государственные мероприятия не­редко сводились на нет.

Существует, как считает А. Смит[135], пять главных ус­ловий, которые «компенсируют малый денежный зара­боток в одних занятиях и уравновешивают большой за­работок в других: 1) приятность или неприятность са­мих занятий; 2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им; 3) постоянство или непосто­янство занятий; 4) большее или меньшее доверие, ока­зываемое тем лицам, которые занимаются ими; 5) ве­роятность или невероятность успеха в них»[136]. Альтерна­тивные варианты, выбираемые в каждом из пяти усло­вий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.

Итак, во-первых, заработная плата изменяется в зависимости от легкости или трудности, чистоты или неопрятности, почетности или унизительности занятия. «Владелец харчевни или кабака, который никогда не является хозяином своего дома и подвергается грубости первого пьяницы, занимается делом, не весьма прият­ным и не весьма почтенным, — считает А. Смит, — но вряд ли существует другая какая-либо профессия, в ко­торой столь незначительный капитал приносил бы столь большой барыш»[137].

Во-вторых, заработная плата изменяется в зави­симости от легкости и дешевизны или трудности и до­роговизны изучения данной профессии. Человек, изу­чивший с затратой большого труда и продолжительного времени какую-либо из профессий, требующих ловко­сти и искусства, ожидает, что труд, которому он обу­чился, возместит ему все расходы, затраченные на обу­чение, с обычной по меньшей мере прибылью на капи­тал, равный этой сумме расходов[138].

В-третьих, заработная плата изменяется в раз­личных занятиях в зависимости от постоянства или пе­рерывов в работе. «Из всех видов квалифицированного труда, — пишет А. Смит, — легче всего, кажется, обу­читься труду каменщика и штукатура. Как передают, в Лондоне во время летнего сезона в качестве штукату­ров и каменщиков часто употребляют носильщиков. Таким образом, высокая заработная плата этой группы рабочих представляет собой не столько вознаграждение за особое их искусство, сколько возмещение за непо­стоянство работы»[139].

В-четвертых, заработная плата изменяется в за­висимости от большего или меньшего доверия, кото­рым должен пользоваться рабочий. «Мы вверяем наше здоровье врачу, — отмечает А. Смит, — наше состоя­ние, а иногда нашу жизнь и репутацию — поверенному и адвокату. Такое доверие нельзя безопасно оказывать людям, не занимающим солидного общественного по­ложения. Поэтому их вознаграждение должно дости­гать таких размеров, чтобы обеспечивать им общест­венное положение... Продолжительное время и круп­ные расходы, необходимые на их обучение, вместе с указанным обстоятельством неизбежно еще больше по­вышают цену их труда»[140].

В-пятых, заработная плата в различных отраслях изменяется в зависимости от вероятности или неверо­ятности успеха в них. «В профессии, в которой прихо­дится двадцать терпящих неудачу на одного удачни­ка, — считает А. Смит, — этот один должен выиграть все то, что должны были получить все двадцать не­удачников»[141]. Названные условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор инди­вида. Делая этот выбор, индивид предпринимает дей­ствие, которое принесет ему в соответствии с ожида­ниями наибольшую чистую пользу.

Выбор условия зарабатывания денег, по данным со­циологического мониторинга «Человек и рынок»[142], де­лит респондентов на две примерно равные половины: хотели бы жить пусть беднее, зато с гарантированным уровнем доходов, без риска — 47,8 %; жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой, — 41,1 % (11,1 % не ответили). Первых можно отнести к представителям дорыночного типа, а вторых — исходного рыночного типа поведения. Дорыночный тип поведения характери­зуется формулой ""«гарантированный доход ценой ми­нимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат». Такой тип поведения хо­рошо вписывался в образ советской экономики и был сформирован мощной командно-административной системой, воспитавшей людей, не способных прини­мать ответственные решения и рисковать. Из года в гол по данным социологических исследований, про­слеживалась устойчивая тенденция — 2/3 респодентов могли бы трудиться более эффективно, чем они тру­дятся, при наличии материального интереса.

В целом для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное от­ношение к нему, низкая оценка собственных представ­лений о рыночной экономике, высокий уровень соци­альной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием выработанных прежними условиями социальных стереотипов. Эту ка­тегорию респондентов больше других беспокоят даль­нейшая либерализация цен и угроза безработицы, пер­спектива переобучения и нового трудоустройства (если такое случится). Выход из кризиса большинство из них связывают с наведением порядка и дисциплины во всех сферах общественной жизни, с административными мерами в экономике. Делая свой выбор стиля жизни и способа зарабатывания денег, индивиды в условиях снижения уровня жизни прежде всего рассчитывают интенсивнее работать на нынешнем рабочем месте (до 1/3), полагаются на доходы с приусадебного участка (1/2) и надеются на социальные гарантии (1/2). Таким образом, сделанный выбор диктует совершенно кон­кретный диапазон деятельности носителей дорыноч­ного типа поведения.

Исходный тип рыночного поведения (41,1%) можно охарактеризовать формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны инди­вида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответ­ственно вложенным усилиям, знаниям, умениям (в ча­стности, умению профессионально рисковать). Собст­венно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода эко­номических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Нали­чие достаточно гибкой структуры ценностных ориента- ций позволяет им относительно быстро адаптироваться к новым условиям социальной среды и адекватно реа­гировать на изменения основных требований социаль­ных институтов.

Рыночный тип поведения по чти полностью (свыше 95 %) о[>иент грован на предпринимательство.-Однако отсутствие необходимых знанш у половины респон­дентов, отсутствие у 80 % рсспс нденто \ связей в тор­говле (даже при наличии денежных средств) и другие обстоятельства в значительной мерс способствуют мо­дификации этого типа поведения в пссодорыночныи Ак­тивная ориентация на предпринимательство сохраняет­ся только у 1/3 носителей рыночного типа поведения, 2/3 респондентов в условиях снижения уровня жизни собираются подрабатывать в свободное время, в том числе 1/J — заниматься перекупкой и спекуляцией, т. е. следовать формуле «максимум дохода ценой минимума трудовых затрат».

Превращение исходного типа рыночного поведения на 2/3 в псевдорыночное поведение (в том числе пере­купка и спекуляция) отражает неизбежные издержки формирующегося рынка труда. Необходимость подра­батывать в свободное от основной работы время озна­чает, что труд человека на его рабочем месте оплачива­ется недостаточно, и это вынуждает его прибегать к поискам дополнительных источников существования. Отсутствие четкой экономической концепции переуст­ройства общества ведет одних к утрате мотивации к профессиональному творчеству и инновациям, а других мотивирует к повышению благосостояния за счет аван­тюрного риска (игры на колебании курса рубля по от­ношению к иностранной валюте и др.) с весьма сомни­тельными морально-этическими нормами. Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной со­циальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.

Принципиальное различие дорыночного и собст­венно рыночного типов поведения состоит в наличии у последнего более гибкого экономического мышления и соответственно более гибкой структуры ценностных ориентации. Рыночный тип поведения имеет больше возможностей и перспектив в современных условиях, но тем не менее для его реализации необходимо вы­полнение ряда условий как со стороны государства, так и со стороны индивида.

Используя и развивая методологию А. Смита опре­деления экономического поведения людей, исходя из их предпочтений к тем или иным способам зарабаты­вания денег, П. Хсйнс создает, как уже упоминалось, свою концепцию экономического поведения, непо­средственно вытекающего из экономического образа мышления индивидов: люди выбирают; только индиви­ды выбирают; индивиды выбирают рационально.

Попробуем, исходя из концепции американского экономиста П. Хейне[143], взглянуть на этот процесс гла­зами социолога, который в отличие от экономиста не ограничивается рассмотрением человека как безуслов­но рационального существа. Итак, зафиксируем свое внимание на том, что люди делают выбор. Выбор за­нимает настолько важное место в экономической тео­рии, что некоторые критики обвиняют ее в том, что даже бедность и безработицу она трактует как результат добровольного выбора людей. Так ли это, мы выясним несколько позже, анализируя проблемы занятости в ус­ловиях формирующегося рынка труда.

Тесно связан с проблемой выбора и акцент, кото­рый делается на индивиде (не упуская при этом важно­сти групповых действий и общественных связей). В ре­альности выбор всегда осуществляет индивид, поэтому экономисты пытаются расчленить решения, принимае­мые во властных структурах, на решения отдельных лиц, входящих в эти структуры. Корректность такого подхода представляется спорной (или во всяком случае нуждается в серьезном обосновании), но экономиче­ский образ мышления действительно принимает инди­вида за исходную смысловую единицу.

Иногда экономическую теорию критикуют и за свойственный ей акцент на рациональности. Экономи­сты полагают, что человек действует не по капризу, но предварительно взвесив ожидаемые плюсы и минусы доступных ему вариантов, что он учится на своих ошибках и, следовательно, не повторяет их. Иными словами, экономический подход исходит из того, что действия человека логически основываются на кальку­ляции затрат и выгод. Но разве люди на самом деле так уж рациональны? Не влияют ли на их поступки бес­сознательные побуждения и неконтролируемые эмоции в большей мере, чем предполагается теорией?

Экономическое поведение в самом общем виде — это поведение, связанное с перебором экономических альтер­натив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в ко­тором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предпосылками экономического пове­дения выступают экономическое сознание, экономиче­ское мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен вносит нечто свое, по-своему формирует тот или иной тип экономи­ческого поведения.

Так, например, техника экономического мышле­ния — это некая предпосылка, которой человек руко­водствуется в своем поведении. Исходя из баланса ра­циональности и эмоциональности своего мышления, индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т. е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими дейст­виями). Предполагается, что каждый поступает в соот­ветствии с этим правилом: скупец и расточитель, поку­патель и продавец, политический деятель и руководи­тель фирмы, человек осторожный, полагающийся на предварительные расчеты, и отчаянный импровизатор.


В общении между собой, особенно по поводу рас­пределения и потребления ограниченных экономиче­ских ресурсов, субъекты преследуют свои экономиче­ские интересы, удовлетворяют свои насущные потреб­ности. Это вторая предпосылка их экономического по­ведения, позволяющая во многом его предсказывать. В
обществе, широко использующем деньги, каждый предпочитает иметь их больше, потому что деньги расширяют возможности достижения собственных ин­тересов (в чем бы они ни состояли). Последнее обстоя­тельство очень помогает предсказать экономическое поведение.

Оно оказывается также полезным, когда требуется повлиять на экономическое поведение других людей. В процессе общественного сотрудничества, действуя в собственных интересах, люди создают возможности выбора для других, и общественная координация фор­мируется как процесс непрерывного взаимного при­способления к изменениям в чистой выгоде, возни­кающим в результате их взаимодействия.

Динамичность социального стереотипа, подвижное равновесие когнитивного образа и прагматической ус­тановки (или вхождение их в противоречие) создают предпосылки выбора альтернативных вариантов — сформированные ценности глобального порядка или сиюминутные выгоды, интересы всеобщего плана или частные интересы.

На самом деле люди не так уж рациональны и их выбор в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономи­ческом мышлении; подвижностью равновесия норма­тивного и индивидуального в социальном стереотипе; и, наконец, более глубинными причинами (часто не за­висящими от них) — их экономическими интересами.

Эти последние предполагают, что функционирова­ние любого института (механизма) легче всего понять как результат рыночных процессов. Здесь внимание привлекается к важной особенности экономической теории: она вовсе не предполагает, будто рынок рабо­тает лучше, чем альтернативные институты, особенно государственные. Предполагается скорее другое: функ­ционирование любого института, сколь бы скверным или успешным оно ни было, легче всего понять как ре­зультат процессов рыночного типа. Несколько утрируя, можно сказать, что экономическая теория не считает рыночные решения лучше (или хуже) государственных.

9 3ак 2739
поскольку для нее государственные решения — это и есть рыночные решения. Действия государственных структур — результат рыночных процессов: индивиды преследуют свои собственные интересы и приспосаб­ливаются к поведению друг друга, соблюдая при этом особые, принятые здесь «правила игры».

Другое дело, насколько глобальны и в какой степени развиты рыночные отношения в условиях формального отсутствия рынка. Можно условно считать их нулевы­ми и принять за точку отсчета при отслеживании соци­альных последствий проведения экономических ре­форм.

Экономическая теория, по П. Хейне[144], пытается объ­яснить любое поведение людей как результат выбора. Обращение к экономическому образу мышления по­зволяет нам объяснять социальные явления, включая и изменение уровня безработицы как следствие меняю­щегося соотношения предполагаемых выгод и издер­жек. Безработица в ее явном виде — явление сравни­тельно новое в постсоветском обществе. Поэтому есте­ственно, что над процессами принятия решения дов­леют стереотипы прошлого, влекущие человека, де­лающего выбор, к сохранению статус-кво как наиболее предпочтительного положения. Этим объясняется от­части, что высвобожденные (особенно женщины) со­глашаются скорее на неполную рабочую неделю, не­полный рабочий день, нежели на какие-либо измене­ния в своей специальности или переход в сферу обслу­живания (хотя последнему во многом препятствует не­развитость этой сферы).

Как выяснилось, люди предпочитают скорее посо­бие по безработице, нежели работу по уходу за инвали­дами, престарелыми, больными, детьми, неквалифици­рованный физический труд. Люди не соглашаются на общественные работы, считая, что это унизительно для их достоинства, дискомфортно для их психологиче­ского самочувствия. Очевидно, с увеличением длитель­ности безработицы предпочтения, диктующие приня­тие тех или иных решений, будут меняться. Но для этого придется преодолевать пассивность экономиче­ского мышления и выбирать между вариантами: либо переучиваться (с гарантиями последующего трудоуст­ройства), либо соглашаться на предлагаемый диапазон работ, либо мириться со статусом безработного.

Можно допустить, что темпы роста уровня безрабо­тицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и из­держек, с которыми связаны поиски работы. Как из­держки поступления на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей будут весьма различными в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, обязательства перед семьей, другие ис­точники дохода, собственные ценностные ориентации, сложившиеся стереотипы и даже взгляды тех, чьим мнением человек дорожит.

Экономические решения основываются на ожида­ниях. Люди принимают решения поступить на работу, так как они ожидают найти подходящее место. Если ожидания ищущих работу будут необоснованно высо­ки, это приведет к повышению уровня безработицы. Если, например, выпускники средних и высших учеб­ных заведений будут иметь завышенные представления о ценности своих дипломов на рынке труда, уровень безработицы среди них возрастет. Такое же воздействие на уровень безработицы оказывает инфляция, так как она создает «зазор» между ожидаемой и реально пред­лагаемой заработной платой.

Итак, уровень безработицы складывается ич целого комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет на него спрос. Очевидно, что все они учитывают и ожидаемые издержки отказа от реальных возможностей в результа­те своих решений. Более того, издержки безработицы далеко не для всех одинаковы: для разных индивидов они принимают разные формы. Для одних основными издержками безработицы является потеря дохода, для Других такими издержками будет потеря благ, которые они ценят больше, чем денежный доход (неравнодушие к работе, ощущение причастности к делу, общение с коллегами, возможность делать карьеру и др.).

Не существует и однородной массы безработных, несущих одинаковое бремя безработицы. Не существу­ет, наконец, постоянной величины, за пределами кото­рой безработица начинает представлять собой серьез­ную проблему. Не существует единой политики, при­годной для уменьшения всех видов безработицы. Не существует и четкой границы, отделяющей безработ­ных от тех, кто просто «не работает». В конечном итоге провести различие между бременем безработицы и ра­достями досуга может только сам человек, оцениваю­щий соотношение выгоды от поступления на работу и отказа от нее. И то и другое зависит от оценю! людьми относительных выгод предоставляемых альтернативных возможностей. Различные уровни безработицы среди разных групп населения отражают не только различия в спросе на услуги людей, но и вариации в издержках, с которыми связаны для разных людей поиск, начало или продолжение их работы.

Используя и развивая методологию П. Хейне (с вы­ходом на типы экономическою поведения) в социо­логическом мониторинге «Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда», проанализи­руем ситуацию на рынке труда Республики Беларусь.

Исследование социально-профессиональных ориен- таций безработных в условиях формирующегося рынка труда[145] показало, что независимо от пола, возраста и уровня образования сохраняются диапазон и актив­ность негативных ориентаций на непрестижные в об­щественном мнении виды труда, а также на переезд в поисках работы в другой город, деревню, за пределы республики. Казалось бы, что увеличение длительности периода безработицы (число безработных со стажем более 1 года возросло от 1,5 % в 1992 до 21 % в 1993 году от общего числа безработных) должно сузить диа­пазон и уменьшить активность негативных ориентации на престижные вицы труда, но этого пока не происхо­дит. Данное явление объясняется спецификой кон­тингента безработных, состоящего на 4/5 из лиц со средним и высшим специальным образованием, и жи­вучестью социальных и профессиональных стереоти­пов, порожденных традициями советского общества и далеко не всегда совпадающих с развитием рыночных отношений.

Для повышения разрешающих способностей анализа проблемной ситуация мы выявляем основные страте­гии экономического поведения, исходящие из оценки респондентами того, что значила для них прежняя ра­бота как ценность, и реализуемые в соответствии с су­ществующими традициями и освоенными стереотипа­ми.

На основе отношения к прежней работе исключи­тельно как к источнику материальных благ (37,2 %) формируется стратегия так называемого прагматиче­ского поведения. Его носители — в равной мере группы со средним обшим (33,0 %), средним специальным (36,8 %) и высшим (38,7 %) образованием; как мужчи­ны, так и женщины. Вместе с тем этот тип поведения значительно усиливается с возрастом и в старшей воз­растной группе выражен втрое сильнее.

К какому соотношению выгод и издержек тяготеют носители этого типа поведения? Данная категория без­работных активно стремится к получению новой про­фессии путем переобучения. Представители этой кате­гории активно ищут работу и по специальности, и лю­бую, и учатся на курсах (примерно по 1/3), 1/7 занима­ется предпринимательством и в пределах 5 % работают на сезонных и временных работах. Индивиды равно­мерно и настоятельно используют все возможности для выживания в условиях формирующегося рынка. Вместе с тем носители этого типа поведения решительно отка­зываются от неквалифицированного физического труда и работы по уходу за больными и престарелыми вслед­ствие его низкой оплаты. Не желая снижать матери­альных требований, большинство из них не соглашают­ся ни на какую работу с более низкой оплатой, нежели прежняя.

На основе ценностного восприятия прежней работы в плане раскрытия способностей и профессиональной карьеры (31,8 %) формируется стратегия поведения, которое можно назвать профессиональным. Большинство носителей данного типа поведения (2/3) проходят пе­реобучение под давлением обстоятельств. До по­ловины из них ищут работу только по специальности, 1/4 — любую работу, 1/3 — учатся на курсах. Большин­ство не соглашаются ни на какую работу с более низ­кой оплатой, чем прежняя, из соображения самоуваже­ния и прежнего профессионального статуса. Что же ка­сается личных перспектив относительно трудоустройст­ва, то они в полтора раза меньше, чем у первой категории индивидов, а сроки трудоустройства — длиннее.

На основе отношения к прежней работе, при кото­ром она «не представляла никакой ценности» или ее затруднялись как-либо оценить (31,0 %), формируется стратегия поведения, которое логично назвать безраз­личным. Характерно, что этот тип почти не связан с уровнем образования респондентов и с полом. В той или иной мере он связан с возрастом, уменьшаясь по мере увеличения возраста в 1,8 раза. Представители этой категории спокойно относятся к потере прежней работы и проявляют высокую степень готовности к по­лучению новой профессии (2/3 из них готовы переучи­ваться). Лишь 1/5 из них ищут работу по специально­сти, 1/3 согласны на любую работу, 1/3 учатся на кур­сах для получения новой специальности. Личные пер­спективы трудоустройства у них относительно успешны в связи с отсутствием профессиональных амбиций.

Разработка этих стратегий дает возможность просле­дить логику поведения прагматично, профессионально и безразлично ориентированных индивидов, основания их калькуляции выгод и издержек, рациональность вы­бора. Отслеживание логики каждого из типов поведе­ния приводит к выводам, что с каждым из них нужно работать по-своему и каждый из них можно прОгнози- решать в плане успешности поисков работы, готовности к обучению новым профессиям, ориентациям на опре­деленные группы профсссий.

Если проследить подобные типы поведения у людей до 30 лет[146], разделив их на выпускников и безработных, то наблюдается иная картина. Прагматический тип по­ведения охватывает 38,7 % выпускников и 27,3 % без­работных, профессиональный — 36,0 % выпускников и 39,2 % безработных; безразличный — 25,3 % выпуск­ников и 33,5 % безработных.

Анализ материалов исследования показывает, что рассмотренные типы экономического поведения только зарождаются, только начинают себя проявлять в кон­кретном экономическом поведении (как переборе аль­тернатив с целью максимизации выгоды) в условиях формирующегося рынка труда. Так, например, беспо­койство выпускников по поводу будущего трудоустрой­ства и безработных по поводу потери работы диктуется скорее создавшейся ситуацией, нежели наличием соб­ственной стратегии, определяющей рациональность выбора.

И тем и другим одинаково трудно быть рациональ­ными в условиях отсутствия экономической информа­ции о положении на рынке труда и в связи с хрониче­ской боязнью предпринимать что-либо самостоятель­ное. Вместе с тем у безработных по сравнению с выпу­скниками в полтора раза ослабевает прагматическая и во столько же раз усиливается безразличная стратегия поведения. Это может свидетельствовать об известной растерянности и неподготовленности вчерашних выпу­скников к коллизиям рынка и требует разработки госу­дарственной политики с целью активизации профес­сиональной стратегии экономического поведения.

Что же предлагается выпускнику на рынке труда? Каков диапазон его альтернатив и в какой мере они его устраивают? Какова шкала его предпочтений? Что касается выпускников, то они наиболее расположены к работе по контрактам и субконтрактам, временной и сезонной работе, а также работе в сфере обслуживания. При этом подобная расположенность наиболее выра­жена в прагматической и профессиональной стратеги­ях.

Что же касается безработных, то их шкала предпоч­тений выглядит более равномерной, работа по контрак­там и субконтрактам, неполный рабочий день, непол­ная рабочая неделя, временная и сезонная работа и ра­бота в сфере обслуживания. Вместе с тем их прагмати­ческая и профессиональная стратегия ослабляются почти вдвое и становятся соизмеримыми со стратегией безразличного поведения. Вступление молодого поко­ления в рынок без четко выраженных профессиональ­ных ориентаций — не лучший способ формирования универсальной рабочей силы, необходимой для прове­дения экономического реформирования. Поиск путей усиления профессиональной стратегии экономического поведения — важнейший фактор развития цивилизо­ванных рыночных отношений.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.Экономическое поведение — это поведение, свя­занное с перебором экономических альтернатив с це­лью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.

2.Предпосылками экономического поведения вы­ступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные сте­реотипы.

3.Исходя из баланса рациональности и эмоцио­нальности своего мышления, индивиды предпринима­ют лишь те действия, которые принесут им наиболь­шую чистую пользу.

4.В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономи­ческих ресурсов, субъекты преследуют свои экономиче­ские интересы. Действуя в собственных интересах, лю­ди создают возможность выбора для других, и общест­венная координация формируется как процесс непре­рывного приспособления к изменениям в чистой выго­де, возникающим в ходе их взаимодействия.

5. Динамичность социального стереотипа, подвиж­ное равновесие когнитивного образа и прагматической установки создают предпосылку того, что именно пре­валирует в выборе альтернативных вариантов — сфор­мированные ценности глобального порядка или сию­минутные выгоды, интересы всеобщего плана или ча­стные интересы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем заключается механизм общественной координации, от­крытый А. Смитом?

2. Каким образом выбор способов зарабатывания денег, по А. Смиту, формирует тот или иной тип экономического поведения?

3. Проанализируйте дорыночный. рыночный и псевдорыночный типы экономического поведения исходя из соотнесения величины до­хода с величиной трудовых затрат.

4. Раскройте четыре взаимосвязанных принципа концепции эко­номического поведения 11. Хейне.

5. В чем состоит ограниченность понимания экономического по­ведения с позиций экономического подхода?

6. Дайте определение экономического поведения и приведите пример рассмотрения его с позиций социологического подхода.

7. Проанализируйте сильные и слабые стороны основных страте­гий экономического поведения, выявленных в социолог ическом мони­торинге «Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда» Какой из представленных стратегий вы отдаете предпочтение?

АДАМ СМИТ (ADAM SMITH) (1723-1790)

Адам Смит — английский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политической экономии, оказавший значительное влияние на развитие со­циологии экономической жизни. Наиболее значительные ра­боты - «Теория моральных сснтимснтов» (1759), «Исследо­вание о природе и причинах богатства народов» (1776), «Эссе о предметах философии» (1795).

«Исследование о природе и причинах богатства народов», посвященное анализу экономической системы капитализма, явилось мощным импульсом развития социологии. Смит близко подошел к раскрытию сущности таких понятий, как «капитал», «труд», «стоимость», «прибыль» и др. Основным источником общественного богатства, по Смиту, является индивидуальное стремление к благополучию, а также прису­щее индивидам желание добиться более высокого положения в обществе. Главными условиями процветания государства Смит считал: господство частной собственности; невмеша­тельство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. Согласно Смиту, важным фактором экономического роста является разделение труда, позволяющее расширить применение машин. Признавая, что разделение труда обедняет его содержание, Смит предлагал компенсировать эти негативные последствия введением все­общего образования. Смит делил общество на три класса: на­емных рабочих, капиталистов, крупных землевладельцев. Он ■отмечал, что в условиях капитализма интересы рабочих про­тивоположны интересам имущих классов, однако считал та­кое положение неизбежным и естественным. Раскрывая эко­номическое поведение индивидов, принадлежащих к разным имущим классам, Смит прослеживает связи объективных ха­рактеристик рыночной системы с экономическими интереса­ми и экономическим образом мышления индивидов. В этом жи­вом отражении деятельности индивидов в окружающем мире и таится секрет непреходящего обаяния произведений Смита.


 

ПОЛ ХЕЙНЕ (PAUL HEYNE) (р. 1945)

Пол Хейне —американский экономист, профессор Сиэтл- ского университета, ученик и последователь известных аме­риканских экономистов А. А. Алчиана и В. Р. Аллена. «Эко­номическая теория для университетов» В Р. Аллена впервые показала ему, каким образом вводный курс по экономике можно сделать и полезным, и интересным.

Хейне приобрел известность своей книгой «Экономи­ческий образ мышления», изданной в русском переводе в 1991 году. Эта книга выдержала пять изданий в США и явля­ется в настоявшее время одним из самых популярных курсов по экономике.

Продолжая традицию А. Смита, Хейне задается вопроса­ми каким образом миллионам людей удается достигать не­обычайной согласованности своих действий, столь характер­ной для современных индустриальных экономик, каким об­разом они могут координировать свои усилия с той высокой степенью точности, какая необходима для производства большого количества сложных благ? Согласованность в таких колоссальных масштабах, считает ученый, может достигаться в том случае, если отлажены механизмы координации, во­влекающие в сферу своего объяснения экономическое пове­дение индивида. Главная цель Хейне при написании «Эко­номического образа мышления» состояла в том, чтобы изло­жить понятийный аппарат, который поможет разобраться, каким образом и почему достигается согласованность между миллионами людей, а также почему такой согласованности иногда достичь не удается. Если те, кто правит обществом, не обладают таким знанием, то, по мнению Хейне, велика опас­ность хаоса и бедствий.

Глава 14





Дата: 2016-10-02, просмотров: 231.