Рассмотрение экономической культуры как способа взаимосвязи между экономическим сознанием и экономическим мышлением предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе относительно экономического поведения субъекта. Речь идет о возможностях регулирования взаимосвязи с Целью сделать ее наиболее гибкой и чувствительной Как в плане детерминации положительного экономического мышления, так и в плане насыщения экономического сознания реальным содержанием практики. Данные процессы осуществления прямой и обратной связи между рассматриваемыми явлениями в значительной мере зависят от полноты выполнения функций экономической культуры — трансляционной, селекционной, инновационной.
Чем совершеннее способ данного взаимодействия, тем эффективнее экономическая деятельность и рациональнее экономическое поведение, тем, следовательно, выше уровень экономической культуры. Именно способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления (как формы его проявления) выступает естественным регулятором экономического поведения. Как упоминалось ранее, косное, пассивное, неразвитое экономическое сознание, не испытывающее в течение длительного времени потребности изменяться, обусловило противоречивое, эмоциональное (а не рациональное) экономическое мышление, совмещающее внешнее следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами. Вследствие этого экономическое поведение приобретает скорее эмоциональный, нежели рациональный характер и осуществляется порой в состоянии психологического стресса.
Подобное экономическое мышление в свою очередь не способно существенно обогащать социальной практикой экономическое сознание. Негибкий, отягощенный социальными стереотипами способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления в отечественной экономике пока что не порождает особых иллюзий относительно высокого уровня экономической культуры. Регулятивное воздействие несовершенного способа взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления на экономическое поведение невелико и слабо обусловливает гибкость этого поведения.
Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем. Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Во-вторых, особенность экономической культуры определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь экономического сознания и экономического мышления. В-третьих, экономическая культура как регулятор связи экономического сознания и экономического мышления в большей мере, нежели любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей.
Для анализа механизмов этого взаимодействия воспользуемся методологией системного подхода, позволяющей раскрыть многообразие связей сложного объекта и свести их в целостную теоретическую картину. Данная методология позволяет углубить существующее знание исследуемого явления и найти способы объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта, и выявления достаточно полной типологии его связей. Схема 2 позволяет не только зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, но и представить это многообразие в операционном виде, т. е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление.
Исходя из вышесказанного, проинтерпретируем графическое видение анализируемого процесса с помощью схемы, наглядно отражающей специфику взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления, и покажем роль экономической культуры как способа связи с выходом на регуляцию экономического поведения.
Экономическое сознание представляет собой первый блок этой схемы, содержащий в себе информацию, отражающую в общем виде научные основы действия социально-экономических законов. Можно сказать, что экономическое сознание представляет собой солидный информационный банк, качество информации которого (в приближении к идеалу) создает основу для принятия решений стратегического плана и осуществления
3 ш < л
X | > | N |
<]що:|-щ< лЮиьл | ||
> i | к |
|Г
-- 2s
VI О 3
G S 1
II g
1С | < | 1- | < | с. | щ | Оч |
ш о
о2
<N О |
1С
ж
г
Ш
О
II
Qo ou
л: r\
стратегических процессов. Главные критерии, определяющие экономическое сознание, — научность и отражение в нем современных реалий, — позволяют условно обозначить его в качестве «стратега» анализируемой системы.
Экономическое мышление (второй блок схемы) — это, образно выражаясь, тот «индивидуальный бассейн», в котором каждый день «барахтается» субъект экономического поведения, пытаясь с большим или меньшим успехом доплыть до цели, т. е. решить свои задачи (в данном случае экономического характера). Главные критерии, определяющие экономическое мышление, — рациональность, умение адаптироваться к существующим «правилам игры», способность к калькуляции затрат и выгод как основе оптимального выбора, — позволяют условно обозначить его в качестве «тактика» анализируемой системы.
Итак, мы выделили два фундаментальных блока, которые оперируют языками разного уровня в силу разной глубинной сущности. Если стратегия представляет собой искусство ведения крупных операций и кампаний в целом, определяет магистральный путь достижения цели, то тактика — методы и средства, формы и способы достижения цели, используемые в конкретной обстановке, в данный момент и в совокупности обеспечивающие стратегический успех.
Для трансформации стратегических решений со стороны экономического сознания в тактику экономического мышления в схему вводится новый блок — экономическая культура, выступающая в качестве «трансформатора» в.анализируемой системе. Этот центральный блок включает в себя два основных модуля. Первый — командный модуль — содержит механизмы, ответственные за выполнение трансляционной, селекционной и инновационной функций экономической культуры. Качество реализации этих функций в немалой степени зависит от гибкости и пластичности социальных стереотипов, способствующих (или препятствующих) этой реализации.
Рассматриваемый модуль является своего рода информационным банком, основная функция которого сводится к формированию и поддержанию в рабочем состоянии второго модуля — собственно трансформирующего устройства. Это именно то звено, через которое происходит непосредственное взаимодействие экономического сознания и экономическою мышления. В целом же «трансформатор» (в совокупности обоих модулей) является одновременно и «переводчиком» информации с языка стратегии на язык тактики оперативных решений (второй модуль), и анализатором качества перевода, определяемого степенью выполнения трансляционной, селекционной и инновационной функций (первый модуль).
Нас интересует вопрос, каким образом экономическая культура (в нашей схеме — «трансформатор») может выступать регулятором экономического поведения. В контексте системного подхода это происходит следующим образом. Экономическое мышление как процесс и как форма проявления экономического сознания формирует в процессе своего функционирования еще один блок схемы — «готовность к определенному типу экономического поведения». Однако то, что мы назвали экономическим поведением, начинается только тогда, когда субъект экономических отношений оказывается перед конкретной задачей с определенными условиями или параметрами — X, Y, Z. Смысл поведения субъекта заключается в решении задачи, т. е. в достижении цели.
Воплощая на практике определенный тип экономического поведения, выработанный в блоке экономического мышления, субъект экономических отношений неизбежно попадаем в одну из двух возможных ситуаций: либо он достигает цели, либо не достигает ее. В том случае, если субъект не достигает цели, происходит ее анализ в блоке «анализатор». Если в результате анализа оказывается, что цель не является значимой для субъекта, он вообще может отказаться от дальнейшей деятельности. Если же цель достигнута, то в блок экономического мышления идет импульс подкрепления.
который сохраняет существующий статус-кво. «Готовность к определенному типу экономического поведения» остается в этом случае стабильной и неизменной.
Когда же субъекту экономического поведения задачу решить не удается, а цель после се анализа остается значимой, из блока экономического мышления в блок готовности передается еще один вариант проекта поведения в рамках сформированного типа. Это возможно вследствие того, что в блоке экономического мышления присутствует так называемая батарея вариантов, которая включает в себя целый набор возможных вариантов в рамках одного типа экономического поведения. «Разрядка» батареи вариантов будет происходить до тех пор, пока задача не будет решена, или же до того момента, когда в результате повторного анализа в блоке «А» на новом витке экономической деятельности цель будет определена как незначимая. Такая переоценка может произойти вследствие того, что субъект решит, что цель не оправдывает средства, время или затрачиваемую энергию, и откажется от дальнейшей деятельности.
Заметим, что различные варианты экономического поведения в рамках сформированного типа (т. е. в рамках батареи вариантов) достаточно гибки и многообразны. Это связано с тем, что они как бы «варятся в собственном соку», не испытывая, если можно так выразиться, неудобств по отношению друг к другу. Границы различных вариантов достаточно прозрачны, чтобы позволить осуществляться процессу диффузии от одного варианта к другому. Может возникнуть вопрос, каким образом субъект экономической деятельности способен перебрать все эти варианты. Если бы подобную задачу решала ЭВМ, то она последовательно перебрата бы все варианты от первого до последнего. Что Же касается человека, то он зачастую просто не нуждается в том, чтобы «проигрывать» все наличные варианты. Достаточно проверить узловые элементы «батареи», и если они не работают, то не будут работать и производные от них в силу своей сущностной идентичности.
Р°ме того, на этот процесс могут оказывать существенное влияние эмоции или, скажем шире, психологические особенности личности. Ограничимся пока этой мыслью.
Рассмотрим следующим вариант. Если запас альтернатив, заложенных в «батарею», иссяк, исчерпав тем самым определенный тип экономического поведения, а цель продолжает оставаться значимой или жизненно важной, то возникает вопрос — где же выход из создавшегося положения? А он существует. Как раз начиная с этого момента, в активную работу включаются блок экономического сознания и «трансформатор». Из блока экономического мышления в блок экономического сознания идет импульс в форме запроса. Взаимодействие, разумеется, осуществляется через «трансформатор», а точнее — через собственно трансформирующее устройство (второй модуль). Он переводит импульс-запрос с языка экономического мышления на язык экономического сознания. Одновременно снимается излишняя эмоциональная нагруженность и несущественная информация. Для блока экономического сознания важен вопрос по существу: рациональному по своей сути блоку нужно работать с рациональной информацией. Такое, разумеется, возможно в том случае, когда «трансформатор» в целом, и особенно его командный модуль, в состоянии обеспечить осуществление таких преобразований. Вариант, при котором он не может этого сделать, будет рассмотрен позже. Сейчас важнее представить общий принцип работы анализируемой системы.
Таким образом, блок экономического сознания в ответ на запрос отправляет в блок экономического мышления информацию о новом типе экономического поведения. Эта информация, проходя через «трансформатор», переводится на язык экономического мышления и уже в трансформированном виде, т. е. в виде «батареи» с набором вариантов экономического поведения, занимает место прежней «батареи». Последующая адаптация новой «батареи» происходит непосредственно в блоке экономического мышления, так как она еще «не готова» в полной мере для непосредственного использования. В противном случае «батарея» занимала бы весь объем блока экономического мышления и отпала бы необходимость в выделении блока «готовности к определенному типу экономического поведения». Суть этих манипуляций сводится к тому, чтобы вновь включить в активную работу блок экономического мышления, ибо без него субъекту экономической деятельности невозможно решать стоящие перед ним задачи.
В связи с этим может возникнуть вопрос: почему блок экономического сознания в ответ на запрос отправил в банк экономического мышления информацию о совершенно конкретном типе экономического поведения? Сделал он это с помощью командного модуля следующим образом. В то время когда блок экономического мышления трансформирует импульс-запрос в блок экономического сознания, он посылает параллельный импульс в командный модуль «трансформатора». Но если первый импульс, идущий через собственно трансформирующее устройство, носит скорее энергетический характер и имеет основной целью перевести в активный рабочий режим солидный компьютер — блок экономического сознания, то второй импульс, идущий к командному модулю «трансформатора», носит скорее информационный характер. Он несет в себе информацию о предшествующих процессах в блоке экономического мышления и результатах, к которым эти процессы привели. На базе анализа полученных данных и степени реализации трансляционной, селекционной и инновационной функций командный модуль готовит в свою очередь тоже импульс информационного характера, который, дойдя до блока экономического сознания, оказывает непосредственное влияние на выбор отправляемого в блок экономического мышления проекта типа экономического поведения. При этом если на входе «трансформатора» оба импульса оказываются одновременно, то на выходе импульс, Идущий от командного модуля, запаздывает по сравне- нию с импульсом со стороны собственно трансформирующего устройства. Это и позволяет второму импульсу попасть на уже «возделанную почву», когда блок экономического сознания уже активизирован и готов к работе.
Исходя из вышесказанного, становится понятным, какое огромное влияние оказывает «трансформатор» (а если отвлечься от схемы — экономическая культура) на регуляцию экономического поведения субъекта. Можно назвать это удвоенным влиянием. В самом деле, с одной стороны, именно проходя через «трансформатор», тип экономического поведения переводится в адаптированную (наиболее приспособленную к состоянию статус-кво) «батарею вариантов» поведения в рамках этого типа, а с другой стороны, даже сам выбор типа экономического поведения подвергается непосредственному контролю со стороны «трансформатора».
Таким образом, понятно, насколько велика роль этого блока и важна его функциональная нагрузка, которая тоже дуалистична. Ведь, с одной стороны, экономическая культура выступает как способ связи экономического сознания и экономического мышления, что, как может показаться, говорит о ее подчиненности элементам высшего порядка; с другой стороны, экономическая культура выступает как автономная подсистема, обладающая собственной сложной структурой и оказывающая огромное влияние на другие компоненты системы регулирования экономического поведения.
Чтобы завершить в общих чертах описание схемы, надо упомянуть еще об одном выделенном блоке — со- циально-психологических особенностях субъекта. Он занимает особое положение в иерархии данных построений и по масштабности влияния играет не последнюю роль в регулятивных процессах. Блок соци- ально-психологических особенностей субъекта оказывает прямое и непосредственное влияние на блоки экономического сознания, экономического мышления, экономической культуры и блок анализа информации, а также опосредованное влияние на блок готовности к определенному типу экономического поведения (через блок экономического мышления).
Подобное выделение и подобные построения — необходимые условия анализа, без которых был бы невозможен в конечном итоге и синтез с выходом на типологию ситуаций, позволяющую углубить (и одновременно конкретизировать) объяснительные возможности концепции экономической культуры как регулятора экономического поведения субъекта. В ходе анализа выделились типы ситуаций, последовательно расположенные на шкале измерений: от негативной (регулятивные возможности экономической культуры равны нулю) до позитивной позиции (регулятивные возможности максимальны и равны единице). Все остальные ситуации носят промежуточный характер.
Негативная ситуация состоит в том, что исчерпаны все возможные варианты того или иного типа экономического поведения в рамках «батареи вариантов» данного экономического мышления; неразвитое экономическое сознание не в состоянии транслировать проект нового типа экономического поведения: цель (или цели) остается значимой для субъекта, но недостижимой в силу первых двух обстоятельств. Регулятивная роль экономической культуры («трансформатора») сводится в этом случае к нулю, так как ни одна из ее функций (трансляционная, селекционная, инновационная) не реализуется.
Может иметь место одна из промежуточных ситуаций, которая заключается в том, что исчерпаны всс возможные варианты того или иного типа экономического поведения в рамках данного экономического мышления; экономическое сознание в состоянии транслировать проект нового типа экономического поведения. Однако состояние экономической культуры (загруженность командного модуля «трансформатора» косными, неэластичными социальными стереотипами) не способствует эффективному взаимодействию экономического сознания и экономического мышления. Регулятивная роль экономической культуры ограничена реализацией трансляционной функции, тогда как селекционная и инновационная функции, обеспечивающие гибкость взаимосвязи, не выполняются.
Позитивная ситуация состоит в том, что, пользуясь совокупностью вариантов определенного типа экономического поведения в рамках данного экономического мышления, субъект эффективно справляется с задачей и тем самым повышает свою готовность к этому типу экономического поведения. Экономическое мышление транслирует экономическому сознанию информацию об успешной проверке на практике предложенного типа экономического поведения, что активизирует экономическое сознание в плане насыщения практическим опытом. Готовность не только к избирательным, но и инновационным моментам экономической деятельности повышается и стабилизируется в ходе выработки каждодневной программы экономического типа поведения, способствующего усилению экономического мышления и постоянной подпитке экономического сознания как резерва интеллекта субъекта. Оптимизация регулятивной роли экономической культуры характеризуется, во-первых, «включением» в работу всех компонентов анализируемой системы; во-вторых, усилением взаимодействия системы с внешней средой, в- третьих, усилением взаимодействия внутри системы.
Оптимальная роль экономической культуры в регулировании экономического поведения субъекта имеет нормативный характер в большинстве цивилизованных промышленно развитых стран. Они идут к этому разными путями, под действием разных (нередко противоположных) социальных механизмов, но достигают одинаково высокого результата (например, европейский, японский и американский рынки труда).
В условиях постсоветского рынка ситуация такова, что запросы и потребности рыночной экономию! значительно опережают психологическую готовность субъектов экономического поведения к удовлетворению этих потребностей. Психология наемного работника и психология собственника, объективно необходимые при нынешних статус-кво, находятся в стадии формирования. Словом, ожиданий субъектов экономической деятельности не совпадают, а порой противоположны (по данным социологических исследований) современным реалиям и запросам формирующегося рынка.
Стратегия преодоления данного социального противоречия заключается, в развитии экономического сознания путем постижения им действия экономических законов в их естественном проявлении и наиболее полном выполнении своих функций; в развитии экономического мышления в ходе изменения структуры общественной практики (как единства экономической деятельности и экономических отношений в процессе реформирования); в развитии самой экономической культуры посредством ее насыщения необходимым на данном этапе общества объемом и качеством знаний, что позволит ей в одинаковой мере владеть как языком стратегии, так и языком тактики экономических преобразований.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.Экономическая культура как способ связи между экономическим сознанием и экономическим мышлением выступает естественным регулятором экономического поведения.
2.Методология системного подхода позволяет представить разнотипные связи объекта исследования как логически однородные, что допускает их непосредственное сравнение и сопоставление (схема 2).
3.Экономическое сознание выступает «стратегом», а экономическое мышление — «тактиком» анализируемой системы.
4.Трансформация стратегических решений со стороны экономического сознания в тактику экономического мышления осуществляется экономической культурой, выступающей в качестве «трансформатора» анализируемой системы.
5.Экономическое мышление формирует «готовность к определенному типу экономического поведения», который субъект реализует на практике.
6.Пытаясь достичь успеха, субъект реализует на практике запрограммированный тип экономического поведения и в зависимости от достигаемого результата Либо продолжает его использовать либо заменяет другим.
7.За осуществление прямой и обратной связи между экономическим сознанием и экономическим мышлением несет ответственность «трансформатор», который переводит информацию с языка «стратегии» на язык «тактики» и наоборот.
8.Регулятивные возможности «трансформатора» определяются полнотой и качеством выполнения функций экономической культуры — трансляционной, селекционной, инновационной.
9.В ходе анализа выделились типы ситуаций, последовательно расположенные на шкале измерений: от негативной — регулятивные возможности экономической культуры равны нулю; до позитивной — регулятивные возможности максимальны и равны единице.
10.Регулятивная роль экономической культуры оптимальна, когда все компоненты системы «включены» в активную работу, а сама система усиленно взаимодействует с внешней средой.
11.Стратегия преодоления социального противоречия, которое состоит в несовпадении ожиданий субъектов экономической деятельности и современных реалий формирующегося рынка, заключается, в частности, в развитии экономической культуры посредством ее насыщения необходимым на данном этапе общества объемом и качеством знаний.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем состоят объяснительные возможности использования системного подхода к анализу механизмов взаимодействия экономического сознания и экономического мышления?
2. Оцените роль экономического сознания в качестве «стратега» в модели регулирования экономического поведения субъекта.
3. Оцените роль экономического мышления как «тактика» в модели ретшрсиания экономического поведения субъекта.
1. Проанализируйте роль экономической культуры («трансформат» 1») в качестве способа связи экономического сознания и экономического мышления
В каких случаях, по модели, регулятивная роль экономической Kyjl V pi.i сводится к нулю?
В каких случаях, по модели, регулятивная роль экономической культуры максимальна?
7 Разберите основные способы оптимизации регулятивной роли экономической культуры.
8 Порассуждайте, каким образом регулятивные возможности экономической культуры определяются полнотой реализации трансляционной, селекционной и инновационной функций.
Глава 15
Дата: 2016-10-02, просмотров: 374.