СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗАКОНА КОНКУРЕНЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что же движет развитием крупной промышленности капиталистического хозяйства? Что заставляет посто­янно революционизировать разделение труда и тем са­мым радикально изменять его содержание? Что, нако­нец, служит катализатором взаимодействия законов разделения и перемены труда? Что является источни­ком постоянного возникновения и разрешения проти­воречий между ними в ходе развертывания научно- технического прогресса?

Таким катализатором и животворным источником возникновения и разрешения противоречий является конкурентная борьба между покупателями и продавца­ми, диктуемая отношением спроса к предложению и предложения к спросу. Продавцы ведут между собой борьбу за рынок сбыта. Каждый из них хочет прода­вать, продавать как можно больше, продавать один, устранив остальных продавцов. Стало быть, происходит конкуренция между продавцами, которая понижает це­ну предлагаемых ими товаров.

Но происходит также и конкуренция между покупа­телями, которая со своей стороны, повышает цены предлагаемых товаров. Наконец, существует конкурен­ция между покупателями и продавцами; одни хотят возможно дешевле купить, другие - возможно дороже продать. Результат конкуренции между покупателями и продавцами зависит от того, каково соотношение кон­курирующих сторон, т. е. от того, где она сильнее — в лагере покупателей или в лагере продавцов. Промыш­ленность выводит на поле брани друг против друга две армии; в рядах каждой из них в свою очередь происхо­дит междоусобная борьба. Победу над противником одерживает та армия, в рядах которой меньше драки. Предположим, что на рынке находится 100 кип хлопка, между тем покупателям нужна 1000 таких ют. В этом случае спрос в десять раз превышает предложение. Конкуренция между покупателями будет очень сильна: каждый из них будет стараться урвать себе хотя бы од­ну кипу, а по возможности захватить и все. В истории торговли происходили такие периоды недорода хлопка, когда несколько капиталистов, заключив между собой союз, пытались скупить не сотню кип, а весь запас хлопка, имевшийся на земном шаре. Итак, в приве­денном нами случае каждый покупатель постарается устранить другого, предлагая за кипу хлопка относи­тельно более высокую цену. Видя ожесточенную меж­доусобную борьбу в рядах неприятельского войска и будучи уверены в продаже своих 100 кип, продавцы хлопка поостерегутся вступать в драку между собой в тот момент, когда их противники состязаются во взвинчивании цен. Как один человек, противостоят они покупателям, и их притязаниям не было бы преде­ла, если бы предложения даже самых настойчивых по­купателей не имели определенных границ.

Итак, если предложение какого-нибудь товара меньше, нежели спрос на этот товар, то конкуренция в рядах его продавцов слаба или вовсе не имеет места. В той самой мере, в какой ослабевает конкуренция меж­ду продавцами, возрастает конкуренция между покупа­телями. Результат — более или менее значительное по­вышение цен на товары.

Как известно, чаще имеет место обратный случай с обратным результатом: значительное превышение пред­ложения над спросом, отчаянная конкуренция между продавцами, недостаток в покупателях, распродажа то­вара за бесценок.

Итак, изменение соотношения между спросом и предложением вызывает то повышение, то падение цен.

Каковы будут следствия повышения цены товара? Мас­са капиталов устремится в процветающую отрасль про­мышленности, и этот прилив капиталов в более выгод­ную отрасль промышленности будет продолжаться до тех пор, пока прибыль в данной отрасли не упадет до обычного уровня или, вернее, пока вследствие пере­производства цена ее продуктов не упадет ниже издер­жек производства.

И наоборот. Если цена какого-нибудь товара упадет ниже издержек его производства, то капиталы отхлы­нут из производства данного товара (за исключением того случая, когда данная отрасль промышленности уже не соответствует требованиям времени и потому должна исчезнуть).

Мы видим, что капиталы непрерывно отливают и приливают из одной отрасли производства в другую. Высокая цена вызывает сильный прилив, а низкая це­на — сильный отлив капиталов. Колебания спроса и предложения всякий раз приводят цену товара к уров­ню издержек производства. И совокупное движение этого беспорядка есть его порядок. В ходе этой про­мышленной анархии в этом круговороте, конкуренция компенсирует одну крайность другою. Конечно, ком­пенсация такого рода происходит в рамках целых от­раслей и, следовательно, затрагивает крупные социаль­ные группы промышленников.

Если производительный капитал буржуазного обще­ства растет, то происходит многостороннее накопление труда. Число капиталистов и размеры их капитала уве­личиваются. Умножение капиталов усиливает конку­ренцию между капиталистами. Увеличение размера ка­питалов дает возможность выводить на поле промыш­ленной битвы мощные армии рабочих, вооруженные более грандиозными орудиями борьбы.

Один капиталист может вытеснить другого с поля битвы и завладеть его капиталом лишь в том случае, если продает дешевле. Чтобы иметь возможность про­давать дешевле, не разоряясь при этом, он должен де­шевле производить, т. е. как можно более увеличивать производительную силу труда. Последняя же увеличи­вается прежде всего путем большего разделения труда, путем всестороннего применения и постоянного усо­вершенствования машин. Чем больше армия рабочих, внутри которой разделен труд, чем грандиознее мас­штаб, в котором применяются машины, тем относи­тельно быстрее сокращаются издержки производства, тем более производительным становится труд. Поэтому между капиталистами возникает соперничество — они стремятся увеличивать разделение труда и количество машин и использовать их в возможно более крупном масштабе.

Но как поступит капиталист, если благодаря боль­шему разделению труда и применению новых машин он получит возможность тем же количеством труда производить больше продуктов, чем его конкуренты?

Вызванные им к жизни более мощные и более до­рогие средства производства дают ему возможность продавать товар дешевле, но вместе с тем они же вы­нуждают его продавать больше товаров, завоевывая для них больший рынок. Сбивая цены, он вытесняет своих конкурентов с рынка или, по крайней мере, отвоевы­вает у них часть их сбыта.

Однако привилегия нашего капиталиста недолговеч­на: другие соперничающие с ним капиталисты вводят такие же машины, такое же разделение труда, — и эти нововведения распространяются до тех пор, пока цены производимых товаров не упадут не только ниже прежних, но и ниже новых издержек производства.

Итак, капиталисты оказываются по отношению друг К другу в том же положении, в каком они находились до введения новых средств производства, и если благо­даря этим средствам производства они могли за преж­нюю цену доставлять двойное количество продуктов, то теперь они вынуждены продавать двойное количест­во продукта за цену ниже прежней. На уровне этих но­вых издержек производства та же самая игра начинает­ся сначала. Снова вводится большее разделение труда, вновь увеличивается количество машин, возрастает масштаб использования этого разделения труда и этих машин. А конкуренция опять порождает противодейст­вие этому результату.

Мы видим, каким образом непрерывно преобразует­ся. революционизируется способ производства, как разделение труда неизбежно влечет за собой еще боль­шее разделение труда, применение машин — еще более широкое применение машин, производство в крупном масштабе — производство в еще более крупном мас­штабе.

Итак, конкуренция выступает как объективный закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда. «Это закон, который все снова н снова выбивает буржуазное производство из прежней колеи и принуж­дает капитал напрягать производительные силы труда, потому что он напрягал их раньше, закон, который не дает капиталу ни минуты покоя и постоянно нашепты­вает ему: Вперед! Вперед! Это именно тот самый закон, который в рамках периодических колебаний торговли неизбежно выравнивает цену товаров по его издержкам производства»[83].

Какие бы мощные средства производства ни пустил в ход капиталист, конкуренция приводит их ко всеоб­щему применению, и с того момента, как применение их станет всеобщим, единственным следствием боль­шей производительности его капитала оказывается лишь то, что за ту же цену он должен доставлять те­перь в 10, 20, 100 раз больше продуктов, чем раньше. Но так как увеличением количества продаваемого про­дукта ему приходится компенсировать понижение про­дажной цены и возмещать издержки производства (так как эта массовая продажа стала теперь вопросом жизни не только для него, но и для его соперников), то прежняя борьба разгорается с тем большим ожесточе­нием, чем производительнее уже изобретенные средст­ва производства. Разделение труда и применение ма­шин будут снова развиваться в несравненно большем масштабе.

Какова бы ни была сила применяемых средств про­изводства, конкуренция стремится отнять у капитала золотые плоды этой мощи, низводя цену товара до уровня издержек производства. В то время как конку­ренция постоянно преследует капиталиста своим зако­ном издержек производства и всякое оружие, выкован­ное им против своих соперников, направляет против него самого, капиталист постоянно старается перехит­рить конкуренцию, неустанно вводя вместо старых машин и старого разделения труда новые, более доро­гие, но удешевляющие производство машины и новое разделение труда и не дожидается, пока в результате конкуренции эти нововведения устареют.

Ареной закона конкуренции становится все общест­венное производство, источником саморазвития — по­стоянное возникновение и разрешение противоречия между необходимостью максимальной самореализации человека во имя выживания и сопротивлением общест­венной среды этому естественному проявлению. В ходе развертывания научно-технического прогресса проти­воречие разрешается, чтобы возникнуть вновь и разре­шиться на новой ступени общественного развития.

Виды конкурентной борьбы все более усложняются, становятся более многообразными и вариативными, принимают все более опосредованный характер. Наря­ду с конкуренцией мелких и средних производителей конкурентная борьба ведется между монополиями в одной отрасли хозяйства, между монополиями смеж­ных отраслей, внутри монополий, между монополизи­рованными и немонополизированными предприятиями и т. д. Конкуренция на современном этапе входит во все сферы экономических отношений. Вместе с тем, несмотря на разнообразие и сложность видов конку­рентной борьбы, ее результаты строго детерминирова­ны соотношением возможностей и способностей тех или иных субъектов конкуренции.

Формы проявления объективного закона конкурен­ции и результаты конкурентной борьбы зависят от конкурентоспособности тех или иных субъектов эко­номической деятельности. Те из них, кто обладает большей конкурентоспособностью, оказываются побе­дителями в конкурентной борьбе. Конкурентоспособ­ность проявляется, таким образом, во взаимодействии конкурирующих сторон, результатом которого является победа одного и поражение другого конкурента на рынке труда, товаров и услуг, капиталов, ценных бумаг и др.

На современном этапе трансформации экономиче­ских отношений в постсоветском государстве особый интерес представляют процессы конкурентного взаи­модействия индивидов и социальных групп на рынке труда. Конкурентоспособность субъекта рабочей силы на рынке труда определяет его способность выдерживать конкуренцию со стороны ре­альных или потенциальных претендентов на его рабо­чее место или претендовать самому на другое, более престижное, разумеется, возможность проявлять необ­ходимый уровень конкурентоспособности у разных лю­дей в различных ситуациях неодинакова. Конкуренто­способность может меняться в зависимости от ситуа­ции на рынке труда (благоприятной или неблагоприят­ной для работника); доминирования тех или иных структурных компонентов (пол, возраст, образование, квалификация, семейное положение, состояние здоро­вья, психологические особенности и др.); самочувствия работника исходя из соотнесения его объективной по­зиции на рынке труда и субъективной самооценки (схема 1).

В первую группу факторов конкурентоспособ­ности входят так называемые ситуационные кумуля­тивные факторы, т. е. факторы, имеющие тенденцию к накоплению во времени, ситуационная конкурентоспо­собность определяется экономической ситуацией, фор­мированием рыночных отношений и связана с реаль­ным спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Рассчитанный на перспективу баланс трудовых ресурсов по сферам деятельности, отраслям народного хозяйства и формам занятости позволяет анализировать экономическую ситуацию на рынке труда и, следователь­но, ситуационную конкурентоспособность социально-де­мографических и профессионально-квалификационных групп экономически активного населения.

Схема 1. Конкурентоспособность работника на рынке труда и ее составные элементы

 

Кризисное состояние белорусской экономики про­явилось прежде всего в длительном падении производ­ства, начиная с 1990 г., по основным макроэкономиче­ским показателям. Снижение масштабов производства с 1990 по 1995 год обусловлено уменьшением выпуска продукции промышленности в 1,7 раза, сельскохозяй­ственных продуктов — в 1,35 раза, розничного товаро­оборота — в 2,6 раза, численности занятых в народном хозяйстве — в 1,2 раза[84].

Медленное развитие экономики тормозит институ­циональные и структурные преобразования в обществе и усугубляет проблему феминизации бедности при об­щем обнищании населения Республики Беларусь — это снижение конкурентоспособности женшин при общем низком спросе на профессиональный, квалифициро­ванный труд. Так, анализ состояния занятости женщин республики показал, что по сравнению с мужчинами доля женщин в отраслях материального производства уменьшается, а в непроизводственных отраслях увели­чивается. Наряду с устойчивой тенденцией уменьше­ния женской занятости в материальном производстве наблюдается столь же устойчивая тенденция увеличе­ния женской занятости в непроизводственной сфере (в 1,5 раза). В здравоохранении и социальном обеспече­нии, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве, кредитовании и страховании, управлении и общест­венных объединениях женская занятость увеличилась в 1,5 раза, а в сфере науки и научного образова­ния — уменьшилась вдвое[85].

Изменения в структурах занятости женщин и муж­чин отчасти отражают общие перемены в экономике, а именно снижение доли занятых в материальном произ­водстве и повышение — в непроизводственных отрас­лях. Но это лишь отчасти. В значительно большей мере изменения в структурах занятости женщин и мужчин отражают развитие процесса феминизации бедности, связанного со снижением конкурентоспособности жен­щин. Значительное повышение доли женщин в непро­изводственных отраслях, в частности сфере образова­ния, является довольно точным индикатором снижения се социального престижа и, соответственно, снижения оплаты труда. Таким образом, ситуационная конкурен­тоспособность женщин определяется уменьшением их доли в относительно высоко оплачиваемых отраслях материального производства и увеличением — в непро­изводственных отраслях, низкооплачиваемых и теряю­щих свой социальный престиж.

Вторую группу факторов составляют такие ха­рактеристики, как пол, возраст, образование, квалифи­кация, семейное положение, состояние здоровья, пси­хологические особенности личности работника, однако эти факторы влияют на конкурентоспособность не не­посредственно, а опосредованно — через трудовую мо­бильность, определяемую как изменение индивидом или социально-демографической группой профессио­нального или карьерного статуса, занимаемого ими в общественной организации труда и, соответственно, социальной структуре общества.

Так, сравнение образовательного уровня мужчин и женщин, занятых в народном хозяйстве республики, показывает, что женщин с высшим образованием в 1,4 раза больше, чем мужчин; со средним специальным — в 1,9 раза больше; со средним и неполным средним — в 1,2 раза меньше, чем мужчин. Однако, имея значи­тельно более высокий уровень образования, нежели мужчины, женщины реализуют его в наименее оплачи­ваемых профессиональных группах, где их доля посто­янно возрастает. Это — профессиональная группа ра­ботников бухгалтерского учета, где доля женщин пре­вышает долю мужчин в 60 раз; медицинский персонал, где доля женщин превышает долю мужчин в 10 раз; группа педагогических работников, где доля женщин больше, чем мужчин, в 5 раз; работники культуры и искусства, где женщин больше, чем мужчин, в 3 раза[86].

Казалось бы, уровень образования должен служить гарантом высокой конкурентоспособности (как во всех цивилизованных государствах), однако этого не проис­ходит. Снижение престижа отраслей, где женщины могут реализовать свой высокий образовательный ста­тус, влечет за собой снижение их конкурентоспособно­сти по сравнению с мужчинами и феминизацию низ­кооплачиваемых профессиональных групп на рынке труда.

Критерием выделения третьей группы факто­ров является соотнесение объективной (роль в общест­венной организации труда) и субъективной позиций индивида (социальной группы) в оценке их конкурен­тоспособности. В первом случае это показатель устой­чивости положения работника в сфере занятости, во втором — залог перспективы его успешной экономиче­ской деятельности. Субъективную позицию работника можно определить как Я-конкурентоспособность в от­личие от собственно конкурентоспособности, опреде­ляющей положение работника на рынке труда. Соотне­сение этих позиций, их взаимовлияние и взаимодейст­вие отражает реальное движение индивида (группы) в направлении повышения или снижения конкуренто­способности.

Собственно конкурентоспособность определяется состоянием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Чем выше спрос на тс или иные рабочие места при отсутствии адекватного предложения, тем выше уровень конкурентоспособности данных рабочих мест и выше конкурентоспособность работников, обла­дающих ими. Так, феминизация бедности при значи­тельном снижении уровня жизни всего населения рес­публики вызвала массовое понижение объективной по­зиции женщин на рынке труда. Их конкурентная борь­ба переместилась в те малооплачиваемые (хотя и соци­ально значимые) сферы деятельности, где они могут реализовать свой высокий образовательный потенциал. Их конкурентоспособность снизилась и продолжает сни­жаться по сравнению с мужчинами на фоне общего сни­жения уровня жизни населения Республики Беларусь.

Специфика белорусского рынка труда состоит в том, что, с одной стороны, формирующийся рынок вытал­кивает из сферы производства преимущественно жен- шин с высшим и средним специальным образованием трудоспособного возраста (2/3 всех высвобожденных женщин), в основном инженерно-технических работ­ников. С другой стороны, рынок готов принять по крайней мере 2/3 высвобожденных, но в принципиаль­но ином качестве, со значительным снижением их со- циально-профессионального статуса. Так, при общем снижении спроса на инженерный труд в условиях эко­номического кризиса женщины-инженеры оказались наименее конкурентоспособной группой в условиях формирующегося рынка труда. Превышение предложе­ния над спросом на инженерно-технические кадры по­рождает конкуренцию между ними, где предпочтение отдается более сильным, более квалифицированным, более приспособленным к эффективному труду в дан­ных сферах деятельности. Именно здесь коренится од­на из причин «женского лица» безработицы в Респуб­лике Беларусь (2/3 безработных составляют женщины, 1/3 — мужчины)[87].

Казалось бы, механизм конкуренции, проявляющий себя в проблеме «мужских» и «женских» профессий, неизменное первенство мужчин в таких профессиях, как инженер-механик, электротехник, инженер-строитель и др., должны уменьшить приток женщин к овладению этими профессиями. Однако этого не происходит и система образования продолжает готовить женшин- специалистов по инженерно-техническим специально­стям. Инерция овладения женщинами теми специаль­ностями, в которых они изначально уступают мужчи­нам, без учета механизма конкуренции продолжает действовать и способствует формированию континген­та безработных женщин с высшим и средним специ­альным образованием прямо со «студенческой ска­мьи».


Я-конкурентоспособность во многом определяется психологическим самочувствием работника на рынке труда. Свое, субъективное ощущение Я-конкуренто­способности присутствует у любого работника, незави­симо от того, трудится ли он на производстве или имеет статус безработного. Так, по данным социологического мониторинга «Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда»[88], в период с 1992 по 1995 год в психологическом самочувствии и стратегии экономического поведения женщин, ощутивших свою неконкурентоспособность, произошли определенные качественные изменения. Чувствуют себя нормально лишь 1/5 опрошенных женщин; 1/2 иногда теряют уве­ренность в своих силах; 1/5 — находятся в состоянии безысходности. Лишь 1/10 женщин, потерявших рабо­ту, чувствуют себя конкурентоспособными на рынке труда, а свою профессию считают перспективной; 2/3 считают себя неконкурентоспособными; 1/5 — не задумывались над этим.

Те, кто не уверен в своей конкурентоспособности, переобучаются в учебных центрах на профессии физи­ческого или рутинного умственного труда или пробуют силы в малом бизнесе (около 3 %). Однако переобуче­ние, связанное со значительными социальными из­держками, требует от женщин переориентации своей Я-конкурентоспособности на более низкий профессио­нальный и социальный статус. Так, по данным социо­логического мониторинга, 40 % женщин, обучающихся новым профессиям физического или рутинного умст­венного труда, были в прошлом инженерами-меха­никами, электротехниками и др.; 20 % — инженерами- строителями; 10 % — инженерами-экономистами; око­ло 10 % — научными работниками и представителями творческих специальностей. Очевидно, что таким обра­зом проявляет себя механизм конкуренции, ранее от­сутствовавший в советской экономике1.

Но, может быть, прежние инженерно-технические работники внутренне не приемлют своего нового по­ложения; ведь между прошлой и нынешней специаль­ностью «дистанция огромного размера». Однако все го­раздо сложнее. Житейская мудрость, способность ми­риться с обстоятельствами, прагматическое или безраз­личное отношений к прежней профессии 2/3 переобу­чающихся женщин приводит их к компромиссным су­ждениям. Так, 1/4 женщин говорят о безусловном со­ответствии новой профессии их желаниям и склонно­стям; 2/3 — о большем или меньшем соответствии; 1/10 — затрудняются ответить. Лишь около 3 % женщин чув­ствуют себя дискомфортно и признаются в несоответ­ствии своего профессионального «Я» новой профессии. В новой для себя ситуации женщины вынужденно принимают рыночный критерий оценки профессии — перспективность этой профессии на рынке труда — и

'Женская безработица: проблемы, тенденции, перспективы. С. 31.

вырабатывают соответствующую стратегию экономиче­ского поведения[89].

Названные группы факторов, рассмотренные во вза­имодействии и взаимосвязи, формируют процесс тру­довой мобильности, составными компонентами кото­рой выступают профессиональный, квалификационный и карьерный виды мобильности. Трудовая мобильность как способность работника к изменениям в системе социальных позиций и как объективная возможность этих изменений, порождаемая количеством и прони­цаемостью стратификационных каналов на рынке тру­да, определяется даже не самими факторами, а скоро­стью их изменения, скорость изменения качественных характеристик работника (образования, квалификации, состояния здоровья, профессиональной пригодности к тому или иному виду деятельности и др.) как бы задает темп его трудовой мобильности в той мере, в какой это возможно при данном социальном устройстве общества.

Уникальная ситуация на рынке труда постсоветских государств состоит в том, что движение кадров вне специально организованных потоков рассматривалось в советской экономике как негативное явление, нару­шающее стройный ход планового производства. Вся система управления была нацелена на сдерживание со­циальной (в частности, трудовой) мобильности. И эта объективная малоподвижность общества обусловливала весьма малое влияние качественных характеристик ин­дивидов и групп на их трудовую мобильность.

После распада СССР Республика Беларусь приняла широкомасштабную программу экономических реформ, но решила осуществлять их медленно и поэтапно. В 1992 г. это позволило сдержать сокращение масштабов производства и снижение уровня жизни людей, что на первый взгляд подтвердило правильность избранной стратегии и ее способность максимально защитить на­селение республики от негативных последствий рефор­мирования. Но с 1993 г. курс на поэтапное реформиро­вание стал вызывать серьезные сомнения в его опти­мальности с точки зрения долгосрочных перспектив. Медленное развитие экономики тормозит институцио­нальные и структурные преобразования в обществе и усугубляют проблему конкурентоспособности социаль­но слабозашишенных групп населения (молодежь, жен­щины, инвалиды) при общем снижении спроса на про­фессиональный, квалифицированный труд.

В ходе социологического мониторинга можно про­следить вклад качественных характеристик индивида в его трудовую мобильность. Так, исследование проблем без­работицы показало, что молодежь всех возрастных групп оценивает свою Я-конкурентоспособность на рын­ке труда как весьма низкую. В то же время молодежь как социальная группа обладает большей социальной мобильностью в сравнении со старшими группами[90].

Если проследить трудовую мобильность женщин в сфере производства, то, как мы выяснили, они в целом снижают свою конкурентоспособность за счет переме­щения в непроизводственные отрасли и малооплачи­ваемые профессиональные группы населения. Что ка­сается женщин, высвобожденных из сферы производ­ства и получивших статус безработных, то их трудовая мобильность связана с переобучением новым специ­альностям физического и рутинного умственного труда, т. е. с движением от более высокого к менее высокому социальному и профессиональному статусу.

Снижение темпов трудовой мобильности непосред­ственно связано и с увеличением сроков безработицы, и с усилением психологического дискомфорта, и, в ко­нечном итоге, с резким падением активности поиска возможностей трудоустройства. Так, по данным мони­торинга, устали, находятся в состоянии безысходности 16,3 % женщин, не работающих до 6 месяцев; 24,1 % не работающих от 6 месяцев до года; 33,8 % не работающих свыше года. Уровень дискомфорта в группе длительно не работающих в 1,5 раза выше, чем среди безработных женщин в целом. Соответственно, активными поиска­ми работы с предложением своих услуг разным фирмам и организациям занято 20,6 % женщин, не работающих до полугода; 13,9 % не работающих от полугода до го­да; 11,2 % не работающих свыше года. Активность дли­тельно не работающих падает, таким образом, вдвое, что сказывается на оценке перспектив трудоустройства: считают, что шансов найти работу (и, следовательно, восстановить мобильность) практически нет, 1/6 не ра­ботающих до полугода; 1/4 не работающих от полугода до года, 1/3 не работающих свыше года[91]. Так пассив­ность экономического поведения индивидов вызывает снижение темпов трудовой мобильности, а последняя в свою очередь влияет на ухудшение качественных ха­рактеристик рабочей силы на рынке труда. В совре­менном видении проблем трудовой занятости мобиль­ность рабочей силы становится непременным условием ее конкурентоспособности.

В случае, если субъектом труда выступает отрасль народного хозяйства (или отдельное предприятие, ор­ганизация, фирма), то говорят о флексибильности (гиб­кости) ее поведения, иными словами, об умении адап­тироваться к постоянным изменениям рыночной и технологической среды глобальной экономики конца XX в. Стратегия отраслей в аспекте оперирования кон­курентоспособной рабочей силой зависит от их качест­венного своеобразия относительно источников эконо­мии труда. Фондоемкие отрасли (электроэнергетика, топ­ливная, нефтяная, газовая и др.) решают кадровые про­блемы посредством перемещения рабочей силы в рамках предприятий (за счет внутренней мобильности), а трудо­емкие (машиностроение, легкая, пищевая и др.) полага­ются в формировании кадровой политики на внешнюю мобильность рабочей силы, возможности рынка труда.

Обращение к опыту стран с развитой рыночной экономикой показывает, например, что конкурентоспо­собность японских фирм определяется как обострен­ной восприимчивостью к инновациям и высочайшей
профессиональной культурой с использованием много­вековых национальных традиций, так и успешной кад­ровой политикой. Последняя связывается с закрепле­нием квалифицированных кадров на предприятиях пу­тем пожизненного найма, преобладанием внутренней трудовой мобильности в соответствии с системой фор­мальных статусов. Подобное сочетание успешной тех­нико-технологической и кадровой политики позволяет Японии занимать первое место среди стран — членов Организации Объединенных Наций по индексу уровня жизни населения и иметь минимальную норму безра­ботицы (табл. 6).

Таблица 6
\ Показате- Норма Норма Норма Норма Нор­ Место
\ ли безра­ без­ без­ долго- ма среди
\ боти­ рабо­ рабо­ вре- реги- стран
\ цы в тицы тицы мен- оаль- ООН
\ Це­ среди среди ной ной по
\ лом, жен­ моло­ безра­ безра­ ин­
\ % щин, дежи в ботицы боти­ дексу
\   % воз­ сро­ цы уров­
\     расте ком бо­   ня
\     15-24 лее 1   жизни
\     года, % года. %   насе­ле­
Страны \           ния
Япония 2,1 2.2 4,5 1,9
Канада 10.2 9,6 16,2 2,0
Швеция 2,7 2.3 6,1 2,4
США 6,6 6,3 12,9 2,0
Франция 9,4 12,2 19,5 1,5
Нидерланды 7,0 9,5 10.5 1,1
Германия 4,3 4,8 6,4 2.2
Дания 10,6 12,1 1,4
Бельгия 7,7 11,0 1,5
Беларусь 1,6 2,1 1,6 1,5

 

Примечание. Норма региональной безработицы определяется от­ношением 25 % регионов с худшими показателями к 25 % регионов с лучшими показателями.

Источники: 1. Human Development Report «Country Human Develo­pment Indicators». New York, 1993.

Уровень и структура безработицы на рынках труда ряда стран (согласно классификации ООН) в 1993 году

2. Стат. данные Гос. Ком. Беларуси по статистике и анализу. Мн., 1994.

Представим себе теперь, что это непрерывное дви­жение охватило весь мировой рынок, и мы поймем, каким образом рост, накопление и концентрация капи­тала ведут к беспрерывному, само себя обгоняющему, осуществляемому во все более исполинских масштабах разделению труда, применению новых машин и усо­вершенствованию старых. И то, и другое в силу неумо­лимого, стихийно действующего закона конкуренции обеспечивает все большее производство различных то­варов и услуг и ведет в конечном итоге к повышению всеобщего благосостояния промышленно развитых стран.

Вместе с тем в 1970—1980-е годы получает все боль­шее звучание идея социальной ответственности бизне­са за состояние в обществе. Американский бизнес, особенно крупный, переживает огромный дефицит до­верия именно по этой причине. Кажется парадоксаль­ным, но в число критикуемых входят как раз те компа­нии, которые больше всех способствовали подъему и развитию экономики страны и обеспечили создание основных элементов образа жизни, не имеющего ана­логов в какой-либо другой части мира. Между тем кри­тикуют их не за то, что они являются мощными корпо­рациями, а за то, что безответственно используют пре­доставленные им обществом привилегии, вытекающие из могущества и больших масштабов производства. Масштабы промышленного предприятия, по мнению прогрессивной американской общественности, означа­ют необходимость для его руководства расширять рам­ки своей ответственности, не ограничиваясь только производством товаров и услуг. Им следует учитывать, какое влияние производственная деятельность их ком- па шй оказывает на экономику страны в целом, на со- ци, тьнос и экономическое процветание всего общест­ва[92]

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Конкуренция выступает как объективный закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда.

2. К. Маркс определил конкуренцию как «закон, ко­торый все снова и снова выбивает буржуазное произ­водство из прежней колеи и принуждает капитал на­прягать производительные силы труда, потому что он напрягал их раньше, закон, который не дает капиталу ни минуты покоя и постоянно нашептывает ему: Впе­ред! Вперед! Это именно тот самый закон, который в рамках периодических колебаний торговли неизбежно выравнивает цену товаров по его издержкам производ­ства».

3. Ареной закона конкуренции становится все обще­ственное производство, источником саморазвития — постоянное возникновение и разрешение противоречия между необходимостью максимальной самореализации человека во имя выживания и сопротивлением общест­венной среды этому естественному проявлению.

4. Формы проявления закона конкуренции и резуль­таты конкурентной борьбы зависят от конкурентоспо­собности субъектов экономической деятельности. Кон­курентоспособность проявляется во взаимодействии конкурирующих сторон, результатом которого является победа одного и поражение другого конкурента на рынке труда, капиталов, товаров и услуг.

5. Конкурентоспособность субъекта рабочей силы на рынке труда определяет его способность выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное. Конкурентоспо­собность может меняться в зависимости от ситуации на рынке труда; доминирования тех или иных структур­ных компонентов (пол, возраст, образование, квалифи­кация, семейное положение, состояние здоровья, пси­хологические особенности и др.); самочувствия работ­ника исходя из соотнесения его объективной позиции на рынке труда и субъективной самооценки.

6. Ситуационная конкурентоспособность определя­ется экономической ситуацией, формированием ры­ночных отношений и связана с реальным спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Рассчи­танный на перспективу баланс трудовых ресурсов по сферам деятельности, отраслям народного хозяй

Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.