Что же движет развитием крупной промышленности капиталистического хозяйства? Что заставляет постоянно революционизировать разделение труда и тем самым радикально изменять его содержание? Что, наконец, служит катализатором взаимодействия законов разделения и перемены труда? Что является источником постоянного возникновения и разрешения противоречий между ними в ходе развертывания научно- технического прогресса?
Таким катализатором и животворным источником возникновения и разрешения противоречий является конкурентная борьба между покупателями и продавцами, диктуемая отношением спроса к предложению и предложения к спросу. Продавцы ведут между собой борьбу за рынок сбыта. Каждый из них хочет продавать, продавать как можно больше, продавать один, устранив остальных продавцов. Стало быть, происходит конкуренция между продавцами, которая понижает цену предлагаемых ими товаров.
Но происходит также и конкуренция между покупателями, которая со своей стороны, повышает цены предлагаемых товаров. Наконец, существует конкуренция между покупателями и продавцами; одни хотят возможно дешевле купить, другие - возможно дороже продать. Результат конкуренции между покупателями и продавцами зависит от того, каково соотношение конкурирующих сторон, т. е. от того, где она сильнее — в лагере покупателей или в лагере продавцов. Промышленность выводит на поле брани друг против друга две армии; в рядах каждой из них в свою очередь происходит междоусобная борьба. Победу над противником одерживает та армия, в рядах которой меньше драки. Предположим, что на рынке находится 100 кип хлопка, между тем покупателям нужна 1000 таких ют. В этом случае спрос в десять раз превышает предложение. Конкуренция между покупателями будет очень сильна: каждый из них будет стараться урвать себе хотя бы одну кипу, а по возможности захватить и все. В истории торговли происходили такие периоды недорода хлопка, когда несколько капиталистов, заключив между собой союз, пытались скупить не сотню кип, а весь запас хлопка, имевшийся на земном шаре. Итак, в приведенном нами случае каждый покупатель постарается устранить другого, предлагая за кипу хлопка относительно более высокую цену. Видя ожесточенную междоусобную борьбу в рядах неприятельского войска и будучи уверены в продаже своих 100 кип, продавцы хлопка поостерегутся вступать в драку между собой в тот момент, когда их противники состязаются во взвинчивании цен. Как один человек, противостоят они покупателям, и их притязаниям не было бы предела, если бы предложения даже самых настойчивых покупателей не имели определенных границ.
Итак, если предложение какого-нибудь товара меньше, нежели спрос на этот товар, то конкуренция в рядах его продавцов слаба или вовсе не имеет места. В той самой мере, в какой ослабевает конкуренция между продавцами, возрастает конкуренция между покупателями. Результат — более или менее значительное повышение цен на товары.
Как известно, чаще имеет место обратный случай с обратным результатом: значительное превышение предложения над спросом, отчаянная конкуренция между продавцами, недостаток в покупателях, распродажа товара за бесценок.
Итак, изменение соотношения между спросом и предложением вызывает то повышение, то падение цен.
Каковы будут следствия повышения цены товара? Масса капиталов устремится в процветающую отрасль промышленности, и этот прилив капиталов в более выгодную отрасль промышленности будет продолжаться до тех пор, пока прибыль в данной отрасли не упадет до обычного уровня или, вернее, пока вследствие перепроизводства цена ее продуктов не упадет ниже издержек производства.
И наоборот. Если цена какого-нибудь товара упадет ниже издержек его производства, то капиталы отхлынут из производства данного товара (за исключением того случая, когда данная отрасль промышленности уже не соответствует требованиям времени и потому должна исчезнуть).
Мы видим, что капиталы непрерывно отливают и приливают из одной отрасли производства в другую. Высокая цена вызывает сильный прилив, а низкая цена — сильный отлив капиталов. Колебания спроса и предложения всякий раз приводят цену товара к уровню издержек производства. И совокупное движение этого беспорядка есть его порядок. В ходе этой промышленной анархии в этом круговороте, конкуренция компенсирует одну крайность другою. Конечно, компенсация такого рода происходит в рамках целых отраслей и, следовательно, затрагивает крупные социальные группы промышленников.
Если производительный капитал буржуазного общества растет, то происходит многостороннее накопление труда. Число капиталистов и размеры их капитала увеличиваются. Умножение капиталов усиливает конкуренцию между капиталистами. Увеличение размера капиталов дает возможность выводить на поле промышленной битвы мощные армии рабочих, вооруженные более грандиозными орудиями борьбы.
Один капиталист может вытеснить другого с поля битвы и завладеть его капиталом лишь в том случае, если продает дешевле. Чтобы иметь возможность продавать дешевле, не разоряясь при этом, он должен дешевле производить, т. е. как можно более увеличивать производительную силу труда. Последняя же увеличивается прежде всего путем большего разделения труда, путем всестороннего применения и постоянного усовершенствования машин. Чем больше армия рабочих, внутри которой разделен труд, чем грандиознее масштаб, в котором применяются машины, тем относительно быстрее сокращаются издержки производства, тем более производительным становится труд. Поэтому между капиталистами возникает соперничество — они стремятся увеличивать разделение труда и количество машин и использовать их в возможно более крупном масштабе.
Но как поступит капиталист, если благодаря большему разделению труда и применению новых машин он получит возможность тем же количеством труда производить больше продуктов, чем его конкуренты?
Вызванные им к жизни более мощные и более дорогие средства производства дают ему возможность продавать товар дешевле, но вместе с тем они же вынуждают его продавать больше товаров, завоевывая для них больший рынок. Сбивая цены, он вытесняет своих конкурентов с рынка или, по крайней мере, отвоевывает у них часть их сбыта.
Однако привилегия нашего капиталиста недолговечна: другие соперничающие с ним капиталисты вводят такие же машины, такое же разделение труда, — и эти нововведения распространяются до тех пор, пока цены производимых товаров не упадут не только ниже прежних, но и ниже новых издержек производства.
Итак, капиталисты оказываются по отношению друг К другу в том же положении, в каком они находились до введения новых средств производства, и если благодаря этим средствам производства они могли за прежнюю цену доставлять двойное количество продуктов, то теперь они вынуждены продавать двойное количество продукта за цену ниже прежней. На уровне этих новых издержек производства та же самая игра начинается сначала. Снова вводится большее разделение труда, вновь увеличивается количество машин, возрастает масштаб использования этого разделения труда и этих машин. А конкуренция опять порождает противодействие этому результату.
Мы видим, каким образом непрерывно преобразуется. революционизируется способ производства, как разделение труда неизбежно влечет за собой еще большее разделение труда, применение машин — еще более широкое применение машин, производство в крупном масштабе — производство в еще более крупном масштабе.
Итак, конкуренция выступает как объективный закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда. «Это — закон, который все снова н снова выбивает буржуазное производство из прежней колеи и принуждает капитал напрягать производительные силы труда, потому что он напрягал их раньше, закон, который не дает капиталу ни минуты покоя и постоянно нашептывает ему: Вперед! Вперед! Это именно тот самый закон, который в рамках периодических колебаний торговли неизбежно выравнивает цену товаров по его издержкам производства»[83].
Какие бы мощные средства производства ни пустил в ход капиталист, конкуренция приводит их ко всеобщему применению, и с того момента, как применение их станет всеобщим, единственным следствием большей производительности его капитала оказывается лишь то, что за ту же цену он должен доставлять теперь в 10, 20, 100 раз больше продуктов, чем раньше. Но так как увеличением количества продаваемого продукта ему приходится компенсировать понижение продажной цены и возмещать издержки производства (так как эта массовая продажа стала теперь вопросом жизни не только для него, но и для его соперников), то прежняя борьба разгорается с тем большим ожесточением, чем производительнее уже изобретенные средства производства. Разделение труда и применение машин будут снова развиваться в несравненно большем масштабе.
Какова бы ни была сила применяемых средств производства, конкуренция стремится отнять у капитала золотые плоды этой мощи, низводя цену товара до уровня издержек производства. В то время как конкуренция постоянно преследует капиталиста своим законом издержек производства и всякое оружие, выкованное им против своих соперников, направляет против него самого, капиталист постоянно старается перехитрить конкуренцию, неустанно вводя вместо старых машин и старого разделения труда новые, более дорогие, но удешевляющие производство машины и новое разделение труда и не дожидается, пока в результате конкуренции эти нововведения устареют.
Ареной закона конкуренции становится все общественное производство, источником саморазвития — постоянное возникновение и разрешение противоречия между необходимостью максимальной самореализации человека во имя выживания и сопротивлением общественной среды этому естественному проявлению. В ходе развертывания научно-технического прогресса противоречие разрешается, чтобы возникнуть вновь и разрешиться на новой ступени общественного развития.
Виды конкурентной борьбы все более усложняются, становятся более многообразными и вариативными, принимают все более опосредованный характер. Наряду с конкуренцией мелких и средних производителей конкурентная борьба ведется между монополиями в одной отрасли хозяйства, между монополиями смежных отраслей, внутри монополий, между монополизированными и немонополизированными предприятиями и т. д. Конкуренция на современном этапе входит во все сферы экономических отношений. Вместе с тем, несмотря на разнообразие и сложность видов конкурентной борьбы, ее результаты строго детерминированы соотношением возможностей и способностей тех или иных субъектов конкуренции.
Формы проявления объективного закона конкуренции и результаты конкурентной борьбы зависят от конкурентоспособности тех или иных субъектов экономической деятельности. Те из них, кто обладает большей конкурентоспособностью, оказываются победителями в конкурентной борьбе. Конкурентоспособность проявляется, таким образом, во взаимодействии конкурирующих сторон, результатом которого является победа одного и поражение другого конкурента на рынке труда, товаров и услуг, капиталов, ценных бумаг и др.
На современном этапе трансформации экономических отношений в постсоветском государстве особый интерес представляют процессы конкурентного взаимодействия индивидов и социальных групп на рынке труда. Конкурентоспособность субъекта рабочей силы на рынке труда определяет его способность выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное, разумеется, возможность проявлять необходимый уровень конкурентоспособности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Конкурентоспособность может меняться в зависимости от ситуации на рынке труда (благоприятной или неблагоприятной для работника); доминирования тех или иных структурных компонентов (пол, возраст, образование, квалификация, семейное положение, состояние здоровья, психологические особенности и др.); самочувствия работника исходя из соотнесения его объективной позиции на рынке труда и субъективной самооценки (схема 1).
В первую группу факторов конкурентоспособности входят так называемые ситуационные кумулятивные факторы, т. е. факторы, имеющие тенденцию к накоплению во времени, ситуационная конкурентоспособность определяется экономической ситуацией, формированием рыночных отношений и связана с реальным спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Рассчитанный на перспективу баланс трудовых ресурсов по сферам деятельности, отраслям народного хозяйства и формам занятости позволяет анализировать экономическую ситуацию на рынке труда и, следовательно, ситуационную конкурентоспособность социально-демографических и профессионально-квалификационных групп экономически активного населения.
Схема 1. Конкурентоспособность работника на рынке труда и ее составные элементы |
Кризисное состояние белорусской экономики проявилось прежде всего в длительном падении производства, начиная с 1990 г., по основным макроэкономическим показателям. Снижение масштабов производства с 1990 по 1995 год обусловлено уменьшением выпуска продукции промышленности в 1,7 раза, сельскохозяйственных продуктов — в 1,35 раза, розничного товарооборота — в 2,6 раза, численности занятых в народном хозяйстве — в 1,2 раза[84].
Медленное развитие экономики тормозит институциональные и структурные преобразования в обществе и усугубляет проблему феминизации бедности при общем обнищании населения Республики Беларусь — это снижение конкурентоспособности женшин при общем низком спросе на профессиональный, квалифицированный труд. Так, анализ состояния занятости женщин республики показал, что по сравнению с мужчинами доля женщин в отраслях материального производства уменьшается, а в непроизводственных отраслях увеличивается. Наряду с устойчивой тенденцией уменьшения женской занятости в материальном производстве наблюдается столь же устойчивая тенденция увеличения женской занятости в непроизводственной сфере (в 1,5 раза). В здравоохранении и социальном обеспечении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве, кредитовании и страховании, управлении и общественных объединениях женская занятость увеличилась в 1,5 раза, а в сфере науки и научного образования — уменьшилась вдвое[85].
Изменения в структурах занятости женщин и мужчин отчасти отражают общие перемены в экономике, а именно снижение доли занятых в материальном производстве и повышение — в непроизводственных отраслях. Но это лишь отчасти. В значительно большей мере изменения в структурах занятости женщин и мужчин отражают развитие процесса феминизации бедности, связанного со снижением конкурентоспособности женщин. Значительное повышение доли женщин в непроизводственных отраслях, в частности сфере образования, является довольно точным индикатором снижения се социального престижа и, соответственно, снижения оплаты труда. Таким образом, ситуационная конкурентоспособность женщин определяется уменьшением их доли в относительно высоко оплачиваемых отраслях материального производства и увеличением — в непроизводственных отраслях, низкооплачиваемых и теряющих свой социальный престиж.
Вторую группу факторов составляют такие характеристики, как пол, возраст, образование, квалификация, семейное положение, состояние здоровья, психологические особенности личности работника, однако эти факторы влияют на конкурентоспособность не непосредственно, а опосредованно — через трудовую мобильность, определяемую как изменение индивидом или социально-демографической группой профессионального или карьерного статуса, занимаемого ими в общественной организации труда и, соответственно, социальной структуре общества.
Так, сравнение образовательного уровня мужчин и женщин, занятых в народном хозяйстве республики, показывает, что женщин с высшим образованием в 1,4 раза больше, чем мужчин; со средним специальным — в 1,9 раза больше; со средним и неполным средним — в 1,2 раза меньше, чем мужчин. Однако, имея значительно более высокий уровень образования, нежели мужчины, женщины реализуют его в наименее оплачиваемых профессиональных группах, где их доля постоянно возрастает. Это — профессиональная группа работников бухгалтерского учета, где доля женщин превышает долю мужчин в 60 раз; медицинский персонал, где доля женщин превышает долю мужчин в 10 раз; группа педагогических работников, где доля женщин больше, чем мужчин, в 5 раз; работники культуры и искусства, где женщин больше, чем мужчин, в 3 раза[86].
Казалось бы, уровень образования должен служить гарантом высокой конкурентоспособности (как во всех цивилизованных государствах), однако этого не происходит. Снижение престижа отраслей, где женщины могут реализовать свой высокий образовательный статус, влечет за собой снижение их конкурентоспособности по сравнению с мужчинами и феминизацию низкооплачиваемых профессиональных групп на рынке труда.
Критерием выделения третьей группы факторов является соотнесение объективной (роль в общественной организации труда) и субъективной позиций индивида (социальной группы) в оценке их конкурентоспособности. В первом случае это показатель устойчивости положения работника в сфере занятости, во втором — залог перспективы его успешной экономической деятельности. Субъективную позицию работника можно определить как Я-конкурентоспособность в отличие от собственно конкурентоспособности, определяющей положение работника на рынке труда. Соотнесение этих позиций, их взаимовлияние и взаимодействие отражает реальное движение индивида (группы) в направлении повышения или снижения конкурентоспособности.
Собственно конкурентоспособность определяется состоянием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Чем выше спрос на тс или иные рабочие места при отсутствии адекватного предложения, тем выше уровень конкурентоспособности данных рабочих мест и выше конкурентоспособность работников, обладающих ими. Так, феминизация бедности при значительном снижении уровня жизни всего населения республики вызвала массовое понижение объективной позиции женщин на рынке труда. Их конкурентная борьба переместилась в те малооплачиваемые (хотя и социально значимые) сферы деятельности, где они могут реализовать свой высокий образовательный потенциал. Их конкурентоспособность снизилась и продолжает снижаться по сравнению с мужчинами на фоне общего снижения уровня жизни населения Республики Беларусь.
Специфика белорусского рынка труда состоит в том, что, с одной стороны, формирующийся рынок выталкивает из сферы производства преимущественно жен- шин с высшим и средним специальным образованием трудоспособного возраста (2/3 всех высвобожденных женщин), в основном инженерно-технических работников. С другой стороны, рынок готов принять по крайней мере 2/3 высвобожденных, но в принципиально ином качестве, со значительным снижением их со- циально-профессионального статуса. Так, при общем снижении спроса на инженерный труд в условиях экономического кризиса женщины-инженеры оказались наименее конкурентоспособной группой в условиях формирующегося рынка труда. Превышение предложения над спросом на инженерно-технические кадры порождает конкуренцию между ними, где предпочтение отдается более сильным, более квалифицированным, более приспособленным к эффективному труду в данных сферах деятельности. Именно здесь коренится одна из причин «женского лица» безработицы в Республике Беларусь (2/3 безработных составляют женщины, 1/3 — мужчины)[87].
Казалось бы, механизм конкуренции, проявляющий себя в проблеме «мужских» и «женских» профессий, неизменное первенство мужчин в таких профессиях, как инженер-механик, электротехник, инженер-строитель и др., должны уменьшить приток женщин к овладению этими профессиями. Однако этого не происходит и система образования продолжает готовить женшин- специалистов по инженерно-техническим специальностям. Инерция овладения женщинами теми специальностями, в которых они изначально уступают мужчинам, без учета механизма конкуренции продолжает действовать и способствует формированию контингента безработных женщин с высшим и средним специальным образованием прямо со «студенческой скамьи».
Я-конкурентоспособность во многом определяется психологическим самочувствием работника на рынке труда. Свое, субъективное ощущение Я-конкурентоспособности присутствует у любого работника, независимо от того, трудится ли он на производстве или имеет статус безработного. Так, по данным социологического мониторинга «Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда»[88], в период с 1992 по 1995 год в психологическом самочувствии и стратегии экономического поведения женщин, ощутивших свою неконкурентоспособность, произошли определенные качественные изменения. Чувствуют себя нормально лишь 1/5 опрошенных женщин; 1/2 иногда теряют уверенность в своих силах; 1/5 — находятся в состоянии безысходности. Лишь 1/10 женщин, потерявших работу, чувствуют себя конкурентоспособными на рынке труда, а свою профессию считают перспективной; 2/3 — считают себя неконкурентоспособными; 1/5 — не задумывались над этим.
Те, кто не уверен в своей конкурентоспособности, переобучаются в учебных центрах на профессии физического или рутинного умственного труда или пробуют силы в малом бизнесе (около 3 %). Однако переобучение, связанное со значительными социальными издержками, требует от женщин переориентации своей Я-конкурентоспособности на более низкий профессиональный и социальный статус. Так, по данным социологического мониторинга, 40 % женщин, обучающихся новым профессиям физического или рутинного умственного труда, были в прошлом инженерами-механиками, электротехниками и др.; 20 % — инженерами- строителями; 10 % — инженерами-экономистами; около 10 % — научными работниками и представителями творческих специальностей. Очевидно, что таким образом проявляет себя механизм конкуренции, ранее отсутствовавший в советской экономике1.
Но, может быть, прежние инженерно-технические работники внутренне не приемлют своего нового положения; ведь между прошлой и нынешней специальностью «дистанция огромного размера». Однако все гораздо сложнее. Житейская мудрость, способность мириться с обстоятельствами, прагматическое или безразличное отношений к прежней профессии 2/3 переобучающихся женщин приводит их к компромиссным суждениям. Так, 1/4 женщин говорят о безусловном соответствии новой профессии их желаниям и склонностям; 2/3 — о большем или меньшем соответствии; 1/10 — затрудняются ответить. Лишь около 3 % женщин чувствуют себя дискомфортно и признаются в несоответствии своего профессионального «Я» новой профессии. В новой для себя ситуации женщины вынужденно принимают рыночный критерий оценки профессии — перспективность этой профессии на рынке труда — и
'Женская безработица: проблемы, тенденции, перспективы. С. 31.
вырабатывают соответствующую стратегию экономического поведения[89].
Названные группы факторов, рассмотренные во взаимодействии и взаимосвязи, формируют процесс трудовой мобильности, составными компонентами которой выступают профессиональный, квалификационный и карьерный виды мобильности. Трудовая мобильность как способность работника к изменениям в системе социальных позиций и как объективная возможность этих изменений, порождаемая количеством и проницаемостью стратификационных каналов на рынке труда, определяется даже не самими факторами, а скоростью их изменения, скорость изменения качественных характеристик работника (образования, квалификации, состояния здоровья, профессиональной пригодности к тому или иному виду деятельности и др.) как бы задает темп его трудовой мобильности в той мере, в какой это возможно при данном социальном устройстве общества.
Уникальная ситуация на рынке труда постсоветских государств состоит в том, что движение кадров вне специально организованных потоков рассматривалось в советской экономике как негативное явление, нарушающее стройный ход планового производства. Вся система управления была нацелена на сдерживание социальной (в частности, трудовой) мобильности. И эта объективная малоподвижность общества обусловливала весьма малое влияние качественных характеристик индивидов и групп на их трудовую мобильность.
После распада СССР Республика Беларусь приняла широкомасштабную программу экономических реформ, но решила осуществлять их медленно и поэтапно. В 1992 г. это позволило сдержать сокращение масштабов производства и снижение уровня жизни людей, что на первый взгляд подтвердило правильность избранной стратегии и ее способность максимально защитить население республики от негативных последствий реформирования. Но с 1993 г. курс на поэтапное реформирование стал вызывать серьезные сомнения в его оптимальности с точки зрения долгосрочных перспектив. Медленное развитие экономики тормозит институциональные и структурные преобразования в обществе и усугубляют проблему конкурентоспособности социально слабозашишенных групп населения (молодежь, женщины, инвалиды) при общем снижении спроса на профессиональный, квалифицированный труд.
В ходе социологического мониторинга можно проследить вклад качественных характеристик индивида в его трудовую мобильность. Так, исследование проблем безработицы показало, что молодежь всех возрастных групп оценивает свою Я-конкурентоспособность на рынке труда как весьма низкую. В то же время молодежь как социальная группа обладает большей социальной мобильностью в сравнении со старшими группами[90].
Если проследить трудовую мобильность женщин в сфере производства, то, как мы выяснили, они в целом снижают свою конкурентоспособность за счет перемещения в непроизводственные отрасли и малооплачиваемые профессиональные группы населения. Что касается женщин, высвобожденных из сферы производства и получивших статус безработных, то их трудовая мобильность связана с переобучением новым специальностям физического и рутинного умственного труда, т. е. с движением от более высокого к менее высокому социальному и профессиональному статусу.
Снижение темпов трудовой мобильности непосредственно связано и с увеличением сроков безработицы, и с усилением психологического дискомфорта, и, в конечном итоге, с резким падением активности поиска возможностей трудоустройства. Так, по данным мониторинга, устали, находятся в состоянии безысходности 16,3 % женщин, не работающих до 6 месяцев; 24,1 % не работающих от 6 месяцев до года; 33,8 % не работающих свыше года. Уровень дискомфорта в группе длительно не работающих в 1,5 раза выше, чем среди безработных женщин в целом. Соответственно, активными поисками работы с предложением своих услуг разным фирмам и организациям занято 20,6 % женщин, не работающих до полугода; 13,9 % не работающих от полугода до года; 11,2 % не работающих свыше года. Активность длительно не работающих падает, таким образом, вдвое, что сказывается на оценке перспектив трудоустройства: считают, что шансов найти работу (и, следовательно, восстановить мобильность) практически нет, 1/6 не работающих до полугода; 1/4 не работающих от полугода до года, 1/3 не работающих свыше года[91]. Так пассивность экономического поведения индивидов вызывает снижение темпов трудовой мобильности, а последняя в свою очередь влияет на ухудшение качественных характеристик рабочей силы на рынке труда. В современном видении проблем трудовой занятости мобильность рабочей силы становится непременным условием ее конкурентоспособности.
В случае, если субъектом труда выступает отрасль народного хозяйства (или отдельное предприятие, организация, фирма), то говорят о флексибильности (гибкости) ее поведения, иными словами, об умении адаптироваться к постоянным изменениям рыночной и технологической среды глобальной экономики конца XX в. Стратегия отраслей в аспекте оперирования конкурентоспособной рабочей силой зависит от их качественного своеобразия относительно источников экономии труда. Фондоемкие отрасли (электроэнергетика, топливная, нефтяная, газовая и др.) решают кадровые проблемы посредством перемещения рабочей силы в рамках предприятий (за счет внутренней мобильности), а трудоемкие (машиностроение, легкая, пищевая и др.) полагаются в формировании кадровой политики на внешнюю мобильность рабочей силы, возможности рынка труда.
Обращение к опыту стран с развитой рыночной экономикой показывает, например, что конкурентоспособность японских фирм определяется как обостренной восприимчивостью к инновациям и высочайшей
профессиональной культурой с использованием многовековых национальных традиций, так и успешной кадровой политикой. Последняя связывается с закреплением квалифицированных кадров на предприятиях путем пожизненного найма, преобладанием внутренней трудовой мобильности в соответствии с системой формальных статусов. Подобное сочетание успешной технико-технологической и кадровой политики позволяет Японии занимать первое место среди стран — членов Организации Объединенных Наций по индексу уровня жизни населения и иметь минимальную норму безработицы (табл. 6).
Таблица 6
|
Примечание. Норма региональной безработицы определяется отношением 25 % регионов с худшими показателями к 25 % регионов с лучшими показателями.
Источники: 1. Human Development Report «Country Human Development Indicators». New York, 1993.
Уровень и структура безработицы на рынках труда ряда стран (согласно классификации ООН) в 1993 году |
2. Стат. данные Гос. Ком. Беларуси по статистике и анализу. Мн., 1994.
Представим себе теперь, что это непрерывное движение охватило весь мировой рынок, и мы поймем, каким образом рост, накопление и концентрация капитала ведут к беспрерывному, само себя обгоняющему, осуществляемому во все более исполинских масштабах разделению труда, применению новых машин и усовершенствованию старых. И то, и другое в силу неумолимого, стихийно действующего закона конкуренции обеспечивает все большее производство различных товаров и услуг и ведет в конечном итоге к повышению всеобщего благосостояния промышленно развитых стран.
Вместе с тем в 1970—1980-е годы получает все большее звучание идея социальной ответственности бизнеса за состояние в обществе. Американский бизнес, особенно крупный, переживает огромный дефицит доверия именно по этой причине. Кажется парадоксальным, но в число критикуемых входят как раз те компании, которые больше всех способствовали подъему и развитию экономики страны и обеспечили создание основных элементов образа жизни, не имеющего аналогов в какой-либо другой части мира. Между тем критикуют их не за то, что они являются мощными корпорациями, а за то, что безответственно используют предоставленные им обществом привилегии, вытекающие из могущества и больших масштабов производства. Масштабы промышленного предприятия, по мнению прогрессивной американской общественности, означают необходимость для его руководства расширять рамки своей ответственности, не ограничиваясь только производством товаров и услуг. Им следует учитывать, какое влияние производственная деятельность их ком- па шй оказывает на экономику страны в целом, на со- ци, тьнос и экономическое процветание всего общества[92]
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Конкуренция выступает как объективный закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда.
2. К. Маркс определил конкуренцию как «закон, который все снова и снова выбивает буржуазное производство из прежней колеи и принуждает капитал напрягать производительные силы труда, потому что он напрягал их раньше, закон, который не дает капиталу ни минуты покоя и постоянно нашептывает ему: Вперед! Вперед! Это именно тот самый закон, который в рамках периодических колебаний торговли неизбежно выравнивает цену товаров по его издержкам производства».
3. Ареной закона конкуренции становится все общественное производство, источником саморазвития — постоянное возникновение и разрешение противоречия между необходимостью максимальной самореализации человека во имя выживания и сопротивлением общественной среды этому естественному проявлению.
4. Формы проявления закона конкуренции и результаты конкурентной борьбы зависят от конкурентоспособности субъектов экономической деятельности. Конкурентоспособность проявляется во взаимодействии конкурирующих сторон, результатом которого является победа одного и поражение другого конкурента на рынке труда, капиталов, товаров и услуг.
5. Конкурентоспособность субъекта рабочей силы на рынке труда определяет его способность выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное. Конкурентоспособность может меняться в зависимости от ситуации на рынке труда; доминирования тех или иных структурных компонентов (пол, возраст, образование, квалификация, семейное положение, состояние здоровья, психологические особенности и др.); самочувствия работника исходя из соотнесения его объективной позиции на рынке труда и субъективной самооценки.
6. Ситуационная конкурентоспособность определяется экономической ситуацией, формированием рыночных отношений и связана с реальным спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Рассчитанный на перспективу баланс трудовых ресурсов по сферам деятельности, отраслям народного хозяй
Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.