Что же представляет собой закон социалистического соревнования, заменивший закон конкуренции в советском обществе? Каковы его истоки и формы проявления? С какими общественными отношениями связано его появление и развитие?
Проблеме соревнования как способа самовыражения личности и желания превзойти других людей уделялось большое внимание в произведениях социалистов-утопистов, начиная от классической «Утопии»[72]. Итальянский философ Т. Кампанелла, видя в соревновании могучую силу, писал о жителях города Солнца: «Всего у них в изобилии потому, что каждый стремится быть первым в работе... Тот, кто главенствует над другими в каком-нибудь занятии, называется у них царем; и они говорят, что это наименование присуще именно таким людям, а не невеждам»[73]. Достойно удивления, пишет Т. Кампанелла, как все, и женщины и мужчины, выступая отрядами, во всем подчиняются своему царю, не проявляя при этом никакого недовольства, ибо почитают его за отца или старшего брата. Община делает всех одновременно и богатыми и вместе с тем бедными; богатыми — потому, что у них есть все, бедными — потому, что у них нет никакой собственности[74].
Согласно выводам французского социолога Сен- Симона, в обществе «ассоциированного труда» положение человека определяется его личным трудом и личными способностями: «Самый полезный труд должен быть самым уважаемым»[75]. Особенно вдохновенно о самовыражении человека в соревновании писал французский социалист-утопист Ш. Фурье. Новаторство, энтузиазм, соревнование, утверждал он, сделают невозможное возможным: превратят Сахару в цветущий сад, «сумеют вырастить нектар и амброзию на земле, которая в наши дни родит лишь тернии»[76]. Писал о трудовом соревновании и английский утопический социалист Р. Оуэн, призывавший в своем завещании человечеству объединить силы для создания общества, в котором «единственным видом соперничества будет соперничество в деле производства наибольшей суммы прочного счастья для человеческого рода»[77].
При каких же условиях возможно и насколько эффективно социалистическое соревнование, качественная определенность которого состоит в том, что в процессе его осуществления каждый человек стремится, с одной стороны, наиболее полно проявить себя и превзойти других, а с другой — готов помочь каждому, кто в этом нуждается. Анализ общественных конструктов Т. Мора в «Утопии», Т. Кампанеллы в «Городе Солнца», Р. Оуэна и других свидетельствует, что основные условия проявления качественных особенностей социалистического соревнования — это отсутствие частной собственности, схематизированное общество с равными возможностями для всех, подчинение индивидов и сообществ жестким правилам и стереотипам, отклонение от которых жестоко наказывается. Реальная жизнь с ее противоречиями как источником развития заменена идеальными схемами, искусственными конструкциями, развитие которых полностью зависит от субъекта управления.
Так, английский гуманист, государственный деятель и писатель Томас Мор в своей знаменитой «Утопии» конструирует схему отношений на основании мудрейших и святейших установлений утопийцев. В основе этой конструкции лежит убеждение, что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человечества невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Далее составлялась схема этого распределения, уравнивающая утопийцев (всех без исключения) по их интересам, потребностям, возможностям. Схема предлагала им полный набор стандартов мыслей, мотивов, стимулов, поведения, вводила жесткие стереотипы, следовать которым предписывалось в обязательном порядке.
Т. Кампанелла в «Городе Солнца» конструирует собственную схему общественных отношений, в чем-то похожую на схему Т. Мора и точно так же диктующую жителям города основные нормы мыслей и поведения исходя из того, что у них все общее.
Французский утопический коммунист 18 в Морелли в «Кодексе природы» утверждает, что частный интерес — это изнурительная лихорадка, это губительная болезнь всякого общества. Он полагал, что там, где не было бы никакой собственности, не могло бы существовать ни одного из ее пагубных последствий[78].
По Р. Оуэну, индивидуализм, вызывающий противоречие интересов у людей и народов, не может сосуществовать с системой, основанной на законах природы. Эти обособленные интересы и индивидуальная организация семейств с наличием частной собственности составляют существенную часть нынешних неразумных систем, писал Р. Оуэн. Их нужно устранить, а взамен ввести научно обоснованные объединения мужчин и женщин и детей (по 400—500 чел.), организованные по типу единой семьи. Физические и умственные силы человека умножатся, писал Р. Оуэн, пропорционально числу членов его объединенной семьи, а общество превратится в отлаженный механизм за счет исправного действия его деталей (люди) и блоков (семейные ячейки)[79].
В свое время ни одна из этих схем не оказалась жизнеспособной. Но совершается Октябрьская революция с лозунгами равенства, братства и свободы, и внимание снова обращается к опыту социалистов- утопистов. Предполагается, что теперь-то можно создать условия отсутствия частной собственности и реализовать наиболее впечатляющие конструкции социалистического общежития. При этом упускается из внимания основное: нежизнеспособность идеальных конструктов определялась не отсутствием условий для их развития, а отсутствием самого источника развития — противоречивых столкновений экономических интересов основных социальных групп, их борьбой за реализацию этих интересов.
Первым популяризатором и идеологом возрождения закона социалистического соревнования в России стал В. И. Ленин. В «Очередных задачах Советской власти» (1918 г.) он развивает мысли о том, что закон социалистического соревнования станет основным экономическим механизмом развития социалистического общества. В. И. Ленин формулирует основные принципы проявления этого закона: гласность и живая сила примера; новая организация труда — принуждение в форме диктатуры; договор как основа развертывания социалистического соревнования[80].
Сила примера, как указывалось виднейшими социалистами, получала возможность оказывать свое массовое действие. Предполагалось, что образцовые коммуны будут служить воспитателями, учителями, вдохновителями отсталых коммун. Предназначение печати — служить орудием социалистического строительства путем ознакомления всех с успехами образцовых коммун и недостатками тех коммун, где царят анархия, беспорядок, нежелание работать. Дело статистики — показывать трудящимся (с использованием социальных обследований), как и сколько надо работать, как и сколько можно отдыхать, с тем чтобы сравнение деловых итогов хозяйства отдельных коммун стало предметом общего интереса и изучения, чтобы выдающиеся коммуны немедленно поощрялись.
Живым примером в новом государстве стало организованное на основе социалистического соревнования движение ударников, потом — стахановцев, потом — бригад коммунистического труда. Стахановское движение началось с того, что в ночь на 31 августа 1935 г. забойщик шахты в Донбассе Алексей Стаханов выполнил за смену не одну, а сразу четырнадцать норм. Затем шахтерские рекорды посыпались градом. Дошло до абсурда: было объявлено, что другой забойщик шахты, Никита Изотов, вырубил за смену 240 тонн угля, выполнив таким образом 33 нормы. Возникает вопрос: можно ли без технических усовершенствований одному забойщику выполнить работу тридцати трех таких же забойщиков? Получается, что либо забойщики бездельничали, либо сообщение о рекорде было ложью.
В действительности, конечно, перевыполнения норм на тысячи процентов не было. Смысл этой шумихи состоял в том, чтобы повысить нормы выработки, которые не казались бы плодами фантазии, а выглядели как реальные нормы, выполняемые и перевыполняемые передовиками. Конечно, не на тысячи процентов, но подняты были нормы существенно. Зачинатели же стахановского движения были награждены орденами, избраны в Верховный Совет, ушли на руководящие должности, сопровождаемые отнюдь не лучшими пожеланиями своих товарищей.
Осуществление основных принципов новой организации труда и всей жизни требовало принуждения в форме диктатуры. Полагалось, что диктатура необходима по двум главным причинам или в двух главных направлениях. Во-первых, нельзя победить и искоренить капитализм без беспощадного подавления сопротивления капиталистов, которых лишали их богатства, их преимуществ организованности и знания. Во-вторых, всякая революция, а социалистическая в особенности, немыслима без гражданской войны, означающей состояние величайшей неопределенности, неуравновешенности, хаоса. Чтобы сладить с этим, нужно время и нужна «железная рука».
Завоеванное нужно закреплять, по мысли лидеров революции, создавая прочные формы повседневнойтрудовой дисциплины. Задача представителей советской власти виделась в том, чтобы встать во главе массы и повести ее по пути трудовой дисциплины и беспрекословного повиновения воле советского руководителя, диктатора на время работы. Надо научиться соединять, считал В„И. Ленин, митинговый демократизм масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением воле одного лица, советского руководителя во время труда[81].
Основой развертывания социалистического соревнования служил договор между отраслями экономики, отдельными предприятиями, службами предприятий, передовиками производства. Работники брали на себя определенные обязательства и отчитывались по целому ряду формальных (в основном количественных) признаков, не имеющих зачастую непосредственного отношения к реальным производственным успехам. Социалистические обязательства обычно выступали как моменты идеального (что должно было быть при таких- то и таких-то условиях); по отношению к реальности они носили формальный характер. Писались они, конечно, из благих побуждений, но выполнять их, кроме как на бумаге, не было никакой объективной необходимости. Фактическая трудовая состязательность и трудовое соперничество, которыми так гордилась социалистическая система, выражались в перевыполнении плана в чисто количественных показателях (в единицах выпущенной продукции, в количестве печатных листов печатной продукции и др.). По существу, это был переход от стихийного энтузиазма к планомерной его организации в форме социалистического соревнования с обширной канцелярией формальных количественных показателей и громоздкой, лишенной здравого экономического смысла отчетностью.
Тем не менее В. И. Ленин ставил самым серьезным образом вопрос о широком соревновании в экономической области и считал развертывание его важным для успеха развития социалистического общества. Беда всех прежних революций, отмечал он, состояла в том, что революционного энтузиазма масс, поддерживающего их напряженное состояние и дающего им силу применять беспощадное подавление элементов разложения, хватало ненадолго. По мере того как основной задачей власти становится не военное подавление, а управление, типичным проявлением подавления и принуждения будет становиться не расстрел на месте, а суд как орудие воспитания дисциплины[82].
Итак, интересы социализма связывались с беспрекословным повиновением масс единой воле руководителя трудового процесса, с непосредственным принуждением к труду. Могло ли быть в таких условиях социалистическое соревнование, возведенное в ранг социально-экономического закона, действительно живым процессом? Могло ли оно выражать внутреннюю, существенную связь таких объективно обусловленных явлений, как самореализация человека в труде, творческое отношение к труду?
Семидесятилетний опыт свидетельствует, что социалистическое соревнование не выполняло регулятивных функций в обществе, оно в отличие от закона конкуренции исходило из внешнего регулирующего воздействия сильной власти на зависимых от нее индивидов. Иного и не приходится ожидать, так как сущность закона социалистического соревнования определяется как мы выяснили, социальным противоречием между желанием индивида проявить себя в трудовой деятельности и стремлением помочь трудовому коллективу. Данное противоречие (между желанием и стремлением) разрешается с целью самоудовлетворения, повышения собственного достоинства и т. п., т. е. носит личностный характер и имеет социально-психологическую окраску и социально-психологические рамки своего воздействия. Способствуя разрешению противоречия на личностном уровне, закон социалистического соревнования по своей природе не может оказывать какого- либо существенного воздействия на развитие общественного производства, не ставит себе такой цели и нуждается во внешнем регулировании (будь то политика правящей партии, правительства или что-то другое).
Сам по себе закон соревнования, конечно же, существует, но это, как показывает анализ, частное проявление закона конкуренции. На капиталистических предприятиях осуществляется организация соревнования с соблюдением принципов гласности, сравнимости результатов, пропаганды лучших достижений, поощрения. Соревнованию на этих предприятиях отводится роль стимулятора производственной активности рабочих. Таким образом, совершенствование мастерства рабочих — явление объективно обусловленное, прогрессивное как частное проявление конкуренции. В качестве первого его следствия выступает ожидаемое капиталом увеличение прибыли, второго — повышение «человеческого достоинства» рабочих, их самоутверждение как созидателей.
Таким образом, на протяжении 70 лет декларировалось, что закон социалистического соревнования, якобы заменивший эксплуататорский закон конкуренции, управляет развитием общественного труда. Искусственная замена (точнее, редукция) закона конкуренции к его частному проявлению — закону социалистического соревнования — «разорвала», предельно ослабила возможности взаимодействия законов разделения и перемены труда. Состояние закона разделения труда, лишенного естественных стимулов развития, оказалось законсервированным. Что же касается закона перемены труда, то формы его проявления соответственно сузились и свелись к совмещению профессий на поточной линии, освоению смежных профессий, локальным видам переобучения, носящим эпизодический характер. Данная ситуация имела тяжкие социально-экономические и социально-психологические последствия. Закон конкуренции, ареной которого выступает все общественное производство, а источником саморазвития является противоречие между стремлением каждого человека максимально реализовать себя в борьбе за выживание и сопротивлением общественной среды
этому естественному желанию, был законсервирован. Не было необходимости в самостоятельности и предприимчивости, не было необходимости преодолевать сопротивление среды во имя выживания. Все это вело к тому, что и сам закон социалистического соревнования даже в его личностных рамках превращался в искусственное образование, основой которого стал договор о социалистическом соревновании (есть договор — есть и соревнование, нет договора — нет и соревнования). Не действуя в глобальном масштабе по причине неприспособленности, этот закон в ситуации застоя перестал фактически действовать и в обычных рамках своего проявления. Социально-экономический кризис усугубился консервативностью форм управления экономикой.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ общественных конструктов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна и др. свидетельствует, что основные условия проявления особенностей социалистического соревнования — отсутствие частной собственности, схематизированное общество с равными возможностями для всех, следование жестким стереотипам.
2. Октябрьская революция в России возрождает опыт социалистов-утопистов. При этом упускается из внимания, что нежизнеспособность идеальных конструктов определялась не отсутствием условий для их развития, а отсутствием самого источника развития — противоречивых столкновений экономических интересов основных социальных групп.
3. В. И. Ленин в «Очередных задачах Советской власти» развивает мысли о том, что закон социалистического соревнования станет основным экономическим механизмом развития советского общества. Он формулирует основные принципы проявления этого закона: гласность и живая сила примера; новая организация тРУДа; договор как основа развертывания соревнования.
5 Зак. 2739
4. Сущность закона социалистического соревнования определяется социальным противоречием между желанием индивида проявить себя в трудовой деятельности и стремлением помочь трудовому коллективу. Оно разрешается с целью самоудовлетворения, имеет социально-психологическую окраску и социально-психологические рамки своего воздействия.
5. Закон соревнования существует, но как частное проявление закона конкуренции. На капиталистических предприятиях осуществляется организация соревнования с соблюдением принципов гласности, сравнимости результатов, пропаганды лучших достижений, поощрения.
6. Редукция закона конкуренции к его частному проявлению — закону социалистического соревнования — предельно ослабила возможности взаимодействия законов разделения и перемены труда. Состояние закона разделения труда оказалось законсервированным. Формы проявления закона перемены труда существенно сузились.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Расскажите о системе соревновательных отношений в «Утопии» Т. Мора.
2. Как рассматривает Т. Компонента идеи соревнования в «Городе Солнца»?
3. Рассмотрите основные условия социалистического соревнования в трудах социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
4 В чем заключаются основные причины нежизнеспособности идеальных схем общественного устройства, представленного социалистами-утопистами?
5. Каким образом трансформировалась идея социалистического соревнования в трудах В. И. Ленина?
6. Какое противоречие выступает источником саморазвития закона социалистического соревнования?
7. Каковы последствия редукции закона конкуренции к его частному проявлению — закону социалистического соревновании?
8. Существует ли закон соревнования как частное проявление закона конкуренции? Обоснуйте ответ.
ТОМАС MOP (TOMAS MORE) (1478-1535)
Томас Mop — английский писатель-гуманист, выдающийся государственный деятель, идеи которого в течение вот уже пяти веков продолжают волновать умы просвещенных людей.
Главное творение Т. Мора — книга, вышедшая в свет в 1516 году и известная во веем мире под названием «Утопия». Будучи убежденным, что «распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность», Т. Мор создает на страницах своего произведения совершенно новое, небывалое, идеальное общество. В нем нет частной собственности, все принадлежит всем; в нем нет власти денег и денег вообще, а человек счастлив, трудясь на общее благо.
Талантливо выразив в «Утопии» сокровенные мечты человечества о наилучшем устройстве государства и всеобщей справедливости, Т. Мор стал первым в ряду выдающихся мыслителей, которых называют социалистами-утопистами.
ТОММАЗО КАМ ПAHEJ1J1A (TOMMASO САМ PAN ELLA) (1568-1639)
Томмазо Кампанелла — итальянский философ, писатель, общественный деятель, посвятивший жизнь борьбе за независимость своей [Юдины от испанского владычества. Идея создания на освобожденной земле общества равноправных и свободных людей «красной нитью» проходит через жизненный путь этого незаурядного человека.
Т. Кампанелле было 23 года, когда вышел в свет его первый труд — «Философия, основанная на ощущениях».
Самым известным произведением Т. Кампанеллы является «Город Солнца», над которым философ начал работать в 1601 году, находясь в заключении. Лишь в 1623 году книга, переведенная автором на латинский язык, увидела свет и явилась доказательством того, что и через сто лет после опубликования «Утопии» Т. Мора мыслящих людей тревожили все те же проблемы свободы, равенства, справедливости.
«Город Солнца» — еще одна заслуживающая глубокого уважения попытка построить модель идеального общественного устройства. Т. Кампанелла полагал, что ему удалось открыть путь ко всеобщему счастью, поведать о котором людям он считал своим долгом и этому посвятил всю жизнь.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 229.