СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН ПЕРЕМЕНЫ ТРУДА- ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С законом разделения труда непосредственно связан закон перемены труда, возникший несколько позже, в процессе замены мануфактурного производства ма­шинным в ходе промышленной революции XVIII— XIX вв. Крупная промышленность посредством вне­дрения машин, новых технологических процессов по­стоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а тем самым — в функциях рабочих и в общественных комбинациях труда. Требования произ­водства к увеличению подвижности работников возрас­тают по мере того, как ускоряются темпы обновления видов продукции, оборудования и технологических процессов.

Развитие крупной промышленности, которая осно­вана на системе машин и применении достижений науки в производстве, резко сокращает сроки, отде­ляющие открытия и изобретения от их практического использования. Например, между открытием принципа фотографии и началом, его использования прошло 102 года (1727-1829), телефона - 56 лет (1820-1876), для телевидения этот срок сократился до 14 лет (1922— 1936), для транзистора — до 5 лет (1948—1953), для ла­зера - до 5 лет (1956-1961). В США с 1956 по 1966 год (в период НТР) 1/3 фирм обновила половину выпус­каемых изделий. За период с 1953 по 1963 год продук­ция обрабатывающей промышленности обновилась на 25 %. Продукция химической промышленности почти полностью обновляется каждые 15 лет[65]. Технические новшества настолько быстро сменяют друг друга, что оборудование иногда устаревает, не успев сойти с чер­тежной доски.

Итак, перемена труда в условиях капиталистиче­ского производства становится объективной необходи­мостью именно в силу революционности его техниче­ского базиса. Эта революционность пришла на смену консервативным материально-техническим основам докапиталистических производств, когда производи­тельные силы развились настолько, что возможности временного снижения производительности труда, свя­занные с освоением новшеств, уже не грозили сущест­вованию общества. Промышленная (а затем и научно- техническая) революция, обеспечив резкое повышение производительности труда и создав мировой рынок с конкурентной борьбой, сделала революционные изме­нения в материально-техническом базисе непременным условием общественного воспроизводства.

Перевороты в техническом базисе производства вы­зывают потребность в перемене труда по следующим причинам. Во-первых, коренным образом меняя тех­нику, технологию и организацию производства в той или иной отрасли, они приводят к исчезновению одних профессий и возникновению новых, связанных с ис­пользованием техники более высокого уровня. Во- вторых, создавая более прогрессивные отрасли произ­водства, перевороты в техническом базисе резко изме­няют пропорции в балансе рабочей силы. Свертывание сходящих с исторической арены отраслей делает не­нужными сотни профессий, а развитие новых отраслей требует людей новых профессий.

Если на первых этапах развития крупной промыш­ленности в течение трудовой деятельности одного по­коления изменения в профессиональной структуре бы­ли малоощутимы, чтобы разглядеть тенденцию к пере­мене труда, то на современном этапе в течение жизни одного поколения возникает потребность в смене про­фессий два-три и более раз. От старой профессии не­редко сохраняется только название, ведущее свое нача­ло от предмета труда и не выражающее уже нового со­держания трудовых функций. Например, к концу 1980-х годов 75 % персонала американской промышленности было занято производством товаров, которых еще не было на рынке в конце 70-х годов. Это означает, что более или менее серьезные изменения в содержании труда на протяжении одного лишь десятилетия затро­нули подавляющее большинство промышленного пер­сонала США.

Природа крупной промышленности постоянно ре­волюционизирует разделение труда внутри общества и непрерывно бросает массы капитала и массы рабочих из одной отрасли производства в другую. Поэтому при­рода крупной промышленности обусловливает переме­ну труда, движение функций, всестороннюю подвиж­ность рабочего. С другой стороны, в своей капитали­стической форме она воспроизводит старое разделение труда с его относительно устоявшимися профессиями. Данное противоречие постоянно возникает и разреша­ется в ходе научно-технического прогресса и отражает существо взаимоотношений между законами разделе­ния и перемены труда. Революционизация разделения труда влечет за собой радикальные перемены в его со­держании, а последнее создает новые предпосылки дальнейших изменений в разделении труда.

Если при капитализме «перемена труда... проклады­вает себе путь только как непреодолимый естествен­ный закон и со слепой разрушительной силой естест­венного закона, который повсюду наталкивается на препятствия, то, с другой стороны, сама крупная про­мышленность своими катастрофами делает вопросом жизни и смерти признание перемены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих, всеоб­щим законом общественного производства...»[66].

Ускоряющаяся подвижность трудовых функций — непреложное требование закона перемены труда. Бы­стро изменяющееся производство ведет к тому, что «эра специалистов узкого профиля близится к закату. Рабочий должен стать универсальным... Требование на­стоящего времени: гибкость, многосторонность, при­способляемость»[67]. Содержание закона перемены труда выражает объективные, существенные, непрерывно усиливающиеся и расширяющиеся связи между рево­люционными изменениями в техническом базисе про­изводства, с одной стороны, и функциями рабочих и общественными комбинациями процесса труда — с другой. К. Маркс характеризовал перемену труда как «всестороннюю подвижность рабочего», как абсолют­ную пригодность человека для изменяющихся потреб­ностей в труде. Суженное понимание П. Прудоном пе­ремены труда в пределах одной профессии К. Маркс называл идеалом мелкого буржуа[68].

В свое время В. Я. Ельмеев, В. Р. Полозов, Б. Р. Ря- щенко характеризовали содержание закона перемены труда следующим образом: «Закон перемены труда вы­зывает подвижность функций рабочего, потребность смены родов деятельности и чередование различных занятий... требует сочетания разнообразных занятий и функций... В условиях действия закона перемены труда происходит постоянная смена рабочего персонала, об­щественных комбинаций процесса производства... За­кон перемены труда вызывает к жизни новый тип со­вокупного рабочего персонала, каждый член которого осуществляет ряд функций, свойственных данному коллективу... Перемена труда предполагает политехни­зацию производственной культуры, максимальное рас­ширение профиля работника. Следствием перемены труда является всестороннее развитие личности работ­ника, выявление и развитие разнообразных его спо­собностей и талантов»[69].

В этой развернутой характеристике действия закона перемены труда вызывают возражения утверждения о том, что закон перемены труда требует чередования различных занятий, что каждый член коллектива дол­жен осуществлять ряд функций, свойственных данному коллективу, а также характеристика всестороннего раз­вития личности как следствие перемены труда. Во- первых, чередование функций не обязательно, так как закон может проявиться и в переходе от одного вида деятельности к другому; закон требует способности к такому переходу. Во-вторых, каждый член коллектива должен быть способен к осуществлению не произволь­ного набора функций, но (после соответствующего обучения, совершенствования знаний и опыта) быть в состоянии поднять свой профессионализм до уровня современных требований производства. В-третьих, рас­суждения о всестороннем развитии личности суть ил­люзии идеологов социалистического строя. В контексте требований закона перемены труда речь может идти об универсальности рабочей силы, ее гибкости, многосто­ронности, приспособляемости как условию ее способ­ности к перемене труда.

Развернутая характеристика объективных основ и содержания перемены труда дана Д. П. Кайдаловым[70]. Он пишет:

1. Техническое совершенствование общественного производства, развитие комплексной механизации и автоматизации производственных процессов приводит к концентрации различных операций в единых техно­логических комплексах, постоянно вызывая к жизни все новые и новые трудовые процессы и требуя от ра­бочего умения их выполнять.

2. Концентрация различных производственных функ­ций в единых технологических комплексах, автоматиче­ских поточных линиях приводит к совмещению различ­ных специальностей одними и теми же работниками, к расширению их производственно-технического профиля.

3. Совмещение различных специальностей одним человеком, выполнение им различных видов работ возможно только путем их чередования, путем переме­ны различных видов труда, прежде выполнявшихся обособленными группами людей.

4. Перемена различных видов труда в деятельности каждого человека и каждой группы приводит к укруп­нению функций работников и «расширению их рабо­чего пространства».

5. Расширение комплекса совмещаемых специально­стей, видов выполняемых работ раздвигает границы тру­довой деятельности человека и тем самым создает условия для применения его способностей к перемене труда.

Главное требование закона перемены труда в его идеальном выражении состоит в том, чтобы частичного рабочего заменить индивидом, обладающим абсолют­ной пригодностью для изменяющихся потребностей в труде. Полное осуществление этого требования недос­тижимо, однако по пути его выполнения, с большим или меньшим успехом, идут практически все цивили­зованные, промышленно развитые страны. Данное тре­бование достигается в той или иной мере значитель­ным повышением общего и специального среднего и высшего образования, а также многочисленными и многообразными формами профессионального обуче­ния и переобучения и повышения квалификации.

Перемена труда может осуществляться во времени, в пространстве, а также во времени и пространстве од­новременно. При рассмотрении перемены труда во времени необходимо различать полное переключение с одного вида работы на другой, осуществляемое в боль­ших интервалах времени, и чередование различных ви­дов деятельности. Перемена труда в пространстве свя­зана с управлением комплексами автоматических сис­тем, включающих разнообразные виды работ. На со­временном этапе развития производительных сил закон перемены труда имеет три основные формы проявле­ния: перемена труда в границах данной профессии; переход от одного вида ра­боты к другому; сочетание основной ра­боты с различными видами деятельности на общественных началах.

По мере превращения науки в непосредственную производительную силу производство требует все более образованных и всесторонне развитых работников. Степень искусности наличного населения становится предпосылкой эффективного производства, а следова­тельно, главным условием накопления богатства, за­логом сохранения достижений предшествующего труда в труде живом. Следуя принципам формирования рын­ка рабочей силы, «общее образование как таковое все в большей мере становится профессиональной подготов­кой» и «именно знание основ наук дает работнику гиб­кость, приспособляемость, умение получить новую спе­циальность, если этого требует изменение условий ра­боты»[71]. Рост уровня образования работников, занятых в экономике США, за последние два десятилетия от­четливо просматривается в табл. 4.

Таблица 4

Уровень образования рабочей силы, занятой в экономике США

  Медианный уровень образования Доля
Статусные группы (число лет обучения)   групп
1970 г 1980 г. 1990 г (% к
        итогу,
        1990 г)
Специалисты 16,1 16,2 16,3 13,3
средней и высшей        
квалификации        
Управляющие и 12,2 12.4 12,7 10,1
предприниматели        
Конторские и 12,4 12,5 12,5 22,6
торговые работни­        
ки Квалифицирован­ 10,1 10,5 12,0 13,2
ные рабочие        
Работники обслу­ 9,2 9,6 11,5 12, 5
живания        
Полуквалифици­ 9,1 9,5 10,8 18,7
рованные рабочие        
Неквалифициро­ 8,3 8,5 9,5 4,8
ванные рабочие        
Фермеры и управ­ 8,5 8,6 9,1 2,4
ляющие фермами        
Сельскохозяйст­ 7,5 8,2 8,6 2,4
венные рабочие        
Всего 10,9 11,7 12,3 100,0

 

Источник-. Manpower Report of the President Washington. 1991. P

262, 304.

Применение науки к производству влечет за собой коренные изменения не только в функциях работни­ков, но и в общественных комбинациях процесса тру­да, в результате чего постоянно революционизируется разделение труда в обществе. За последние десятилетия кардинально изменилась структура занятости рабочей силы на рынках труда большинства промышленно раз­витых стран и приобрела вид, показанный на табл. 5. Изменяется и характер спроса на рынке труда. Значи­тельный рост сектора сервиса (включающего в себя бо- лес 60 % всей рабочей силы на европейских, азиатских и американских рынках труда) вызывает изменения в самой природе труда, приспосабливая его к разнооб­разным нуждам потребителей, порождает флуктуации в спросе на труд. Этот процесс можно охарактеризовать магическим словом в современной управленческой идиоме — «флексибилизация» (повышение гибкости в использовании рабочей силы). Оно означает способ­ность организации быстро и непрерывно адаптировать свое производство к спросу на товары и сервисные ус­луги рынка с учетом их качества и количества и одно­временно развивать стратегии замещения или удержа­ния рабочей силы для своих нужд.

Таблица 5 Уровень и структура занятости рабочей силы на рынках труда ряда стран (согласно классификации ООН) в 1993 году
\ Показа- Рабо Доля Доля Доля Доля Место
\ тели чая жен­ рабо­ рабо­ рабо­ среди
\ сила. щин в чей чей чей стран
\ % от составе силы в силы силы ООН по
\ чис рабо секторе в сек­ в сек­ индексу
\ лен- чей про- торе торе уровня
\ носги силы, мыш- сель­ сер жизни
\ насе % лен- ского виса, насе
\ ления   носги, % хо­зяйст­ % ления
Страны \       ва, %    
Япония
Канада
Швеция
США
Франция
Нидерланды
Германия
Дания
Бельгия
Беларусь

 

Источники 1 Human Development Report Country Human Development Indicators». New York, 1993.

2. Стат. данные Гос. Ком. Беларуси по статистике и анализу. Мн.. 1994.

Из табл. 5 следует, что промышленно развитые страны с высоким уровнем благосостояния имеют примерно одинаковые уровень и структуру занятости рабочей силы на рынках труда. Сравнение их показате­лей с соответствующими показателями Республики Бе­ларусь, которая относится к постсоциалистическим го­сударствам со средним национальным доходом и сред­ним уровнем жизни, позволяет сделать некоторые вы­воды. Главное, что характерно для всей группы госу­дарств постсоциалистического развития, — это обратно пропорциональное (по сравнению с западными эконо­миками) соотношение первичного (промышленность), вторичного (сельское хозяйство), третичного (сервис) секторов экономики. Если на западных рынках труда это соотношение в среднем составляет 30 : 10 : 60, то в отечественной экономике — 60 : 10 : 30. Неразвитость сектора сервиса —наследие тоталитарной экономию! — чрезвычайно сковывает экономическое развитие пост­социалистических государств и порождает значитель­ные проблемы в расширении функций закона переме­ны труда.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Перевороты в техническом базисе производства вызывают потребность в перемене труда по следующим причинам. Во-первых, меняя технику, технологию и организацию производства, они приводят к исчезнове­нию одних профессий и появлению новых. Во-вторых, они изменяют пропорции в балансе рабочей силы

2 Природа крупной промышленности обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего. Одновременно она воспроизво­дит старое разделение труда с его относительно усто­явшимися профессиями. Данное противоречие возни­кает и разрешается в ходе НТП и отражает существо отношений между законами разделения и перемены труда.

3. Ускоряющаяся подвижность трудовых функций — непреложное требование закона перемены труда.

4. Содержание закона перемены труда выражает объективные, существенные, непрерывно усиливаю­щиеся связи между изменениями в техническом базисе производства, с одной стороны, и функциями рабочих и общественными комбинациями процесса труда — с другой.

5. В контексте требований закона перемены труда речь идет об универсальности рабочей силы, ее гибко­сти, многосторонности, приспособляемости как усло­вии ее способности к перемене труда.

6. Главное требование закона перемены труда в его идеальном выражении состоит в том, чтобы частичного рабочего заменить индивидом, обладающим абсолют­ной пригодностью для изменяющихся потребностей в труде. В той или иной мере оно достигается повыше­нием образовательного уровня, а также многообразны­ми формами профессионального обучения и переобу­чения.

7. Общее образование как таковое все в большей мере становится профессиональной подготовкой и именно знание основ наук дает работнику гибкость, приспособляемость, умение получить новую специаль­ность, если этого требует изменение условий работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие изменения в техническом базисе производства вызывают потребность в перемене труда?

2. Назовите основное противоречие во взаимоотношении законов разделения и перемены труда.

3. Какие связи между требованиями технического базиса и харак­теристиками рабочей силы отражает закон перемены труда?

4. Назовите основные формы проявления закона перемены труда.

5. Какие требования закон перемены труда предъявляет к рабочей силе?

6. Чем различаются понятия «универсальная рабочая сила» и «всесторонне развитая личность»?

7. Какова роль образования в формировании универсальной рабо­чей силы?

8. Охарактеризуйте особенности проявления закона перемены тру­да в экономиках: развивающихся стран, постсоветских государств, ин­дустриально развитых стран.

Глава 5

Дата: 2016-10-02, просмотров: 275.