Закономерность разделения труда обусловлена исторически объективным процессом , создающим предпосылки экономического, политического и интеллектуального развития человечества. «Хотя разделение труда существует не со вчерашнего дня, — отмечал французский социолог Э. Дюркгейм, — но только в конце прошлого века общества начали осознавать этот закон, который до того времени управлял ими почти без их ведома»[54]. Несомненно, что уже в древности некоторые мыслители отмечали важность обособления трудовых функций, но первым, кто попытался разработать теорию разделения труда, был Адам Смит, создавший сам этот термин. Он считал, что разделение труда отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое порождается им: оно представляет собой последствие — хотя и очень медленно и постепенно развивающееся — определенной склонности человеческой природы, а именно склонности к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой[55].
В организационно-техническом аспекте разделение труда соотносится с изменением его содержания как способа связи производителя со средствами производства, определяемого уровнем развития производительных сил. В социально-экономическом аспекте разделение труда соотносится с изменением его характера как способа связи производителя со средствами производства, определяемого уровнем развития производственных (экономических) отношений. Прокладывая себе дорогу стихийно и в то же .время как объективная необходимость, данный закон определяет динамику разделения труда на его различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, квалифицированный и неквалифицированный, исполнительский и управленческий и др.) и одновременно — основу деления общества на социальные группы занятых названными видами труда и отношения между группами в зависимости от их социального статуса и престижа труда.
Закон разделения труда наиболее ранний из всех, зародился еще в рабовладельческом обществе, в условиях почти полного отрыва умственной деятельности от задач материального производства. Греческие мыслители активно отстаивали идеи естественной природы разделения между умственным и физическим трудом. Так, Платон общественное разделение труда сделал основным принципом построения своего идеального государства[56]. Ксенофонт обосновывает презрение общества к занятиям низкими ремеслами тем, что они «разрушают тело у занимающихся ими... а у кого тело расслаблено, у тех и душа становится слабее»[57]. Сенека считал, что «ничтожными являются занятия ремесленников, которые заключаются в ручном труде и предназначены для удовлетворения жизненных потребностей»[58]. Аристотель в защиту социального разделения труда писал: «В государстве, пользующемся наипрекраснейшей организацией и объединяющем в себе мужей абсолютно справедливых... граждане не должны вести жизнь, какую ведут ремесленники или торговцы; граждане проектируемого нами государства не должны быть и землепашцами, так как они будут нуждаться в досуге и для развития своей добродетели, и для занятия политической деятельностью»[59].
Существенными чертами разделения труда в античную эпоху было развитие кооперации труда, без которой оснащенный примитивными орудиями труд рабов не мог бы обеспечить выполнение титанических работ. Здесь особенно ясно видна справедливость того, что «труд организуется и разделяется различно, в зависимости от того, какими орудиями он располагает»[60]. Разделение труда в обществе и мастерской осуществлялось не ради сокращения затрат времени на изготовление единицы продукции, а ради достижения совершенства продукта. Это обусловливалось натуральным характером рабовладельческого производства, заинтересованностью работника не в стоимости, а в потребительской стоимости. Сохранение этого принципа благотворно влияло на развитие производительных сил работника. Даже в условиях рабства происходил процесс накопления знаний у народа.
Особенности разделения труда в феодальную эпоху связаны с характером феодальной собственности, ибо рожденная разделением труда собственность оказывает сильное обратное влияние на разделение труда. В соответствии с двумя формами собственности (земельной — феодалов и корпоративной — ремесленников) приобретало все более резкие черты общее разделение труда на сельскохозяйственный и ремесленный. Тот факт, что концентрация собственности в городе становилась меньше, чем в деревне, обусловил утрату городом своего былого господства. Начало коренных перемен связывалось с обособлением в городах торговли от производства и концентрацией торговых связей в руках особого слоя — купцов. Отделение производства от торговли вызвало новое разделение труда — между городами. Следствием разделения было возникновение мануфактур, определяющих разделение труда внутри предприятия.
В технико-организационном аспекте мануфактуры представляли собой необходимый исторический этап прогрессивного развития производства, становления его стройной организации (хотя и на эмпирической основе) в интересах повышения производительности труда. В социально-экономическом аспекте мануфактура являла собой особый метод производства относительно прибавочной стоимости, отражающий уровень развития социально-экономических отношений в обществе. Вместе с тем разделение труда внутри мастерской выявило свое разрушительное действие на личность работника: разделение труда на умственный и физический достигло своего апогея; резко увеличилась дистанция между уровнем знаний и культуры представителей умственного и физического труда; духовные потенции материального процесса производства выступили как чуждая собственность и сила, господствующая над рабочим.
Сила разрушительного действия разделения труда на личность рабочего в мануфактурный период была так велика, что философы, социологи, историки выражали глубокую озабоченность судьбами прогресса человечества. «Человек, — писал А. Смит, — вся жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций... не имеет случая и необходимости изощрять свои умственные способности или упражнять свою сообразительность и становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо. Его ловкость и умение в его специальной профессии представляются приобретенными за счет его умственных, социальных и волевых качеств. Но в каждом развитом цивилизованном обществе именно в такое состояние должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, т. е. главная масса народа»[61].
Однако именно мануфактурное разделение труда создало предпосылки возникновения крупной машинной индустрии. Приближение ко все большей синхронности операций положило начало стройной организации производства и непрерывности производственных процессов. На основе этих предпосылок и осуществлялась промышленная революция XVIII — первой половины XIX в., сущность которой в грандиозном скачке уровня производительности общественного труда, осуществленном путем замены мануфактурного производства производством, основанным на применении системы машин.
Итак, разделение труда меняет качественно свой характер и становится из эволюционного революционным, когда наука превращается в необходимый компонент производства. Первое проявление воздействия науки на разделение труда внутри предприятия выразилось в том, что в системе машин разделение труда стало определяться объективным производственным механизмом (в противоположность мануфактуре, где оно обусловливалось субъективным фактором).
Второе проявление воздействия науки на разделение труда внутри предприятия состоит в том, что «машинное производство уничтожает необходимость ма- нуфактурно закреплять... распределение, прикреплять одних и тех же рабочих навсегда к одним и тем же функциям[62]. Это воздействие науки на разделение труда таит в себе возможность преодоления профессиональной деградации и удовлетворения возникающей объективной потребности производства в универсальной рабочей силе. Воплощаясь в автоматические системы машин, наука постоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих, требуя их переучивания.
Третье проявление воздействия науки на разделение труда внутри предприятия связано с главным направлением в изменении функций совокупного рабочего: внедрение в производство научных достижений изменяет пропорции между совокупностью функций, связанных с затратой умственной энергии, и сокращает объем исполнительских функций, связанных преимущественно с затратами физической энергии. Соотношение затрат умственного и физического труда становится главным показателем научно-технического прогресса. По мере развития этой закономерности разделение труда становится главным фактором развития универсальной рабочей силы на рынке труда.
Превращение науки в непосредственную производительную силу в мировом капиталистическом хозяйстве влечет за собой коренные изменения не только в функциях рабочих, но и в общественных комбинациях процесса труда, в результате чего революционизируется разделение труда в обществе. Изменения в общественном разделении труда, следующие за каждым крупным усовершенствованием, непрерывно бросают массы капитала, а значит, и массы рабочих из одной отрасли в другую. Если до середины XX в. определяющее воздействие на экономику США оказывало небольшое число отраслей (электроэнергетика, строительство железных дорог, автомобилестроение), то в 80—90-е годы на экономику активно воздействуют примерно 180 новых видов производства (атомная промышленность, ракетостроение, станкостроение с программным управлением, микроэлектроника и др.).
Непрерывно возникают новые, экономически выгодные направления и поглощают огромные массы рабочей силы. Новые отрасли производства создаются на новой технической основе, а традиционные отрасли, стремясь выстоять в конкурентной борьбе, проводят модернизацию. По мере оснащения отраслей новейшими достижениями науки и техники происходит процесс выталкивания рабочей силы из сферы производства. Так, в 1900 г. удельный вес «белых воротничков» в общей численности занятого населения США составлял 17,6%, в 1940 г. - 31, в 1970 г. - 44, в 1989 г. - 58, в 1990 г. - 65 %' (для сравнения: по Республике Беларусь число служащих составляло в 1991 г. 27,8 %, рабочих — 59,1, колхозников — 13,1 %)'. Таким образом, рево- люционизация разделения труда связывается с изменением структуры совокупной рабочей силы, характеризуемой резким увеличением удельного веса работников умственного труда и уменьшением работников труда физического.
Разделение труда и развитие системы образования. В противоборстве различных тенденций в развитых странах складывается ситуация, характеризуемая тем, что абсолютные объемы затрат на образование и профессиональную подготовку и переподготовку возрастают. В результате повышается уровень образования и профессиональной подготовки. Например, в США с 1960 по 1980 год доля национального дохода почти не увеличилась, тогда как удельный вес расходов на образование растет весьма существенно, равно как и доля расходов на науку (табл. 2).
Таблица 2
Доля расходов на производственные капиталовложения, науку и образование в США (% к национальному доходу)
Источники: 1 . Historical Statistics of the United Slates. Washington, 1991 P 139. 2. Statistical Abstract of the United States Washington. 1991 P. 313, 519. |
Современному производству необходимы образованные люди. Ради удовлетворения этой потребности промышленно развитые страны из года в год увеличивают удельный вес учащихся по отношению ко всему населению. В США с 1900 по 1990 год доля учащихся по отношению к населению в возрасте 5—17 лет увеличилась от 78 до 95 %'.
Для автоматизированных производств нужны люди как минимум со средним обшим образованием, продолжающие профессиональную подготовку на многочисленных и многоуровневых курсах обучения и переобучения различным профессиям. Если в 1900 году число выпускников средних школ США составляло 6,4% населения в возрасте 17 лет, то в 1990 году оно поднялось до 80% населения этой возрастной группы. По мере развертывания научно-технического прогресса происходит ослабление различий в образовательном уровне работников физического и умственного труда. В США в 1990 году срок обучения для рабочих физического труда составил от 10,5 до 12,1 года (в зависимости от квалификационной группы), для конторских и торговых служащих — 12,6, а для административных работников — 12,7 года[63].
В социально-стратифицированном обществе общее повышение уровня образования не снимает социальных различий (табл. 3), но переносит их с экономического на профессиональный уровень: различия между людьми с разным уровнем знаний. Экономическое расслоение уменьшается в связи с повышением оплаты более сложного труда высокообразованных работников. Более существенным становится отраслевое и профессиональное расслоение, связанное с социальным и профессиональным статусом в общественной иерархии. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что средний класс, вопреки предсказаниям К. Маркса, в течение XX столетия увеличивался наиболее интенсивно и темп этого увеличения выше, чем темп роста числа наемных рабочих.
Социальные группы | Удельный вес социальной группы (% к населению) | Учащиеся соответствующих возрастов | Из них (% к возрастной ipynne) | ||
выбывают из средней школы | заканчивают среднюю школу | поступают в вуз | |||
Верхний со | 9,5 | 5,3 | 15,7 | 79,0 | |
циальный | |||||
слой | |||||
Средняя и | 27,2 | 12,7 | 45,4 | 41,9 | |
верхняя часть | |||||
мелкой бур | |||||
жуазии | |||||
Мелкая бур- | 38.5 | 39,0 | 40.2 | 20.8 |
Таблица 3 Зависимостьобразования от социального происхождения в США |
жуазия и рабочая аристократия Рабочие |
24,5 |
67,5 30,5 2,0 |
Источник. Social Forces Influencing American Education. Ed by N. B. Hemy. Chicago, 1981.
Усиление разделения труда в промышленно развитых странах сопровождается повышением отраслевой и профессиональной мобильности в немалой мере за счет эффективности действия такого канала социальной циркуляции, как образование. Среднее общее образование, имеющее массовый характер, является предпосылкой серьезной профессиональной подготовки, а среднее и тем более высшее специальное образование дает реальный шанс закрепиться в среднем классе мобильного общества. Средний класс, составляя в среднем 2/3 населения цивилизованного государства, являет собой мощную социальною группу, способствующую достижению общественных компромиссов с помощью Демократических институтов. Таким образом, разделение труда, побуждая рабочую силу к непрерывной отраслевой и профессиональной мобильности, способствует одновременно (посредством активизации каналов социальной циркуляции) ее социальному продвижению и закреплению в среднем классе общества. Последний становится гарантом стабильных механизмов выработки общественного согласия, способствующих в свою очередь дальнейшему развертыванию научно-техничес- кого и социального прогресса.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. «Хотя разделение труда существует не со вчерашнего дня, но только в конце прошлого века общества начали осознавать этот закон, который до того времени управлял ими почти без их ведома» (Э. Дюркгейм).
2. Данный закон определяет динамику разделения труда на его различные виды и одновременно — основу деления общества на социальные группы, занятые названными видами труда, и отношения между группами в зависимости от их социального статуса и престижа труда.
3. Разделение труда меняет качественно свой характер и становится из эволюционного революционным, когда наука превращается в необходимый компонент производства.
4. Соотношение затрат умственного и физического труда становится главным показателем научно-технического прогресса. По мере развития этой закономерности разделение труда становится главным фактором развития универсальной рабочей силы.
5. Революционизация разделения труда связывается с изменением структуры совокупной рабочей силы, характеризуемой резким увеличением удельного веса работников умственного труда и уменьшением работников труда физического.
6. Усиление разделения труда в промышленно развитых странах сопровождается повышением отраслевой и профессиональной мобильности за счет эффективности действия такого канала социальной циркуляции, как образование.
7. Разделение труда, побуждая рабочую силу к непрерывной отраслевой и профессиональной мобильности, способствует ее социальному продвижению и закреплению в среднем классе общества. Последний становится гарантом стабильности механизмов выработки общественного согласия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Возможно ли развитие общества без разделения труда? Если нет, то в силу каких причин?
2. Можно ли влиять на функционирование и развитие закона разделения труда?
3. Чем было обусловлено разделение труда в античную эпоху?
4. С чем связаны особенности разделения труда в эпоху феодализма?
5. Каким образом закон разделения труда проявляет себя при капиталистическом способе хозяйствования[64]
6. Какова роль науки в процессе производства и каким образом она воздействует на разделение труда?
7. Проанализируйте процессы формирования профессионального среднего класса как важнейшего социального последствия разделения общественного труда.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 279.