Урок 121. Единственное и множественное число имен существительных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели: формировать умение изменять имена существительные по числам; учить определять число имен существительных, упо­треблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамот­ного письма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; исполь­зовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении при­знаков части речи.

Оборудование: картинки или фотографии для словарной работы.

Ход урока

V. Организационный момент

VI. Актуализация знаний

Игра «Лесная прогулка»

— Представьте, что вы отправились в лес на прогулку. Запи­шите, каких животных можно встретить в лесу.

(Учитель показывает рисунки или фотографии вороны, зайца, лисицы, медведя, лягушки, крокодила, собаки, коровы.)

Урок 121. Единственное и множественное число имен существительных 275

Орфографическая минутка

CCCXXXVI.Вставьте пропущенные буквы.

Холо.. сковал землю. Дерев..я покрыты ..неем. С бере.. сыпались СН..Ж..НКИ. Под н..гами хрустел сне... Сн..гири прыгали по ш..шкам елей.

Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.) сосны е..сна

хлеба хле..

грибы гри..

травы тр..ва

CCCXXXVII.По какому признаку слова объединены в группы?

CCCXXXVIII.Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные сло­ва первого столбика.

CCCXXXIX.Сделайте вывод: как изменение формы числа имени суще­ствительного может помочь в правописании?

CCCXL.Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена суще­ствительные по числам и использовать это при подборе проверочных слов.

Работа по теме урока

Упр. 108 (с. 63).

(Выполнение с комментированием.) Упр. 109 (с. 63).

CCCXLI.Какая форма числа являлась проверочной для слов первой группы? (Форма множественного числа.)

CCCXLII.Какая форма числа являлась проверочной для слов второй группы? (Форма единственного числа.)

Физкультминутка

Мы — листики осенние, На ветках мы сидим. Но если дунет ветер, Мы быстро полетим. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Мы немного полетали, Ветер стих, и мы устали, Стали тихо оседать, Чтоб на травушке поспать.

Закрепление изученного материала

Упр. 110 (с. 63).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная прокеркл >

 

CCCXLIII.Как мы подбирали проверочное слово при проверке без­ударных гласных и парных согласных? (Мы изменяли форму имени существительного.)

Рефлексия

CCCXLIV.Подберите проверочное слово, изменяя имена существи­тельные по числам. Вставьте пропущенную букву.

Вариант I. Безударные гласные. Ст..кло, д..жди, к..льцо, р..са, к..тята.

Вариант II. Парные согласные. Бере.., алма.., гру.., е.., бро..ь, жира...

(Проверка - обмен тетрадями, самооценка с помощью «све­тофора».)

Подведение итогов урока

CCCXLV.Какие умения мы сегодня совершенствовали?

CCCXLVI.Как это может помочь при написании слов с орфограммами?

CCCXLVII.Все ли вам было понятно?

CCCXLVIII.Где допустили ошибки?

CCCXLIX.Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 112 (с. 64).

Урок 1 2 2. Единственное и множественное число имен существительных

Цели: формировать умения употреблять в речи формы един­ственного и множественного числа, определять число имен суще­ствительных; дать понятие об именах существительных, не изме­няющихся по числам; развивать творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных - число; изме­нять имена существительные по числам; различать однокоренные слова и форму слова; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Оборудование: картинки или фотографии для словарной работы. Ход урока

LII. Организационный момент

LIII. Актуализация знаний

1. Словарная работа

CCCL.С каким словарным словом вы познакомились при выпол­нении домашнего задания? (Топор.)

CCCLI.Спишите пословицу, вставьте непроверяемую безударную гласную в словарное слово.

Что написано пером, того не вырубишь т..пором.

CCCLII.Как вы понимаете смысл этой пословицы? 2. Орфографическая минутка(Предупредительно-объяснительный диктант.)

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои... Идет — по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде.

И.А. Некрасов

Самоопределение к деятельности

CCCLIII.Прочитайте имена существительные. Попробуйте образо­вать от них форму единственного числа.

Ножницы, клещи, коньки, брюки.

CCCLIV.Прочитайте следующую группу имен существительных. Образуйте от них форму множественного числа.

Сахар, грусть, соль, молоко.

CCCLV.Что удивительного вы заметили?

CCCLVI.Сегодня на уроке мы познакомимся с такими именами су­ществительными и поучимся их употреблять в речи.

Работа по теме урока

Упр. 111 (с. 64).

(Выполнение с комментированием.) Упр. 114 (с. 65).

(Коллективное выполнение с комментированием.)

Физкультминутка

В понедельник я купался, {Изобразить плавание.) А во вторник рисовал, (.Изобразить рисование.) В среду долго умывался, (Изобразить умывание.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я бегал, прыгал, (Прыжки на месте.) Очень долго танцевал.

(Покружиться.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Сесть на корточки, руки под щеку.)

CCCLVII. Развитие речи

Упр. 113 (с. 65).

(Коллективное чтение текста. Работа в группах. От каждой группы выходит по одному представителю. Выбирается самый оригинальный текст.)

CCCLVIII. Рефлексия

(Учитель показывает картинки, учащиеся записывают в пер­вый столбик имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, во второй столбик — суще­ствительные, которые употребляются только в форме множест­венного числа.)

Ножницы, земляника, коньки, метро, молоко, Россия, сахар, урожай. (Фронтальная проверка. Самооценка с помощью «свето­фора».)

Дата: 2016-10-02, просмотров: 296.